«Пуля» профессора Галлодета. Рекордный и гоночный самолет Gallaudets A-1 Bullet. США

13

Содержание:

Предисловие редакции: Bullet (пуля) должен был стать самым быстрым самолетом в мире, отобрав у французов множество рекордов. Однако широко разрекламированные гонки 1912 года на приз Гордона-Беннета закончились полным провалом для хозяев из США.

Обладая стремительным внешним видом и идеальной обтекаемой формой, Bullet должен был стать самым быстрым самолетом в мире. По крайней мере, таковым было высказанное летом 1912 года намерение американского профессора Эдсона Фессендена Галлодета. В то время Франция по праву считалась ведущей авиационной державой, а Жуль Ведрин был самым быстрым пилотом в мире. Не было более скоростного самолета, чем его моноплан Deperdussin – по крайней мере во Франции. Однако из далекого Нью-Йорка доходили слухи, что в апреле этого же года летал еще более скоростной самолет под названием Bullet (пуля), что за пределами Соединенных Штатов было расценено, разумеется, как первоапрельская шутка. Лишь позднее выяснилось, что к этому моноплану, разработанному и изготовленному компанией Gallaudet Engineering Company, следует отнестись серьезно, поскольку в его конструкцию было внедрено множество технических новинок, а сам самолет, по сути, намного опередил свое время.

Конструктором и пилотом этой необычной машины был доктор Эдсона Фессендена Галлодета, который происходил из богатой семьи и обладал выдающимися техническими способностями. Эдсон Галлодет учился в Йельском университете и даже работал там профессором физики с 1897 по 1900 год. Ранее он экспериментировал с гошированием крыльев летательных аппаратов и провел их практическую проверку беспилотном коробчатом воздушном змее Hydro-Bike. Однако он не запатентовал свое изобретение.

Когда в один прекрасный день известный Йельский университет решил, что его репутация находится под угрозой из-за

«технических махинаций»

одного из преподавателей, Эдсон Галлодет незамедлительно заявил об увольнении и переехал в Дейтон, штат Огайо, где на некоторое время присоединился к братьям Райт. Вскоре после этого братья Райт по-своему выразили свою благодарность Эдсону Галлодету, заявив об идее перекашивания консолей крыла – предшественнике элеронов – и незамедлительно подали заявку на патент.

Aeroplane № 1 был не совсем удачным

В 1908 году в Норвиче, штат Коннектикут, Эдсон Галлодет основал первый в Соединенных Штатах авиастроительный завод. Год спустя Галлодет на этом заводе изготовлен и испытал свой первый самолет, получивший наименование Aeroplane No. 1. Этот похожий на скелет поплавковый гидросамолет был похож на гидросамолет, созданный французом Анри Фабром (Henri Fabre) годом ранее, и во время испытаний никак не желал отрываться от воды. В конце концов, это побудило бывшего профессора посещать летные занятия у братьев Райт и получить американскую лицензию пилота за №2 а также французское свидетельство о прохождении лётной подготовки. Описанный в недавно опубликованном романе «Воздушная торпеда» (Aero-Torpille) французских авторов Полана (Paulhan) и Татена (Tatin) элегантный моноплан с задним винтом произвел настолько сильное впечатление на Эдсона Галлодета, что он захотел принять участие в знаменитых гонках на приз Гордона-Беннета с самолетом аналогичной компоновочной схемы.

Совместно с Берджессом и Рексом Эдсон Галлодет разработал абсолютно новый самолет A-1 Bullet, в котором особое внимание было уделено достижению хорошей аэродинамический формы с минимально возможным сопротивлением. Силовая установка в виде расположенного в носовой части фюзеляжа двухрядного ротативного двигателя Gnôme, который развивал мощность 100 л.с. и с помощью трубчатого стального вала длиной 5,20 метров и диаметром 51 миллиметров приводил в движение деревянный трехлопастной толкающий винт производства компании Aragon (диаметр 1,92 метр). Приводной вал опирался на четыре шарикоподшипника, установленных на расстоянии одного метра друг от друга, при этом ротативный двигатель массой 120 кг, вращающийся вокруг коленчатого вала, в значительной степени подавлял вибрации. Многочисленные отверстия в алюминиевой носовой части фюзеляжа использовались для поступления охлаждающего воздуха. Остальная часть фюзеляжа представляла собой каркас из стальных труб. Консоли крыла, длина хорды которых увеличивалась к фюзеляжу, имели деревянную конструкцию со стальным трубчатым лонжероном. Силовой набор покрывался двумя слоями полотна компании Goodyear.

Пилот располагался на велосипедном сиденье, установленном на приводном валу, и был полностью занят. Он должен был управлять рулями высоты и направления с помощью ручных рычагов, гошировать крыло с помощью ножных педалей и, наконец, угол установки крыла с помощью маховика, расположенного между его ногами. Размах крыла самолета составлял 9,73 метров, общая площадь крыла – 18,6 кв. метров, а общая длина – 6,28 метров. При массе пустого самолета в 385 кг взлетная масса составляла почти 600 кг; полезная нагрузка включала в себя пилота, 174 литров бензина и 45 литров касторового масла.

на данном продольном сечении гоночного и рекордного самолета Gallaudets A-1 Bullet показаны двигатель, масло и два топливных бака, сиденье пилота, приводной вал и задний винт Чертеж Андерса Брууна (Anders Bruun)

на данном продольном сечении гоночного и рекордного самолета Gallaudets A-1 Bullet показаны двигатель, масло и два топливных бака, сиденье пилота, приводной вал и задний винт Чертеж Андерса Брууна (Anders Bruun)

Гвоздь программы первого аэрошоу остался на земле

В мае 1912 года гоночный самолет Gallaudets A-1 Bullet был главной достопримечательностью проводившегося в Нью-Йорке «Первого аэрошоу». Во время этой выставки стало известно, что еще в предыдущем месяце конструктор в районе Хэмпстед-Плейнс (Hempstead Plains), округ Нассау, штат Нью-Йорк, начал летные испытания A-1 Bullet, во время которых самолет регулярно достигал скорости около 180 км/ч.

конструктор и пилот Эдсон Ф. Галлодет готов поднять в воздух A-1 Bullet; весна 1912 года. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

конструктор и пилот Эдсон Ф. Галлодет готов поднять в воздух A-1 Bullet; весна 1912 года. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

гоночный и рекордный самолет Gallaudets A-1 Bullet был главной достопримечательностью проводившегося в Нью-Йорке авиашоу. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

гоночный и рекордный самолет Gallaudets A-1 Bullet был главной достопримечательностью проводившегося в Нью-Йорке авиашоу. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

изображение страницы из рекламной брошюры гоночного и рекордного самолета Gallaudets A-1 Bullet. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

изображение страницы из рекламной брошюры гоночного и рекордного самолета Gallaudets A-1 Bullet. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

Как и ожидалось, возникли трудности с работой силовой установки и управляемостью, а затем жесткая посадка с высоты около двенадцати метров окончательно решила судьбу A-1. В родственной машине A-2 использовалось больше алюминия, поперечное сечение фюзеляжа было увеличено за счет стрингеров, а хвостовое оперение было увеличено. A-2 получил 120-сильный 14-цилиндровый ротативный двигатель Gnôme, который был полностью скрыт внутри передней части фюзеляжа. Гоночный самолет Bullet II, собственная масса которого увеличилась до 410 кг, должен развивать скорость 220 км/ч и, как говорилось в сообщении, быть

«в два раза быстрее, чем другие самолеты.»

Первый и в то же время последний полет самолета Bullet II состоялся 24 июля 1912 года. После резкого старта машина почти вертикально набрала высоту, перевернулась и упала на землю с высоты около 120 метров. Получивший серьезные повреждения пилот и не помышлял о сдаче, однако обстоятельства были сильнее его. Впрочем, и у других американских участников также возникли трудности, и победителем гонок 1912 года на приз Гордона-Беннета стал француз Жюле Ведрин.

гоночный и рекордный самолет Gallaudets A-2 Bullet II перед своим единственным полетом. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

гоночный и рекордный самолет Gallaudets A-2 Bullet II перед своим единственным полетом. Снимок из архива Фердинанда Кэсмана

источник: Ferdinand C. W. Käsmann «Gallaudet Bullet. Schön unglücklich» «Klassiker der Luftfahrt» 2015-06, Seiten 30-31

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-pulya-professora-gallodeta-gallaudets-a-1-bullet

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account