Проекты истребителей с крылом изменяемой геометрии Breguet Br 122. Четвертый проект
На датированном 1963-64 годами техническом чертеже компании Breguet представлен двухместный двухмоторный самолет с крылом изменяемой геометрии и с размерами, которые вполне сопоставимы с размерами знаменитого американского самолета General Dynamics F-111 (размах крыла 7,35/18,00 метров, длина 23,10 м). По всей видимости данный проект представлял собой скорее своеобразное упражнение по поддержанию уровня инженерного персонала, нежели чем проект по созданию реального самолета. Однако в этой разработке были учтены опыт, полученный при работе над проектами Br 122, и поэтому очень интересно отметить некоторые его особенности:
- каждая консоль крыла сочленялась с фиксированной частью крыла не вокруг простого шарнира большого диаметра, а относительно меньшего по размерам подвижного элемента, который изменял свое положение с помощью круговых элементов и роликов. Данное техническое решение должно было обеспечить передачу усилий путем их распределения с очевидными преимуществами: возможностью использования классической конструкции и снижением массы. Уменьшенный поперечный размер шарнира упрощал траекторию и геометрию прохождения органов управления полетом.
- в положении максимальной стреловидности крыло сливалось с горизонтальным оперением и была предусмотрена блокировка, которая должна была обеспечить распределение части усилий назад. В данной конфигурации, уже опробованной на проектах Br 122 A и Br 122 B, самолет при максимальном угле стреловидности консолей стал бы полноценным самолетом-бесхвосткой с треугольным крылом.
- система изменения стреловидности крыла включала подвижные корневые части крыла, перемещение которых было синхронизировано с изменением угла стреловидности консолей. Этим конструкторы компании Breguet планировали серьезно уменьшить проблемы центровки и, следовательно, необходимость перекачки топлива в зависимости от конфигурации.
Важность проекта позволила разместить кресла членов экипажа бок о бок (размеры мидель-шпангоута 1,50 × 1,70 метр) и установить РЛС с антенной большого диаметра.
Во Франции сложившиеся экономические условия заранее ставили крест на разработке столь амбициозного самолета. Позднее в воздух поднялись прототипы Mirage G/Mirage G8. Машины компании Dassault имели меньшие размеры, но и от них по финансовым причинам были вынуждены отказаться.
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.286-289
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekty-breguet-122-02