Рассказ о Bantam BRC 60 из коллекции Музея Внедорожных Машин, г. Самара
За первую половину XX века автомобили прошли долгий путь развития. Касается это и военных автомобилей. От диковинных самобеглых аппаратов они дошли до статуса настоящих рабочих лошадок, которые сыграли ключевую роль в ряде конфликтов. В полной мере это касалось и Второй мировой войны, где автомобили применялись в огромных количествах. Помимо увеличения количества выпущенных машин, постоянно шел процесс появления новых классов военных машин, которые, в свою очередь, делились на различные узкоспециализированные варианты.
Среди машин, родившихся в годы Второй мировой войны, особенно стоит отметить такой класс, как джипы. Первые предпосылки к созданию таких машин появился еще в середине 30-х годов. Но всерьёз ими занялись в 1940 году. Несмотря на то, что первый джип создали японцы, по-настоящему тема того, что позже назвали джипом, выстрелила у американцев. Первым настоящим джипом, то есть легкой многоцелевой машиной с полным приводом, выполнявшей функции разведчика, машины связи и легкого артиллерийского тягача, стал Bantam BRC 60. Машина очень редкая, но один из 69 автомобилей данной модели ныне есть в России, а именно в Музее Внедорожных Машин, г. Самара.
Для начала, следует пояснить, что такое джип и откуда он взялся. Еще в 20-е годы образовался такой класс машин, как кюбельваген. Речь идет о машине-разведчике на шасси гражданского легкового автомобиля, с упрощенным кузовом, часто без дверей. Немцы не были изобретателями таких машин, на самом-то деле они просто позаимствовали идею американских «скаутов», которые появились еще под занавес Первой мировой войны. Другое дело, что именно немцы сделали кюбельвагены массовым явлением. Кроме того, они чем-то похожи на джипы, что нередко приводит к заблуждению, мол кюбельваген и джип — это одно и то же.
Так вот, это на самом деле автомобили разного класса. То, что именуют как кюбельваген, стоит классом выше. Это «нормальный» автомобиль с 4 полноценными посадочными местами и грузоподъемностью 400 кг (точнее 406 кг, или 8 хандредвейт). А вот джип изначально имел грузоподъемность 250 кг, более того, он произошел скорее не от автомобиля, а как альтернатива мотоциклу с коляской. Изначально что Type 95 Kurogane, что американские джипы, что пилотный ГАЗ-64 являлись трехместными машинами, то есть посадочных мест как у мотоцикла с коляской.
Появление джипа напрямую связано с проблемами, которые возникли в ходе эксплуатации мотоциклов с коляской. Пока мотоцикл едет по дороге, всё хорошо, но на проселке коляска начинала работать как якорь. Во второй половине 30-х годов начались работы по установке привода на коляску. Но в то же время появилась идея создания маленького трехместного полноприводного автомобиля, который выполнял те же функции, что и мотоцикл с коляской. Упомянутый Type 95 Kurogane даже мотор имел почти как у мотоцикла. При этом японцы от мотоциклов с коляской не отказались, их выпустили в разы больше, чем первый джип.
История американских джипов началась в апреле 1937 года, когда на испытания вышел Howie machine gun carrier. Разработан он был под руководством капитана Роберта Хоуи, причем концепция оказалась совсем иной. В Форт-Беннинг создали двухместный пулеметовоз, причем американские военные исходно под джипом подразумевали именно такую машину. Об этом прямо намекает исходная спецификация, подготовленная 19 июня 1940 года. Согласно ей, боевая масса машины составляла всего 1300 фунтов (589 кг), а это как раз очень похоже на бешеную табуретку капитана Хоуи.
Впрочем, у American Bantam Car Co. и нанятого ей инженера Карла Пробста, который за считанные дни создал свою концепцию машины-разведчика, взгляд на подобную машину был совсем иным. Там видели маленький, но всё же полноценный автомобиль. Надо сказать, что American Bantam уже пыталась продвигать Bantam Model 60 Roadster в армию, но смешной автомобильчик положительного отклика военных не вызвал. Взяв за основу эту машину, Пробст создал своё видение машины-разведчика, которое появилось 17 июня 1940 года. Два дня спустя военные появились в Батлере, штат Пенсильвания, после чего появилась упомянутая спецификация. Впрочем, все производители, которые далее занимались джипами, ее проигнорировали.
Надо сказать, что легкой жизни у Пробста и American Bantam не получилось. Маленькая фирма, выпускавшая маленькие автомобильчики, оказалась на пути автомобильных гигантов. Сначала она проложила путь для всех остальных, взаимодействуя с военными (прежде всего из Лагеря Холаберд). А затем, 11 июля 1940 года, был объявлен конкурс на создание такой же машины. Разослали предложение 135 фирмам, с очень жесткими требованиями. Спустя 11 дней требовалось предоставить предложение, а спустя 49 дней подготовить опытный образец. Так появились Willys Quad и Ford Pigmy.
Несмотря на такой поворот событий, American Bantam Car Co. имела немалую фору по времени. Самое же главное, что шло прямое взаимодействие с военными, которые несколько изменили требования. Помимо функции машины-разведчика, они также захотели использовать ее и как тягач 37-мм противотанковой пушки M3. Требование опциональное, но хорошо показывающее, что кинокомедия «Войны Пентагона» — это абсолютно историчный фильм. Желание военных часто превращает микроскоп в молоток.
Так или иначе, но American Bantam Car Company к августу 1940 года подготовила проект своей машины-разведчика. 23 сентября того же года был готов опытный образец автомобиля, который часто называют Bantam Pilot (он же Bantam Mk.I, есть и другие названия). Более известен индекс Bantam BRC, то есть Bantam Reconnaissance Car. Начались интенсивные испытания на территории Лагеря Холаберд, в ноябре 1940 года к ним присоединились опытные образцы Willys Quad и Ford Pigmy.
На этом этапе American Bantam вырвалась вперед: было подписан контракт №8269 на выпуск 70 полноприводных машин-разведчиков. Из них 1 машина пилотная, остальные 69 получили обозначение Bantam BRC 60. Из этой пилотной серии 8 машин делались полноуправляемыми. Машины получили серийные номера 1001-1070 и регистрационные номера U.S.A. W-2015324-W-2015393. Изготовили их в ноябре-декабре 1940 года. 40 машин ушло в пехоту, 20 кавалерии и 10 полевой артиллерии.
Опыт эксплуатации первых «бантиков» привел к созданию более совершенной и массовой модели Bantam BRC 40, выпуск которых начался с марта 1941 года. Что же касается Bantam BRC 60, то этот автомобиль создавался скорее как «ознакомительный», то есть в боевых действиях он не участвовал. Тем не менее, эти автомобили имеют огромную историческую ценность. Bantam BRC 60 стал первым полноценным джипом, то есть многоцелевой машиной, которая могла использоваться более широко, чем автомобиль-разведчик. Причем военные очень быстро стали искать ей дополнительное применение.
До наших дней сохранилось 7-8 машин модели Bantam BRC 60, плюс реплика пилотного образца. Надо сказать, что у людей, которые ведут реестр сохранившихся машин, местами с логикой беда. Они порой записывают вполне настоящие автомобили в реплики. Более того, той машины, которая является героем данного материала, по их мнению вообще не существует. Ну тут можно только улыбнуться и пожать плечами. Эти же люди, в своё время, писали о том, что в СССР Bantam BRC 40 не было, и даже доводы в виде документов их не убеждали. Поэтому не будем об альтернативных умах.
Естественно, в 1300 фунтов массы вписаться было невозможно. На самом деле боевая масса Bantam BRC 60 составила 921 кг (2030 фунтов). Что, впрочем, тоже совсем немного и существенно меньше, чем у Kurogane Type 95 (1060 кг). Причем американская машина получилась более вместительной. Хотя сзади всё равно лучше ездить одному, вдвоем тесновато. Да и обычно ездили американские военные на джипах вдвоем. По сравнению с опытной моделью серийный BRC 60 был чуть тяжелее, имелась защита фар, внешний замок капота и упрощенные дверные проёмы.
Кстати говоря, Bantam BRC 60 машина называется не просто так. Если вы посмотрите на нее, а потом на Bantam Model 60, то увидите общие черты. Уже потом, на Bantam BRC 40, внешний вид сильно изменился, особенно что касается капота. Двухдверный (точнее, с двумя проёмами и брезентовыми дверьми) кузов «бантика» стал классическим для джипов. Конкуренты, которых допустили до пилотной машины, сделали очень похожие кузова. Интересно, что В.А. Грачев, создавая свой ГАЗ-64, капот сделал похожим на Bantam BRC, хотя фото у него были другой машины — Ford Pigmy.
Техническая составляющая машины довольно четко говорит о производственных возможностях American Bantam Car Company. Под капотом стоял 45-сильный двигатель Continental Motor Co. BY4112, коробка передач Warner Gear T84, остальные агрегаты также «покупные». Безусловно, лобби Willys-Overland сбрасывать со счетов не надо, оно сыграло во всей этой истории одну из ключевых ролей. Но с точки зрения военных такая ситуация с компонентами выглядела не самым лучшим образом. Стандартизация для американских военных была не пустым звуком.
Bantam BRC 60 стал машиной, которая проложила дорогу остальным джипам. Ей так и не суждено было повоевать, но главную задачу она выполнила. Уже весной 1941 года начался выпуск полноценных серийных джипов, в этой гонке выиграл Willys MB. Отнюдь не без помощи административного ресурса, тем не менее, он оказался тем самым молотком, который понадобился вместо микроскопа.
источник: https://dzen.ru/a/Z95WqVfiGj-SfrN5