Проект ультралегкого самолета Livesey D.L.5. Великобритания

14
Проект ультралегкого самолета Livesey D.L.5. Великобритания

Проект ультралегкого самолета Livesey D.L.5. Великобритания

Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Ультралегкий самолет D.L.5 

Предисловие редакции: Артур Орд-Хьюм (Arthur Ord-Hume) описывает проектируемый Дэвидом Ливси (David Livesey) одноместный миниатюрный самолет.

Интерес к самодельным самолетам, постоянно растущий в течение последнего десятилетия, демонстрирует здоровый интерес к полетам на летательных аппаратах, расположенных на противоположном конце шкалы от программ SST (Supersonic transport; сверхзвуковой пассажирский самолет), STOL (военно-транспортный самолет с КВП), MRCA (Multi Role Combat Aircraft; программа многоцелевого боевого самолета, приведшая к созданию Panavia Tornado) – столь сложных и для непрофессионала нереалистичных, что они требуют классификации на языке аббревиатур. Под экспертным руководством ассоциации летчиков-любителей (Popular Flying Association; PFA), которая в Британии отвечает за выдачу сертификатов летной годности самодельным самолетам, появляется все больше и больше самолетов, которые можно сделать своими руками и которые являются безопасными, практичными и дешевыми в изготовлении и эксплуатации.

Несколько лет назад в попытке разработать новое поколение очень простых самолетов, которые могли бы сочетать прочность и простоту с дешевизной и летными характеристиками, PFA совместно с университетом Лафборо (Loughborough University) провела двухдневный симпозиум по проектированию. Темой симпозиума был ультралегкий самолет.

Одним из ярых энтузиастов простых и дешевых летательных аппаратов, присутствовавших на этой сессии, был инженер-конструктор Дэвид М. Ливси (David M. Livesey), Ричмонд, графство Суррей. Однако, в отличие от многих других, после увольнения он имел достаточный энтузиазм, чтобы начать проектирование собственного «самолета-минимум». Первоначальные чертежи, планы и расчеты доведены до такого этапа, что уже можно начинать постройку.

Получивший обозначение D.L.5, проект Дэвида Ливси представляет собой самолет исключительной простоты, который можно построить в 16-футовом (4,9 м) гараже или мастерской. Там, где это возможно, используются коммерчески доступные детали, такие как колеса, топливный бак, сиденье и сырье. Наиболее важным для многих конструкторов, которым приходится работать в свободной спальне, все детали сделаны так, чтобы проходить через стандартную дверь шириной 2 фута 6 дюймов (762 мм) без повреждений конструкции дома или самолета. Судостроительная фанера заменяет дорогостоящую березовую фанеру во всех местах кроме некоторых точек концентрации высоких напряжений, сварка сведена к минимуму, а в состав оборудования включены только самые необходимые приборы.

схема модели ультралегкого самолета Livesey D.L.5

схема модели ультралегкого самолета Livesey D.L.5

Ангары являются необходимыми накладными расходами, на которые многие владельцы скупятся. Консоли крыла D.L.5 отсоединяются легко и быстро, и поэтому самолет можно как оставить в гараже, так и доставить на аэродром, используя автомобиль в качестве буксировщика. В качестве силовой установки используется переделанный двигатель VW объемом 1300-1600 куб. см, который крепится болтами непосредственно к передней части фюзеляжа. Сдвоенные магнето приводятся в движение независимо друг от друга с помощью зубчатых ремней вместо одиночной цепи, используемой в некоторых модификациях. Топливный бак объемом 8 галлонов (36 л) обеспечивает запас хода в условиях невозмущенной атмосферы не менее 250 миль (402 км).

показанный в разрезк ультралегкий самолет Livesey D.L.5

показанный в разрезк ультралегкий самолет Livesey D.L.5

Сам фюзеляж представляет собой квадрат постоянного поперечного сечения с длиной стороны 11 дюймов (280 мм), четырьмя еловыми лонжеронами и фанерной обшивкой. Фюзеляж проходит от противопожарной перегородки до балки крепления киля. В районе кабины коробка фюзеляжа расширяется в стороны до величины 26 дюймов (660 мм), чтобы охватить ноги пилота (он сидит верхом на коробчатом фюзеляже) и поддерживать центроплан крыла. Киль представляет собой одиночную панель из судостроительной фанеры, к каждой стороне которой приклеены полунервюры. Данные полунервюры используются в качестве направляющих; в полученное пространство наносится жидкий пенопласт, который после высыхания и обрезки приобретает жесткую форму аэродинамического профиля. Вся конструкция покрывалась обшивкой из стекловолокна. Срок изготовления киля и руля направления оценивается в два вечера. Стабилизатор и руль направления, которые при хранении и транспортировке могут быть сняты, имеют аналогичную конструкцию. Простой треугольный обтекатель закрывает заднюю оконечность фюзеляжа и обеспечивает заднюю точку крепления стабилизатора.

модель ультралегкого самолета Livesey D.L.5

модель ультралегкого самолета Livesey D.L.5

модель ультралегкого самолета Livesey D.L.5

модель ультралегкого самолета Livesey D.L.5

Новинкой (для британских легких самолетов) являются основные стойки шасси с деревянным амортизирующим элементом. Данный элемент состоит из дуги постоянного радиуса, котрый изготовлен из связанных стекловолокном слоев ясеня шириной 9 дюймов (229 мм) в центральной самой широкой ее части. В этом месте он крепится к нижней стороне коробчатого фюзеляжа с помощью уменьшающих давление подкладок из швеллерной стали, резиновых амортизирующих блоков и U-образных болтов. Колеса для картинга из магниевого сплава, оснащенные дифференциальными тормозами с тросовым приводом, прикреплены к стальным кронштейнам на оконечностях амортизирующего элемента.

В конструкции двухлонжероннного крыла использовался модифицированный аэродинамический профиль NACA 632-615. Основной лонжерон, имевший I-образное поперечное сечение, расположен на расстоянии 30% длины хоры. Лонжерон состоит из стенки из березовой фанеры и четырех уголковых поясов из ели. Скручивающие нагрузки воспринимаются передней кромкой крыла, которая представляет собой конструкцию из покрытых стеклопластиковой обшивкой носков нервюр, между которыми расположена добавляющая жесткость структура из вспененного материала. В целях обеспечения простоты конструкции и легкости изготовления нервюры крыла являются сплошными. Нервюры крыла расположены под углом, образуя боковую ферму типа Уоррена, оканчивающуюся у широкого U-образного заднего лонжерона. К заднему лонжерону крепятся зависающие элероны и закрылки, управляющиеся трубчатыми валами. Как и в случае с хвостовым оперением все отклоняющиеся поверхности крыла имеют конструкцию со стеклопластиковой обшивкой и заполнением внутренних пустот пенопластом.

кабина модели ультралегкого самолета Livesey D.L.5

кабина модели ультралегкого самолета Livesey D.L.5

Проводка всех линий управления самолета D.L.5 является внутренней. Большое лобовое стекло закрывает двигатель, переднюю часть фюзеляжа и пилота. Также рама ветрового козырька образует жесткую структуру, полностью закрывающую силуэт пилота.

Дэвид Ливси, начавший работу над прототипом, тщательно изучил проблемы, с которыми сталкиваются люди, которые строят летательные аппараты своими силами, и, в частности, время, которое обычно требуется для постройки собственного самолета. По его расчетам самолет можно изготовить за год работы в свободное время при стоимости около 400 фунтов стерлингов плюс двигатель. Средняя стоимость строительства, вероятно, составит 650 фунтов стерлингов, что при выполнении работ в течение года составит около 12,50 фунтов стерлингов в неделю.

До первого полета D.L.5 еще далеко, и новая конструкция требует тщательной оценки, прежде чем полностью утвержденные чертежи станут доступны всем и каждому. Мы желаем проекту Дэвида Ливси всяческих успехов и должны добавить, что пройдет не менее восемнадцати месяцев прежде чем чертежи D.L.5 могут быть опубликованы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Livesey D.L.5

Назначение: ультралегкий самолет

Статус: проект

Экипаж: 1 чел.

Размеры:

размах крыла 25 футов (7,62 м)
хорда крыла 4 фута (1,22 м)
общая длина 17 футов (5,18 м)
общая высота 6 футов 2 дюйма (1,88 м)
размах стабилизатора 8 футов 6 дюймов (2,59 м)
хорда стабилизатора 2 фута (0,61 м)
колея шасси 5 футов 6 дюймов (1,68 м)
площадь крыла 100 кв. футов (9,29 м²)
общая площадь элеронов 8 кв. футов (0,74 м²)
общая площадь стабилизатора 17 кв. футов (1,58 м²)
площадь рулей высоты 6,8 кв. футов (0,632 м²)
площадь киля 3,8 кв. футов (0,35 м²)
площадь руля направления 5 кв. футов (0,46 м²)
общая площадь вертикального оперения 8,8 кв. футов (0,82 м²)

Масса:

пустого 450 фунтов (204 кг)
полная 650 фунтов (295 кг)
удельная нагрузка на мощность 16 фунтов на л.с. (7,26 кг/л.с.)
удельная нагрузка на крыло 6,5 фунтов на кв. фут (31,7 кг/м²)

Летные характеристики:

максимальная крейсерская скорость 98 миль в час (158 км/ч)
максимальная скорость пикирования 120 миль в час (193 км/ч)
скорость сваливания 40 миль в час (64 км/ч)

примечание – летно-технические характеристики являются расчетными

источник: Arthur Ord-Hume «The D.L.5 minimum aircraft» «Aeroplane Monthly» 1973-07, стр.137-139

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account