Проект среднего танка Charlemagne. Великобритания
Данная статья является девятой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту среднего танка Charlemagne.
Проект Charlemagne был разработан в 1958 году школой танковой техники (School of Tank Technology – STT) совместно с Королевским военно-научным колледжем (College of Military Science; RCMS) и представлял собой средний танк, вооруженный 120-мм пушкой с низкой скоростью снаряда и пристрелочным пулеметом. Вооружение и бронирование нового танка должны были быть лучше, чем у находившихся на вооружении танков. Одновременно проектная группа сделала упор на уменьшении веса и сокращении размеров разрабатывавшегося танка по сравнению с уже имевшимися.
В конструкции танка Charlemagne инженеры STT хотели применить новые идеи в области распределения бронирования и общетехнических решений (по общему признанию в качестве образца были взяты советские танки), но в то же самое время старались по возможности придерживаться сложившейся британской практики в отношении компоновочных решений и распределения внутреннего пространства. В остальном компоновка среднего танка Charlemagne была обычной.
Механик-водитель размещался в передней части корпуса танка в центре, командир танка и наводчик располагались в башне кругового вращения справа от пушки, а наводчик слева от неё. За исключением механика-водителя все члены экипажа размещены в оснащенной вращающимся поликом боевом отделении. Двигатель был размещен в задней части корпуса танка и через трансмиссию передавал мощность на задние ведущие колеса. Следует заметить, что механик-водитель размещался на своем месте не сидя, а в положении лежа. Позднее данное техническое решение было применено при создании опытного среднего танка F.V.4202. Массогабаритные характеристики танка Charlemagne были скромными: 67500 фунтов (30 длинных тонн; 30,6 т); высота 8 футов (2,4 м), длина 21,4 фута (6,6 м) и ширина 9,7 футов (2,7 м).
Средний танк Charlemagne должен был быть оснащен 120-мм пушкой с низкой скоростью снаряда (2000 футов в секунду; 609м/с), которая должна была жестко прикреплена к передней части башни для предотвращения отдачи во время стрельбы. До разработки этого проекта в Великобритании успешно завершены испытания на других боевых машинах, в частности установку 32-фунтовой (94 мм) пушки на танк Centurion. Основу боезапаса танка Charlemagne должны были составлять 60 бронебойно-фугасных снарядов со сминаемой головной частью (High Explosive Squash Head – HESH), имевших картузный заряд и способных пробить 150-мм броневую плиту, установленную под углом 50°. Особенностью проекта было использование в наводке пушки силового привода и систем стабилизации по двум осям. По замыслу разработчиков данные системы должны были облегчить работу заряжающему и наводчику. Несмотря на жесткую установку пушки, её угол склонения по-прежнему был значительным и составлял минут 10°. По расчетам скорострельность пушки должна была составить 10 выстрелов в течение первой минуты, после чего она снизилась бы до 6 выстрелов в минуту. Ожидалось, что на расстоянии 2000 ярдов (1,8 км) вероятность попадания с первого выстрела составит 76%.
Вспомогательное вооружение танка Charlemagne должно было состоять из пристрелочного пулемета, дополненного двумя 7,62-мм пулеметами Browning. Первый из «браунингов» должен был быть спаренным, а второй размещаться на командирской башенке. Боезапас пулеметов должен был состоять из сорока лент с патронами.
В передней плоскости броня среднего танка Charlemagne была рассчитана на обеспечение защиты от советского 100-мм противотанкового снаряда, способного на дальности 700 ярдов (640 м) пробить броневой лист толщиной 200 мм. Бронирование среднего танка Charlemagne было выполнено по схеме «все или ничего»: лоб танка имел очень мощной бронирование, в то время как его борта и корма могли защитить только от пуль калибром 12,7 мм и от осколков снарядов. Башня танка должна была иметь куполообразную форму, напоминавшую советские «грибовидные» башни.
Разрабатывавшая средний танк Charlemagne проектная группа рассмотрела несколько вариантов силовой установки и остановила свой выбор на Rover Meteorite Mk 202B – бензиновом двигателе с непосредственным впрыском. Этот двигатель был принят в качестве промежуточного решения до тех пор, пока не был бы разработан более мощный и компактный многотопливный двигатель. Неизбежной заменой должен был стать многотопливный двигатель Leyland L60, который впоследствии успешно эксплуатировался на основных танках Chieftain.
схема проекта среднего танка Charlemagne; вид сверху
Благодаря 585-сильному двигателю Meteorite Mk 202B и коробке передач Merritt Brown V52 средний танк Charlemagne должен был развивать скорость 28 миль в час (45 км/ч). На каждый борт ходовая часть танка состояла из шести опорных катков диаметром 24 дюйма (610 мм) с подвеской в виде горизонтальных цилиндрических пружин и трех поддерживающих роликов диаметром 11 дюймов (280 мм). Гусеничные цепи должны были быть такими же, как у среднего танка Comet.
Для своего времени проект среднего танка Charlemagne был весьма перспективным и советское влияние, особенно «щучий нос» (называемый так из-за сходства с головой щуки), предлагало лучшую защину, чему британских танков до появления основных танков Chieftain, с которым Charlemagne, по крайней мере, на бумаге, имел сопоставимый уровень защиты. На практике у «щучьего носа» был ряд проблем. Во-первых, он требует превосходной и дорогостоящей сварки или работы резаками неподалеку от сварных швов. Во-вторых, такие слова как «дорогостоящий», «дорогой» и «экстравагантный» были анафемой для танковой промышленности послевоенной Великобритании, и от подобных решений избавлялись насколько это было возможно. Хотя использование «щучьего носа» увеличивает относительную толщину брони, оно добавляет вес бронирования по сравнению со стандартным и приближает ее к противнику. И, наконец, в-третьих, «щучий нос» сокращает внутренний объем для размещения рабочего места механика-водителя, что требует для этих задач более низкорослых военнослужащих и ограничивает кадровый резерв. «Щучий нос» был в моде в течение небольшого промежутка времени после окончания Второй Мировой войны, когда на значение бронепробиваемости еще очень сильно влияла величина угла установки бронирования. С ростом возможностей подкалиберных бронебойных снарядов и кумулятивных снарядов «щучий нос» вышел из употребления.
Куполообразная башня в советском «грибовидном» стиле была еще одной теоретически хорошей особенностью, обеспечивающей отличную баллистическую устойчивость. Введение к конструкцию танка жесткой бронемаски пушки с точки зрения эффективности было нечто средним между старыми обычными внешними бронемасками, использовавшимися на предыдущих британских танках, и более поздней внутренней бронемаской, установленной на прототип среднего танка F.V.4202 и позднее на основные танки Chieftain. Недостатком жестких масок часто было сокращение пространства для экипажа, хотя данное уменьшение могло быть частично компенсировано (жесткое крепление означает, что меньший внутренний объем будет занят накатниками и т.п.). В заключение следует сказать, что проект среднего танка Charlemagne обещал некоторый отход от ряда технических решений, принятых в Великобритании в течение последних лет, но в целом не выходил за рамки основных концептуальных решений.
источник: https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2227509834135688