Проект скоростного легкого штурмовика EWR EK-33-004 LACAS. Германия
Предисловие редакции: в 1960-х годах в процессе разработки экспериментального реактивного самолёта вертикального взлёта и посадки VJ 101 C, а затем в рамках самостоятельных программ консорциума Entwicklungsring Süd (EWR) было выполнено более 400 (!) проектных исследований штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков и многоцелевых боевых самолетов с укороченными и вертикальными взлетом и посадкой. В число этих проектов входит и проект легкого штурмовика LACAS. О данном проекте рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
Консорциум Entwicklungsring Süd (EWR) был образован 23 февраля 1959 года компаниями Bölkow Entwicklungen KG, Ernst Heinkel Flugzeugbau GmbH и Messerschmitt AG.
Первоначально среди первоочередных задач были разработка СВВП с высокими летными характеристиками VJ 101 C, который позднее был воплощен в металле, и техническое обслуживание F-104 G. Помимо этого консорциум EWR выполнил неоценимую роль прогрессивного аналитического центра, работа которого и по сей день формирует различные программы военной авиации.
Самым миниатюрным самолетом из всех этих разработанных проектов был разработанный в 1962 году проект легкого штурмовика LACAS. Исследования по проекту LACAS были проведены под впечатлением от условий конкурса, опубликованных в апрельском 1962 года номере американского журнала «Army».
В данном выпуске журнала был опубликован список требований к низковысотному самолету непосредственной авиационной поддержки с укороченными взлетом и посадкой (STOL-Low Altitude Close Air Support Airplane; LACAS). Работы консорциума EWR велись без привлечения какого-либо внешнего заказчика и, по-видимому, по собственной инициативе и на собственные средства.
Примерно десять проектов серии LACAS имели целью создание прочного, максимально легкого, чрезвычайно маневренного самолета, предназначенного исключительно для непосредственной поддержки сухопутных сил. Этот самолет должен был преодолеть разрыв между боевым вертолетом и истребителем-бомбардировщиком. При проектировании самолета в его конструкцию необходимо было внести следующие особенности: минимально возможные размеры, шасси с носовой стойкой, кабина пилота с бронезащитой и катапультируемым креслом и пять узлов подвески общей грузоподъемностью не менее 1135 кг. Помимо перечисленных выше требований самолет должен был обладать силовой установкой с небольшими затратами на техническое обслуживание, сам штурмовик должен был быть всепогодным и обладать способностью действовать с неподготовленных коротких площадок. У земли без внешних подвесок максимальная скорость должна была составлять 650 км/ч, минимальная скорость при полном полетной массе – 102 км/ч, а длина разбега с полной нагрузкой и набором высоты 15 метров – 600 метров. В случае запуска серийного производства стоимость одного самолета составила бы 200000 долларов.
Наиболее известным проектом из данного семейства проектов LACAS является представленный в данной статье EK-33-004, который вместе с тремя другими проектными исследованиями был представлен в отчете, датированным 20 ноября 1962 года. Самолет, оснащенный турбовинтовым двигателем Lycoming LTC-4 C со взлетной мощностью 1934 л.с. (1423 кВт), развивал бы максимальную скорость 660 км/ч. Для увеличения подъемной силы на малых скоростях самолет должен был быть оборудован системой обдува закрылков сжатым воздухом. Еще одной особенностью конструкции самолета были гармоничные формы капота двигателя и фонаря кабины пилота, обеспечивающие пилоту очень хороший обзор и придававшие машине характерный внешний вид. Сбрасываемую боевую нагрузку самолет должен был нести на пяти узлах внешней подвески, расположенных под консолями крыла и фюзеляжем и имевших грузоподъемность по 225 кг каждый. Стрелковое вооружение должно было состоять из четырех 20-мм пушек, размещенных в фюзеляже на подвижной установке.
Ни один из проектов LACAS никогда не выходил за рамки чертежной доски, но все они предоставили EWR еще одну возможность исследовать новые технические возможности и, таким образом, подготовить почву для последующей реализации самых современных многоцелевых боевых самолетов, таких как MRCA Tornado.
Автор статьи выражает благодарность корпоративному архиву EADS в Оттобрунне за щедро предоставленные документы.
Источники:
-
-
- Корпоративная брошюра EWR, 1968 г.
- Отчет EWR № 84/62 от 20 ноября 1962 г.
-
источник: Wolfgang Mühlbauer «Schnelles Leichtgewicht. EWR EK-33-004 Lacas» «Flugzeug Classic» 2003-01-02, Seite 70
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-skorostnogo-legkogo-shturmovika-ewr-ek-33-004-lacas