16

Повтор подвига

Навеяно постом коллеги адмирал Бенбоу «Возможность альтернативной Цусимы, или Капля камень точит»

****

Повтор подвига

Единственный урок истории – никто не учит уроки истории.

Может поэтому история, часто проводит уроки повторно. Но если первый урок идет как трагедия, то второй – как фарс.

История повторялась.

8 октября 1827 года, русский корабль «Азов» в Наваринском сражении, один против пяти.

15 мая 1906 года, русский корабль «Память Азова», в Цусимском сражении, один против шести….

 

Последний бой Цусимского сражения начался около половины пятого вечера, когда японские крейсера настигли русский полуброненосный крейсер «Память Азова». Судьба словно хранила русский крейсер для этого боя: днем 14 мая, не смотря на трехтрубный силуэт (такой же имел и броненосец «Ослябя»), он не получил серьезных повреждений.

Повтор подвига

***

Солнце снижалось с полуденной высоты. На крейсере давно все пообедали и отдохнули. Кончалось и чаепитие. В судовой колокол пробили четыре склянки. Впереди, на два румба левее курса, открылся гористый и почти недоступный для судов остров Дажелет, от которого до Владивостока около четырехсот миль. Кругом ничего подозрительного не было. На корабле водворилась та умиротворенность, которую никому не хотелось нарушать. Даже приказания, исходившие со стороны начальствующих лиц, отдавались тихим и ласковым голосом. Казалось, люди на время забыли о прежней своей розни и теперь представляли одну дружную семью, объединенную общим желанием – скорее пристать к родному берегу. Среди матросов затаенная мечта прорывалась в отдельных фразах:

– Если до ночи не встретимся с японцами, то можно сказать – остались живы и невредимы.

– Эх, только бы попасть на родину! Упаду на землю, обниму ее и расцелую, как мать родную!

А двумя часами позже у многих заныло сердце.

Справа заметили несколько дымков. Сейчас же мичман В. полез на фор-стеньгу, где была прикреплена бочка для наблюдателя. Неизвестные суда приближались. На «Памяти Азова» вся верхняя палуба заполнилась людьми. Офицеры с мостика нетерпеливо обращались к наблюдателю, поднимая лица вверх и спрашивая:

– Ну, как там, что видно?

– Похоже на наши корабли.

– Может быть, это отряд Энквиста?

– Ничего определенного нельзя сказать.

На дальнейшие вопросы продолжали еще некоторое время получать сбивчивые ответы, пока наконец не услышали с фор-стеньги выкрик, тревожно-торопливый:

– Японские, японские суда!..

Эти слова произнес мичман В. по-мальчишески визгливо, но они прозвучали на корабле, как эхо приближающейся грозы. По всей палубе зашевелились люди, глухо загудел сдержанный говор. Некоторые матросы с недоумением переглядывались, как бы молча спрашивая: чья судьба решится в первую очередь? Ослябская команда, побывавшая уже в воде, зябко вздрагивала.

Командир Лебедев, отойдя на крыло мостика, запрокинул голову и, вытянув тощую шею, крикнул наблюдателю сиплым, словно с перепоя, голосом:

– Мичман В.! Неужели это японские суда? А вы в этом уверены?

– Да, да, уверен! Точно могу сказать: четыре крейсера и три миноносца!

По распоряжению командира изменили курс влево, но неприятельские суда уже заметили «Азов» и, повернув «все вдруг», погнались за ним. Скоро на левой раковине заметили еще два трехтрубных крейсера. Дали знать в машину, чтобы развивали самый большой ход. Машинная команда и механики, понимая всю серьезность положения, старались без всякого понукания. В топки подливали масло, усиливая этим горение и лучше удерживая пар на должной высоте. К сожалению, расстояние между русским крейсером и неприятельскими судами хотя медленно, но все же уменьшалось. Неизбежность боя была для всех очевидна…

***

Подробнее об этом бое написано в произведении Новикова-Прибоя «Цусима», глава «Повтор подвига».

Хотите прочитать дальше? — просто перейдите по ссылке

Повтор подвига

***

Историческая справка: крейсер «Память Азова».

Новый тип броненосного крейсера по образцу «Владимира Мономаха» был разработан в октябре 1885 года, 20 мая 1888 года спущен на воду, в 1890 году вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу.

В 1890—1891 годах совершил плавание на Дальний Восток, в ходе которого, на борту крейсера совершал путешествие цесаревич Николай Александрович, будущий Николай-2

В 1898 году крейсер посетил Порт-Артур, весной 1900 года вернулся на Балтику. Весной 1900 года «Память Азова» вернулся на Балтику, где подвергся обширной модернизации. Был облегчен рангоут, произведена замена артиллерии (новое вооружение 12 152/45-мм орудий).

В 1903 году крейсеры «Память Азова» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошёл в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А.А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться.

В 1904 году «Память Азова» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З.П. Рожественского и, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О.А. Энквиста.

Повтор подвига

В один из моментов боя «Память Азова» и «Владимир Мономах» прикрыли собой лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и вернувшая управление «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Азов» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошёл во Владивосток.

Ночью с 14 на 15 мая он шел на север вместе с миноносцами «Бедовый» и «Грозный». Утром, у острова Джалет в Японском море группу нагнал миноносец «Буйный», на котором находился раненый адмирал Рожественский и его штаб. Машины «Буйного» были в очень плохом состоянии, а сам он был перегружен спасенными с броненосца «Ослябя» людьми. Адмирал Рожественский со своим штабом перешли на «Бедовый» и, забрав с собой миноносец «Грозный», ушли по направлению к Владивостоку, оставив миноносец «Буйный» в очень тяжелом положении. Было решено пересадить всех людей с «Буйного» на крейсер, а миноносец затопить. Перегрузка длилась около 5 часов, после чего «Память Азова» сделал несколько выстрелов по обречённому миноносцу. Однако время было потеряно, и в 16.30 часа дня на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова», «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Память Азова» сумел подбить три вражеских крейсера («Цусима», «Наниву» и «Отову»), и воспользовавшись темнотой, ускользнул от противника.

Таким образом, крейсер «Память Азова» стал единственным крупным кораблем, добравшимся до Владивостока.

Повтор подвига

***

Еще одна насмешка истории. В 1903 году «Алмаз» и «Азов» должны были прибыть на Дальний Восток, и в 1905 году, прибыли во Владивосток – Примечание.

***

В отличие от кораблей ВОК вернувшихся на Балтику, «Азов» остался на Дальнем Востоке.

С 1907 года корабль числился учебным. В годы первой мировой войны «Память Азова» нес брандвахтенную службу.

В годы гражданской войны уведен интервентами в Шанхай.

Повтор подвига

В декабре 1923 года корабль был разобран на металл.

В 50-е года, имя «Память Азова» получил один из крейсеров проекта 68.

 

П.С.

Оставшийся на Балтике крейсер «Дмитрий Донской», изначально должен был присоединиться к третьей Тихоокеанской эскадре, которая так и не была сформирована.  20 июля 1906 года на корабле произошло выступление матросов против самодержавия, которое было подавлено. В ночь на 20 июля 1906 года мятежниками был убит капитан I-го ранга Лозинский, Александр Григорьевич. После подавления выступления, крейсер — по официальной версии из-за почтенного 20-летнего возраста — был разобран на металл.

 

 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account