Попытка противокорабельного применения Re.2001
Предисловие редакции: Отчет, который полностью представлен в этой статье, был составлен лейтенантом Риккадро Ваккари (Riccardo Vaccari) — пилотом, обязанный осуществить испытания по сбросу бомбы с Re.2001. Текст достаточно исчерпывающий, чтобы осветить все превратности этого эксперимента, не имевшего никакого продолжения. Редакция журнала благодарит Джанкарло Гарелло заново открывшего этот документ.
22 июня 1941 года, лейтенант Альдо Галимберти (Aldo Galimberti) и Ричард Ваккари представили генералу С.E. Бернаскони (Eccellenza S.E. Bernasconi) памятную записку, в которой они предлагали использовать оснащенный бомбой Re.2001 для атаки в бреющем полете кораблей в портах или на море.
Предполагалось использовать высокую скорость современной авиатехники, чтобы выполнять полет по очень натянутой траектории и сбрасывать бомбу, поражающую на высокой сокрости борт корабля, и уходить от противодействия противника.
Этот метод имел следующие преимущества:
- не мешали противоторпедные сети, защищавше суда от торпедных атак в портах;
- позволяет действовать в портах и каналах, ограниченные размеры или малые глубины которых не позволяли проводить торпедометание;
- является более экономичным вариантом по сравнению с торпедоносцами, требующими для применения более многочисленных экипажей и более дорогостоящих материалов, или с самолетами-пикировщиками, которым должно быть сопровождение (возможно те же Re.2001).
Кроме того, бомба, пронизывающая в стремительной атаке броню, предпочитательнее торпеды, поскольку:
- более мощная;
- более простые снабжение, техническое обслуживание, подготовка;
- меньшая цена.
В дополнение к противокорабельному применению оборудованые таким образом Re.2001 можно было использовать против достойных целей.
Генерал Бернаскони приветствовал проект, сделав только оговорку относительно типа самолета как неготового. Кроме того, считалось очень проблематичным устанавливать для атаки бомбу значительного веса и оболочечной конструкции на самолет, о котором идет речь. Также Бернаскони считал слишком рискованным такое применение. Все же после различных обсуждений он решал перевести вышеназванных пилотов на аэродром Фурбара (это случилось 14.10.1941) с заданием показать, прежде всего, возможность поразить мишень в бреющем полете. В распоряжение был представлен Ju.87.
Используемая бомба должна была весить 500 кг.
Для использования генерал Бернаскони указал в качестве наиболее подходящего CR.42.
В Фурбара лейтенанты Галимберти и Ваккари испытывали серьезные трудности: командир Экспериментального Центра считал такое использование истребителей малоинтересным а также нежелательной перегрузкой обычных опытов Центра.
Более того, бюрократия и тот факт, что пилотам не допускалось ни малейшей инициативы означало, что проходили месяцы без получения какого-либо любого хорошего заключения.
Прошло больше месяца чтобы импровизированные мишени, состоящие из двух находящихся рядом пластин с поперечными размерами 4х3 м и толщиной 70 мм поддержаных деревянной решетчатой конструкцией, спроектированной в Фурбара.
21 ноября 1941 года лейтенант Ваккари, в конце концов, смог сбросить 500 кг бомбу на эту цель, рухнувшую от прямого попадания, сделав необходимым возводение новой мишени.
В этом испытании бомба получала тяжелые деформации и разрыв донной части.
Все же была доказана возможность поражать мишень, и что стандартная 500 кг бомба (как сообщалось генералу Бернаскони) была недостаточно прочной.
Эксперименты продолжились со следующим графиком:
- убеждение генерала Бернаскони, что стандартная 500 кг бомба не была достаточно надежной,
- постройка новой мишени.
3 декабря 1941 года: подготовлена мишень и лейтенант Ваккари на самолете Ju.87 запускает 500 кг бомбу по нормали (стандартную), которая разбивается вдребезги о броню. Тем временем лейтенант Ваккари намеревался получить бомбу, пригодную для применения, из морского снаряда кал. 381 мм при отсутствии в наличии достаточно прочной бомбы.
Он представлял проект безопасного преобразования бомбы из 820 ф. (уже полученной из формы морского снаряда), что это правильный путь вперед из-за использования высокопрочных сталей.
Этот проект не был принят во внимание. Продемонстрировав хрупкость 500 кг бомбы лейтенант Ваккари настаивал (всегда с отрицательными результатами), требуя, что бомба была построена в соответствии с его идеей.
Наконец, в конце декабря было принято решение пересмотреть проект и при участии генерала Гульельметти (Guglielmetti) в середине января в Фурбара была доставлена бомба, которая была названа 630 P.D. Лейтенантом Ваккари она была несколько раз сброшена против брони, всегда четко пробивая 7 см, не испытывая ни малейшей царапины.
После этих удачных испытаний (генерал Гульельметти планировал использовать эту бомбу для бомбардировок с пикирования) лейтенанты Ваккари и Галимберти срочно сделали его превосходительству Бернаскони запрос с просьбой позволить им использовать по крайней мере три самолета Re.2001 для военных действий. В то же время Экспериментальный центр в Фурбара должен был обеспечить взрывателем, который удовлетворял бы следующим требованиям:
- замедление около 3″ и более;
- не взорваться при ударе;
- возможность функционирования в воде;
- безопасное функционирование.
На самом деле для использования при полете на очень низкой высоте требовались для риска, который он представлял, математическое функционирование бомбы и безопасности, чтобы она не взрывалась при ударе (как это выходило из задержки составлявшей приблизительно 3″ с отклонением в 15%) для очевидного вреда, который произошел бы с атакующим самолетом.
Только в конце февраля после того, как лейтенант Ваккари лично гарантировал, что выполнение атак возможно, от генерала Бернаскони было получено разрешение переделать Re.2001 для выполнения экспериментов.
Подводя итоги 2 апреля 1942 года за отсутствия поддержки со стороны экспериментального центра Фурбара (о чем неоднократно сообщалось генералу Бернаскони) помимо вышеизложенного, было сделано следующее:
- полная установка на самолет MM.7226 оборудования для атаки с бомбой,
- установка, курируемая лейтенантом Ваккари, в той же компании крюка типа «MOTOR» на 1000 кг с поперечными балками, связывающими 3 лонжерона самолета с регулируемыми упорами, способными нести бомбы весом от 100 от 500 кг, а также 630 P.D.
- аварийное механическое устройство сброса в случае отказа кнопки эектросброса на ручке управления.
Испытывался самолет с различными нагрузками с бросом бомб на различные цели. Самолет показал отличные взлетных характеристики и маневренность в полете.
Центр в Фурбара озаботился изучением взрывателей, но эта работа продолжалась с очень медленным ритмом.
В конце марта оборудованный таким образом самолет продемонстрировал отличные характеристики и после некоторой настойчивости были получены еще два самолета, составив минимально необходимое подразделение (звено) для выполнения боевых действий.
Пилотами были назначены лейтенанты Робони Гуидо (Roboni Guido), Ваккари Риккардо и Райнер Джулио. Последний заменил погибшего в авиакатастрофе лейтенанта Галимбетти Альдо.
2 апреля 1942 года когда в Фурбара прибыл новый командир Экспериментального Центра лейтенант Ваккари в памятной записке изложил ситуацию и просил сделать следующее для того, чтобы иметь возможность прийти, в конце концов, к практическому применению:
- проведение испытаний погружения 650 кг бомбы, чтобы иметь возможность определить точную продолжительность задержки;
- тщательно проверить в гидродинамическом бассейне Гуидонии для контроля п. 1;
- заменять пластины толщиной 70 мм на 150 мм;
- выполнить в Гуидонии испытания самолета, оснащенного бомбой, на дальность с целью возможности определения возможного радиуса действия;
- ускорять и испытывать замедления, которые не давали в тот момент никакой гарантии хорошего функционирования;
- испытать выбор размеров рулей на столкновение (это чтобы избежать опасных подскоков бомбы на воде);
- испытать рули в ободе (всегда чтобы избежать подскоков);
- внести некоторые изменения в установки для запуска и следить за подготовкой самолета в ожидании реального использования (расположение бронестекол, гироскопических приборов, радиопеленгатора, фотокамеры);
- обучение пилотов.
Некоторые пункты разрешено было делать, в то время как большинство из них осталось мертвой буквой.
Лейтенанту Ваккари удалось просьбами, настойчивостью, использованием хороших отношений с чинами Министерства и энтузиазмом нескольких личностей, убежденных в положительном применении данного способа сделать следующее всего за два месяца:
a. проведение испытаний, предусмотренных в пункте 1, в порту Чивитавеккья (Civitavecchia) после предварительного соглашения с ВМФ (Regia Marina — RM);
b. проведение испытаний, предусмотренных в пункте 2, и путем сравнения результатов окончательно определить продолжительность задержки в 3,5″;
c. выполнение требований пункта 8 (он должен был отправиться в Реджжто (Reggio), чтобы позаботиться о необходимых изменениях на основе сделанных опытов и подготовки трех самолетов для военных акций (установки бронестекол, гироскопических приборов и т.д.));
d. в отношении пункта 5 была предварительная договоренность с полковником Джордано (Giordano) и подполковником Кассьяни (Cassiani) отправился в Тайно, Специю и Милан, чтобы, наконец, увидеть соответствующие требованиям замедления. Он был заинтересован также в получении взрывателя, разработанного центром в Фурбара, который тщетно пытался представить на рассмотреть компетентными органами;
e. относительно пункта 3 выяснилось, что Фурбара не удалось получить мишень с пластинами толщиной 150 мм. Для этого ему пришлось отправиться в Специю чтобы обсудить с генералом Бьянко С. Секондо (Bianco S. Secondo), чтобы установить серию стрельбовых испытаний 650 кг бомбы и сравнение ее воздействия на бронеплиты толщиной 100 мм и 150 мм. Затем была достигнута договоренность с U.C.A. и эти испытания были запланированы на 15 июня 1942 года;
f. оставался номер 4, который был урегулирован после транспортировки в Фурбара самолета, подготовленного в Реджжио.
Пункт №7 не рассматривался из-за опасения потерять в опыте над морем настолько дорогостоящей бомбы. В то время считалось, он было нужно слишком большое время, чтобы построить бомбу из бетона.
Пункт №6 не представлял трудностей и был бы осуществлен только в том случае, если бы пункт №7 дал плохие результаты. Для пункта №9 лейтенант Рейнер, задержанный в Таранто испытаниями по катапультированию Re.2000, затем он был командован в Редджо Эмилия (Reggio Emilia) для перебазирования самолета, в то время как лейтенанту Робоне была предоставлена возможность сделать несколько бомбометаний.
Конечно, еще ничего не было готово к опытам по выполнению совместных атак.
25 июня 1942 года пилоты, получив приказ на немедленный отъезд в собственные подразделения, генералу Бернаскони представили меморандум, из которомо было известно следующее (полный текст):
- Замедления — в настоящее время отсутствуют требуемые замедления в течение трех с половиной секунд.
- Подскок — необходимо сделать несколько бомбометаний, для испытания с рулем «Z» (и ободом) и проверить, в конце концов, диаметр обтекателя указанной выше бетонной бомбы, которая должна быть сброшена в воду.
- Материалы — звено еще не оснащено материалами, поставляемыми вместе с самолетами. Кроме того, ведутся небольшие изменения в неподвижном устройстве сброса.
- Персонал — для эффективности звена персонал должен иметь практическую специализацию в новом оборудовании и сбросе боеприпасов.
- Обучение — пилоты звена недостаточно подготовлены для боевого применения, особенно для группового вылета.
- Бомба — до сих пор не было никаких испытаний взрыва бомбы, чтобы проверить общее ее функционирование и эффективность.
- Дальность — не известны расход топлива самолета с бомбой на борту и радиус действия.
- Не известны результаты испытаний сброса бомбы 650 кг и сравнения воздействия на броню толщиной 100 мм и 150 мм.
- Не были установлены радиопеленгаторы типа IMCA.
- Не была обеспечена установка фотоаппаратуры.
- В настоящее время готовы только четыре бомбы.
Причина этого приказа на перевод вероятно, связана с тем фактом, что с лейтенантом Ваккари не были проведены консультации по эффективности подразделения (возможно это было связано с его недомоганием в эти дни), в то время как руководство Фурбара и U.C.A. утверждали все уже готово.
В беседе с генералом Бернаскони пилоты заявили, что в течение года делали работу в невозможных условиях без помощи, поддержки и возможности действовать в официальном порядке.
Данная ситуация была неоднократно и устранение волокиты и заинтересованность компетентных органов давали бы возможность в скором времени завершить эксперименты.
Убеждение генерала Бернаскони сделать то, что написано в меморандуме, заняло много времени. При прощании пилоты обратились спросьбой принять решение по этим двум пунктам:
- избегнуть напрасного риска из-за нынешних тяжелых условий;
- вернуться назад в звено и ждать, что компетентные органы (чья заинтересованность уже была подтверждена) будут выполнять свои обязанности.
Пилоты заявили, что их желанием было иметь возможность за несколько дней повысить боеспособность звена, но что вместо того, чтобы начинать работать в этих условиях были бы рад вернуться в собственные действующие части.
В последующие дни, оставив желание уйти, пилоты остались в Фурбара, надеясь, что будут иметь возможность сделать что-то полезное.
Но через нескольких дней снова пришел приказ на отправление. Лейтенант Райнер, покинув подразделение, вернулся в 4 полк. Лейтенанты Ваккари и Робони не могли противостоять новому приказу о переводе и таким образом отправились в Элмас (Elmas), имевший возможность контакта с крейсером Manxmann по дороге из Мальты в Гибралтар.
Они были установлены на боевое дежурство, но когда на следующее утро, когда крейсер был замечен разведчиками, он находился вне их предполагаемого радиуса действия.
Учитывая, что приказа вернуться не было пилоты запросили командование ВВС в Сардинии дать мишень, чтобы в период ожидания выполнить тренировки. Данная просьба была удовлетворена: мишень была предоставлена и построена в очень короткие сроки.
Через тринадцать дней было приказано вернуться в Южное Чампино (Ciampino Sud).
Пилоты были переведены в 22 группу истребителей (Gruppo C.T.), вооруженную Re.2001, оснащенными G.V. должны были выполнить ту же работу звеном. Перейдя в подчинение его превосходительства Илари лейтенант Ваккари обратил внимание на ситуацию и попросил перевода в Фурбара, для продолжения приостановленных опытов. Между тем вся группа должна была сделать тренировки для нового типа бомбометания.
6 августа 1942 года, получив ночью, приказ они отправились в Элмас.
12 августа 1942 года они отправились в атаку авианосца, вышедшего в составе конвоя из Гибралтара.
Атака удалась совершенно. Лейтенант Ваккари, сбрасывая с очень близкого расстояния, отчетливо услышал воздействие бомбы на броню «Илластриеса», но когда повернулся, чтобы взглянуть на результат, то не увидел ничего особенного.
Затем он вступил в бой с «Hurricane»-ом и не мог выполнить другие наблюдения.
Лейтенант Робоне был убежден, что попал, но повернувшись на большом расстоянии он увидел лишь столб черного дыма, выходящего из «предположительно» места атаки.
15 августа благодаря участию полковника Ботто (Botto) звено должно было вернуться. На следующий день лейтенант Ваккари представил генералу Бернаскони описание действий. Он заявил свою полную убежденность в правильности применения, особенно осуществленного массированно, и призвал, по крайней мере, уточнить вопрос эффективности бомбы, имея ощущение, что она не взорвалась.
Генерал пообещал, что даст разрешение на необходимые опыт, но через несколько дней снова был дан приказ на возвращение.
Лейтенант Ваккари вернулся к генералу Бернаскони и снова просил сделать необходимые исследования, чтобы убедиться в возможности начать полезные действия по новому типу бомбометания.
Но приказ был подтвержден.
Лейтенант Ваккари обрисовал полковнику Ботто ситуацию и доложил генералу Фугье. На следующий день лейтенант Ваккари лично позвонил генералу Бернаскони, после чего отправился в министерство, где ему сообщили, что приказ о переводе отложен. Кроме того, известные испытания запланированные в Специи были проведены накануне и показали, что бомбы не взорвались бы.
Как и предсказывалось нижеподписавшимся была неудача со взрывом при попадании, хотя скорость сброса была несколько выше, чем обычно.
Лейтенант Ваккари попросил разрешения воспользоваться вынужденной остановкой для монтажа радиопеленгатора и фотокамеры.
Просьба была удослетворена, и пилот позаботился этим вопросом.
Но 22 группа получила приказ на перевод в Сицилию и лейтенанты Ваккари и Робоне, которые уже числились в этом подразделении из-за спешки не смогли закончить установку камеры и проследовали вместе с группой. Пилоты, которые работали с такой страстью, преодолевая препятствия всех видов, полагая, что они могут в один прекрасный день использовать оружие, доказавшее свою эффективность, оказались в стороне и остались без какого-либо удовлетворения. И это несмотря на то, что они сделали личные жертвы и участвовал в боевых действиях в тех условиях для оценки пригодности выбранного способа применения.
С. Пьетро, 23 сентября 1942 года.
фотографии представлены Риккардо Ваккари
источник: Il Re 2001 nell’impiego antinave. L’interessante esperimento raccontato dal Ten. Vaccari 01/1978 Aerofan