Почему СССР отказался от Т-64?

15

Критики советской бронетехники отмечают, что в СССР стояли на вооружение 3 идентичные модели Т-64, Т-72 и Т-80, уже в независимой России к ним добавился Т-90. Среди любителей бронетехники периодически поднимается вопрос, а не лучше ли было сократить такое разнообразие? Однако ещё в СССР этот процесс был начат и от одного из танков этой линейки отказались. Производство Т-64 закончилось в 1987 году. Почему выбор пал именно на эту машину рассмотрим в этой публикации.

Почему СССР отказался от Т-64?

Содержание:

Революционер своего времени

Т-64 стал первым в мире танком, оснащённым композитной бронёй. Это его ключевое достижение и источник озабоченности для стран НАТО, которые в спешке ускоряли свои программы разработки танков. MBT-70 и XM803, MBT-80, Leopard 2K и XM1… У всех этих проектов была одна цель – создать универсальный танк для Альянса, способный сражаться на равных с Т-64 и Т-72, а лучше даже превзойти их.

В НАТО трудились над созданием аналога советской композитной брони, однако их версия состояла из разнесённой брони внутри корпуса боевой машины. Это было вполне логичным решением и, что самое важное, отвечало требованиям того времени. В 50-х и 60-х годах главной угрозой для танков были кумулятивные заряды. Ручные и реактивные гранаты, ракеты, бомбы – ассортимент был широк. Обеспечить защиту танков от кумулятивных зарядов было затруднительно, так как их поражающая сила не зависела от расстояния и скорости атаки. Наилучшей защитой от кумулятивной струи была неоднородная броня, разработанная в СССР, и разнесённая броня, над которой работал Запад.

Безусловно, Т-64 ознаменовал не только прорыв в области брони. На момент его создания, Т-64 был оборудован механизмом заряжания с самым большим количеством снарядов в мире, а его двигатель отличался удивительно компактными размерами при невероятной мощности. Также у него были бортовые коробки передач, минимизировавшие потери мощности от двигателя до ведущих катков. Калибр орудия тоже был новаторским — 125 мм. На тот момент немногие могли похвастаться большим калибром, и ракетоносцы M551 Sheridan и M60A2 Starship в большей степени полагались на ракеты, в то время как Т-64 был способен стрелять стандартными танковыми снарядами 60-х и 70-х годов, а в 1976 году получил Комплекс Управляемого Вооружения (КУВ).

Почему СССР отказался от Т-64?

Существует несколько причин. Если вспомнить изначальные требования к Т-64, его защита и вооружение должны были быть на уровне тяжёлого танка, который в начале 60-х ещё использовался в армиях мира, при этом танк должен был обладать маневренностью среднего и укладываться в пределы 35 тонн. Для сравнения, Т-10М имел массу 50 тонн, а Т-64 требовалось обеспечить защиту и вооружение, сопоставимые с ним, при подвижности, не уступающей Т-55 или Т-62, весившим 36 и 37 тонн соответственно.

В 1963 году появились предсерийные прототипы танка Т-64, оснащённые композитной бронёй в передней части корпуса, литой башней из однородного материала и 115-мм пушкой, специально адаптированной для использования с карусельным механизмом заряжания. Боеприпасы были сделаны раздельными гильзами, в отличие от цельных снарядов, использованных на Т-62, из-за особенностей процесса заряжания. Объект 430, самый ранний прототип Т-64, имел вес чуть более 35 тонн. Объект 432, доведённый до предсерийного уровня, весил 36 тонн, в то время как серийная версия Объект 434 (широко известная как Т-64А) достигала массы 38 тонн.

Увеличение веса было связано с изменением калибра орудия с 115 до 125 мм, модернизацией башни (включая добавление полости для заполнителя) и усилением бронирования передней части корпуса. Из-за изменения калибра орудия необходимо было также внести изменения в механизм заряжания. Стоит отметить, что подвеска танка осталась без изменений.

Первыми признаками проблем с подвеской стало создание Объекта 219, который в будущем стал известен как Т-80. Катки от Т-64 не выдерживали ударных нагрузок при движении на высокой скорости по неровной местности. Поэтому для Т-80 были разработаны катки большего диаметра с резиновым покрытием. Более того, из-за слабости подвески, по сравнению с Т-72 и Т-80, модернизационные возможности Т-64 ограничены. С 1973 года масса Т-72 увеличилась на 6 тонн (с 40 до 46 тонн), и подвеска справляется с увеличенной нагрузкой, тогда как у Т-64БМ «Булат», с тем же весом в 46 тонн, возникали проблемы с надежностью ходовой части. По этой причине было решено отказаться от дальнейшего производства «Булатов», заменив их на версию Т-64БВ образца 2017 года.

В плане производства, с 1963 по 1987 год было выпущено около 8 000 танков Т-64. Для сравнения, общее производство всех модификаций Т-80 составило около 10 000 единиц, в то время как общее количество Т-72 насчитывает приблизительно 30 000 штук. Производство Т-64 было ограничено только харьковским заводом, что привело к созданию Т-72 как упрощенной версии Т-64, с унифицированными компонентами с Т-62, такими как двигатель и опорные катки. Впоследствии Т-64 пытались глубоко модернизировать, оснастив его газотурбинным двигателем, в результате чего появился Т-80.

Итог

От Т-64 отказались не потому, что СССР мог заглянуть в будущее и «возродить империю». Проблема Т-64 оказалась прозаичнее… Первоначальное техническое задание сильно ограничивало инженеров, из-за чего был сделан ряд прорывных технических решений. Благодаря этим требованиям совершили революцию в танкостроении, но платой за это стали проблемы Т-64 – «детские болячки» подвески, двигателя, проблемы с производством заставили СССР отказаться от Т-64 в пользу Т-80У и УД.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account