Перспективные варианты. Работы 1950-1956 годов по совершенствованию принятых на вооружение истребителей. Часть 7

15

Все части цикла

Перспективные варианты. Работы 1950-1956 годов по совершенствованию принятых на вооружение истребителей. Часть 7

Проект истребителя Gloster P.376

В феврале 1956 года главный конструктор компании Gloster Ричард Уолкер был приглашен начальником управления технического развития (авиация) (Director General of Technical Development [Air] – DGTD[A]) Э. Т. Джонсом (E T Jones) с целью изучить влияние на график программы F.153D следующих изменений:

a) использование уже существующих крыла и хвостового оперения, но с удлинением передней и задней частей фюзеляжа с целью соблюдения правила площадей (совместно с измененными воздухозаборниками это существенно уменьшило бы сопротивление);
b) уменьшение относительной толщины крыла до 5% (тем самым значительно снизив запас топлива, в то время как объем перепроектирования конструкции крыла фактически приводил к созданию нового самолета и как следствие временным задержкам; данный вариант серьезно не рассматривался).

Результатом выбора варианта (a) стало завершение работ по программе Thin Wing Javelin и разработка гораздо более крупного истребителя. В соответствии с первоначальным вариантом спецификации F.153D компанией Gloster был разработан дозвуковой/трансзвуковой истребитель, оснащенный радаром AI.18 и управляемым ракетным вооружением, способным атаковать цели вдогон и на встречных курсах; в качестве вспомогательного вооружения использовались пушки Aden. Скоростным характеристикам придавалось меньшее внимание по отношению к высотным характеристикам.

Затем акцент был сделан на применении ракет Red Dean, способных атаковать цели на встречных курсах, и скорость вооруженного самолета была оценена как достаточная для противодействия целям, летящим со скоростью М = 1,3. Однако дата принятия на вооружение и дальнейшее совершенствование скоростных характеристик бомбардировщиков потенциального противника сделали самолет, создававшийся по спецификации F.153D, несоответствующим будущим требованиям. Теперь от компании Gloster требовался полноценный сверхзвуковой самолет-истребитель, который должен был стать важным промежуточным типом до введения в эксплуатацию более современных самолетов.

В компании Gloster утверждали, что новый пересмотр требований не повлияет на сроки ввода в эксплуатацию по сравнению с F.153D, который в тот момент находился в стадии изготовления, поскольку измененную конструкцию можно будет внедрить в четвертый самолет предсерийной партии; прогнозируемая дата ввода в эксплуатацию – конец 1960 или начало 1961 года. На проекте P.376 ракеты Red Dean были смещены вперед относительно крыла; ракеты подвешивались к тонким подкрыльевым пилонам, которые простирались далеко вперед за переднюю кромку. При форсировании двигателей до 1800K расчетная максимальная скорость на высоте 45000 футов (13716 м) составила М = 1,63, с увеличением до М = 1,79 при форсировании двигателей до 2000K. Запас топлива составлял 2960 галлонов (13456 л), из которых 2200 галлонов (10001 л) размещаются во внутренних баках и 760 галлонов (3455 л) в подфюзеляжных сбрасываемых баках.

Основной задачей P.376 должен был стать перехват вражеских бомбардировщиков и произвольная величина в 50500 фунтов (22907 кг) была указана как «вес при выполнении атаки» и включала в себя массу пустого самолета, запас топлива 675 галлонов (4432 л) и две ракеты Red Dean. При таком весе на скорости М = 1,5 высота 50000 футов (15240 м) должна была набираться за 8,4 минуты. При форсировании двигателей до 2000K скорость горизонтального полета на высоте 36000 футов (10973 м) составляла М = 1,66; скороподъемность на уровне моря составляла 56000 футов в минуту (17069 м/мин) и на высоте 40000 футов (12192 м) – 16000 футов в минуту (4877 м/мин). Ожидалось, что вражеские цели будут уничтожены всего за 23 минуты после взлета в 230 милях (371 км) от базы при полете на высоте 50000 футов (15240 м); прототип должен был быть готов к полету к декабрю 1958 года. В компании Bristol заявили, что прототип двигателя Ol.21, оснащенного системой максимального форсажа, будет допущен к полетам в сентябре 1958 года, а серийное их производство начнется в начале 1959 года. Министерство запросило компанию указать максимальную скорость, поскольку крыло для сверхзвукового самолета было все еще толстым, однако не было никаких сомнений в способности P.376 разогнаться до М = 1,4, тогда как P.370 мог летать лишь на уровне М = 1,0.

окончательным вариантом, разработанным компанией Gloster по спецификации F.153D в рамках программы Thin Wing Javelin, был массивный и зрелищный P.376 с двумя ракетами; май 1956 года (музей реактивной авиации)

окончательным вариантом, разработанным компанией Gloster по спецификации F.153D в рамках программы Thin Wing Javelin, был массивный и зрелищный P.376 с двумя ракетами; май 1956 года (музей реактивной авиации)

Однако проект P.376 появился слишком поздно. План состоял в переоснащении половины подразделений с серийных «джавелинов» с толстым крылом на F.153, но 24 февраля 1956 года Высший совет по делам авиации рекомендовал закрыть программу Thin Wing Javelin и заменить его на CF-105. В начале апреля Комитету обороны было предложено заказать истребители CF-105; эти машины были желательной заменой истребителю, разрабатывавшемуся по спецификации F.153, и в командовании Королевских ВВС действительно хотели, чтобы канадский истребитель закрыл брешь до появления F.155. С этого момента программа Thin Wing Javelin была завершена. На том же заседании было решено отменить как программу F.153, так и программу Red Dean за исключением того, что опыт создания ракеты мог быть использован при разработке новой ракеты воздух-воздух Red Hebe. Исследования, проведенные в середине 1955 года, также рассматривали возможность создания на базе самолета его ударного варианта в качестве замены бомбардировщику «канберра» (‘Canberra Replacement’), но проект оперативных требований OR.328, которые писались под это самолет, был заброшен 20 марта 1956 года.

Сотрудник Министерства снабжения Уолтер Монктон (Walter Monkton) написал 3 мая:

«чем раньше будет закрыта программа Thin Wing Javelin, тем я буду счастливее, потому что каждая неделя дальнейшего её развития это пустая трата денег».

Программа окончательно была закрыта 31 мая, и в июне, когда готовность прототипа XG336 составляла 60-70% и первый самолет из серии XJ877 – XJ 887 находился на стапелях, компании Gloster было поручено прекратить работы. Компании Gloster должна была быть выплачена некоторая компенсация в дополнение к деньгам, потраченным в рамках контрактов на прототип и предсерийные машины. Истребители-перехватчики CF-105 так и не были приобретены Великобританией в основном из-за цены в долларах. Помимо этого истребитель, создававшийся по спецификации F.155, должен был быть принят на вооружение в 1963 году, и поскольку CF-105 вряд ли бы поступил бы в части Королевских ВВС раньше 1962 года, то эти машины не смогли бы стать средством усиления британской авиации в период с 1958 по 1963 год. Решение проблемы состояло в ускорении работ по программе F.155 и придании большего приоритета ракетному истребителю Saunders-Roe SR.177, предназначенному для действий на больших высотах (Глава 10). Однако, как мы знаем ни один из этих самолетов так и не поднялся в воздух. Причиной этому стала «Белая книга обороны» 1957 года (1957 Defence White Paper), в которого упор был сделан на зенитные управляемые ракеты.

канадский Avro CF-105 Arrow был одним из лучших истребителей. Его появление убило программу Thin Wing Javelin. К сожалению, синдром аннулирования, которым страдали британские авиационные программы 1950-60-х годов, привели к закрытию программы CF-105 в 1959 году (из коллекции Кена Эллиса)

канадский Avro CF-105 Arrow был одним из лучших истребителей. Его появление убило программу Thin Wing Javelin. К сожалению, синдром аннулирования, которым страдали британские авиационные программы 1950-60-х годов, привели к закрытию программы CF-105 в 1959 году (из коллекции Кена Эллиса)

Когда программа Thin Wing Javelin была закрыта, руководство компании Gloster готовилось сконцентрировать свои ресурсы на разработке и производстве этих машин. После отмены программы и последующего периода реорганизации практически всю конструкторское бюро компании Gloster начало заниматься такими высокоприоритетными программами как OR.339 (замена бомбардировщика «канберра») и ‘Project Guardian’; последний являлся проектом, разработанным на основе Thin Wing Javelin в соответствии с Операционными требованиями, недавно выпущенными командованием НАТО. Были также предложены разработки на базе серийного «джавелина» с аэродинамическими усовершенствованиями и более современными радарами, но конец для компании Gloster как компании-создателя истребителей был близок.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gloster P.376

Назначение: истребитель-перехватчик

Статус: проект

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка:

два ТРД Olympus OI.21R с тягой на форсаже по 28500 фунтов (126,7 кН)

Размеры:

размах крыла 60,6 футов (18,5 м)
длина 72,0 футов (21,9 м)
площадь крыла 1235 кв. футов (114,9 м²)
относительная толщина крыла 11% у корневых частей и 5% у законцовок

Масса:

взлетная 60300 фунтов (27352 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость при весе 55000 фунтов (22907 кг) на высоте 36000 футов (11,0 км) М = 1,82

Вооружение:

две ракеты Red Dean

источник: Anthony Leonard Butller «British Secret Projects — Jet Fighters since 1950», pages 53-54

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-british-secret-projects-jet-fighters-since-1950-05-07

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account