Ожившая архаика: швейцарская реинкарнация «Хетцера»

19
Ожившая архаика: швейцарская реинкарнация «Хетцера»

Ожившая архаика: швейцарская реинкарнация «Хетцера»

Небольшая, но занятная статья с топвара, которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

Расцвет истребителей танков классической безбашенной компоновки пришелся на годы Второй мировой войны. Подобные противотанковые самоходки массово использовались гитлеровской Германией, а также СССР, где были созданы такие удачные машины, как СУ-85 и СУ-100. После войны интерес к подобным машинам практически пропал. Истребители танков разрабатывались, но в ограниченных масштабах, на поле боя вышли основные боевые танки, которые решали все задачи самостоятельно. Тем удивительнее выглядит попытка швейцарских конструкторов выпустить истребитель танков классической компоновки в начале 1980-х годов.

Послевоенный танковый парк Швейцарии

Танковые войска никогда не были сильной стороной швейцарской армии. Но в стране гор и альпийских лугов следили за мировыми тенденциями и старались закупать различную бронетехнику. В начале 1950-х годов на вооружении швейцарской армии находились морально устаревшие машины, к примеру, танки Panzer 39, представлявшие собой швейцарский вариант чешского довоенного легкого танка LT vz.38. Швейцарская версия отличалась необычным орудием – длинноствольной 24-мм пушкой 24 mm Pzw-Kan 38 с магазинным питанием. Благодаря магазинному питанию танк отличался высокой скорострельностью, до 30-40 выстрелов в минуту. Правда, специально для размещения такой пушки с верхним расположением магазина конструкторам пришлось сделать специальный выступ в крыше башни.

Еще одним раритетом на вооружении швейцарской армии были истребители-танков Panzerjäger G 13. Эти боевые машины представляли собой купленные в Чехословакии после Второй мировой войны противотанковые самоходки Jagdpanzer 38 Hetzer. Внешне две эти самоходки ничем не отличались. На вооружении швейцарской армии Panzerjäger G 13 оставались вплоть до 1972 года, именно тогда их наконец-то сняли с вооружения. Для обновления парка бронетехники Швейцария также закупила у Франции 200 танков AMX-13/75, получивших обозначение Leichter Panzer 51.

Panzerjäger G 13, на заднем фоне танк Panzer 39

Panzerjäger G 13, на заднем фоне танк Panzer 39

Попытки обновить танковый парк предпринимались регулярно. При этом Швейцария сотрудничала в этой области с ФРГ. Швейцарские фирмы вместе с немецкими работали над проектом танка для Индии – Indien-Panzer. Учитывая опыт и наработки по этому проекту, в Швейцарии был разработан первый собственный основной боевой танк Panzer 58, который очень быстро трансформировался в Panzer 61 (Pz 61). Последних было выпущено сразу 160 единиц. Для небольшой Швейцарии это много. Боевая машина оснащалась ходовым в Европе британским орудием L7 калибра 105 мм и спаренным с ним 20-мм автоматическим орудием. От такой спарки в ходе дальнейшей модернизации отказались в пользу более традиционного 7,5-мм пулемета.

Одновременно в Швейцарии разрабатывался и проект истребителя танков. Над ним работали специалисты крупной оружейной компании MOWAG. Данная фирма известна сегодня многим благодаря своему бестселлеру – колесному бронетранспортеру MOWAG Piranha, который широко разошелся по всему миру и пользуется огромным спросом на рынке.

И если с колесной бронетехникой у компании все складывается отлично, то с гусеничной швейцарцам определенно не везло. Специалисты данной компании в начале 1960-х годов участвовали в конкурсе Бундесвера на разработку истребителя танков (Jagdpanzer-Kanone). Представленный вариант Mowag Gepard, вооруженный 90-мм пушкой, немецких военных не устроил. Швейцарской армии машина также оказалась не нужна, и о проекте 24-тонной самоходки благополучно забыли на 20 лет.

Истребитель танков Mowag Gepard с 90-мм орудием

Истребитель танков Mowag Gepard с 90-мм орудием

Предпосылки создания истребителя танков MOWAG Taifun

Идея вновь построить классический истребитель танков безбашенной компоновки возникла в Швейцарии в конце 1970-х годов. Видимо, опыт длительной эксплуатации «Хетцеров» надолго въелся в сознание конструкторов этой страны. Вторая попытка реинкарнации противотанковой самоходки Hetzer последовала через 20 лет после дебюта ПТ-САУ Gepard. Стоит отметить, что это, по всей видимости, была последняя в истории попытка создать подобный истребитель танков. К примеру, основной боевой танк Strv 103, тоже отличающийся безбашенной компоновкой, многие справедливо классифицировали, как истребитель танков. Данная боевая машина серийно производилась в Швеции с 1966 по 1971 год.

Можно утверждать, что подобная боевая техника просто вымерла на рубеже 1960-1970-х годов и считалась устаревшей, поэтому швейцарский проект выбивается из общего ряда. Считается, что предпосылками для разработки истребителя танков MOWAG Taifun стало широкое распространение новых бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС). Такие снаряды отличались хорошим пробитием и могли поражать все существующие танки даже при попадании в лобовую проекцию.

БОПС в полете, отделение поддонов от снаряда M829A2

БОПС в полете, отделение поддонов от снаряда M829A2

Первые подобные серийные боеприпасы были разработаны в СССР в 1961 году для 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки Т-12. А уже в 1963 году на вооружение поступил танк Т-62 со 115-мм гладкоствольным орудием, в арсенале которого также имелись новые боеприпасы. На Западе с созданием подобных снарядов несколько подзатянули, но в 1970-е годы они стали появляться массово. В США представили снаряд M735 для 105-мм пушки M68A1, которая была лицензионной копией знаменитой английской L7A1. А в Израиле создали БОПС M111 Hetz, который с расстояния в 1,5 километра пробивал лобовую броню корпуса танка Т-72. Оба снаряда имели сердечник из вольфрама.

В Швейцарии резонно посчитали, что метать в танки противника «металлический лом» вместо использования дорогих противотанковых управляемых ракет из ПТРК — здравая идея. И с большим энтузиазмом принялись создавать истребитель танков, который вновь становился актуальным. Правда, забегая вперед, скажем, что, кроме конструкторов MOWAG, так мало кто считал.

Проект противотанковой самоходки с казематным расположением орудия в бронированной рубке инженеры компании начали разрабатывать самостоятельно по собственной инициативе, первый прототип был показан в 1980 году. При этом новый проект швейцарцы рассчитывали продвигать как на экспорт (дешевое средство борьбы с танками противника), так и на внутренний рынок. Новые самоходки «Тайфун» представлялись возможной заменой французским танкам AMX-13, снимаемым с вооружения.

Истребитель танков MOWAG Taifun

Работы над новым истребителем танков, получившим обозначение MOWAG Taifun, продолжались с 1978 по 1980 год. Инженеры компании учли опыт разработки самоходки Gepard и улучшили машину с учетом требований времени. Получившаяся низкопрофильная противотанковая самоходка базировалась на шасси гусеничного БТР «Торнадо» разработки этой же компании. Боевая масса машины не превышала 26,5 тонны, что можно отнести к преимуществам модели. Небольшой вес мог сыграть на руку в условиях эксплуатации боевой машины в Швейцарии.

Известно, что в металле был построен как минимум один экземпляр подобной самоходки. Единственная построенная машина была вооружена все тем же знаменитым британским 105-мм орудием L7. Такое же орудие устанавливалось и на танки «Леопард-1» и первый вариант танка M1 «Абрамс». При этом размеры боевой рубки позволяли установить и более мощное 120-мм гладкоствольное танковое орудие Rheinmetall Rh-120/L44. В будущем именно это орудие, а позднее и его усовершенствованная версия с длиной ствола 55 калибров, пропишется на всех западных танках. Ко всему прочему, швейцарские инженеры планировали оснастить орудие автоматом заряжания и сократить экипаж самоходки до трех человек.

5

Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun

Единственный построенный в металле истребитель танков MOWAG Taifun получил 105-мм орудие и экипаж из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляли от -12 до +18 градусов, в горизонтальной проекции орудие наводилось по 15 градусов в каждую сторону. При этом условия работы экипажа и того же заряжающего были не самыми удобными. Машина отличалась низким силуэтом, высота всего около 2100 мм (без учета пулеметной установки), при этом клиренс составлял 450 мм. Пространства в корпусе было не так уж и много.

Бронирование боевой машины не впечатляло воображение, но для самоходки, которая должна была поражать бронетехнику противника с дальних дистанций из засады или из укрытий, это было не так критично. Толщина лобовой брони доходила до 50 мм, с бортов самоходка защищалась 25-мм броней. Бронелисты корпуса были расположены под рациональными углами наклона, что увеличивало защищенность машины. Экипаж, узлы и агрегаты самоходки были надежно защищены от поражения осколками снарядов и мин и от огня автоматических пушек калибра 25-30 мм в лобовой проекции. Отчасти недостаточное бронирование машины компенсировалось и мощностью установленного вооружения.

Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun

Машина получилась небольшой, при боевой массе в 26,5 тонны на самоходке установили достаточно мощный дизельный двигатель Detroit Diesel 8V-71T, который выдавал максимальную мощность 575 л.с. Такая связка характеристик обеспечивала отличную удельную мощность – 21,7 л.с. на тонну. Максимальная скорость истребителя танков «Тайфун» достигала 65 км/ч.

На начало 1980-х годов конструкция времен Второй мировой войны, пусть и на абсолютно новом техническом уровне, все равно смотрелась ожившей архаикой. Несмотря на то, что проект имел простую конструкцию, а самоходка отличалась хорошей маневренностью и незаметностью при небольшой цене, военных в Швейцарии и других странах проект не заинтересовал.

Машина по-прежнему проигрывала основным боевым танкам с башней. Среди прочего башня позволяла танкам эффективнее использовать рельеф, можно было стрелять с обратных сторон холмов или прячась в складках местности. Проблемой также становились ударные вертолеты. Любой такой вертолет, появляющийся над полем боя, был гораздо более эффективным средством борьбы с бронетехникой противника. По этим причинам MOWAG Taifun так и остался всего лишь опытным образцом и, возможно, последним истребителем танков классической компоновки в истории.

источник: https://topwar.ru/167867-shvejcarskaja-reinkarnacija-hetcera.html

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account