Содержание:
Прелюдия
Немецкие танковые конструкторы времен ВМВ подпольно разделялись на две группы: патриоты и скрытые антифашисты. Антифашисты, во главе с доктором Порше, рьяно разбазаривали скромные ресурсы Рейха, пачками монстряча диковинные вудервафли с хитроумными подвесками, электротрансмиссиями, мегапушками, размером и весом с броненосец. И остались бы фрицы совсем без бронетанковых сил, если б не патриоты. Те не делали ничего сверхвыдающегося, но их трудом было создано бесчисленное стадо различных самоходок, которые и выносили всю тяжесть боев на фронтах. Все эти бесчисленные Куницы и Штуги, Ягдпанцеры и Жалы, вместе с Носорогами и Шмеликами, в отличие от прекрасных до ужаса, но редких как краснокнижные животные, Тигров и Пантер, и были настоящими ландскнехтами, тянущими основную лямку боевой работы. Про создателей этих машин и поальтернативим.
После Курской дуги и Аламейна даже полным оптимистам стало ясно, что массовый выпуск «кошаков» нереален, а легкие САУ слишком уязвимы. На этом фоне конструкторы Даймлер-Бенца попытались вдохнуть новую жизнь в отмирающую «трёшку». Мотивация была простая: машина хорошо отработанна в производстве и боевой эксплуатации, а по металлоемкости и машиночасам вместо одной Пантеры можно получить три Штуга. Если удастся поставить на шасси Пц-3 мощную пушку, есть надежда получить весьма эффективное оружие. Имевшиеся на текущий момент Штуги уже не вполне отвечали требованиям времени: их коротковатая 75-мм пушка требовала подпускать врага менее чем на 1000, а то и вовсе 500 метров, где сами Штуги становились жертвой из-за слишком легкого бронирования. Радикальное усиление бронирования и переход на 71-калиберную пушку упирался в тесное БО, и особенно, перегрузку ходовой Штуга. Нужен был новый, нестандартный подход, притом дешевый.
Конструкция
Подход был таким: на удлиненное на один каток шасси Штуга водрузить… ахт-ахт! Да, 88-мм пушку КВК/Л56 от первого Тигра. Резон подхода был следующий:
1. Пушка производится давно и массово, боеприпас тоже, следовательно, себестоимость невысокая.
2. Эффективность доказана, ни один серийный танк в 43-м /первой половине 44-го года не мог устоять перед 88-мм снарядом.
3. С такой пушкой можно не особо бояться ответного огня Шерманов и тридцатьчетверок, не достанут на дальней дистанции. Значит, можно сэкономить на броне, уложившись в 27 тонн.
Да, конечно, Шмеликовая КВК/Л71 ещё мощнее и дальнобойнее, но дорогая, ненадежная, а главное – слишком тяжелая для нашего шасси. Итак, выбор сделан – КВК/Л56. Разумеется, что воткнуть её в Штуг нереально, не лезет и близко. Придется поизвращаться. Но мы же ж немцы, нам это только в радость! Старый-добрый Майбах ТРМ сдвигаем вперед и к правому борту и соединяем с КПП через промежуточный реверс-редуктор. На место, где раньше сидел стрелок-радист, размещаем основной бензобак. МТО отделено от БО 5-мм бронеперегородкой. Радиатор охлаждения стоит перед двигателем, над редуктором, применен один вентилятор от Пантеры. Подвеска торсионная, от танка Пц-3, с одной дополнительной парой катков. Последний каток развернут рычагом вперед, для лучшей приспособляемости к грунту при движении задним ходом. Катки новые, с внутренней амортизацией. Эдакая уменьшенная копия катков доктора Порше. Благодаря реверс-редуктору, шасси одинаково быстро ездит как вперед, так и назад. Увеличенный вес компенсируется широкими гусеницами от Пц-4 и удлиненной на один каток ходовой.
Экипаж размещен вдоль левого борта: механик, наводчик, командир, и спиной к нему радист, он же второй водитель. Необычно? Да не особо, вполне традиционное решение для броневиков времен ПМВ. Заряжающий отдельно от остального экипажа, справа от пушки. В его распоряжении пулемет МГ-34 на закрытой турели.
Пушка слегка смешена от продольной оси влево для удобства заряжающего и уравновешивания мотора и боезапаса. Теперь главная фишка конструкции: пушка максимально поднята относительно БО. Головы членов экипажа, за исключением командира и заряжающего, ниже цапф орудия. Такое положение пушки позволяет стрелять из-за укрытий, почти не высовываясь под ответный огонь. Пришлось соорудить для наводчика почти перископ от подлодки, но зато получили хороший профиль корпуса. Конечно, заряжать пушку под самым потолком крайне неудобно, поэтому применен специальный зарядный механизм.
К казеннику пушки шарнирно прикреплен подпружиненный снарядный лоток. При выстреле откат орудия отклоняет лоток вниз и сжимает мощные пружины. Заряжающий укладывает снаряд на лоток, дергает рычаг, и лоток поднимается на линию заряжания. Тут в действие вступает пневматический (или пружинный) досылатель, конструктивно аналогичный тому, что ставился на Флаки. Благодаря зарядному механизму работа заряжающего облегчена: всё, что ему надо сделать, это достать снаряд из укладки и уложить на лоток. Стреляная гильза эжектируется через лючок в бронировке кожуха орудия. Скорострельность пушки составит не менее 10-12 выстр/мин, даже при угле склонения пушки в 8-9 градусов. Это оч.удобно при стрельбе с обратных скатов.
Специфическое размещение орудия не позволило сделать полностью закрытый бронекорпус – между кожухом орудия и будками заряжающего и радиста остались зазоры, тем не менее, бронирование крыши получилось несравненно лучше, чем у открытых Куниц или Шмелей. Корпус изготовили из 30-мм бронелистов, за исключением 80-мм НЛД. Опыт войны уже показал, что 30-мм бронелист ВЛД, даже под углом 74 град к горизонту, пробивается танковыми пушками противника уже с 1000 м. Утолщить ВЛД до 50-60 мм не давало ограничение по массе шасси в 26-27 тонн. Выход нашли опять нестандартный. На ВЛД установили съемные блоки из композита: 30-мм вертикальный бронелист с пристыкованной коробкой, залитой высокопрочным бетоном. Такой блок был особенно эффективным против подкалиберных снарядов, за счет «обдирания» катушек. Также вертикальный бронелист с бетонной подушкой не дает нормализовываться калиберным болванкам, из-за чего они рикошетят от наклонной ВЛД. Ещё одним преимуществом стала быстрая замена дешевых поврежденных блоков. Вид машины с установленными блоками напоминал рисовое поле с террасами.
Модификации
В процессе производства в конструкцию САУ вносились многочисленные улучшения и дополнения. Люки обслуживания трансмиссии перенесли на НЛД, установили стандартную комбашенку, и т.д. Самыми важными изменениями были:
1. Использование вместо 88-мм КВК/Л56 от Тигра, 75-мм пушки КВК/Л71 от Пантеры. На части машин ставили пушку от Пантеры. Такая замена давала противоречивый результат: с одной стороны, мощность снаряда падала. Зато бронепробиваемость была у 75-мм пушки даже выше, а боезапас помещался больше. Кроме этого, меньшая сила отката и использование энергии отката для привода зарядного механизма позволило отказаться от дульного тормоза, что уменьшало заметность при выстреле. Поэтому до трети всех выпущенных машин оснащались 75-мм пушкой КВК/Л71.
2. К середине 44-го года серьезно переработали ходовую. Была применена более простая и надежная 4-х-опорная схема на стандартных 700-мм катках и подрезанных торсионах от Тигра. Поддерживающие катки демонтировали. Подвеска стала жестче, но терпимо. Самым главным стала установка рычажного механизма (подобный тому, что хотели ставить на Е-серию) разворота торсионных втулок, что позволило изменять клиренс. САУ научилась приседать и прятаться за укрытиями. Через редуктор отбора мощности, два продольных дышла проворачивали рычаги втулок с закрепленными торсионами и САУ «вставала на цыпочки». Приседание происходило за 3-5 сек. Подъем за 30-90 сек., в зависимости от оборотов мотора.
Боевое применение
САУ получила название Ягдпанцер№3, что указывало на её четко выраженную противотанковую направленность. В войска поступила в декабре 1943-го года, в Италию. Доказав свою эффективность, стала применяться на всех фронтах. Низкий силуэт, хороший баллистический профиль, надежное бронирование и мощная пушка сделали Ягддрай результативным средством ПТО. Высокая скорострельность, быстрая и, главное, без разворотов смена позиций делали САУ трудной мишенью для врага. Способность прятаться за малейшим бугорком, за стенами и заборами, высовывая только на момент выстрела пушку и перископ наводчика, доставила немало горьких минут танкистам союзных держав.