Опытный истребитель Ducrot S.L.D., Италия
Несмотря на то, что Сицилия в массовом сознании обычно ассоциируется исключительно с мафией, дикой природой и раем для туристов (а у тех, кто интересуется историей Второй Мировой войны – ещё и с высадкой союзников), этот средиземноморский остров представляет большой интерес и с другой точки зрения. В годы Первой Мировой войны, в которую Италия вступила с опозданием – в конце мая 1915 года – на стороне Антанты, т.е. России, Франции и Великобритании, в столице Сицилии Палермо был спроектирован и построен современный боевой самолет.
В пригороде Палермо в конце девятнадцатого века была основана небольшая, но постепенно расширявшаяся машиностроительная и лесопромышленная компания S.A. Vittorio Ducrot, хозяином которой был Витторио Дюкро (Vittorio Ducrot). Компания также занималась производством автомобилей, автобусов, катеров и другой аналогичной продукции. В феврале 1916 года Витторио Дюкро решил привлечь свою компанию к самой прибыльной части военных заказов – созданию самолетов, что для местных жителей стало беспрецедентной сенсацией.
Первоначально у Витторио Дюкро не было авиационных специалистов и инженеров, и потому компания выступала в качестве субподрядчика. Первым самолетом, полностью изготовленным компанией, стала построенная по лицензии летающая лодка S.I.A.I. S.8. Организовывавшие лицензионное серийное производство техники компании S.I.A.I. чуть позже стали ядром конструкторского бюро фирмы Дюкро. Предприимчивый Витторио имел более амбициозные планы и не собирался оставаться в числе второразрядных компаний, занимавшихся лишь производством по лицензии. Он страстно желал поставлять для воздушных сил итальянских армии и флота самолеты конструкции собственной компании.
Перед конструкторским отделом компании, руководимым инженерами Манлио Стиавелли (Manlio Stiavelli) и Гвидо Луццатти (Guido Luzzatti), была поставлена трудная задача: разработать и построить самолет-истребитель, который своими характеристиками и летными качествами превосходил бы всё, что имелось в то время на вооружении итальянской авиации (Aviazione Militare). Г-н Дюкро вполне логично рассуждал, что такой самолет наверняка поступит в крупносерийное производство, в результате чего компания S.A. Vittorio Ducrot станет знаменитой, а он сам богаче.
Финансовое положение компании позволило ей заказать во Франции мощный 200-сильный (147 кВт) двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8 (экспортная модель 35) с винтом и дополнительным оборудованием, вследствие чего Стиавелли и Луццатти имели прочную основу для создания первоклассного истребителя. При разработке планера самолета в его аэродинамике конструкторы использовали все лучшее из своего опыта работ с относительно медленными летающими лодками. Самолет получил обозначение из трех литер S.L.D. по первым буквам фамилий трех главных действующих лиц – Стиавелли, Луццатти и Дюкро.
Схема опытного истребителя Ducrot S.L.D.
Фюзеляж самолета представлял собой цельнодеревянный полумонокок овального сечения с вырезом для кабины пилота на уровне задней кромки верхнего крыла; позади кабины устанавливался длинный подзаголовник. При изготовлении фюзеляжа были использованы шпон и фанера из красного дерева, применявшиеся при изготовлении корпусов летающих лодок S.8. Передняя часть фюзеляжа была покрыта листами алюминия, с помощью которых был тщательно закапотирован двигатель самолета. Для охлаждения авиамотора в носовой части фюзеляжа был установлен лобовой радиатор автомобильного типа.
Несущие поверхности самолета состояли из верхнего и нижнего трехлонжеронных крыльев, установленных друг относительно друга без смещения. Бипланная коробка была одностоечной и состояла из простых I-образных межкрыльевых стоек, коротких центропланных стоек, соединявших верхнее крыло и фюзеляж, и расчалок; при этом консоли нижнего крыла присоединялись не к фюзеляжу непосредственно, а к расположенному под ним центроплану небольшого размаха, который в свою очередь крепился к фюзеляжу при помощи системы коротких стоек. Конструкторы интересно подошли к вопросу механизации крыльев. Предназначенные для поперечного управления элероны устанавливались только на нижнее крыло и для их управления использовали стержневые рессоры.
Конструкция хвостового оперения была классической: киль и стабилизатор имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Рули высоты и направления так же, как и элероны, имели деревянный силовой набор и в их задней кромке использовались стальные струны. Киль и стабилизатор были укреплены посредством армированных проводов и трубчатых подкосов. Конструкция основных стоек шасси была осложнена тем, что они являлись частью и продолжением стоек нижнего центроплана, однако в остальном их конструкция, включая амортизацию опор с резиновыми жгутами, что соответствовало тогдашней практике.
Разработка и постройка прототипа S.L.D. очень сильно растянулись, и машина была готова лишь в октябре 1918 года. Это было слишком поздно для участия истребителя в войне. Если бы машина была построена раньше, то она бы прошла заводские испытания и, вполне возможно, официальные, что дало бы S.L.D. шанс принять участие в организованном Aviazione Militare конкурсе новых самолетов. Однако первый полет S.L.D. состоялся в Палермо в середине октября 1918 года, когда до окончания войны оставались считанные дни (перемирие во французском Компьене было подписано 11 ноября 1918 года в 11:00).
От опытного истребителя Ducrot S.L.D. осталась лишь пара некачественных фотографий. На данном снимке он показан почти сбоку
Опытный истребитель Ducrot S.L.D.; вид сзади
После окончания Первой Мировой войны компания S.A. Vittorio Ducrot завершила постройку заказанных ей летающих лодок S.8 и изготовила некоторые запасные части к ним. Этим компания, так и не получившая большой славы в истории авиации, завершила свое участие в авиационной промышленности. С этим закончилась и история истребителя S.L.D. Он так и не получил предусмотренного проектом вооружения (два синхронизированных 7,7-мм пулемета Vickers) и не был испытан Aviazione Militare.
Самолет был неокрашенным и оставался в цвете материалов, из которых он был изготовлен: красного дерева и неотбеленного полотна. Передняя часть фюзеляжа была изготовлена из листов алюминия, радиатор был латунным, и только металлические стойки были окрашены в черный цвет. На борта и верхнюю поверхность верхнего крыла были нанесены трехцветные кокарды. Ближние к законцовкам половины консолей нижней поверхности нижнего крыла были выкрашены в зеленый и красный цвета, на руль направления было нанесено обозначение самолета
После войны в течение длительного времени на вооружении итальянской авиации (с 28 марта 1923 года – Королевские ВВС Италии [Regia Aeronautica]) находились французские истребители Hanriot HD.1 (выпускались по лицензии компанией Macchi), SPAD S.VII и S.XIII, отечественные S.V.A. и затем изготовленные по лицензии Macchi/Nieuport-Delage Ni.-D.29. Десять лет спустя истребители из другого конца Италии – столицы севера Милана – составляли основу ВВС страны.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Ducrot S.L.D.
Назначение: истребитель
Компания-производитель: S.A. Vittorio Ducrot, Палермо, Сицилия
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один восьмицилиндровый V-образный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8 (modèle 35), развивавший 200 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага
Размеры:
размах крыльев 9,10 м
длина 6,75 м
высота 2,55 м
площадь крыльев 22,00 м²
Вес:
пустого 610 кг
взлетный 810 кг
Летные характеристики [1]:
максимальная скорость у земли 300 км/ч
крейсерская скорость 210 км/ч
время набора высоты 5000 метров 10 мин
практический потолок 7500 м
продолжительность полета 2 ч 15 мин
Количество изготовленных: 1 экз.
- [1] летные характеристики самолета, приведенные в таблице в конце статьи, являлись скорее расчетными, нежели реальными (значение максимальной скорости было слишком нереальным)
источник: Miroslav Balous «Ducrot S.L.D.» // Letectvi + Kosmonautika № 6/2014, с.76-77 (Letadla 14-18). Чертёж – Petr Kolmann.