11

В годы Первой Мировой войны компания Hanriot прославилась истребителем HD.1, который хотя и не был принят французскими ВВС (выбравшими SPAD VII и последние модификации не менее знаменитого «ньюпора»), но нашел признание в Бельгии и в Италии. В число работ компании также входило лицензионное производство двухместных самолетов-разведчиков Salmson 2A.2, оснащавшихся отличными 260-сильными (191 кВт) радиальными двигателями жидкостного охлаждения Salmson (Canton-Unné) 9Za.

Владелец компании Рене Анрио совместно с главным конструктором Эмилем Дюпоном решили – возможно под влиянием британского Bristol F.2 – создать более совершенный, чем Salmson 2A.2, самолет, но только не разведчик, а двухместный истребитель. Под руководством Эмиля Дюпона работы над новой машиной, получившей обозначение Hanriot HD.3C.2, началось в начале осени 1917 года. К концу года прототип был готов.

Компания Hanriot создала аэродинамически чистый самолет с верхним крылом, имевшим чуть больший размах, чем нижнее. Межкрыльевые стойки были сильно наклонены вперед и немного от оси самолета. В отличие от HD.1 и созданного на его базе HD.2 двухместный истребитель Hanriot HD.3C.2 имел довольно высокие кабанные стойки. Одной из особенностей новой машины были пуленепробиваемые (самозатягивающиеся?) топливные баки.

Небольшим анахронизмом были трубчатые подкосы, усиливавшие прочность нижнего крыла и соединявшие его лонжероны с верхними лонжеронами фюзеляжа. Элероны были установлены на обоих крыльях и не были уравновешены.

За исключением опор шасси, укреплявших нижнее крыло подкосов и силового набора элеронов конструкция самолета была цельнодеревянной. В качестве обшивки использовались полотно и металлические листы, которыми покрывались двигатель и кабина пилота. Капот двигателя и тройные опоры основных стоек шасси напоминали соответствующие элементы конструкции самолета-разведчика Salmson 2A.2.

Во время первого показа прототип истребителя еще не имел стандартного наступательного вооружения в виде двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Vickers, однако в кабине стрелка уже была кольцевая установка Scarff Т.О.3 с двумя 7,7-мм пулеметами Lewis. В начале 1918 года прототип был испытан пилотом Королевского летного корпуса майором Сьюэллом (major Sewell), который дал машине восторженную характеристику.

Во время начальных испытаний Hanriot HD.3C.2 показал отличные летные характеристики. Но в то же самое время прочность самолета не была столь же выдающейся. Конструкция HD.3C.2 была усилена, после чего машина была отправлена на испытания в Виллакубле, где 10 марта 1918 года под управлением пилота Буржуа (Bourgeois) она вновь продемонстрировала очень высокие летные характеристики (см. таблицу в конце статьи).

В апреле 1918 года был сделан предварительный заказ на серию из 120 машин. От прототипа они отличались уменьшенным размахом верхнего крыла, которое по длине стало равным нижнему, и большим отклонением от вертикали укреплявших нижнее крыло подкосов. Элероны получили роговую компенсацию. Вскоре заказ на HD.3C.2 был увеличен до 300 самолетов, но первый серийный истребитель покинул завод к началу сентября. К концу месяца должны были быть вооружены две эскадрильи французской военной авиации (Aviation Militaire).

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

схема серийного двухместного истребителя Hanriot HD.3C.2

Однако во время испытаний, проводившихся 28 сентября 1918 года, серийная машина с винтом Chauviére показала значительно худшие летные характеристики, чем прототип. В ходе дальнейших испытаний – 31 октября и 11 ноября – машина с винтом Ratmanoff добилась лучших результатов.

В сентябре 1918 года HD.3C.2 был испытан Вилли Копенсом – знаменитым бельгийским асом, добившимся немало побед на Hanriot HD.1. Вилли Копенс оценил истребитель как отличный и попросил передать один экземпляр бельгийской авиации. Однако передачи самолета бельгийцам не произошло: пока велась переписка, немцы запросили перемирия и необходимость в машине отпала.

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

серийные двухместные истребители Hanriot HD.3C.2

В сентябре 1918 года командование авиации ВМС Франции (Aviation Maritime) выбрало HD.3C.2 в качестве стандартного двухместного истребителя. В следующем месяце было принято решение о формировании первой эскадрильи, которая должна была быть оснащена истребителями компании Hanriot – HD.174. К 1 ноября 1918 года эскадрильи была сформирована, но остается неизвестным количество машин, полученных до объявления Перемирия.

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

окраска верхних и боковых поверхностей французского двухместного истребителя-биплана Hanriot HD.3C.2 состояла из неправильных пятен зеленого, коричневого и темно-зеленого цветов. Нижние поверхности были окрашены в серый цвет, что оставляло узкую полосу в нижней части округлого корпуса. Передняя часть капота двигателя, в которой протекала охлаждающая жидкость, имела цвет темной латуни

До завершения производства подразделения Aviation Militaire получили 75 двухместных истребителей Hanriot HD.3C.2. По сравнению с авиацией французской армии авиация ВМС получила гораздо меньше машин. Ее первый оснащенный поплавками HD.3C.2 был испытан в Сене в районе парижского округа Каррьер-сюр-Сен (Carriéres-Sur-Seine), по-видимому, в середине лета 1918 года. Гидросамолет отличался увеличенным вертикальным оперением, напоминавшим оперение оснащенного поплавками Hanriot HD.2. Гидросамолет, получивший обозначение HD.4, также должен был быть запущен в серийное производство, но окончание войны отменило эти планы.

Двухместные истребители Hanriot HD.3C.2. Франция

серийный двухместный истребитель Hanriot HD.3C.2, ставший прототипом гидросамолета-истребителя HD.4

В сентябре третий оснащенный колесным шасси экземпляр HD.3C.2 авиации французского флота был отправлен авиационной службе Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) для испытаний на расположенной в Айл-оф-Грейн станции морской авиации. Там самолет был оборудован британскими стандартными надувными поплавками, сбрасываемыми колесами, лыжами для посадки на палубу авианосца и профилированной поверхностью перед шасси. После переоборудования самолет до 4 декабря 1918 года интенсивно испытывался, включая посадку на море. Однако к этому времени у RNAS исчезла потребность в палубных двухместных истребителях, на роль которых самым серьезным претендентом был HD.3C.2.

К 1 января 1920 года в ходе проводившейся реорганизации французской армейской авиации эскадрилья HD.174 стала 9-й эскадрильей 2-го истребительного авиаполка. В октябре того же года палубный двухместный истребитель HD.3C.2 участвовал в испытаниях по посадке на борт французского авианосца «Беарн».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hanriot HD.3C.2

Назначение: двухместный истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Société anonyme des Appareils ď Aviation Hanriot, Каррьер-сюр-Сен

Экипаж: 2 чел.

прототип серийные
Силовая установка:    
тип двигателя Salmson (Canton-Unné) 9Za Salmson (Canton-Unné) 9Za
мощность, л.с. 1×260 1×260
общая мощность, л.с. 260 260
тип винта Ratmanoff
Размеры:
размах крыльев, м 9,60 9,00
длина, м 6,80 6,95
высота, м 2,78 3,00
площадь крыльев, м² н/д 25,5
Вес:
пустого, кг 710 760
взлетный, кг 1137 1180
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч
     на высоте 1000 метров 209 н/д
     на высоте 2000 метров н/д 192
     на высоте 5000 метров 187 170
время набора высоты
     3000 метров 11 мин 4 сек 12 мин 16 сек
     5000 метров 25 мин 34 сек 30 мин 34 сек
практический потолок, м 7000 5700
продолжительность полета 2 ч 10 мин 2 ч
Вооружение:
7,7-мм пулеметы Vickers 2
7,7-мм пулеметы Lewis 2 2

источники:

текст – JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 14-18 HD.3C.2» «L+K» 6/95, стр. 67/487
часть фотографий – http://airwar.ru/enc/fww1/hd3.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account