Опытные советские самолеты глазами запада. Опытный СВВП Yakovlev Freehand (Як-36)
Небольшая винтажная статья «Russian Harrier nearing service» из выпуска журнала «Flight» за 15 февраля 1968 года выкладывается на сайт в продолжение темы яковлевских СВВП, поднятой в статье уважаемого коллеги СЕЖа «А почему бы и не вертикальный Як-38? (Черновик)».
РУССКИЙ HARRIER СКОРО ПОСТУПИТ НА ВООРУЖЕНИЕ
Яковлевский летательный аппарат с вертикальными и укороченными взлётом и посадкой (СКВП/СВВП) и с изменяемым направлением вектора тяги, представленный в июле прошлого года на авиасалоне Домодедово в Москве, как предполагается, находится в стадии разработки чтобы также как и «харриер» выполнять задачи непосредственной поддержки наземных сил. Это не просто экспериментальный самолет, как многие предполагали в прошлом году. Ожидается, что серийная версия этого самолета, которому на западе присвоено кодовое обозначение Freehand, в следующем году поступит на вооружение военно-воздушных сил стран Восточной Европы. Вероятно первыми из них будут ВВС Чехословакии. Если посмотреть с точки зрения стран Варшавского договора, то Чехословакия находится в передовой зоне коммунистического блока и является логичным местом для размещения самолета типа «харриер».
Западные аналитики уже не склонны так легко списывать самолеты Яковлева. Они хорошо осведомлены об истории аналогичного семейства Hawker P.1127. Самый ранний P.1127 был резко отвергнут как
«неспособный перенести коробок спичек через футбольное поле»
при работе в режиме вертикального взлета и посадки. Это осуждение не помешало его развитию через «кестрел» к нынешнему серийному «харриеру», который поступит на вооружение с возможностью нести 5000 фунтов (2268 кг) боевой нагрузки на значительные расстояния и с дальнейшим увеличением боевой нагрузки на вариантах, которые будут поступать на вооружение позднее. Мы сравнили СКВП/СВВП Яковлева с самолетом, который находится на стадии развития «кестрела». Принимая во внимание советские тенденции поспешно вводить самолеты в строй и высокие темпы производства русских авиационных заводов, этот самолет, вероятно, мог бы за два года пройти путь от «кестрела» до «харриера» даже если первые боевые образцы будут несколько сырыми и лишенными таких усложнений конструкции «харриера» как интегрированная навигационно-прицельная система и индикатор на лобовом стекле.
Три советских СКВП, замеченные в июле прошлого года, теперь на западе получили кодовые обозначения. Один из них представляет собой версию знакомого МиГ-21 и аналогично называется Fishbed с соответствующей литерой (МиГ-21ПД). Второй, по-видимому, имеет такой же фюзеляж, что и более крупный из двух показанных самолетов с крылом переменной геометрии. Этот самолет ОКБ Микояна получил кодовое обозначение Faithless (МиГ-23ПД). Третий СКВП является вариантом перехватчика ОКБ Сухого с двухмоторной силовой установкой и треугольным крылом. Были замечены десять таких перехватчиков. Варинат без подъемных двигателей получил кодовое обозначение Flagon A (Су-15), а вариант СКВП – Flagon B (Т-58ВД).
Наша главная статья об авиасалоне в Домодедово, в которой были обсуждены и проиллюстрированы эти самолеты, появилась в номере от 10 августа 1967 года.
ПРИЛОЖЕНИЯ
The New Russians. Авиационный праздник, посвященный 50-летию Великого Октября
источник: «RUSSIAN HARRIER NEARING SERVICE» «FLIGHT International» 15 FEBRUARY 1968, стр.243