Опытные российские самолеты глазами запада. Проект истребителя пятого поколения ЛМФС
Перед тем как выложить данную статью мне хотелось бы сказать слова благодарности уважаемому коллеге vasia23 за помощь в создании цветного профиля.
С восьмидесятых годов прошлого века РСК МиГ разрабатывает проект еще одного нового истребителя, который должен заменить МиГ-29 и МиГ-35. Работы начались в 1986 году с постановления партии и правительства, которое требовало от конструкторского бюро Микояна создать два истребителя: тяжелый МФИ и легкий ЛФИ, которые должны были быть приняты на вооружение в 2001 году и заменить Су-27 и МиГ-29. С распадом СССР эти планы были отменены. Проект МФИ достиг стадии прототипа-демонстратора технологий – изделие 1.44, который в 2000 году совершил два полета; проект ЛФИ был закрыт гораздо раньше.
Однако вскоре после этого в РСК МиГ в рамках конкурса на истребитель пятого поколения ПАК ФА были возобновлены работы над новым проектом – ЛМФС (Легкий Многофункциональный Фронтовой Истребитель) или Е-721. В апреле 2002 года конкурс выиграл Сухой Т-50, и представители РКС МиГ не смогли убедить руководство России, что их дешевый Е-721 станет успешным дополнением к более дорогому Т-50.
Проект МиГ Е-721 представлял собой самолет компоновочной схемы «утка» с нормальной взлетной массой 15 тонн и максимальной взлетной массой 25 тонн. Силовая установка самолета должна была состоять из двух двигателей Климов ВК-10М с тягой по 10000 кгс каждый. Истребитель Е-721 должен был иметь максимальную скорость М = 1,8-2,0 и перегоночную дальность 4000 километров. Основная часть боевой нагрузки должна была размещаться во внутреннем отсеке с размерами 4,5 × 1,0 м; в конструкции Т-50 имеются два отсека с такими размерами.
схема проекта многоцелевого истребителя ЛМФИ
В настоящее время, когда Россия начинает резко сокращать военные расходы, шансы на реализацию проекта ЛМФС минимальны. Некоторые надежды на создание ЛМФС связываются с индийскими планами, о которых Аджаи Шукла (Ajai Shukla) написал в статье, опубликованной 8 октября 2016 года в журнале «Business Standard». Судя по всему, Индия направила запросы в Соединенные Штаты, Швецию и Россию на предмет возможного участия в новом конкурсе на средний многоцелевой истребитель, серийное производство которого будет развернуто в Индии. По словам Шуклы единственным жестким требованием к новому истребителю является тип силовой установки: она должна быть однодвигательной.
гипотетический вариант окраски проекта многоцелевого истребителя ЛМФИ
Хотя текущий проект Е-721 имеет двухдвигательную силовую установку – жесткое требование Воздушно-Космических сил России – в интервью, данном мне несколько лет назад, главный конструктор КБ Микояна Владимир Барковский заявил, что в проектах конструкторского бюро есть и однодвигательный вариант ЛМФС. Возможно, россияне хотели бы обновить это проект и предложить Индии совместную его реализацию.
Следует принять во внимание подобную возможность, хотя вряд ли Индия выберет такой вариант, поскольку он приведет с течением времени к значительному отходу от программы. Гипотетический ЛМФС потребует как минимум на 10 лет больше времени на реализацию по сравнению с его конкурентами Lockheed Martin F-16 Block 70 и Saab Gripen E.
источник: Piotr Butowski «Mysliwiec piatej generacji LMFS» «Lotnictwo AI» 2016-11