Одномоторный дневной бомбардировщик — ОДБ. Самый необычный проект Поликарпова
1
В 1940 г. по отношению к Н. Н. Поликарпову со стороны руководителей государства и авиапромышленности проявилось заметное охлаждение, что выразилось в заметном уменьшении состава КБ и переводе на новую, мало пригодную для полноценного функционирования территорию. Причиной тому стал прежде всего ряд аварий и катастроф опытных самолетов. Считалось, что в период 1937-1939 г. поликарповское конструкторское бюро не довело до внедрения в производство ни одной кардинально новой машины. Реакция Поликарпова в этой ситуации стала, очевидно, единственно возможной для него – он продолжал создавать новые конструкции.
Тяжёлый истребитель ТИС (А), 1941 г.
В ответ на затянувшуюся историю создания машин И-180, СПБ и «Иванов» конструктор предлагает проекты более совершенные – И-185, ТИС и ОДБ. Хотя ТИС даже своим названием определялся как тяжелый истребитель для сопровождения дальних бомбардировщиков, не менее важной его функцией считалось бомбометание с пикирования. Одновременно этот самолет послужил базовым при разработке проекта одномоторного дневного бомбардировщика – ОДБ (так сказать, продолжение темы «Иванов» в новой редакции). От ТИСа позаимствовали аэродинамические и технологические решения, даже некоторые элементы, в частности носовая часть с кабиной летчика – штурмана и, естественно, с отработанной установкой вооружения. ОДБ также предполагалось сделать пикировщиком.
Схема ОДБ («Авиация» № 5 (1/2000))
Необычным в проекте являлось размещение одного двигателя (АМ-37, АМ-38, М-120) в фюзеляже, с передачей вращения на воздушные винты, расположенные на крыльях. Весьма заманчивой при этом считалась возможность реверсирования воздушных винтов для уменьшения скорости пикирования и на посадке. Кроме того, вращающиеся в разную сторону воздушные винты устраняли старую головную боль авиации – реактивный (гироскопический) момент от их вращения.
В отношении силовой установки следует отметить, что Поликарпов ранее в создании подобных экзотических устройств замечен не был. В своих проектах и разработках он добивался прежде всего максимальной простоты и надежности. Поэтому обращение к сложной системе передачи крутящего момента двигателя на воздушные винты при помощи удлиненных валов может показаться необычным и даже странным. Наиболее просто объяснить указанный эпизод можно тем, что Поликарпов в своем выборе оказался не одинок. Многие мировые разработчики авиационной техники накануне Второй мировой войны двигались по этому пути. Новые материалы и более совершенные методы расчета вполне позволяли надеяться на достаточную надежность таких систем. Сам Поликарпов, в частности, рассчитывал использовать опыт и наработки морских конструкторов, использующих механические передачи с различными видами зацепления на кораблях.
Эскизный проект ОДБ проходил в КБ под шифром «3». Рассмотренный в 1941 г. комиссией по эскизным проектам НИИ ВВС материал вызвал значительный интерес прежде всего удачной боевой схемой (то есть удобно было нападать и обороняться) и возможностью получения высоких летно-технических характеристик. При замене пулеметов ШКАС на крупнокалиберные пулеметы Березина проект ОДБ рекомендовали к дальнейшей разработке, отметив при этом, что основной задачей является отработка мотоустановки и системы передач на винты.
Проектирование ОДБ продолжалось вплоть до 1942 г., однако сложная обстановка второго года войны не позволила довести этот аппарат до реализации.
Размеры и основные расчетные характеристики ОДБ:
Размах крыла – 13,0 м
Длина самолета – 10,85 м
Вес пустого – 3335 кг
Полетный вес (с АМ-38) – 5238 кг
Максимальная скорость на 9000 м – 645 км/ч
Источник: М. Маслов. Король истребителей. – М., Яуза-Эксмо, 2009. (ISBN 978-5-699-30998-6). – С. 532-534