Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

17

К концу 19-го века столкновение дряхлеющей Испанской и молодой зубастой Американской империй было уже неизбежно. США готовились к нему четверть века. Отстраивая современное судостроение, нарабатывая опыт в проектировании, постройке, эксплуатации и управлении боевыми кораблями. Получалось не все и не сразу. Сильно отставала артиллерийская промышленность, корабли строились чудовищно долго. До того как в середине 90-х начали массово вступать в строй корабли, заложенные пять, десять и более лет назад, американцы считали свой флот однозначно слабее испанского.

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

Более того, уже в 1898 году, после начала войны, несмотря на появившееся превосходство в силах, шапкозакидательскими настроениями американские флотоводцы не страдали. Испанцы считались вполне серьезным противником и перед каждой операцией, что у Кубы, что в Тихом океане, американцы старались собрать в кулак все имеющиеся силы.

Головной болью госсекретаря и морского департамента было не допустить предвоенного «корабельного маневра» противника, резкого усиления за счет экстренного приобретения кораблей у третьей страны. Такие фокусы на предельно открытом и свободном рынке оружия тогда были в порядке вещей. Во всех военных и кризисных ситуациях второй половины 19-начала 20 века стороны ревниво отслеживали как минимум все строящиеся корабли. Так японский флот в конце 1903 года неожиданно пополнился двумя броненосными крейсерами итальянской постройки.

Американцы, естественно не желая усиления испанского флота, внимательно мониторили ситуацию с бразильским заказом на фирме «Армстронг». Проект был разработан знаменитым Филипом Уоттсом. Бразильцы в 1895 году заказали сэру Армстронгу три бронепалубных крейсера. Так как график платежей им выдержать не удалось, один из трех кораблей в сентябре 1895 года был продан более платежеспособному флоту Чили, где его переименовали в «Министро Сентено». Чилиец отличался от строившихся для бразильцев крейсеров в основном единым 152 мм калибром, бразильские же корабли получили и 152 мм и 120 мм пушки.

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

Чуть позже, решив финансовые проблемы, бразильцы дозаказали еще один крейсер по этому проекту взамен доставшегося чилийцам. В апреле 1897 года один из крейсеров был достроен и вступил в состав бразильского флота как «Альмира́нте Баррозо».

На верфи Армстронга осталось еще два корабля этого типа- «Amazonas», в очень высокой степени готовности, и «Almirante Abreu», еще не спущенный на воду. Американцы опасались, что крейсера могут усилить испанский флот и перекупили у Бразилии оба строящихся корабля. Денег у американцев уже тогда было больше. Покупка была супервыгодной- американский флот получал два современных крейсера, а испанский флот лишался шанса на их приобретение. Двойной профит.

Сделка была оформлена 16 марта 1898 года, до войны оставалось около месяца. 18 марта первый из крейсеров, на котором уже были завершены строительные работы, вошел в состав американского флота под именем «Нью-Орлеан» (USS New Orlean). Он даже успел принять участие в войне. Второй крейсер, переименованный в «Олбани» (USS Albany), был достроен уже после окончания войны.

Имена крейсера получили в честь американских городов Новый Орлеан, Луизиана и Олбани, Нью-Йорк. «Олбани» стал третьим этого имени в американском флоте.

Бывшие бразильские крейсера представляли собой классические «эльсвики» второго поколения, со скорострельной артиллерией, ведущие свою родословную с построенного для итальянцев в 1889 году «Пьемонта».

«Нью-Орлеан» был заложен на верфи компании Armstrong, Mitchell and Company, Ньюкасл-он-Тайн, Англия как «Амазонас» для бразильского флота в 1895 году. 4 декабря 1896 года его спустили на воду. 16 марта 1898 года он стал собственностью США, а 18 марта вступил в строй американского флота под командованием лейтенант-коммандера Артура П. Назро.

«Олбани» заложили на той же верфи в Ньюкасл-он-Тайн 8 декабря 1897 года как «Альмиранте Абреу» для бразильского флота. С 16 марта 1898 года он был куплен США. Его спустили на воду уже в феврале 1899 года, крестной матерью стала жена военно-морского атташе США в Лондоне миссис Джон К. Колуэлл ( John C. Colwell). 29 мая 1900 года он вступил в строй. Стоимость крейсера составила 1 207 644,13 долларов (корпус и оборудование).

Первоначально импортные корабли не получили нумерации, принятой в американском флоте. Уже в 20-х годах их классифицировали в канонерские лодки-соответственно с номерами PG-34 и PG-36. Затем перевели в легкие крейсера с номерами CL-22 и CL-23.

«Олбани » USS Albany (17 июля 1920 года присвоен бортовой номер PG-36, 8 августа 1921 года- CL-23)(ранее бразильский «Альмиранте Абреу»). Armstrong, Mitchell and Co.,Ньюкастл-на-Тайне, Англия. Номер верфи 676— заложен в 1897 году, спущен на воду 14 января 1899 года, вошёл в строй 25 (29)мая 1900 года . В 1907 году был перевооружён. Списан 10 октября 1922 года, исключен 3 ноября 1929 года.11 февраля 1930 года продан на слом.

Водоизмещение 3769 длинных тонн (3829 т)/4011 т; 3340/3428 длинных тонн (3483 т). Длина 108,03/108,141 м Ширина 13,33 м Осадка 5,33-5,49 м

Бронирование Палуба — 32-38 (скосы 89) мм, щиты 102 мм, рубка — 102 мм

Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 двойных паровых котла Scotch, 6500- 7500 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 20,52 узлов. Дальность плавания 4682 морских миль на 10 узлах Экипаж 363- 366 человек

Вооружение — 6 × 1 — 152-мм/50 Mark 5, 4 × 1 — 120-мм/50 Mark 3, 10 × 1 — 57-мм 6-фунтовых Hotchkiss, 8 × 1 — 37-мм 1-фунтовых Hotchkiss, 2-4 пулемета 7,62 мм Максим. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 457 мм

В 1903 году четыре 120-мм орудия главного калибра были заменены на 127 мм/50 орудия Mark 5 американского производства. В 1907 году на ту же модель были заменены остальные шесть орудий английского производства, благодаря чему крейсер получил унифицированный главный калибр, состоящий из десяти 127 мм/50 орудий Mark 5 .

Общие характеристики (1907 г.) Вооружение: Орудия 10 × 5 дюймов (127 мм) / 50 , 8 × 3 pdr 47 мм орудия

Общие характеристики (1918 г.) Вооружение: Орудия 8 × 5 дюймов (127 мм) / 50 , 1 × 3 дюйма (76 мм) / 50 зенитная установка

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

Корабли имели стандартную для эльсвикских крейсеров компоновку, полубак с полуютом, носовой таран, две боевые мачты и две разнесенные дымовые трубы. Крейсера стали первыми в американском флоте, получившими обшивку подводной части медными листами на деревянной подкладке.

Силовая установка состояла из двух перевернутых вертикальных паровых машин тройного расширения, производства разных заводов ( Humphrys & Tennant для «Нью-Орлеана» и R. & W. Hawthorn, Leslie and Company для «Олбани») и четырех двойных котлов шотландского образца, расчетной мощностью 7500 л.с. Проектную скорость 20,5 узлов на испытаниях крейсера продемонстрировали. Корабли могли взять на борт 512 тонн угля в нормальной нагрузке и 747 тонн в максимальной.

Бронирование ограничивалось 32 мм бронепалубой в плоской части( 89 мм на скосах), 102 мм орудийными щитами и 102 мм боевой рубкой. Броня, где возможно, из гарвеевской стали. Кроме того, по некоторым данным (Гардинер) 102 мм плитами была защищена котельная.

Экипаж по штату насчитывал 353 матроса и офицера.

Вооружение крейсеров было нестандартным для кораблей Нового флота. Они имели экспортные пушки Армстронга (Elswick Ordnance). Шесть 152 мм/50 Mark 5 («Mark 5 Armstrong калибра 6/50» или Elswick Pattern DD) со снарядами в 45,3 кг с начальной скоростью 701 м/с, дальностью стрельбы в 16 000 метров при угле возвышения 30,8° и скорострельностью до выстрелов в минуту. По одному орудию было установлено в носу и в корме и по два-в боковых спонсонах, носовых и кормовых. Соответственно погонный и ретирадный огонь могли вести по три орудия, бортовой-четыре.

Четыре 120 мм/50 скорострельных орудия Mark 3 («Mark 3 Armstrong калибра 4,7/ 50 » или Pattern AA ) весили по 2100 кг. Их 20,4 кг снаряды с начальной скоростью в 675 м/с достигали целей на 9050 метрах при угле возвышения 20°.

Для защиты от миноносцев крейсера располагали десятком 6-фунтовых Гочкисов и четверкой -восьмеркой 1-фунтовых пушек, а также четырьмя 7,62 мм пулеметами Максим .

Для ближнего боя было установлено три торпедных аппарата для торпед Уайтхеда калибра 457 мм.

Для упрощения логистики по снабжению боеприпасами, в 1903 году в арсенале Кавите (Cavite Navy Yard) 120 мм орудия заменили стандартными 127 мм пушками американского флота. Тогда же сняли торпедные аппараты.

В 1907 году на 127 мм/50 пушки Mark 5 заменили и 152 мм орудия.

Теперь крейсера имели по десять 127 мм пушек американского производства. Орудия могли стрелять лёгкими и тяжёлыми снарядами, массой 22,7 кг и 27,2 кг, начальная скорость снаряда составляла соответственно 914 м/с и 823 м/с. Дальность стрельбы для лёгкого снаряда составили 17 370 м, при угле возвышения 25,3°. Скорострельность колебалась в диапазоне 6 — 8 выстрелов в минуту

Снятые с крейсеров пушки в основном установили для береговой обороны в районе Гранд-Айленда / Субик-Бей в 1907-1910 годах, где они служили при Корпусе морской пехоты до завершения строительства современного Форт-Винт.

Во время первой мировой войны количество 127 мм орудий уменьшили с 10 до 8 и добавили 76 мм/50 зенитку.

Как минимум одно из 152 мм орудий Mark 5 пытались использовать в сухопутных войсках на полевом лафете M1917B на Западном фронте.

«Нью-Орлеан» покинул Великобританию 27 марта 1898 года, в Нью-Йорке ему предстояло докомплектоваться для подготовки к предстоящей войне. 17 мая он вышел из Норфолка на соединение с Летучей эскадрой коммодора Шлея. 30 мая возле Сантьяго-де-Куба включился в блокаду запертой в порту эскадры адмирала Серверы.

31 мая вместе с броненосцами «Массачусетс» BB-2 и «Айова» BB-4 провел разведку боем, обстреляв береговые укрепления испанцев. 6 и 16 июня перестрелки повторились.

Однако сражение 3 июля крейсер пропустил, он в это время был на бункеровке в Ки-Уэсте.

После падения Сантьяго крейсер занимался блокадой Сан-Хуана на Пуэрто-Рико и патрулированием залива Гуантаномо.

Испанцы пытались наладить снабжение блокированного Сан-Хуана за счет использования быстроходных пароходов-блокадопрорывателей. Получалось не всегда. Один из пароходов, «Антонио Лопес», 28 июня недалеко от Сан-Хуана попался американскому вспомогательному крейсеру «Йосемити». Несмотря на то, что из порта встречать прорывающийся пароход вышла вся наличная испанская эскадра-небронированный крейсер «Исабель II» и две канонерки, тот, уходя от погони, умудрился сесть на мель недалеко от порта.

Береговые батареи отогнали американский корабль и испанцам удалось практически полностью снять ценный груз с парохода ( новые пушки и припасы). Лишь 16 июля подошедшему «Нью-Орлеану» удалось сжечь останки «Антонио Лопеса».

На следующий день, 17 июля, крейсер перехватил французского блокадопрорывателя, пароход «Олинде Родригес».

«Новый Орлеан» в гавани Нью-Йорка, октябрь 1899 г

«Новый Орлеан» в гавани Нью-Йорка, октябрь 1899 г

 USS_New_Orleans_(1898-1929) Новый Орлеан, сделанный во время испано-американской войны 1898 года


USS_New_Orleans_(1898-1929) Новый Орлеан, сделанный во время испано-американской войны 1898 года

 

 USS_New_Orleans_(1898-1929) Новый Орлеан, сделанный во время испано-американской войны 1898 года


USS_New_Orleans_(1898-1929) Новый Орлеан, сделанный во время испано-американской войны 1898 года

Крейсер принял участие в параде победы в Филадельфии 20 октября. После летних 1899 года учений Атлантического флота «Нью-Орлеан» получил назначение в состав Азиатского флота. Поход шел через Суэцкий канал и закончился 21 декабря в Маниле. 5 лет крейсер нес службу флагманом крейсеров Азиатского флота, патрулируя побережье Китая и Филиппин, пока его не сменил «Балтимор» С-3.

После пребывания в резерве в 1905-1909 годах, он вернулся в состав Азиатского флота стационером в Йокогаме. Весной 1914 года, во время беспорядков в Мексике он патрулировал ее западное побережье. В Калифорнийском заливе вместе с другими американскими кораблями наблюдал за грандиозными морскими битвами мексиканской гражданской войны-2-й ,3-й и 4-й битвами при Тополобампо.

Летом 1914 года на крейсере проходили обучение резервисты штата Вашингтон, а осенью он снова вышел на патрулирование мексиканского побережья.

После вступления США в первую мировую войну крейсер прошел ремонт на верфи в Пьюджет-Саунд и через Панамский канал ушел в Хэмптон -Роудс, куда прибыл 27 августа 1917 года. Крейсер занимался сопровождением европейских конвоев в Атлантике до 16 января 1918 года, когда был возвращен в Азиатский флот. 13 марта он прибыл в Йокогаму.

После заданий в Китае и на Филиппинах, около полугода, с 17 июля по 20 декабря 1919 года, находился во Владивостоке, во время американской интервенции в России. Вернулся во Владивосток он 20 мая 1920 года и покинул его 27 сентября 1920 года, уже после вывода в июне 1920 года последних сухопутных частей американской армии. На Дальнем Востоке остались только японские оккупационные войска, что тоже не устраивало американцев, которым не нравилась активность японцев.

во время швартовки у острова Маре, 27 января 1905 г.

во время швартовки у острова Маре, 27 января 1905 г.

во время швартовки у острова Мэр, 27 января 1905 года.

во время швартовки у острова Мэр, 27 января 1905 года.

после полудня на Маре-Айленде 27 января 1905 года.

после полудня на Маре-Айленде 27 января 1905 года.

 Сан-Педро, Калифорния, дата неизвестна


Сан-Педро, Калифорния, дата неизвестна

С 14 февраля по 17 августа 1922 года крейсер вновь находился во Владивостоке, оказывая давление на «союзников».

8 августа 1921 года корабль получил обозначение CL-22 (легкий крейсер). Но служба его уже подходила к концу.16 ноября 1922 года он был списан и 13 ноября 1929 года исключен из Регистра военно-морских судов. 11 февраля 1930 года его продали на слом.

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

«Олбани » на испано-американскую войну опоздал. Зато принял участие в американо-филиппинской, первой мировой, в гражданской войне в России.

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

26 июня 1900 года готовый крейсер покинул Великобританию и направился на Филиппины. Маршрут пролегал через Суэцкий канал. 22 ноября корабль был в Кавите. После семи месяцев службы в Азиатском флоте ( в период американо-филиппинской войны), девять месяцев он провел в Средиземноморье, демонстрируя американский флаг в местных портах.18 июня 1902 года крейсер вышел в Атлантику и по пути в северные воды посетил Шербур и Саутгемптон. Здесь с небольшой эскадрой ( броненосец USS Illinois ВВ-7 и крейсерами USS Chicago и USS San Francisco) он провел маневры в европейских водах.

20 июля 1902 года он достиг Балтики, где посетил Стокгольм, Кронштадт и Копенгаген. В сентябре северный поход закончился и кроейсер на два месяца вернулся в теплое Средиземноморье.

    1903 г. Олбани в сухом доке Бостон, Массачусетс


1903 г. Олбани в сухом доке Бостон, Массачусетс

А потом был поход в США, крейсер впервые увидел родину 5 января 1903 года, здесь в Бостоне ему предстоял капитальный ремонт. После небольшого ремонта 15 февраля 1903 года крейсер вернулся в Азиатскую эскадру через Суэц. На Тихом океане он посетил берега Китая, Кореи, Филиппин, Японии и побывал на Гавайях.

После трехлетнего пребывания в резерве в Пьюджет-Саунд, продолжил службу уже в Тихоокеанском флоте, патрулируя берега Южной и Центральной Америки.

    Олбани в Санта-Монике, Калифорния, 8–10 сентября 1909 года.


Олбани в Санта-Монике, Калифорния, 8–10 сентября 1909 года.

В январе 1909 года «Олбани » из Тихоокеанского флота перешел в эскадру специального назначения. В Центральной Америке бушевали революции и американский флот готовился к высадке десантов «принуждения к американской демократии» от Мексики до Панамы.

16 апреля командир крейсера Генри Т. Мэйо получил приказ срочно забрать в Сан-Диего «специального посланника мира» Уильяма И. Бьюкенена и сопроводить его в двухмесячном круизе по центральной Америке. 20 апреля крейсер покинул Мэр-Айленд и пятнадцать месяцев контролировал соблюдение американских интересов в Мексике, Гондурасе, Сальвадоре и Никарагуа.

Отвлечься пришлось в сентябре-октябре для участия в торжественных церемониях на побережье Калифорнии. 8-10 сентября вместе с бронепалубным крейсером «Сент-Луис» и тремя миноносцами отмечал в Санта-Монике День принятия Калифорнии в Союз 31-м штатом. Четыре роты «синих курток» (две-с «Олбани ») прошли парадным маршем от мэрии до нового муниципального пирса.

В октябре крейсер вместе с боевыми кораблями США и других стран праздновал в Сан-Франциско 140 летие появления европейцев(испанцев) в Калифорнии. Праздник символизировал восстановление города после разрушительного землетрясения 1906 года .

В первой половине 1910 года основным районом действий крейсера стала Никарагуа. Корабль вошел в Никарагуанский экспедиционный корпус контр-адмирала Уильяма В. Кимбалла.

12 декабря 1909 года «Олбани » с 280 «синими куртками» на борту, в сопровождении канонерской лодки USS Yorktown PG-1 ( еще 155 человек) прибыли в никарагуанский порт Коринто, где уже находилась канонерская лодка USS Vicksburg PG-11 с командой из 155 человек . 5 месяцев крейсер провел в Коринто на защите американских граждан и собственности на тихоокеанском побережье Никарагуа. В середине марта 1910 года повстанческое движение Эстрады и Чаморро временно затихло и экспедиционный корпус покинул Никарагуа.

Капитан Эдвин Лонгнекер в рубке, около 1899-1900 гг:

С августа 1910 года на следующие три года «Олбани » вновь на Дальнем Востоке.

Затем, после капитального ремонта, 17 апреля 1914 года он вернулся в строй и блокировал мексиканское побережье после инцидента в Тампико и оккупации Вера-Круса. В 1915 году на крейсере обучались резервисты штатов Вашингтон и Орегон.

Очень удачная покупка. Бронепалубный крейсер CL-22 «Нью-Орлеан». США

В мае 1916 года крейсер вновь включили в состав карательной экспедиции против повстанцев Панчо Вильи в Мексике после рейда восставших на американскую военную базу в городе Колумбусе, закончившегося убийством нескольких американских граждан. Панчо Вилья мстил американцам за активную поддержку Соединенными Штатами его противника по гражданской войне.

Albany во Франции

Albany во Франции

Вступление США в первую мировую войну крейсер встретил в составе Атлантического флота. «Олбани » стал флагманом 6-й эскадры Патрульных сил Атлантического флота и до конца войны сопровождал в Европу конвои с войсками и военными грузами. На его счету 11 успешно проведенных конвоев.

U.S.S. ALBANY во Владивостоке:

С 1919 года крейсер, вновь приписанный к Азиатскому флоту, поддерживал американских интервентов на российском Дальнем Востоке. Он совершил несколько походов во Владивосток, высаживал десанты, вывозил раненых. Последний раз крейсер был во Владивостоке в начале 1920 года, когда американские войска уже покидали негостеприимное русское Приморье.

17 июля 1920 года крейсер получил обозначение PG-36 (канонерская лодка), а 8 августа 1921 года был переклассифицирован в легкий крейсер CL-23.

В июле 1922 года «Олбани » окончательно покинул Китай и 10 октября в Мэр-Айленде был выведен из состава флота. 3 ноября 1929 года его исключили из списков флота, а 11 февраля 1930 года продали на разделку.

Как и предыдущие американские крейсера с британской родословной линии «Чарлстона»«Балтимора», перекупленные у Бразилии крейсера считались одними из лучших в американском флоте. Эксплуатация американских и японских эльсвиков показала, что в более-менее умелых руках эти корабли вполне успешно могут выполнять свои задачи как в мирных так и боевых условиях.

На память об этих удачных кораблях осталось два 120 мм орудия (по одному с каждого крейсера) в памятнике солдатам и морякам у здания бывшего суда округа Кейн в Женеве, штат Иллинойс в качестве подарка округу от американского правительства от 1 апреля 1925 года.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account