Немецкая САУ Geschutzwagen «Tiger II» – несостоявшийся потомок Фердинанда.
Предлагаю вашему внимание рассказ, ещё об одной САУ повышенной мощности. В отличии от предыдущих машин которые разрабатывались в СССР, эта была запроектирована у нашего противника – Германии.
Проектирование этой САУ началось в 1942 году. 6 мая компания Круп заказ на изготовление этой самоходки.
Официальное в Германии САУ получила обозначение: Geschützwagen “Tiger” fur 17cm K72(Sf), fur 21cm Mrs 18/1(Sf) und 30,5cm GrW Sf I-606/9. Как видно, из название, немцы на одну базу планировали установку сразу трёх видов артиллерийских систем: 170-мм пушки 17 cm Kanone 72, 210-мм гаубицей 21cm Morser и 305 мм мортиру Skoda GrW L/16. Такая же концепция была у нашего предвоенного «триплекса» — Су-14.
В качестве базы для этой САУ было решено использовать базу танка “Tiger II”, больше известного у нас как «Королевский Тигр». Но, как видно из рисунка, база танка должна была претерпеть более чем глубокую проработку. Прежде всего она должна была быть очень серьёзно удлинена. Что потребовало даже добавления дополнительно катка для поддержки. Двигатель должен был быть перенесён в переднюю часть корпуса. Так же планировали поступить и на наших аналогичных САУ «Объект 212А» и «Объект 261». На самоходку предполагалось установить двигатель Maybach, мощностью 650 л.с. Что по мнению создателей проекта должно было дать возможность передвигаться ей со скоростью 35 км/час. Забронирована эта САУ, должна была быть, на много скромнее чем её донор танк, максимальная броня передней части корпуса не должна была превышать 60 мм. Это говорит о том что создатели этой САУ рассчитывали на то что она будет в состоянии поразить любой вражеский танк ещё до того как он выйдет на дистанцию эффективной дальности своей стрельбы. И в этом был резон, орудия могли стрелять на дальность почти 30 километров. Но, тем не менее, масса у САУ получилась, более чем, солидной – приблизительно 60 тонн. В экипаж самоходки должно было входить сразу 8 человек: механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и 4 подносчика снарядов.
Хочется обратить ваше внимание на одну, довольно, уникальную особенность этой САУ. Орудие в ней не было установлено жёстко, и легко могло быть демонтировано. То есть, насколько я понимаю, это орудие могло вести огонь как из САУ, так и вне её. Честно говоря, зачем был нужен этот технический наворот, мне осталось непонятным.
Возможности самих пушек были просто впечатляющими.
ТТХ 17 cm пушки Kanone 72:
Калибр_____________________________172,5 мм
Длина ствола________________________50,2 калибра
Вес снаряда_________________________62,8 и 68 кг
Вес боевого заряда___________________30,5 и 29,15 кг
Начальная скорость__________________920 и 860 м/с
Дальнобойность_____________________29 600 и 28 000 м
Скорострельность____________________1 выстрел в минуту
Вертикальный обстрел________________ 0? + 50?
Горизонтальный обстрел______________16?
Вес системы в боевом положении_______17 500 кг
Дульная энергия______________________2700 тм
Коэффициент использования
металла системы______________________154 кгм/кг
Это орудие и 21cm гаубица Morser изготавливались на одном лафете и считались железнодорожной артиллерией. Столь подробных ТТХ, по гаубице, у меня нет. Но известно, что её дальность стрельбы должна была составить всего 17 300 метров, а вес её снаряда был, аж 111 кг.
Как не трудно догадаться, этот проект, как и его советские аналоги, не был реализован. По очень банальной причине – в конце войны Германии было не до столь дорогих игрушек. В феврале 1945 года, по указанию министра вооружений — адмирала Шпеера, все работы над этой САУ были прекращены. Правда до этого времени немцы уже успели построить опытный образец, который в конце войны и достался союзникам.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОЙ САУ
Geschutzwagen Tiger fur 17cm Kanone/21 cm Morser
БОЕВАЯ МАССА | 60000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 6 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 13000 (с пушкой) |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 170-мм пушка 17 cm Kanone 72 или 210-мм мортира Morser 21 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 5 снарядов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | — |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 60 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maibach HL230P30, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 700 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 9 опорных катков в шахматном порядке с индивидуальной торсионной подвеской, ведущее колесо переднего расположения |
СКОРОСТЬ | 35 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 200 км |