Нелюбимый родственник английских танков. Крейсерский танк «Ковенантер»
Попытки поиска АИ здесь, по одному из английских танков не увенчались успехом. Вероятно, вы с ним просто не знакомы. Так как я сам подобные статьи не осилю, то воспользуюсь услугами другого автора вот здесь: http://pro-tank.ru/bronetehnika-england/kreyserskie-tanki/183-mk5-kowenanter. Разрешите представить:
Крейсерский танк "Ковенантер"
Танк "Ковенантер" разработан фирмой "Наффилд" в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи была запущена в производство под названием "Крейсерский танк Мк IV" в 1938 г. и производилась до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной, и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерский Mk.V "Ковенантер".
Как и его предшественник, танк "Ковенантер" имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Mk.V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40 мм, а бортовая броня – 30 мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была заменена в производстве крейсерским танком Mk.VI "Крусайдер" с более сильной броней. "Ковенантер" состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий.
После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому – средний танк с толщиной брони до 30 мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба.
Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). "Ландон-Миддэнд" и "Скоттиш Рэйлвэй" построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хортемана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель "Торникрофт" и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили "Наффилду", которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16 были аналогичны машинам серии А9/А10.
Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30 мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 – проект А13 Мk.III. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30 мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка.
Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель "Флэт"12 "Медоуз" (модификация, использованная на легком танке "Тетрарх") и двойная планетарная трансмиссия "Вильсон" (примененная на А14). По сравнению с А13 Мk.II – или крейсерским танком Мk.IV – место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводивших к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы.
В середине 1940 г. танк получил официальное имя "Ковенантер" в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков "Ковенантер" составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса – 18.2 тонны
Длина – 5790 мм
Ширина – 2630 мм
Высота – 2240 мм
Экипаж – 4 человека
Вооружение – 1×40-мм пушка, 1×7,92-мм пулемёт
Боекомплект – 131 снаряд, 3750 патронов
Бронирование: лоб корпуса – 40 мм, лоб башни – 40 мм
Тип двигателя – карбюраторный "Медоуз"
Максимальная мощность – 300 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/час
Запас хода – 150 км
Модификации крейсерского танка "Ковенантер":
- 1. "Ковенантер" IV. "Ковенантер" III с дополнительными встроенными радиаторами воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса.
- 2. "Ковенантер" С8 (с различными индексами). Часть танков комплектовалась гаубицей вместо 2-фунтовой пушки.
- 3. Танковый мостоукладчик "Ковенантер". Вариант 30-футового моста типа "ножницы" грузоподъемностью 30 т, который с 1936 г. устанавливался на танках. Благодаря запасу мощности "Ковенантер" на ряде машин Мk.I и Мk.II вместо боевого отделения установили мост "ножницы" с гидравлической рампой и системой рычагов, приводившихся гидравликой. В основном они использовались для обучения и опытов наряду с мостоукладчиками на шасси "Валентайна". Мост имел 34 фута в длину и 9,5 фута в ширину. Несколько таких машин применяли австралийцы в Бирме в 1942 г.
- 4. "Ковенантер" АМКА. В 1942 г. "Ковенантер" использовался только для испытаний вновь разработанного противоминного каткового устройства, который крепился впереди корпуса танка для превращения его в самоходный минный трал.
- 5 "Ковенантер" ОР (машина наблюдателей), командирская и ремонтно-эвакуационная машины.
Источники:
- • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915–2000 гг".;
- • М. Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939–1945 гг;
- • David Fletcher, Peter Sarson: Crusader Cruiser Tank 1939–1945;
- • David Fletcher, The Great Tank Scandal – British Armour in the Second World War;
- • Janusz Ledwoch, Janusz Solarz. Czołgi brytyjskie 1939–45.
P.S.
На данный момент в мире есть только 3 экземпляра данного танка. Это связано скорее всего с отношением самих военных к этой машине. Чтобы дать понятие, о чём я говорю, расскажу, что второй и третий экземпляр нашли в одном месте. В мусорной яме буквально! В 1944 году после закрытия одной из школ по обучению борьбы с танками их скинули в противотанковый ров вместе с остальным школьным мусором и закопали. Сейчас на этом месте виноградники. Первый нашли случайно в Новой Зеландии, т.е. так далеко от дома, что о нём просто забыли.