Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

19

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

(«Максимальные линкоры» сенатора Бенджамина Тиллмана коллеги Граф Цеппелин)

***

В 1910-ых годах мир переживал стремительную гонку военно-морских вооружений. С момента спуска на воду “Дредноута” в 1906 году, последовавшие за ним корабли становились все тяжелее и больше. Инженеры всех стран мира изощрялись в попытке разработать линкор, который был бы сильнее, быстрее, прочнее всех аналогов.

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

Сенатор Бенджамин Риан Тиллман (1847-1918) наблюдал за развитием военно-морского флота США последние десятилетия. Он, как-никак, был членом Комитета по военно-морским делам в Сенате, и имел полный доступ к информации о состоянии и развитии флота.

Перед его глазами де-факто прошла вся эволюция класса дредноутов – от первых “Дредноута” и “Мичигана”, до грандиозных “Куин Элизабет” и “Мэрилендов”. Он видел, как стремительно развивается флот… и как быстро устаревают корабли, еще недавно казавшиеся основой мощи и величия целых наций.

Дредноуты первого поколения – “Дредноут”, “Беллерофон”, “Мичиган” – в свое время казавшиеся могучими – уже к началу Первой Мировой являлись в общем-то устаревшими, затеняемыми более могучими гигантами. Появление супердредноутов с большей артиллерией главного калибра – 343-мм и 356-мм орудиями – сделало первые дредноуты пройденным этапом эволюции военно-морских вооружений менее чем за восемь лет. А на стапелях уже стояли еще более могучие гиганты – с 381-миллиметровыми и 406-миллиметровыми орудиями, более быстрые, защищенные и технически совершенные чем любые предшественники. В сравнении с ними, старые дредноуты уже казались безнадежно устаревшими, не способными даже в теории выдержать морской бой. Один залп строящегося “Мэриленда” – восемь 947-килограммовых снарядов – был больше, чем залп двух “Мичиганов”, при этом снаряды “Мэриленда” летели гораздо дальше, а сам он был защищен броней, неуязвимой для снарядов старых дредноутов на большинстве дистанций.

И это был еще не предел. Гиганты еще не сошли со стапелей, а на чертежных досках уже шла работа над новым поколением великанов, которое должно было сделать еще только строящиеся корабли столь же устаревшими, сколь устаревшими были первые дредноуты в сравнении со своими гигантскими потомками.

Эта гонка военно-морских вооружений, казалось, будет продолжаться вечно. Титанические ресурсы вкладывались в боевые корабли… чтобы через десяток лет оказаться выброшенными впустую, так как новый виток развития дредноутов обрекал уже построенные корабли на устаревание.

И в подобной ситуации, сенатор Тиллман предложил сделать ход ферзем.

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

Годы мировой войны окончательно вывели США из списка “первых держав мира” на позицию “самой первой”. Это было ясно уже в 1916 году, но даже до этого, еще до войны, признаки подобной ситуации вполне просматривались. США были самым богатым, самым промышленно развитым, самым энергичным на тот момент государством на планете. И сенатор Бенджамин Тиллман предложил “конвертировать” мощь и богатство Америки в ультимативный проект, призванный раз и навсегда обеспечить господство Америки на морях.

Тиллман предложил построить флот “максимальных линкоров” – кораблей, настолько больших и мощных, что были бы по карману только сверхбогатой Америке и больше никому. Завершить гонку морских вооружений, построив флот кораблей, равняться с которыми не сможет по экономическим причинам ни одна другая нация.

16 июля 1916 года, Тиллман направил в Сенат уже более подробный запрос – рассмотреть возможность постройки корабля, настолько большого и мощного, чтобы ни одна другая нация не решилась экономически вступать в соперничество с США и строить таких же гигантов. Проект суперлинкора был предоставлен Конгрессу в 1917 году

Конгресс нашел идею чрезвычайно впечатляющей… но цена даже одиночного корабля была просто астрономической. А ведь для эффективного “господства над морями” таких кораблей нужно было построить целую эскадру. Мировая война заканчивалась, по всему миру, ошеломленному многолетним кровопролитием, расцветали пацифистские движения, призывы к разоружению. звучали все чаще. Со своей стороны, флот был более заинтересован в завершении постройки уже профинансированных шести линкоров “Саут Дакота” и шести линейных крейсеров “Лексингтон”, которых вполне хватало, чтобы американский флот стал сильнейшим в мире. В военно-морской теории успешно пробивали себе дорогу морская авиация, дирижабли и подводные лодки – все это нуждалось в оценке и развитии. В целом – проект Тиллмана сочли очень хорошим, и упрятали в долгий ящик. Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничившее военно-морскую гонку (и де-факто выведшее флот США на первое место в мире) стоило гораздо дешевле гипотетических левиафанов.

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

АИ.

Но ведь к работе «максимальных линкоров», США могли приступить раньше! Еще в 1912 году Тиллман направлял в Сенат запрос относительно возможности постройки сверхкораблей, но тогда он не был принят к голосованию. Некоторые положения, легшие в основу расчетов Тиллмана, реализовались потом в проекте супердредноутов класса “Пенсильвания”.

И вот, по некому счастливому стечению обстоятельств, Тилман в 1912 году смог убедить Сенат/Конгресс/Флот, о том, что не зачем заниматься мелкими линкорами, а надо делать ставку на корабли большего размера. Все равно, учитывая тенденцию нам придется делать линкоры большего размера – как по водоизмещению, так и вооружению, так почему бы сразу водрузить ферзя на другой конец доски?

В результате линкоры типа «Невада» еще были достроены по первоначальным планам (заложены 1912, на воду 1914, в строю 1916 год). А вот линкоры типа «Пенсильвания», строились (заложены в 1913 году) как суперлинкоры, и вступили в строй только в 1917 году – но результат того стоил. Прозвище «Большая пятерка» (в серию вошли «Пенсильвания», «Аризона», «Нью-Мексика», «Миссисипи» и «Мэриленд») в полной мере соответствовало данным кораблям: 45 тыс.тонн водоизмещения, 15 406-мм орудий (в последствии, часть кораблей прошла модернизацию, и получила 10 457-мм орудий). Ни один флот (включая Королевский) не мог дать адекватным ответ, как по количеству кораблей, так и по их вооружению.

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

При этом, США прозрачно намекали, что у них на подходе вторая ОЧЕНЬ «Большая пятерка», с 15 457-мм орудиями («Колорадо», «Айдахо», «Вирджиния», «Калифорния», «Дакота»).

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

*

Сенатор Тилман все же не смог убедить сразу делать максимальные линкоры, поэтому конгресс и флот предпочли не рисковать, решив выпустить 2 серии кораблей. С другой стороны, 457-мм орудия на тот момент не существовали даже в эскизах, и так с 406-мм артиллерией пришлось изрядно поторопиться (что, впрочем, привело к любопытным проектам с четверенными и шестиствольными башнями, и количеству артиллерии в 20-30 356-мм орудий).

*

Мол если кто-то хочет соперничать с американским флотом – бога ради, но пусть знает, что соревноваться ему придется с другой командой чемпионов. Расчет был правильный, если Великобритания и США, скрепя зубами еще могли посоревноваться первой пятеркой, то против второй пятерки (а если есть две пятерки, то где гарантия что не будет третей?), они были бессильным.

Первая Мировая Война закончилась, оставив флот США с самыми мощными линкорами в мире….

Не совсем «Максимальные», но построенные линкоры сенатора Бенджамина Тиллмана

Т.е. вместо серии:

«Пенсильвания» 2 корабля. Водоизмещение нормальное 31903тонн, общее 63806 тонн

«Нью-Мексика» 3 корабля.  Водоизмещение нормальное 32000 тонн, общее 96000 тонн

«Теннеси» 2 корабля. Водоизмещение нормальное 33190 тонн, общее 66380 тонн

«Колорадо» 3 корабля. Водоизмещение нормальное 33217 тонн, общее 99651 тонн

Таким образом, 10 американских линкоров, это 325837 тонн

Серия «Тилман»/ «суперПенсильвания» в 5 кораблей, при водоизмещении 45000 тонн каждый, это 225000 тонн.  Выгода 100 тыс.тонн

*******

П.С.

Поскольку автору традиционно иХнорирует расчеты, то ему не известно на сколько в действительности мог бы вытянуть линкор с 15 406-мм орудиями. Разброс от 40 до 60 тыс.тонн (да в РИ, линкоры «Тилмана» и на 80 тыс. вытягивали, но здесь перед конструкторами не стоит задача Максимального корабля). Но, даже если считать по 60 тыс.тонн, то все равно супер линкоры выйдут дешевле.

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account