На каком расстоянии российские истребители смогут сбивать своих оппонентов. Сравнение современных авиационных радаров
Не секрет, что военная техника, чтобы оставаться современной на протяжении всего своего своего цикла, должна проходить модернизацию. Особенно это относится к боевой авиации, так как это наиболее наукоёмкий вид вооружения.
Постоянно идёт разработка новых РЛС, что позволяют обнаруживать врага на больших расстояниях, становятся всё менее чувствительны к помехам, позволяют наводить ракеты на все большее количество целей одновременно.
Дальность обнаружения противника — один из важнейших параметров для оценки боевой эффективности истребителя.
Один из важнейших параметров, влияющих на заметность самолёта и дальность обнаружения его радарами, является ЭПР — эффективная поверхность рассеивания. Зависимость снижения ЭПР по отношению к максимальной дальности обнаружения пропорциональна корню 4 степени. То есть, чем ниже ЭПР самолёт будет иметь, тем меньше дистанция, на которой его будет возможно обнаружить. Условно говоря, снижение ЭПР в 16 раз приведёт к тому, что максимальная дальность обнаружения самолёта снизится в 2 раза. Именно поэтому, к 5 поколению истребителей предъявляются требования малозаметности.
В качестве эталона для оценки возможностей РЛС мы возьмём ЭПР истребителя F-22 — наиболее грозного противника. Во многих научных работах, ЭПР F-22 считается примерно равной 0,5 м2.
Если МиГ-29 имеет ЭПР равную примерно 5 м2, то F-22 имеет ЭПР в 10 раз меньшую. На одном и том же радаре, МиГ-29 будет виден с расстояния, большего в 1,778 раза, чем F-22, что даёт преимущество истребителю 5 поколения.
Какие истребили имеются на вооружении ВКС и ВМФ России на 2022 год?
- Су-57 — 5 истребителей
- Су-35С — 97 истребителей
- Су-30 всех модификаций — 137 истребителей
- Су-27 всех модификаций — 119 истребителей
- МиГ-35 — 6 истребителей
- МиГ-29 всех модификаций — 97 истребителей
- МиГ-31 (за исключением ракетоносцев МиГ-31К) — 142 истребителя
- Палубные МиГ-29К всех модификаций — 23 истребителя
- Палубные Су-33 — 18 истребителей
Содержание:
Современная техника
Истребители Су-35С имеют имеют современные РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), что способны обнаружить такой самолёт как F-22 на расстоянии 225 км.
Су-57 имеют ещё более современные РЛС Н036 «Белка» с активной ФАР. F-22 может быть обнаружен с дистанции в 335 км.
МиГ-31БМ — модификация до уровня которой сейчас модернизируют 150 машин МиГ-31, стоящих на вооружении ВС России. МиГ-31БМ оснащён РЛС с ПФАР Н007 «Заслон-АМ», что способна обнаружить F-22 с расстояния в 190 км.
Разумеется, МиГ-31 это дальний перехватчик, что не может вести манёвренный воздушный бой и обладает огромной ЭПР, что делает его очень заметным. Но в его арсенале есть ракеты Р-37М с дальностью пуска более чем 300 км. Это тяжёлые ракеты, от которых возможно и увернуться, но пуск нескольких таких ракет делает манёвр уклонения не такой простой задачей. Ракеты Р-37М также несут Су-57 и Су-35С.
Сейчас разрабатывается и новая ракета Р-77М, что будет обладать сверхманёвренностью, и дальностью пуска в 200 км.
То есть, Су-57, Су-35С и МиГ-31БМ способны обнаружить и поразить противника на расстоянии, превосходящем дальность пуска его ракет. Максимальная дальность ракет AIM-120D, чем вооружены F-22 и F-35 равна 180 км.
Отчасти это нивелирует преимущество истребителей 5 поколения в малозаметности перед такими машинами как Су-35С и МиГ-31БМ.
МиГ-35 планируется оснащать РЛС Н010 «Жук-АМ» с АФАР, что способна обнаруживать цель с ЭПР в 5 м2 на дистанции в 225 км. Но F-22 имеет ЭПР, что ниже в 10 раз — 0,5 м2. Таким образом, максимальная дальность обнаружения F-22 РЛС «Жук-АМ» составит 126 км — пропорционально корню 4 степени из 10 — в 1,778 раза меньше.
Установить на МиГ-35 РЛС Н035 «Ирбис», как на Су-35С, не представляется возможным, так как она имеет слишком большую массу для планера МиГ-35. Тем более, невозможна установка РЛС Н007 «Заслон-АМ» как на МиГ-31БМ.
Тем не менее, РЛС Н010 «Жук-АМ» позволит уверенно обнаруживать с дистанции более 200 км, новейшие модификации истребителей НАТО поколения 4+. Это последние модификации истребителей «Рафаль», «Еврофайтер Тайфун», F-15, F-16 и F-18. Именно они составляют основу парка истребителей стран НАТО.
В качестве лёгкого фронтового истребителя, МиГ-35 будет вполне достойным самолётом, сравнимым с истребителем «Рафаль».
Модернизация Су-30СМ
Су-30СМ имеет РЛС Н011 «Барс», что способна обнаружить F-22 c 80 км. По современным меркам этого явно недостаточно, поэтому в прошлом году была начата программа массовой модернизации парка Су-30СМ до уровня Су-30СМ2. Су-30СМ2 оснащён РЛС Н035 «Ирбис», как на Су-35С. Эта РЛС хорошо освоена в производстве и является вполне современной на данный момент. Дальность обнаружения F-22 возрастёт до 225 км. Как и будет возможность применения ракет Р-37М и будущей Р-77М.
Необходимость модернизации МиГ-29
Но в составе авиации ВКС и ВМФ России продолжают служить истребители МиГ-29. Большинство из них это старые машины, на замену которым идёт новая техника.
Однако, на вооружении ВКС России имеется 44 истребителя МиГ-29СМТ. Изначально, эти машины предназначались для ВВС Алжира, но контракт был расторгнут, и 28 истребителей вошли в состав ВВС России в 2009-2010 годах. До 2016 года было поставлено ещё 16 машин. То есть, самолёты ещё могут послужить.
Эти машины неплохи. Имеют стеклянную кабину с ЖК-экранами вместо стрелочных приборов. Устройство для дозаправки в воздухе. Новое радиопоглощающее покрытие, снижающее ЭПР самолёта. В боекомплекте есть новые ракеты РВВ-АЕ. Истребитель может применять ракеты «Воздух-Земля», благодаря модификации РЛС.
Но именно РЛС и является слабым местом МиГ-29СМТ. РЛС Н019МП «Топаз» имеет дальность обнаружения в 80 км для цели с ЭПР в 5 м2. Значит, цель с ЭПР в 0,5 м2, такая как F-22, будет обнаружена всего с 45 км, что явно недостаточно. А истребители «Рафаль», что обладают более мощными РЛС, также могут обнаружить МиГ-29СМТ на больших дистанциях, чем 80 км.
Следовательно, МиГ-29СМТ должны быть модернизированы путём установки РЛС Н010 «Жук-АМ» с АФАР, как новые МиГ-35, что позволит приблизить модернизированные МиГ-29СМТ к возможностям новых МиГ-35, что будут оснащаться этими РЛС.
В перспективе, также было бы хорошо установить новые РЛС и на МиГ-29К, что пока оснащены менее дальними «Жук-М» с щелевой антенной решёткой.
Модернизация РЛС за рубежом
В США и других странах эксплуатантах F-16 сейчас идёт программа их модернизации путём установки новых РЛС AN/APG-83 с АФАР. Данная РЛС позволяет обнаруживать цели с ЭПР в 3 м2 (значение ЭПР для МиГ-35 с вооружением) на дистанции в 150 км. Или 96 км для цели с ЭПР в 0,5 м2 (F-22 или Су-57).
На новые F-15EX ставят радары AN/APG-82(v)1 оснащённые АФАР, что способны обнаружить цель с ЭПР в 3 м2 на дистанции в 190 км, а цель с ЭПР в 0,5 м2 на дистанции в 122 км.
На последние модификации истребителей «Рафаль» ставятся РЛС RBE-2AA с АФАР, что могут обнаружить цель с ЭПР в 3 м2 на расстоянии в 132 км, а цель с ЭПР в 0,5 м2 на дистанции в 84 км.
В данный момент, истребители «Еврофайтер Тайфун» начали получать новые РЛС CAPTOR-E с АФАР. К 2023 году планируется поставить 110 таких РЛС для ВВС Германии. Согласно заявлениям разработчика этот радар может обнаруживать цели с ЭПР в 3 м2 на дистанции в 412 км, а для для целей с ЭПР 0,5 м2 на 265 км.
Как видно, в ВВС ведущих стран мира, параллельно с поставками новых, сейчас идёт массовая модернизация РЛС имеющихся истребителей. Это придаёт им возможности 5 поколения и существенно повышает их боевую эффективность. Россия также не должна отставать от своих потенциальных противников в вопросе поставок новых истребителей и модернизации имеющихся.
Источник — https://dzen.ru/a/Yo1rHrFsL0y1ArFg