16

«Но при всей своей миниатюрности это были настоящие боевые корабли»

Судя по материалам сайта, может возникнуть странное впечатление.

Самый массовый предвоенный танк РККА — Т-26 регулярно модернизируют, особенно в части усиления двигателя и вооружения.

Самую массовую советскую подводную лодку типа «М», принятую на вооружение одновременно с танком и вооруженную тем же самым орудием — как будто совсем забыли за ненадобностью. Отчасти это так и есть, флоту в вопросах обороны страны придавалось меньшее значение, чем танковым войскам (а уж тем более — авиации). Но на самом деле, в реальной истории были испробованы чуть ли не все возможности по модернизации «Малюток». Об этом и будет рассказ.

Предназначение малых ПЛ

В соответствии с теорией «малой войны на море», советский флот должен был держать оборону от вражеской агрессии в непосредственной близости от своих берегов. Вражеские линейные эскадры должны быть встречены на минно-артиллерийских позициях. Они должны быть атакованы авиацией, ТК и ПЛ. Отсюда ТТХ малых лодок. Ограниченная дальность плавания, состав вооружения и возможность транспортировки по железной дороге.

Проще говоря, «Малютки» предназначались для того, чтобы подстеречь и торпедировать вражеский линкор. И этому назначению, учитывая ограничения по водоизмещению, они вполне соответствовали.

Другое дело, что такой вражеской атаки на наши военно-морские базы могло и не быть. И в реальности не было. Хотя бы поэтому следовало бы рассмотреть возможность действия ПЛ на коммуникациях противника. Что в те времена считалось основным назначением ПЛ. И вот тут возникает несоответствие ТТХ и поставленных задач, а вместе с тем — необходимость проведения модернизации.

Энергетическая установка

Первые лодки «Малютка» на испытаниях в 1934 году показали надводную скорость 11 (против проектных 13-ти) и подводную 5 узлов (против проектных 7-ми). Низкая подводная скорость была вызвана неудачной гидродинамикой ЦГБ. Эта проблема была решена установкой заслонок на дренажные отверстия. Кроме того, дополнительное сопротивление создавали торчащие из обшивки головки заклепок. При применении сварки были достигнуты проектные значения скорости.

Тем не менее, достигнутая скорость не гарантировала успешный поиск и преследование вражеских транспортов.

Очевидное решение — повышение мощности двигателей.

В качестве ГЭУ на ПЛ устанавливался коломенский дизель 38В8, мощностью 680 л.с., являющийся лицензионной копией безнаддувочного дизеля фирмы MAN.

Что тут можно было сделать?

Увеличить мощность дизеля, поставив наддув. Хорошее решение, но технически невыполнимое. Вспомним, что у немецкого прототипа наддува не было. Не научились его делать еще даже в Германии.

Заменить двигатель на авиационный. Например на М-17. Почему бы и нет? При его удельной мощности и габаритах в двигательный отсек можно было поставить 4 штуки М-17, а это 2000 л.с.! Конечно, это переход на дефицитный бензин, плюс повышенная пожароопасность. Но зато — расчетная скорость 18 узлов! Не всякий сторожевик имел такую скорость. Но это теоретически. Практически — скорость была ограничена короткой длиной ватерлинии, особенно у первых лодок серии VI.

Модернизация "Малюток"

 

На лодках серий VI-бис и XII обводы были исправлены.

Модернизация "Малюток"

Модернизация "Малюток"

И все равно, авиационный двигатель для ПЛ решительно не годился.

Дело в том, что в те времена ресурс двигателя М-17 составлял всего 200 часов.

А автономность лодки была рассчитана на 10 суток. Иными словами — ресурса двигателей не хватит на один поход.

Что было сделано в реальности.

На лодках серии XII был установлен дизель 38К8 мощностью 800 л.с. Мощность удалось поднять за счет увеличения диаметра цилиндров с 280 до 300 мм. Учитывая, что была сохранена высокая надежность дизеля, это можно считать большим достижением.

В результате скорость лодки увеличилась до 14/8 узлов. Это при том, что было увеличено и водоизмещение.

Единый двигатель

Максимальный ход в подводном положении можно было поддерживать в течении часа.

Очевидно желание увеличить подводную энерговооруженность.

Что тут можно сделать?

Можно вспомнить, что еще в 1906 году в России была построена ПЛ «Почтовый» с единым бензиновым двигателем. В подводном положении двигатель получал воздух из баллонов, а выхлоп производился в забортную воду. Дальность подводного хода при этом достигала 28 миль при глубине не более 11 м.

Емкость баллонов «Почтового» составляла примерно 10 куб.м при 200 кг/см. Этого хватало для работы двигателя мощностью 130 л.с. в течении 5 часов.

А ведь на «Малютке» имеется воздух высокого давления в количестве 5 куб.м. Что, если использовать половину этого запаса для питания двигателя в подводном положении?

Этого может хватить на час подводного хода со скоростью 7 узлов. Не ахти какой результат. Стоит ли заморачиваться?

В реальности перед войной проводились испытания единого двигателя ПЛ, работающего на запасе жидкого кислорода. Было испробовано две схемы — ЕД-ВВД с выхлопом в воду и ЕД-ХПИ с химпоглотителем известковым.

На фотографии - лодка М-401 (С-135) проходит испытания с системой ЕД-ХПИ

На фотографии — лодка М-401 (С-135) проходит испытания с системой ЕД-ХПИ

Запаса жидкого кислорода хватало на пять суток подводного хода. Прекрасный результат! Однако в ходе испытаний выявилось большое количество технических проблем. Испытания проводились в течении войны на Каспии и были завершены к концу 1945 года.

В целом можно сказать, что в отношении энергетической установки судостроители сделали все возможное. Были испытаны передовые для того времени решения. Но единственный скромный результат — форсирование дизеля с 680 до 800 л.с. Кроме того, на лодках XII серии были увеличены запасы топлива и емкость аккумуляторных батарей.

Вооружение

Модернизация "Малюток"

Интересный исторический факт — первые морские испытания 45-мм универсальной пушки 21-К проведены именно на ПЛ «Малютка» на Черном море в марте 1934 года.

Но как это орудие могло оказаться фактически основным вооружением самой массовой подводной лодки? Ведь про слабость 45-мм ОФС уже отлично знали и в то время!

Вот что об этом пишут:

«После провала предсерийного производства заводом № 8 автоматических орудий 2-К (20-мм) и 4-К (37-мм), корабли и подводные лодки Военно-Морского Флота СССР решено вооружить полуавтоматической 45-мм универсальной пушкой 21-К. «

То есть, за неимением нормальной зенитки, эту 45-мм пушку ставили на корабли в качестве зенитного орудия, с возможностью вести огонь по кораблям и береговым целям.

Да, угол возвышения позволяет стрелять по самолетам. Но скорострельность 25 выстрелов в минуту и отсутствие дистанционных взрывателей оставляют очень небольшую вероятность куда-либо попасть.

Самое время замутить альтернативу.

Но это будет не совсем альтернатива.

Известно, что 50 катерных пушек Курчевского (КПК) было отправлено на ТОФ для установки на подводные лодки и катера.

Модернизация "Малюток"

КПК была одной из самых «доведенных» конструкций Курчевского.

Понятно, что с установкой 76-мм динамореактивного орудия, возможности ведения огня по кораблям резко повысились.

К недостаткам этой системы следует отнести:

  • Низкую точность стрельбы,
  • Невозможность ведения зенитного огня,
  • Невозможность ведения огня в секторах ±45° в нос и в корму. Кормовые сектора загораживает рубка, а стрельба вперед приводит к деформации ограждения рубки сопловыми газами.

Как с таким орудием, к примеру, гнаться за вражеским транспортом?

Тем не менее, КПК были установлены вместо сорокапяток и проходили испытания на лодках серии VI.

У этой темы, несмотря на все недостатки динамореактивных пушек, могла быть очень интересная перспектива. А именно — переход на калибр 152 мм.

Напомним, что снаряд 152-мм динамореактивной пушки весил 24 кг и имел дальность стрельбы 5 км. Круто?

Но Курчевский сам все испортил.

На 152-мм системе он сделал — а. Дульное заряжание. б. Сгораемую гильзу из нитроткани.

На фотографии - матрос ЭМ "Энгельс" заряжает ДРП Курчевского во время испытаний

На фотографии — матрос ЭМ «Энгельс» заряжает ДРП Курчевского во время испытаний

Морякам с эсминца система не очень понравилась. А каково подводникам? Как этими снарядами заряжать мокрое орудие после всплытия? А если удастся выстрелить несколько раз, то как эти взрывоопасные мешочки запихивать в раскаленный ствол???

Так и не дождались моряки нормальной 152-мм установки.

Посему, в качестве временно-постоянного решения на лодках серий VII и VII-бис были установлены КПК, а на лодках серии XII — 76 мм орудия Лендера. Эти пушки как раз снимались с эсминцев, а по массе (1280 кг) могли быть установлены на малые ПЛ.

С установкой пушек Лендера появилась возможность вести по крайней мере заградительный зенитный огонь. Так как в боекомплекте имелась зенитная граната с дистанционной трубкой.

На схеме - пушка Лендера.

На схеме — пушка Лендера.

Задачу обороны кормовых секторов и ведения зенитного огня на лодках серий VI и VI-бис возложили на пулемет ДТ на турели П-40. (Все позаимствовано с Т-26)

Модернизация "Малюток"

Напомним, что до этого «Малютки» комплектовались пистолетом-пулеметом Томсона М1. Понятно, что настоящий пулемет намного лучше.

Ну, и конечно, с принятием на вооружение реактивных снарядов, их тоже стали использовать на ПЛ. Правда, эпизодически, при проведении спецопераций по обстрелу берега.

На схеме - установка 24-М8

На схеме — установка 24-М8

Модернизация "Малюток"

Модернизация "Малюток"

 Минно-торпедное оружие

Во время ПМВ на вооружении ВМФ стояли торпеды 45-12 (калибр в см и год принятия на вооружение). Их боевая часть содержала чуть больше 100 кг тротила, что считается недостаточным для потопления крупного боевого корабля. Поэтому на «Малютки» поставили торпедные аппараты калибром 533 мм с боезапасом в две торпеды.

Интересно, что аппараты имели дульное заряжание, то есть заряжались «по-мокрому». Аппараты заряжались торпедами 53-27. Это была не самая удачная торпеда. Во-первых, этот калибр в принципе был великоват для малой лодки. При выстреле лодку выбрасывало на поверхность. Во-вторых, при весе почти вдвое большем, чем новая торпеда 45-36, 53-27 имела такие же вес БЧ, скорость и дальность стрельбы (таблица и фото).

Торпеда 45-12 53-27 45-36
Калибр, мм 450 533 450
Вес, кг 850 1675 935
Вес БЧ, кг 120 200 200
Скорость, узлов 38 42 42
Дальность, км 3 4 4

Модернизация "Малюток"

Можно было заряжать торпеды калибра 450 мм в аппараты 533 мм. Но лучше было бы перевооружить «Малютки» на аппараты меньшего калибра. Может быть, поставить по 4 аппарата.

На это можно было бы возразить, что у торпед калибром 533 мм есть запас для модернизации, и вес БЧ можно со временем увеличить. Но зачем? Вряд ли «Малютке» когда-либо придется стрелять по линкору. Потому .что не полезет линкор на минно-артиллерийскую позицию. Сперва пойдут тральщики и эсминцы. А для них хватит и торпед малого калибра. Да и линкору БЧ весом 200 кг тоже будет ощутимо.

В РИ одна из «Малюток» была оборудована устройством для приема и постановки 18-ти мин ПЛТ (фото).

Масса мины — 850 кг.

Масса БЧ — 200 кг.

Способ установки — мина падает на грунт, и через некоторое время боевая часть всплывает на нужную глубину. Длина минрепа определяется по гидростату.

Модернизация "Малюток"

Возможно, следовало бы установить минное оружие на все малые лодки и использовать их в качестве минных заградителей.

Выводы

Не представляется возможным как-либо радикально улучшить ТТХ «Малюток».

Однако, можно пересмотреть тактику их применения. Вместо участия в противолинкорных завесах, «Малютки» лучше использовать для действий на коммуникациях, разведки, высадки разведгрупп, обстрела и минирования вражеских портов.

Для этого возможно и целесообразно усилить артиллерийское вооружение, установить ТА меньшего калибра и оборудование для постановки мин.

Основная цель и предпосылка данной альтернативы

Модернизация "Малюток"

Подписаться
Уведомить о
guest

39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account