Миниатюрный, дешевый и невероятно мощный. Проекты истребителей Focke-Wulf P VI и VII Flitzer
Содержание:
Предисловие редакции: В 1943-44 годах конструкторское бюро компании Focke-Wulf работало над серией проектов реактивных истребителей. Проект VI, получивший наименование Flitzer (спортивный малолитражный автомобиль), благодаря своему большому потенциалу должен был превосходить даже Me 262. О проектах реактивных истребителей компании Focke-Wulf рассказывает Герберт Ринглштеттер.
В марте 1943 года в расположенном в Бремене конструкторском бюро компании Focke-Wulf была разработана серия эскизных проектов реактивных истребителей. К этому времени компания Messerschmitt создала свой знаменитый Me 262 (первый полет – середина 1942 года), а компания Heinkel – менее известного первенца He 280 (первый полет – конец марта 1941 года). Оба самолета-конкурента были двухмоторными, тогда как машина компании Focke-Wulf должна была иметь меньшие размеры и оснащаться только одним турбореактивным двигателем. Первый эскизный проект P I, представлял собой свободнонесущий среднеплан с классическим шасси, в котором двигатель должен был размещаться под передней частью фюзеляжа.
В ходе дальнейших проектных работ был разработан P II, в котором двигатель был перенесен назад, освободив пространство для носовой стойки шасси. Как и в варианте P I пилот должен был сидеть в кабине, расположенной в передней части фюзеляжа и обеспечивавший хороший обзор.
В эскизном проекте P III реактивный двигатель был установлен над центральной частью фюзеляжа позади кабины пилота; воздух к двигателю подавался бы по каналам, расположенным слева и справа кабины пилота. Разумеется, эта конструкция требовала двухкилевого оперения, которое в виде шайб было расположено на законцовках стабилизатора.
Разработанный в декабре 1943 года проект P IV получил тонкие хвостовые балки, заканчивавшиеся килями. Чтобы избежать попадания в струю раскаленных газов, выходивших из сопла двигателя, горизонтальное оперение должно было крепиться к верхним частям килей. Сбрасываемые стартовые ракетные двигатели должны были обеспечить дополнительное ускорение на взлете.
Эскизный проект P V имел совершенно отличную от разработанных ранее конструкцию и представлял собой перспективный компактный истребитель со стреловидным крылом. Данный эскизный проект послужил основой созданному на его базе проекту истребителя Ta 183 Huckebein.
P VI Flitzer
Поскольку в ходе работ над P V возник ряд проблем, для решения которых требовалось время, было решено параллельно с работами над Ta 183 продолжить работы над серией эскизных проектов и, в частности, над более простым P VI.
Проект P VI базировался на разработанном ранее эскизном проекте P IV и позаимствовал у предшественника выступавшие из консолей крыла узкие хвостовые балки. В качестве силовой установки планировалось использовать новейший турбореактивный двигатель Heinkel He S 011, который должен был размещаться в задней части фюзеляжа. Однако данный двигатель был далек от полной готовности. Единственным реактивным двигателем, готовым к серийному производству, был более крупный Jumo 004, который развивал недостаточную для одномоторного самолета мощность. Двигатель BMW 003, серийно выпускавшийся с августа 1944 года, по развиваемой мощности также не мог приблизиться к He S 011. Также следует сказать, что на самолет планировалось установить жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) Walter HWK 109-509, который развивал тягу 1900 кгс и который предназначался для достижения огромной скороподъемности. ЖРД должен был размещаться под турбореактивным двигателем He S 011.
Описание конструкции №272 от февраля 1944 года предусматривало установку гермокабины с целью обеспечения возможности действовать на высотах до 14 километров. Предварительно максимальная скорость была определена на уровне 830 км/ч. Вооружение должно было состоять из двух крупнокалиберных пушек и двух более легких пушек MG 151/20.
Общая конструкция
Как это принято в авиастроении, изначально был создан деревянный макет миниатюрного истребителя, получившего со времени разработки P IV прозвище Flitzer. Разработанный истребитель должен был иметь смешанную конструкцию; основными материалами должны были стать сталь (52 процента) и легкие сплавы (45 процентов). Короткий фюзеляж должен был состоять из носового обтекателя (изготавливался из дерева), передней части с гермокабиной и задней части, в которой размещались два двигателя силовой установки. Каждая из хвостовых балок находилась на расстоянии 1,635 метра от оси симметрии самолета. Между килями располагался стабилизатор, угол установки которого мог изменяться при помощи электрического привода. Рули высоты и направления должны были иметь силовой набор из легких сплавов и полотняную обшивку.
Трапециевидные консоли крыла имели симметричный аэродинамический профиль. Стреловидность крыла составляла: 23 градуса по передней кромке и значение близкое к нулю по задней кромке. Элероны должны были располагаться между законцовками крыла и хвостовыми балками и разделяться на две части. Внутренние части элеронов с максимальным углом отклонения 30 градусов также могли использоваться в качестве закрылков. Выдвижные посадочные щитки размещались между хвостовыми балками и фюзеляжам; при помощи гидравлического привода щитки должны были отклоняться на угол до 75 градусов.
Для улучшения лётных характеристик на низких скоростях самолет был оснащен фиксированными предкрылками, расположенными на передней кромке между закрылками и хвостовыми балками. Поверхность между предкрылком и остальной частью крыла образовывала С-образный слот.
Неудобные воздухозаборники
Воздухозаборники турбореактивного двигателя размещались в коневых частях крыла. Однако разделение воздуховодных каналов поглощало до семи процентов тяги.
Ракетный двигатель, установленный рядом с турбореактивным, был изолирован горизонтальной разделительной перегородкой. Ракетный двигатель пришлось установить в слегка наклонном положении чтобы линия вектора тяги проходила через центр тяжести самолета. Топливо для двигателей размещалось в двух фюзеляжных баках емкостью 470 литров (J 2 для He S 011) и 200 литров (T-Stoff) и двух 300-литровых баках (J 2) в консолях крыла. Дополнительное топливо для ракетного двигателя (C-Stoff) находилось в 156-литровых баках, установленных в хвостовых балках. Для этой цели хвостовые балки были плотно заклепаны.
Носовая стойка фюзеляжа убиралась в его переднюю оконечность поворотом вперед, а основные стойки убирались в консоли крыла поворотом к фюзеляжу.
Вооружение истребителя должно было состоять из двух 30-мм пушек MK 103 или MK 108, установленных передней части фюзеляжа. Боекомплект каждой пушки составлял бы от 60 до 80 снарядов. Увеличить огневую мощь истребителя могли две 20-мм пушки MG 151/20, установленные в консолях крыла и имевшие боезапас по 175 снарядов. При стрельбе из пушек MK 108 в качестве визирного устройства планировалось использовать прицелы Revi 16 C или EZ 42; для пушек MK 103 предусматривался оптический прицел ZFR 4 A.
Радиооборудование истребителя Focke-Wulf Flitzer должно было состоять из переговорного устройства и радиопеленгатора FuG 15 Y и радиотелефона с контактным устройством FuG 25 A.
Для выполнения различных боевых задач и условий эксплуатации был разработан целый ряд различных вариантов «флитцера». В частности, данные варианты различались между собой крыльями, размах которых мог достигать 8 метров, а площадь находилась в диапазоне от 14 до 17 квадратных метров.
P VII с винтовым движителем
Другой способ использования турбореактивного двигателя был выбран в проекте P VII. В данном проекте использовалась большая часть планера проекта P VI, но использовался другой тип силовой установки. На самолет планировалось установить турбовинтовой двигатель He S 021, который был создан на базе ТРД He S 011 и который вращал тянущий винт, установленный в носовой части фюзеляж. Турбовинтовой двигатель и редуктор воздушного винта были соединены между собой удлиненным валом. Ракетный двигатель был удален. Ожидалось, что турбовинтовой двигатель будет очень хорошо работать на малых и средних высотах, явно превосходя по характеристикам поршневые двигатели самолетов союзников. Кроме того, самолет мог эксплуатироваться на площадках с небольшим травяным покрытием. В качестве вооружения была предусмотрена установка четырех пушек MG 213. Эта нова разработка компании Mauser имела чрезвычайно высокую скорострельность – 1000 выстрелов в минуту.
Эрнст Хейнкель выигрывает гонку
В сентябре 1944 года Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) выпустило спецификацию на одноместный истребитель, который должен был иметь простую конструкцию, подходящую для массового производства. В конструкции самолета, создававшегося в рамках программы Volksjäger (народный истребитель), должно было быть как можно меньше дефицитных материалов, а в качестве силовой установки должен был использоваться турбореактивный двигатель, что обеспечило бы превосходство в летных характеристиках над истребителями союзников.
Помимо компании Focke-Wulf в конкурсе приняли участие другие немецкие авиастроительные компании: Junkers, Heinkel, Messerschmitt и Blohm und Voss. Хотя в компании Focke-Wulf считали программу Volksjäger шагом в неправильном направлении, тем не менее в RLM было отправлено предложение компании – Volksflitzer без ракетного двигателя.
Победителем программы Volksjäger стал истребитель Heinkels He 162, оснащенный турбореактивным двигателем BMW 003. В RLM не проявили никакого интереса к «флицеру», поскольку двигатель He S 011 все еще не был запущен в серийное производство и ожидаемые летные характеристики самолета не превышали соответствующих показателей Me 262. В конце 1944 года работа над проектом Flitzer были прекращены, и в компании Focke-Wulf сосредоточились на проекте Ta 183 Huckebein.
Примечание: В литературе можно найти различные присвоения номеров проектов VI и VII.
Фотографии, если не указано иное, из коллекции Герберта Ринглштеттера
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Flitzer | Flitzer | Volksflitzer | Flitzer | Flitzer | P VII Flitzer |
Назначение: | истребитель | истребитель | истребитель | истребитель | истребитель | истребитель |
Статус: | проект | проект | проект | проект | проект | проект |
Экипаж: | 1 человек | 1 человек | 1 человек | 1 человек | 1 человек | 1 человек |
Силовая установка: | ||||||
основной двигатель | He S 011 | BMW 003 | He S 011 | He S 021 | ||
статическая тяга | 1300 кгс | 800 кгс | 1300 кгс | ––– | ||
дополнительный двигатель | Walter HWK 109-509 | ––– | ||||
статическая тяга | 1900 кгс | ––– | ––– | ––– | ––– | |
Размеры: | ||||||
размах крыла | 8,00 м | 8,00 м | 8,00 м | 8,00 м | 8,00 м | 8,00 м |
длина | 10,55 м | 10,55 м | 10,55 м | 10,55 м | 10,55 м | 10,55 м |
высота | 2,35 м | 2,35 m | 2,35 м | 2,35 м | 2,35 м | 2,35 м |
площадь крыла | 15,50 м² | 17,00 м² | 14,00 м² | 17,00 м² | 14,00 м² | 17,00 м² |
угол стреловидности крыла по передней кромке | 23° | 23° | 23° | 23° | 23° | 23° |
Масса: | ||||||
топлива | 1170 кг | 1230 кг | 660 кг | 830 кг | 830 кг | 1128 кг |
взлетная | 4750 кг | 4820 кг | 3150 кг | 3660 кг | 3650 кг | 5000 кг |
Летные характеристики: | ||||||
максимальная скорость | ||||||
на уровне моря | 785 км/ч | 805 км/ч | 700 км/ч | 810 км/ч | 860 км/ч | 845 км/ч |
на высоте 6000 метров | 830 км/ч | 908 км/ч | 770 км/ч | 915 км/ч | 965 км/ч | ––– |
на высоте 9000 метров | 825 км/ч | 925 км/ч | 740 км/ч | 935 км/ч | 975 км/ч | ––– |
на высоте 10000 метров | ––– | ––– | ––– | ––– | ––– | 910 км/ч |
на высоте 12 000 метров | 800 км/ч | 913 км/ч | ––– | 910 км/ч | 950 км/ч | ––– |
максимальная скороподъёмность | ––– | 20,5 м/с | ––– | ––– | ––– | 40 м/с |
время набора высоты 9000 метров | 12 минут | ––– | 23 минут | ––– | 9,4 минут | ––– |
длина разбега | 1100 м | 600 м | 400 м | 400 м | 400 м | 360 м |
практический потолок | 13000 м | 13800 м | 10700 м | 13800 м | 14100 м | 15200 м |
максимальная дальность полета | 890 км | ––– | 1100 км | 600 км | 660 км | 1460 км |
Вооружение: | ||||||
тип орудия | 2×MK 108 | 2×MK 108 | 2×MK 108 | 2×MK 108 | 2×MK 108 | 4×MG 213 |
калибр | 30 мм | 30 мм | 30 мм | 30 мм | 30 мм | 20 мм |
боезапас | 2×80 снарядов | 2×80 снарядов | 2×80 снарядов | 2×80 снарядов | 2×80 снарядов | 4×240 снарядов |
тип орудия | 2×MG 151/20 | |||||
калибр | 20 мм | |||||
боезапас | 2×175 снарядов |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Британский аналог: de Havilland Vampire
В Великобритании компания de Havilland работала над проектом, который был очень похож на Focke-Wulf P VI Flitzer и который был запущен в серийное производство под обозначением DH 100 Vampire. Первый полет этого реактивного истребителя состоялся 3 сентября 1943 года. Серийное производство «вампира» в вариантах истребителя и истребителя-бомбардировщика началось в апреле 1945 года. 3 декабря 1945 года «Вампир» стал первым реактивным самолетом, совершившим посадку на палубу авианосца и взлет с нее. В 1948 году «вампир», развивавший скорость 800 км/ч, установил рекорд высоты, поднявшись на высоту 18119 метров. Этот миниатюрный реактивный истребитель показал хорошие летные характеристики и находился на вооружении военно-воздушных сил многих стран. В общей сложности было изготовлено около 4400 «вампиров», в том числе 600 двухместных учебных машин.
источник: Herbert Ringlstetter «TECHNIK. Typengeschichte. FOCKE-WULF FW P VI UND VII »FLITZER«. Klein, günstig und enorm stark» «Flugzeug Classic» 2013-11, Seiten 34-39