Советский БТР-80, был машиной простой и неприхотливой. Уже в конце существования Советского Союза, невозможно было представить любое подразделение без этих машин. Их было произведено и продано по всему миру огромное количество. И после развала Союза они участвовали, практически, во всех локальных конфликтах.
Однако в 21 веке стало очевидно, что машина имеет массу недостатков и нуждается в кардинальной модернизации, как минимум, а как максимум, в замене. Логично, что в странах где было много этих машин, сначала пошли по первому пути и наследники «Восьмидесятки» практически одновременно появились на Украине и в России. При этом украинский вариант, получивший название БТР-4 «Буцефал», можно считать наиболее удачной и адекватной боевой машиной, созданной на Украине за годы независимости.
В России БТР-80 так же был серьёзно модернизирован и итог этой модернизации получил название БТР-82.
В 2022 году, эти машины столкнулись в непримиримом противостоянии и можно оценить одну машину на фоне другой.
Содержание:
Общие данные
Как и их прародитель, советский БТР-80, обе машины имеют колёсную схему 8×8. Бронирование так же сохранено на уровне советских машин.
Оба БТРа являются плавающими и корпуса у них, в целом, сохранили конфигурацию своего прародителя. Однако при этом корпус украинской машины подвергся гораздо большим изменениям чем у её российского аналога. Украинский БТР-4 получил апарель для выгрузки загрузки десанта в задней части корпуса, как на БМП. А спереди у машины присутствуют бронированные окна, что делает достаточно удобным управление машиной.
Что касается российской машины то она сохранила боковые люки, как на советском БТРе.
Не смотря на то что обе машины являются развитием советского БТРа, по массе они отличатся достаточно существенно. Вероятно, серьёзная переделка корпуса на украинской машине не прошла даром, и её масса поднялась до 21,9 тонны, против 13,6 тонн у БТР-80. Что касается российского аналога, то он значительно легче, его масса составляет 15,4 тонны.
Машины начли эксплуатироваться приблизительно в одно время, БТР-4 в 2011 году, БТР-82 – в 2014
Защищённость
Стоит отметить что в текущей войне теряется довольно много как тех, так и других БТР-ов. Но это ничего не значит, так как Россия на Украине имеет подавляющее превосходство в огневой мощи, а БТРы машины легкобронированные и противостоять артиллерийскому огню они не могут.
Более того бронирование машин было оставлено на уровне советского БТР-80. То есть, что та, что другая машина может уверенно противостоять только стрелковому оружию винтовочного калибра. Даже крупнокалиберный пулемёт типа ДШК или КПВР, БТР уверенно прошивают, особенно в бортовой проекции, не говоря уже про гранатомёты, для которых любой БТР, кроме тяжёлого, лёгкая мишень.
Однако обе машины имеют существенные отличия от старой советской машины в плане защиты. Так, российский БТР-82, изнутри обшит кевларовым противоосколочным подбоем. Украинский аналог такой опции не имеет, зато он имеет противокумулятивные решётки наваренные по периметру корпуса. Правда насколько они помогают сказать трудно, но всё равно это лучше, чем ничего.
Огневая мощь
На первый взгляд вооружение обоих машин одинаковое. Главное оружие обоих БТРов размещено в необитаемых, телеуправляемых боевых модулях. И состоит их скорострельной 30 мм пушки 2А72. Правда на Украине она носит название КБА-1.
Однако имеются и отличия. Прицельные приспособление украинской машины позволяют ей поражать цели на дальности до 2-х километров. Тогда как приборы российской машины дают возможность ей уверенно работать на более существенной дальности, до 3 км.
То есть, если гипотетически произойдёт бой в чистом поле между двумя машинами, то Российский бронетранспортёр сумеет поразить своего украинского визави ещё до выхода того на дальность эффективной стрельбы, и противокумулятивные экраны тут вряд ли помогут.
Правда для такого гипотетического боя у БТР-4 есть ещё один аргумент, которого нет на российской машине. Боевой модуль украинской машины в своём составе имеет ПТРК «Барьер», способный поражать цели на дальности до 5 км. При этом это оружие способно вполне уверенно бороться и с танками, против которых у БТР-82 вообще нет никакого оружия.
Таким образом, в бою между двумя бронетранспортёрами победу бы скорее всего одержала украинская машина.
Кроме всего прочего украинский боевой модуль на более многофункционален чем его российский аналог. Если на БТР-82 он состоит только из пушки, то украинский боевой модуль имеет, кроме упомянутого выше ПТРК, ещё и 7,62 мм пулемёт. Но и это ещё не всё, в составе боевого модуля для борьбы с пехотой, присутствует автоматический 30-мм гранатомёт АГС-17.
Силовая установка
Если 240 сильный дизельный двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, на советской машине, был адекватен, и времени, и массе БТРа. То для модернизированных машин, из-за их возросшего веса, он естественно не подходил.
В России в этом направлении не стали заморачиваться и поставили модернизированный вариант старого движка – КАМАЗ-740.14‑300, мощностью 300 л. с. Казалось, что этого будет достаточно, однако подвижность машины ухудшилась, даже по сравнению с советским аналогом. Так максимальная скорость БТР-82 снизилась, аж до 80 км/час, против 120 у БТР-80.
Что касается украинского собрата, то он оснащён дизельным оппозитником ЗТД-3, собственного производства, мощностью 500 л. с. С ним машина развивает скорость 110 км/час. Естественно более мощная силовая установка обеспечивает и лучшую проходимость, в плане движения по грунтовым дорогам и преодоления грязи.
Резюме
Перед тем как написать финальный итог изысканий нужно упомянуть о стоимости машин. Итак, на сегодняшний день, БТР-82А оценивается в 24 миллиона рублей. Если перевести стоимость БТР-4 в рубли, то она составит всего 16,5 миллиона. То есть 2 российских БТРа будут стоить как 3 украинских.
Таким образом, если когда-то произойдёт, гипотетический, конкурс между двумя БТРами для закупки некой армией, то думаю украинская машина его легко выиграет. Естественно при условии, что её будет где выпускать после боёв в Харькове.
А так на мой субъективный взгляд, украинская БТР-4 является не только лучшей боевой машиной подобного класса Украино-Российской войны, или как говорят в России СВО, но и лучшим БТРом всего бывшего Советского Союза.
На фоне лучших образцов подобной техники в мире она конечно будет выглядеть не так убедительно. Но для конкуренции на мировых рынках вооружения на Украине перед самой войной была разработана глубоко модернизированная БТР-4МВ1. Рассказ о которой будет в будущем.
Кстати, среди многочисленных фото и видео боёв на Украине, эта машина ни разу не засветилась. Вероятно, она существует только в опытном исполнении. Надеюсь, что она не была потеряна в ходе недавних боёв в Харькове, когда в бой бросалось всё что только можно.