Рассказ о полноприводной многоцелевой машине-амфибии M561 Gama Goat, одном из экспонатов выставки «Вездеходер-2024»
Значительная часть тех, кто интересуется историей военной техники, в том числе колесной, ставит себе мысленную границу на 1945 году. Для них то, что было выпущено после окончания Второй мировой войны, почему-то не представляет большого интереса. Тут можно только улыбнуться, поскольку во время войны армейские автомобили только формировали свой облик. И самое интересное началось как раз после Второй мировой войны. Она показала, что нужны не просто машины, а специально разработанные, в том числе и для весьма специфичных задач.
Историческая составляющая не является редкостью даже на тех выставках, которые на историю и не претендуют. В их числе, например, выставка «Вездеходер», которая проводится в конце ноября-начале декабря. Обычно на ней представлена одна, максимум несколько исторических машин. На выставке «Вездеходер-2024» показали несколько интересных исторических машин, одной из них оказался многоцелевой сочлененный автомобиль-амфибия M561, более известный как Gama Goat. Есть смысл немного поговорить об этой необычной машине со сложной судьбой.
Многие из вас наверняка знают семейство легких многоцелевых машин T214, более известных как «Додж 3/4». Это были самые массовые машины грузоподъемностью 750 кг. После окончания Второй мировой войны развитие машин данного семейства не закончилось. Прямым развитием стали машины семейства M37, аналогичной грузоподъемности, а также сходного назначения. Машина весьма удачная, выпускалась более 15 лет и в десятке вариаций. Она не такая известная, как T214, но повоевала весьма изрядно.
Вместе с тем, американские военные наблюдали за тем, что происходит в разных регионах, включая и Юго-Восточную Азию. Там было совсем не спокойно. Помощь французам не помогла, в середине 50-х годов их выгнали из Вьетнама, а дальше стала нарастать напряженность между северной и южной частью страны, которую разделили на манер Кореи. Неспокойно было и в других странах региона. Открытое участие в военных конфликтах на этих территориях для американцев было лишь вопросом времени. Но тамошний ТВД резко отличался от других регионов. Неслучайно до сих пор на вооружении вьетнамской армии находятся плавающие танки ПТ-76. Специфика региона.
В 1959 году ARPA (Advanced Research Projects Agency, ныне DARPA) инициировало работы по проекту AGILE. Он подразумевал создание оружия, а также различных образцов военной техники для боевых действий в Юго-Восточной Азии. В рамках этой программы появилась программа XM561, подразумевавшая создание легкой многоцелевой колесной машины повышенной проходимости. Иногда ее именуют как транспортер переднего края, в целом, вполне обоснованная классификация. Правда, в отличие от советского ТПК, изначально предполагалась более крупная машина, схожая по грузоподъемности и назначению с M37.
Задание на XM561 изначально предполагало, что машина будет, мягко говоря, непростой. Начиная с того, что она должна была уметь плавать. И да, не надо думать, что будущий Gama Goat был единственной странной машиной. General Motors MARV был еще более «веселой» машиной, как и многое из того, что разрабатывалось в рамках проекта AGILE. Идея сочлененных машин, концептуально чем-то похожих на тягачи Уго Павези, видала в воздухе по полной программе. Одним словом, получившийся результат еще не самое страшное, что создавалось в рамках программы ТПК для юго-восточного региона.
В программу включились гранды автомобилестроения, но они, откровенно говоря, опоздали. Дело в том, что уже имелся явный лидер, отчасти программа XM561 была создана под него. Началась эта история еще в 1947 году, когда американский инженер Роже Леспер Гамон подготовил эскизный проект сочлененной 3-осной машины, изначально создававшейся для сельского хозяйства. Спустя 12 лет, в январе 1959 года, на его разработки обратила внимание Chance Vought. В недрах компании родилась программа, известная как «проект Прорыв», которая подразумевала выход на новые рынки, ибо одной авиацией сыт не будешь.
23 июля 1959 года с Гамоном был подписан первый контракт на разработку вездехода по его концепции. Далее, 2 октября 1959 года, был подписан следующий контракт, на изготовление опытного образца машины. Со стороны Chance Vought работы вел молодой инженер Уильям Яновский. В апреле 1960 года Гамон запатентовал свою машину, а за ней закрепилось прозвище Gama Goat, с намеком на то, что лезет она куда угодно, как горный козел. Поначалу Гамон пытался построить прототип сам, но далее стало понятно, что в одиночку он его не осилит. Поэтому в июле 1960 года работы перенесли на завод Chance Vought в Гранд Прери, штат Техас. 30 сентября 1960 года первый образец Gama Goat был готов и прошел первые испытания.
Далее, с января по май 1961 года, опытный образец Gama Goat проходил полигонные испытания, под надзором OTAC (Ordnance Tank Automotive Command, ныне TACOM). На них машина показала чудеса проходимости. Контакт на машину повышенной проходимость и грузоподъемностью 1250 кг был подписан в июне 1961 года. В декабре того же года машина получила официальный индекс Truck, Utility, High Mobility, Light Duty, XM561. Впрочем, обозначение Gama Goat намертво приклеилось к этому аппарату.
XM561 предполагался уже немного другой машиной, по ходу эволюции Gama Goat заметно изменился. И не только внешне. Изначально на машине ставился мотор Convair, но в январе 1963 года его сменили на дизельный двигатель Detroit Diesel 3-53. В марте 1963 года подписали контракт на выпуск 14 прототипов, а также 2 тестовых лабораторий. Из них 5 машин оснащались опытным 4-цилиндровым V-образным мотором Lycoming AVM-310. Впрочем, далее выбор склонился к 3-цилиндровому мотору Detroit Diesel 3-53 мощностью 101 лошадиная сила.
Таким образом, уже весной 1963 года в программе XM561 остался только один производитель — LVT (Ling-Temco-Vought). На фоне успеха в 1964 году появился запрос на 1-тонную машину с колесной формулой 4Х4, но такого образца так и не построили. С 1964 года начались испытания двух заказанных ранее образцов, которые дали не только положительные результаты, но и первые проблемы. Между тем, 2 августа 1964 года случился «инцидент в Тонкинском заливе», который стал поводом для начала новой войны во Вьетнаме. Таким образом, началась реализация проекта AGILE на практике. С одной оговоркой — по мановению волшебной палочки новые образцы на фронте не появляются.
Образцы с номерами 3-16 изготовили в течение 1965 года, а в июне-августе 1965 года тестовые машины XM561 Test Rig 2A и 2B отправили в Таиланд на испытания. Результатом стало появление еще одного варианта машины, с арочными шинами низкого давления (Compromise Width Tire Kit). Впрочем, базовая машина всё равно осталась без особых изменений. XM561 продолжал разрастаться с точки зрения вариантов. Наконец, в августе 1966 года началось обсуждение серийного производства. Изначально запрос был на 25000 машин, но американское Министерство Обороны снизило объем до 15274 машин, которые, по планам, производились с 1968 по 1972 годы.
Началась битва гигантов за контракт. И вот тут образовалась интересная ситуация. Во-первых, LVT оказалась отнюдь не в фаворитах, поскольку предложенный ценник был не самым выгодным. Во-вторых, победившая в итоге Consolidated Diesel Electric Co. (CONDEC) запросила за машину 8485 долларов США. Для понимания, это две цены M37, а ценник Gama Goat исходно оценивался в 5000 долларов. В-третьих, испытания 1968 года показали, что пока 6×6 tactical 1¼-ton truck M561 к выпуску не готов. Ну и вишенка на тортике. По итогам ценник оказался выше, составив 13281 долларов США за финальный вариант машины.
Впрочем, самое интересное случилось дальше. Американские военные во Вьетнаме продолжали ездить на M37 и других машинах данного семейства. А с M561, которые в 1969 году стали поступать в войска, продолжали воевать. Продукция CONDEC отличалась низкой надежностью, и это на фоне прототипов LVT, некоторые из которых прошли до 32000 километров без единой серьёзной поломки. В итоге контракт от 11 июня 1968 года на выпуск 15274 M561 CONDEC выполнила, но машина, созданная для Вьетнама, во Вьетнам не попала.
Нельзя сказать, что машина совсем прошла для американской армии впустую. Кроме того, 1758 вездеходов данного типа попало в корпус морской пехоты. Но поначалу военные занимались тем, что боролись с массой неисправностей, особенно у Gama Goat любила течь коробка передач. Помимо базовой версии, выпускался санитарный вариант, M792. Строились и другие, специализированные варианты машины. То есть в войсках она всё же прописалось. Но совсем не в роли «M37 для Вьетнама».
Gama Goat даже повоевали, случилось это в ходе операции «Вспышка ярости» (вторжение в Гренаду 25-27 октября 1983 года). Окончательно их списали в конце 80-х годов, часть машин порезали, но их, в принципе, сохранилось не так и мало. По крайней мере, в продаже они встречаются, и ценники не самые злые. Где-то на уровне тех же T214, то есть 15-20 тысяч евро, без учета доставки. Другое дело, что машина сама по себе весьма специфичная и, так сказать, широко известная в узких кругах.
Достаточно один раз посмотреть на данный аппарат, чтобы понять, откуда взялся такой ценник. В этом смысле выставка «Вездеходер» была идеальным местом для показа, ибо там тоже имелись сочлененные машины. Так вот, длина M561 составляет 5,8 метров, что на метр больше, чем M37. Причем он скорее не большой, а очень длинный. Снаряженная масса M561 составляет 3300 кг, что всего на 600 кг больше, чем M37. Грузоподъемность же выше на полтонны. В общем-то, машина классом чуть повыше.
Такая длина напрямую связана с компоновочной схемой машины. Кабина сдвинута вперед, за ней моторное отделение, далее размещается «прицеп», который соединен при помощи шарнирного сочленения. Это дало две степени свободы, а еще, в принцие, Gama Goat мог ездить и без задней секции. Теоретически это давало высокую живучесть, на практике получился звездолёт (в смысле сложный, как звездолёт). Кроме того, специфика машины повлияла на удобство работы. Забираться внутрь отделения управления не очень-то и просто.
Несмотря на большую длину, M561 отличается не самой плохой управляемостью. Связано это с тем, что управляемыми сделана не только первая, но и последняя ось. Диаметр поворота составляет 18 метров, не «Додж», понятное дело, но не так и плохо. Да и едет машина довольно быстро, особенно для вездехода подобного класса. 90 км/ч — не так уж и мало, хотя, понятное дело, средняя скорость слегка пониже. Как уже говорилось выше, Gama Goat умеет плавать, но делать это следует крайне осторожно. Иначе можно зачерпнуть воды в кабину.
Gama Goat интересен, прежде всего, как памятник инженерной мысли. Примерно как грузовик M520 Goer, созданный в схожее время и также сочлененной конструкции. На его фоне M561 выглядит не так и плохо. Другой вопрос, что история показала — иногда надо свои хотелки немного занижать. А также иногда жадность — это плохо. Кто знает, как бы сложилась судьба M561, если его выпускала LVT, а не тот подрядчик, который предложил дешевле. Ибо получилось дороже, да еще и надежность машины оставляла желать лучшего.
Список источников:
- US NARA
- www.vought.org
- www.theautopian.com
- Army Transportation Museum Foundation
источник: https://dzen.ru/a/Z68D6HB-VhNQQPEC