Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Рассказ о бронированных штурмовиках Первой мировой войны будет неполным без упоминания о самой выдающейся и наиболее совершенной машине данного класса Junkers J.I, появившейся на западном фронте в августе 1917 года. В отличие от самолетов фирм "Альбатрос" и AEG она была цельнометаллической, а ее крылья не имели расчалок. Можно сказать, что эта машина опередила свое время на полтора десятилетия, но отсутствие адекватной силовой установки помешало ей полностью раскрыть свой потенциал.

200-сильный мотор Benz Bz-IV, стоявший на "бронеюнкерсе", был слишком слаб для довольно крупного аэроплана со взлетным весом 2200 кг, однако ничего более мощного немецкие моторостроители в то время предложить не смогли. Поэтому J.I обладал невысокими летными данными, поднимал незначительную бомбовую нагрузку, а главное — ему требовалась очень большая взлетная дистанция. Из-за этого он не мог базироваться на коротких прифронтовых взлетно-посадочных полосах. Экипажам обычно приходилось подолгу лететь к своим целям с тыловых аэродромов, впустую расходуя бензин, которого на борту и так было немного. Соответственно, сокращалось время "обработки" целей.

Однако защищенность машины была выше всяческих похвал. Вот, что писал один из пилотов J.I после очередного боевого вылета: 

"28 марта 1918 года мы вылетели на поддержку пехоты, высота была не более 80 метров. Мой самолет получил свыше 100 попаданий из зенитных пулеметов, но ни одно из них не нанесло ему серьезных повреждений. Я убежден, что только машина Юнкерса в такой ситуации смогла сохранить мне жизнь. Никакой другой самолет не выдержал бы столь плотного огня".

Всего до конца войны успели построить и отправить на фронт 189 бронированных "Юнкерсов". Еще 38 машин сделали уже после перемирия, но их немцам пришлось уничтожить в соответствии с условиями Версальского мирного договора.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Бронекорпус "Юнкерса" J.I, собранный из стальных листов толщиной от 4 до 5,5 мм, полностью закрывал снизу и с боков двигатель, бензобак и кабину экипажа. Радиатор, укрепленный под верхним крылом, также размещался в броневом кожухе.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

J.I на полевом аэродроме. 

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I
Типовые камуфляжи J.I. Сверху — ранний, снизу — более поздний, с использованием ткани "лозенг". 

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Аэродромная команда закатывает самолет с работающим на холостом ходу двигателем на стартовую позицию.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Бронекоробка защищала экипаж не только от вражеского огня, но и при аварийных посадках. Экипаж обычного (деревянного) самолета времен Первой мировой войны после такого приземления вряд ли имел бы столь веселый вид.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Бронированные "Юнкерсы" использовались не только для разведки, штурмовки и корректировки артогня, но и для оперативного снабжения передовых частей. На правом снимке в заднюю кабину штурмовика вместо бомб загружают буханки хлеба и банки с консервами.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Для упрощения транспортировки J.I имел разборную конструкцию. Консоли крыльев и стабилизатора укладывались вдоль фюзеляжа. На снимке — шотландцы осматривают штурмовик, захваченный на одном из немецких аэродромов. 

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Союзники смогли дать ответ немецким "летающим танкам" лишь в самом конце войны. Первая эскадрилья английских бронированных штурмовиков Сопвич TF.2 "Саламандра" попала на фронт за две недели до окончания боевых действий. Никакой роли в боевых действиях она уже не сыграла. В отличие от немцев, англичане сделали свой штурмовик на базе одноместного истребителя "Снайп" с ротативным двигателем воздушного охлаждения.

Летающие танки кайзера. Часть 3.1 Штурмовики Junkers J.I

Бронекоробка "Саламандры" защищала летчика, бензобак и патронные коробки пулеметов. Мотор находился вне бронекорпуса и был прикрыт только легким алюминиевым капотом. Англичане считали, что двигатели с воздушным охлаждением менее уязвимы, чем "жидкостники", а потому в бронезащите не нуждаются. Аналогично рассуждали в КБ Ильюшина, создавая через 24 года вариант штурмовика Ил-2 со звездообразным мотором М-82, который тоже не был бронирован. Однако, по ряду причин, этот самолет так и не не запустили в серийное производство. "Саламандр" же построили довольно много — 419 штук, но в связи с окончанием войны большинство из них сразу отправили на базы хранения, а оттуда через некоторое время — на свалку.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация  J.I
Размах крыла, м  15,00
Длина, м  9,06
Высота, м  3,47
Площадь крыла, м²  50,84
Масса, кг 
  пустого самолета  1766
  нормальная взлетная  2176
Тип двигателя  1 ПД Benz Bz IV
Мощность, л.с.  1 × 200
Максимальная скорость , км/ч  155
Крейсерская скорость , км/ч  132
Практическая дальность, км  310
Скороподъемность, м/мин  80
Практический потолок, м  4000
Экипаж, чел  2
Вооружение:  один 7.92-мм пулемет Parabellum на турели
  легкие бомбы

источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account