Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

0

Параллельно работам по созданию бронированного самолета-штурмовика, в СССР в середине 30-х годов продолжались работы по разработке двухместных легких скоростных самолетов-штурмовиков как специально созданных, так и разработанных на базе самолетов-разведчиков, и доведению концепции такого самолета до логической завершенности.

Штурмовик Ш-МАИ

5 декабря 1937 г. свой первый вылет совершил опытный легкий штурмовик Ш-Тандем (другие названия машины: Ш-МАИ, МАИ-3, МАИ-Тандем) конструктора П. Д.Грушина в одноместном варианте, построенный в учебно-производственных мастерских МАИ. Летал известный летчик-испытатель П. М. Стефановский.

Штурмовик, по проекту двухместный, имел весьма оригинальную тандемную схему. При ее выборе имелось ввиду, что она позволит, при наличии неизбежного разноса масс по длине самолета, получить достаточно хорошие характеристики продольной устойчивости самолета.

Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

Допустимость использования более задних центровок позволила Грушину разместить пулеметную установку непосредственно в хвостовой части самолета, что в сочетании с двухкилевым оперением, обеспечивало большие углы обстрела.

Упрощалось распределение полезной нагрузки и брони. Малый размах крыльев в меньшей мере препятствовал использованию дерева в качестве основного конструкционного материала.

Тандемная схема позволяла уменьшить диаметр круга, в который вписывался контур самолета в плане, что способствовало меньшей поражаемости штурмовика.

Первоначально самолет планировалось оснастить мотором воздушного охлаждения М-88. Но поскольку он не был готов, на Ш-Тандем был поставлен М-87, а затем М-87А.

Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

Основное переднее крыло было низкорасположенным и в него убирались стойки и колеса шасси. Костыльное колесо — неубирающееся.

Заднее крыло, имевшее верхнее расположение, с площадью, равной 45% от площади основного, выполняло также роль горизонтального оперения. Элероны имелись на обоих крыльях, причем на заднем крыле они одновременно служили рулями высоты.

Вертикальное оперение было выполнено в виде шайб, прикрепленных к концам горизонтального оперения.

Всего было испытано пять вариантов вертикального оперения пока конструктор не остановился на варианте с шайбами над и под горизонтальным оперением с наиболее подходящей формой и достаточно большой площадью. Каждая шайба включала секцию киля и руля поворота.

Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

Конструкция самолета деревянная, в основном — из бакелитовой фанеры.

Фюзеляж — типа монокок. Крылья двухлонжеронные, кессоны с тонкостенными панелями обшивки.

Следует отметить высокую технологичность Ш-Тандем.

Фюзеляж, центроплан и основное крыло были изготовлены бригадой учебно-производственных мастерских МАИ из 18 человек всего за 45 дней.

К 8 января 1939 г. самолет в одноместном варианте и без вооружения прошел предварительные летные испытания с мотором М-87. Была достигнута довольно высокая максимальная скорость полета, вполне соответствующая ТТТ к самолету. У земли она составляла 406 км/ч, на высоте 4250 м -488 км/ч.

По результатам испытаний П. Д. Грушину было рекомендовано на двухместном варианте кабину штурмана передвинуть еще несколько назад и оборудовать ее стрелковой установкой МВ-5.

В сентябре-октябре 1939 г. двухместный вариант Ш-Тандем с мотором М-87А (номинальная мощность на высоте 4700 м — 950 л. с.) и с винтом изменяемого шага ВИШ-3 проходил совместные (заводские и государственные) испытания. Отчет по испытаниям был утвержден 10 октября.

Кабина штурмана была смещена назад, поставлена экранированная турель МВ-3.

Вооружение штурмовика было стандартным для легких штурмовиков этого времени: 4 крыльевых пулемета ШКАС с боезапасом 2400 патронов, один пулемет ШКАС на турели (боекомплект 700 патронов) и 200 кг бомб.

В ходе испытаний был выполнен 51 полет с общим налетом 18 ч 38 мин. При полетном весе 2800 кг штурмовик имел максимальную скорость у земли 361 км/ч, а на высоте 5600 м — 444 км/ч. Посадочная скорость без щитков — 140-145 км/ч. Длина разбега — 400 м, пробега — 480 м.

Полеты осуществлялись с центровками 34-44% САХ. Отмечалось, что самолет очень прост в эксплуатации.

Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

Государственные испытания самолет не прошел из-за несоответствия летных данных ТТТ, недостаточной путевой устойчивости ("при увеличении скорости самолет рыскает"), тесной кабины штурмана, неудачного шасси, недостаточной прочности переднего крыла.

Взлет самолета был затруднен. Запасы продольной устойчивости были недостаточными. На рули направления самолет реагировал вяло. Считалось, что превышение заднего крыла над передним явилось не совсем удачным решением.

Вооружение также было недоведено. Поскольку турель МВ-3 "съедала" 34 км/ч скорости полета, то заднюю стрелковую установку предлагалось сделать по типу самолета Fokker G. 1, то есть в виде конусообразной установки, обеспечивающей перемещение пулемета в плоскости, проходящей через продольную ось установки, и поворот этой плоскости вокруг оси на 360 градусов.

В тоже время отмечалось, что боевая схема Ш-Тандем представляет интерес. Предлагалось самолет передать в ЦАГИ, довести и снова представить на испытания.

Был построен дублер самолета Ш-Тандем. На втором экземпляре заднее крыло было опущено вниз.

Главной особенностью этого самолета стало применение на одномоторном боевом самолете трехколесного убирающегося шасси.

В качестве силовой установки использовался мотор М-63 номинальной мощностью 800 л. с. на расчетной высоте 4500 м.

При степени готовности дублера 65-70% все работы были свернуты.

В планах опытного самолетостроения предусматривалась постройка одноместного самолета Ш-Тандем с мотором М-63 в варианте бронированного штурмовика. Но и этот самолет реализован не был.

Необычность компоновочной схемы и довольно слабое вооружение сделали свое дело. В мае 1939 г. в НКАП было принято решение о прекращении всех работ по Ш-Тандем.

Легкий одноместный штурмовик Ш-МАИ. СССР

 ЛТХ:  
Модификация  Ш-Тандем
Размах крыла, м  11.00
Длина, м  8.50
Высота, м 
Площадь крыла, м2  30.40
  пустого самолета 
  нормальная взлетная  2560
Тип двигателя  1 ПД М-87
Мощность, л.с.  1 х 930
Максимальная скорость , км/ч 
  у земли  406
  на высоте  488
Практический потолок, м 
Экипаж  2
Вооружение:  пять 7.62-мм пулеметов ШКАС
  на наружной подвеске 200 кг бомб

 

Источник — https://alternathistory.ru/oleg-rastrenin-shturmoviki-velikoi-otechestvennoi-voiny-glava-4-shturmovye-sledopyty

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
redstar72
Редактор
10.12.2010 17:12

Спасибо за хорошие фото!

Спасибо за хорошие фото! Доселе встречал только отретушированные на нет.
 
А почему тэг "нереализованные проекты"? Самолёт реальный, был построен, летал. То же самое относится и к К-12.
 
И заголовок надо бы поправить — двухместный он .
doktorkurgan
10.12.2010 17:30

Интересный проект. Но какбэ

Интересный проект. Но какбэ Су-2 при классической компоновке и таким-же двигателем имел ТТХ более интересные.
Иван баранов
10.12.2010 18:45

Увлечение некоторых военных

Увлечение некоторых военных бесхвостками быстро (8-10 лет) прошло….
Такие самолёты не имеют каких-либо значимых преимуществ перед обычными.
Иван баранов
10.12.2010 19:13

Борода
При прочих равных

Борода
При прочих равных бесхвостки менее устойчивы и менее маневрены.
Сам подход был связан с необходимостью размещения хорошей хвостовой турели.
Когда военным авиаторам стало ясно, что воздушные бои будут вестись на расстоянии свыше дистанции эффективной очереди из крупнокалиберного пулемёта, то и бесхвостки "пошли лесом"….
Альтернативная История
Logo
Register New Account