Легкий многоцелевой самолет Miles M.17 Monarch. Великобритания
Ввиду большой популярности – как в Великобритании, так и за рубежом – легкого самолета M.11 Whitney Straight в конце 1937 года было принято решение разработать улучшенный вариант этого самолета, в конструкцию которого были бы включены все наиболее желательные особенности. Джордж Майлз, выполнивший на Whitney Straight большинство рекламных туров, призванных увеличить продажи M.11, и демонстрационных полетов, взял на себя задачу создания улучшенной версии. Это был первый спроектированный им самолет.
M.17 Monarch был создан в 1938 году и представлял собой трехместный самолет с двойным управлением и большей, чем у предшественника, дальностью полета. Выполненное из одного куска плексигласа лобовое стекло Monarch-а было глубже, чем у M.11, и давало существенно лучший обзор. Входная дверца была перенесена на правый борт, позволяя пассажирам заходить в салон и выходить из него, в то время как пилот оставался на своем месте. Консоли крыла, которые не складывались, были взаимозаменяемыми с соответствующими узлами M.14 Magister, который в то время находился в серийном производстве. В конструкцию M.17 Monarch были включены многочисленные стандартные узлы, что делало самолет привлекательным с точки зрения ремонтопригодности.
Новшеством стало введение «планерного управления» (glide control), которое представляло собой простую адаптацию обычных закрылков с вакуумным управлением. Рычаг управления закрылками был связан с дроссельной заслонкой и управлял клапаном. Если было необходимо совершить заход на посадку на пониженной высоте, то нужно было повернуть рычаг управления закрылками от себя к клапану, после чего закрылки отклонятся на 15º в положение создания максимальной подъемной силы (без какой-либо потери высоты). Фактически при желании закрылки могли использоваться в качестве регулятора изменения угла подхода и скорости снижения, делая вынужденную посадку очень легкой. Если же закрылки были непредумышленно оставлены в позиции максимального отклонения, то во время взлета никаких проблем это не должно было создавать, поскольку благодаря связи с дросселем закрылки автоматически поднимались в положение 15º, когда последний был отклонен.
Стандартная емкость топливных баков обеспечивала дальность полета в невозмущённой атмосфере 600 миль (966 км), однако возможна была установка баков увеличенной емкости, обеспечивавших дальность и продолжительность полета свыше 900 миль (1448 км) и 7 часов соответственно. Основные стойки шасси были разработаны таким образом, чтобы выдерживать вертикальную скорость 15 м/с. Колесо стойки могло быть удалено после извлечения одиночного штифта.
Прототип, получивший затем номер гражданской регистрации G-AFCR, совершил свой первый полет 21 февраля 1938 года под управлением Х. Скиннера (H. Skinner). Самолет широко демонстрировался Джорджем Майлзом в стране и за рубежом. Одной из особенностей данных показов было выполнение посадки «без рук и ног», которую впоследствии внедрили на Miles M.14 Magister. В июле 1957 года этот самолет разбился во время вынужденной посадки неподалеку от Венеции.
Поскольку компания была полностью загружена заказами на M.14 Magister и M.9 Master, не было никакой возможности изготавливать M.17 Monarch в необходимом для удовлетворения спроса количестве. В начале войны менее дюжины машин были изготовлены на небольшой сборочной линии. Данная серия была заказана Управлением ремонта и обслуживания (Repair and Service Department).
Один M.17 (номер гражданской регистрации OO-UMK) был продан члену бельгийского правительства (позднее министру финансов правительства Бельгии в изгнании) г-ну Камиллу Гутту (Camille Gutt). Когда в мае 1940 года Бельгия была оккупирована Германией, самолет был возвращен в Вудли и использовался компанией в качестве связного. Первоначально машина имела обозначение U-0226, а затем номер гражданской регистрации G-AGFW. После войны самолет был возвращен владельцу.
Всего было построено 11 самолетов M.17 Monarch. Машины этого типа, как и более ранние самолеты братьев Майлзов, участвовали в авиагонках и имели в них успех. В 1958 году G-AIDE (бывший G-AFRZ) под управлением У. П. Боулза (W. P. Bowles) победил в гонке на приз компании Goodyear (Goodyear Trophy) и занял второе место в гонке на кубок Osram (Osram Cup race).
Схема Miles M.17 Monarch
Прототип Miles M.17 Monarch на земле и в полете
Седьмой Miles M.17 Monarch (зав. № 793). Первоначально самолет был зарегистрирован как G-AFRZ (Джеймс Хей Стивенс [James Hay Stevens])
Шестой Miles M.17 Monarch (зав. № 792, номер гражданской регистрации G-AFLW) со снятыми обтекателями шасси (Джек Миден [Jack Meaden])
Miles M.17 Monarch оснащен винтом изменяемого шага Sensand de Lavaud (Miles Aircraft)
Крупный план установленного на самолете винта Sensand de Lavaud (Miles Aircraft)
РЕЕСТР
Зав. № |
Номер регистрации |
Дата выдачи свидетельства летной годности |
Примечания |
638 |
G-AFCR |
1 июня 1938 года |
Реквизирован и летал под номером W6461. Разбился в Венеции 2 июля 1957 года |
786 |
G-AFGL |
30 июня 1938 года |
В 1939 году продан во Францию, где получил номер гражданской регистрации F-ARPE |
787 |
OO-UMK |
18 августа 1938 года |
Продан Камиллу Гутту. Реквизирован (военный номер TP819) и действовал в составе 24-й эскадрильи, Хендон. Затем в течение войны действовал в качестве связного в компании Miles Aircraft Ltd. (первоначальный номер U-0226, потом G-AGFW). После войны был возвращен Камиллу Гутту (OO-UMK). 22 ноября 1960 года самолет разбился и сгорел в Генте неподалеку от аэродрома Сен-Дени-Вестрем. Пилот Ян Калмейн (Jan Calmeyn) погиб |
789 |
G-AFJU |
2 сентября 1938 года |
Реквизирован и летал под номером X9306 |
790 |
G-AFJZ |
15 сентября 1938 года |
Реквизирован и летал под номером W6462 |
792 |
G-AFLW |
15 ноября 1938 года |
На 1968 год числился в реестре гражданских самолетов |
793 |
G-AFRZ |
22 апреля 1939 года |
Реквизирован и летал под обозначением W6463. На 1969 год числился в реестре гражданских самолетов |
795 |
G-AFTX |
31 мая 1939 года |
Продан за рубеж в июле 1939 года |
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.17 Monarch
Назначение: легкий многоцелевой самолет
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: шестицилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавший мощность 130 л.с.
Размеры:
размах крыла 35 фт 7 дйм (10,90 м)
длина 25 фт 11,75 дйм (7,918 м)
высота 8 фт 9,25 дйм (2,673 м)
площадь крыла 180 фт² (16,72 м²)
относительное удлинение крыла 7,0
колесная колея 9 фт 0 дйм (2,74 м)
ширина кабины 3 фт 7 дйм (1,09 м)
Вес:
пустого 1390 фнт (631 кг)
бензин (30 галл. [136 л]) 225 фнт (102 кг)
масло (2,5 галл. [11 л]) 23 фнт (10 кг)
пилот 160 фнт (73 кг)
пассажиров и багажа 352 фнт (160 кг)
общий 2150 фнт (975 кг)
нагрузка на крыло 11,9 фнт/фт² (58,1 кг/м²)
Летные характеристики:
максимальная скорость 140 миль/ч (225 км/ч)
крейсерская скорость 125 миль/ч (201 км/ч)
скороподъемность 850 фт/мин (259 м/мин)
практический потолок 17 400 фт (5304 м)
длина разбега перед отрывом от ВПП (при скорости ветра 5 миль/ч [8 км/ч]) 435 фт (133 м)
дальность полета (30 галл. [136 л]) 620 миль (998 км)
продолжительность полета (30 галл. [136 л]) 4,6 ч
дальность полета (44 галл. [200 л]) 910 миль (1464 км)
продолжительность полета (44 галл. [200 л]) 7,3 ч
Пассажировместимость: 2 человека
Цена: £1250
источник: DON L. BROWN «Miles Aircraft since 1925», с. 151-155