Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. Ш-13
Увлечение большими размахами и удлинениями крыла при создании самолетов с рекордной дальностью полета проявилось и в легкомоторной авиации. В апреле 1939 г. спортивный отдел Центрального аэроклуба СССР приступил к испытаниям легкого самолета Ш-13 конструкции Б.Н.Шереметева. Испытания этого оригинального аппарата провел известный планерист и полярный летчик П.Г.Головин.
Ш-13 оценивался как экономичный и дешевый самолет, предназначенный для проведения дальних тренировочных полетов и для возможного завоевания рекорда дальности в классе легких машин. Самолет представлял собой одноместный моноплан деревянной конструкции. При обучении и тренировке предполагался и в двухместном варианте.
Крыло Ш-13 двухлонжеронное, с удлинением 16, поперечное «V» — б°, профиль сечения крыла — РФ-7 с относительной толщиной 16% в корне. В крыле размещены 4 бензобака общей емкостью 140 литров. Обшивка крыла фанерная до второго лонжерона, далее — полотняное покрытие. Элероны щелевые, площадью 0,99 кв.м. Между ними и фюзеляжем оборудованы щелевые закрылки, отклоняемые до 45°. При транспортировке крыло расстыковывалось, и его размах снижался с 13-ти до 9,0 метров. Шасси неубираемое, типа УТ-1 в обтекателях. Хвостовое колесо в обтекателе, «прилепленном» к фюзеляжу подобно тому, как это было сделано в АНТ-25.
Фюзеляж простых форм, обшит фанерой, снабжен двумя топливными баками общей емкостью 240 литров. Оперение свободнонесущее, киль выклеен заодно с верхним гротом фюзеляжа. Позади пилота смонтирован пол и сиденье для второго члена экипажа (пассажира). Сиденье простейшее, со спинкой из брезента, рассчитано под наспинный парашют. В одноместном, дальнем варианте здесь без труда монтировался один из топливных баков. Указывалось, что при загрузке 175 кг горючего и масла продолжительность полета составляла 20 часов. Дальность полета с расчетной скоростью 120 км/ч составляла 2400 км. Указывались и другие значения: продолжительность полета 25 часов, а дальность — 3300 км.
Ш-13 проходил испытания с двигателем «Сальмсон» АД-9 мощностью 40 л.с. и воздушным винтом диаметром 1,65 м. Французский «Сальмсон» АД-9 являлся одним из самых маленьких 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, имел диаметр всего 630 мм, сухой вес 75 кг, расходовал менее 10 кг топлива в час. Известно, что АД-9 получили не новый, ресурс его практически был израсходован, поэтому Ш-13 пытались оснащать и другими двигателями, в частности оппозитным двигателем воздушного охлаждения «Бристоль Черуб» с максимальной мощностью 36 л.с.
В процессе проведения испытаний Ш-13 показал неплохие летные качества, при нагрузке топливом на 10 часов полета легко отрывался от земли, его максимальная скорость достигала 180 км/ч. Поднять максимальный взлетный вес для достижения заявленной дальности полета ни один из означенных двигателей по причине малой мощности не позволял. Впрочем, сама идея легкого дальнего самолета ажиотажа не вызвала. О проведении дальних полетов на самолетике конструктора Шереметева данных не обнаружено.
источник: М. Маслов, М.Орлов, В.Егоров «Легкие самолеты для дальних перелетов», «Крылья» 01-2008
Зачод!!!
Зачод!!!
Блин, вот как теперь смотреть
Блин, вот как теперь смотреть мульты?! Буду искать "второе" дно. Главное при этом, не стать дядей Федором.)))
Вы на серию Волкова
Вы на серию Волкова "Волшебная Страна" гляньте. Не все там так одназначно, хотя и не так кроваво.
это надо же так изгадить
это надо же так изгадить простой добрый советский мультик, а?! ну кто вы после этого!?
Камрады, не могу не дать ссылку на новое прочтение классики: Большой Дом.
(или одним файлом для скачивания: https://drive.google.com/uc?authuser=0&id=1DKYRNtFZW-nQV6pdidgx8nY-eSNmU8Yr&export=download)
++++
Вы нашли, Вам и пост делать! 😉
занятная книжка
Полностью согласен!
Не шедевр, местами чересчур перезаверчено, но весьма забавно.
Надо коллеге К.С.Р. делать пост по этой книге.
А вот тут я упал под стол, это сильно! ? 😆
(для нечитавших — Матроскин по книге абсолютно черный кот)
Кстати, учитывая последние нововведения Почты России, предположения относительно Печкина вполне могли реальными быть
😮 ну не фига себе фантазия у почтовиков