Легенды Брицрига 1940 года. Удар «серпом» через Арденны и триумф немецкой тактики (Алексей Исаев, 2020)

15

   Всего за месяц Германия захватила Францию — это был колоссальный триумф — то, что раньше немцы не могли сделать за 4 года в Первую Мировую войну, теперь осилили за жалкий месяц, причем с очень невыгодных позиций. Все технологии, которые в мае 1940 отрабатывались на Франции, немцы потом задействовали на советском фронте. Немецкие генералы были те же самые и задачи решали похожие. Польша была пробным камнем, а Франция реальным применение стратегии блицкрига.
Но первой на пути Вермахта была не Франция с линией Мажино, которую хитрые французы кстати построили, чтобы воевать на территории Бельгии, а сама Бельгия с её суперсовременными по тем временам фортами, одним из которых стал Эбен-Эмаль с гарнизоном в 970 человек (офицеры, малоопытные резервисты).

Как известно Эбен-Эмаль захватили немецкие парашютисты, прилетевшие на 6 планерах. Как так произошло? В ночь на 10 мая 1940 стало известно, что Германия нападет, поэтому один из двух расчетов 75-мм орудий лениво пошел в ночи разбирать недавно построенный деревянный барак, так как он загораживал сектор обстрела. Расчет второго орудия спешно побежал за бойками — перед недавними учениями их сняли, чтобы не дай бог не попасть по деревне. Бойки принесли, в ночи стрельнули холостым для проверки и зажгли маскировочную сетку, побежали тушить. Цинки с патронами кстати никто из офицеров не вскрывал, так как недавно был прецедент с выговором, излишне ретивому офицеру. Пока происходили все эти странные события, немецкий десант уже заходил на посадку…

Алексей Валерьевич Исаев рассказывает о боевых действиях весной и летом 1940 года, разгроме немецкими войсками вооруженных сил Франции, Голландии, Бельгии и Английского экспедиционного корпуса. В чем была изюминка немецкого плана «Гельб»? Кто был автором плана? Какие соединения Вермахта наносили удар через Арденны? Какие силы немцы задействовали в Бельгии и Голландии? Как был нейтрализован неприступный бельгийский форт Эбен-Эмаэль? Как немцы прорвались через Маас? Как союзники пытались противодействовать немецкому наступлению?

Источник: https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_francija_khronika/legendy_bricriga_1940_goda_udar_serpom_cherez_ardenny_i_triumf_nemeckoj_taktiki_aleksej_isaev_2020/25-1-0-8591

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
frog
28.08.2019 09:15

ППКС!! +++++++++++++

Alexander Kuznetsov
28.08.2019 10:04

+++++++++

Alex22
28.08.2019 11:36

👍 Крайне разумно! Можно, конечно, немного добавить безумных идей, но совсем чуть-чуть… :silly:

СЕЖ
28.08.2019 13:01

Отлично!!!!

NF
NF
28.08.2019 14:40

++++++++++

28.08.2019 14:52

«, организация связи и взаимодействия практически невозможны, а «дружеский огонь» случается едва ли не чаще, чем атаки условного противника.» =- и, что — решить эти проблемы никак не возможно, «специалист»?! Насколько мне известно, во всех флотах миро, все надводные корабли успешно взаимодействовали с подводными лодками и надеюсь и в дальнейшем это будут делать. «ДРУЖЕСКИЙ ОГОНЬ»?! Классический пример — американские В-17 при высадке в Нормандии бомбили своих и даже захерачили какого-то там генерала… И, что ?! Американцы отменили стратегическую авиацию?! Может, они отменили высадку в Нормандии? Вы — «специалист» коллега, согласен — но даже не по компьютерным стрелялкам. » Взаимодействие ПЛ и надводных соединений возможно только на оперативном уровне, но не тактическом. Специалисты не могут этого не понимать.» — Вы хоть думаете, интересно, коллега, о чём Вы пишите*! Думать , коллега, очень полезно — уверяю Вас. «ПЛ неисправимо тихоходны и висят гирями на ногах надводных соединений» — я ни разу не специалист, но и мне известно что например. ПЛ могут заранее приплыть в район боевых действий… Вам про то неведомо? Ни одно надводное соединение — авианосцы тем более. не будут носиться по океану, как в попу раненые. Авианосцы будут потихоньку двигаться экономическим ходом — разведывая передвижение конвоев и наводя на них… Подробнее »

СЕЖ
28.08.2019 19:19
Ответить на  Гончаров Артем

Добавлю 5 копеек.
Те же японцы, имея авианосцы, в авианосном соединении имели гидроавианосец.
Да самолет позволяет существенно увеличить разведку, но он же и подсказывает (на конвое заметили самолет в небе) что рядом есть авианосец.
А вот гидросамолет имеют крейсера, линкоры, и естественно гидротранспорты, и по гидросамолету понять что рядом авианосец не возможно.
Поэтому заметив в океане самолет, сразу же определяем круг от куда этот самолет мог вылететь, и где искать авианосец.

Все это конечно интересно, но против англичан немцам нужны не палубные самолёты, а хорошо защищённые и вооруженные бомберы и дальние истребители по типу «Мустангов».
В борьбе с Британией у предполагаемых немецких авианосцев нет задач с которыми бы не справилась авиация берегового базирования.
Ну а если немцы захотят прикрыть свои ПЛ в океане от английских противолодочных самолётов, то это выльется в морские сражения, никто спокойно по океану плавать немецким авианосцам не даст, выполнение задачи по прикрытию районов патрулирования ПЛ все равно будет сорвано.

arturpraetor
Редактор
28.08.2019 18:06
Ответить на  Гончаров Артем

Ну, справедливости ради, у итальянцев получилось не айс из-за почти полного отсутствия собственной морской авиации. Там, ЕМНИП, ограничивалось лишь небольшим количеством гидросамолетов, причем устаревших типов. Даже катапультные самолеты на кораблях комплектовались пилотами сухопутных ВВС. Хотя, в любом случае, даже хорошая морская авиация берегового базирования по многим параметрам неизбежно уступает палубной.

Ответить на  arturpraetor

Средиземноморский театр для авианосцев это, в принципе, лужа, там везде авиация берегового базирования добивает до цели.
Авианосцы нужны для войны в океане, там где нет баз береговой авиации.
Чем бы помогли итальянцам авианосцы?

arturpraetor
Редактор
29.08.2019 21:23
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Чем бы помогли итальянцам авианосцы? Скоростью реакции и временем нахождения самолетов в воздухе. Береговая авиация 1) Или находится на берегу и ждет вызова, и тогда ей нужно еще подлететь в зону действия, что требует времени, которого у кораблей может не быть. 2) Или находится в воздухе, но тогда необходимо отминусовать топливо, необходимое на полет с берега до точки над морем, и топливо, необходимое на полет обратно домой. Это главный недостаток береговой авиацией перед морской. Если цель (место прикрытия/удара по противнику) находится на дистанции 200-300км от аэродрома — это УЖЕ слишком много, в этом случае авианосец уже имеет преимущество перед береговой авиацией. Возьмем, к примеру, задачу по прикрытию своих сил в 200км от аэродрома. Дальность полета итальянских истребителей времен ВМВ — около 570км, на крейсерской скорости 200км самолет типа МС.202 пролетит примерно за 21-23 минуты. Отминусовываем 400км от этой дальности, остается 370км, или 40 минут на прикрытие с воздуха. В случае боя расход топлива возрастет, и и время нахождения в воздухе еще более сократиться. Неиллюзорной может стать ситуация, когда истребителям придется выходить из боя, чтобы топлива хватило до родного аэродрома. Т.е., грубо говоря, каждые полчаса нам необходимо менять наряд истребителей в воздухе, чтобы обеспечить необходимое прикрытие, или еще чаще — с… Подробнее »

Ответить на  arturpraetor

Сухопутный аэродром не утонет и не сгорит, а авианосец запросто, из-за этого боевая устойчивость палубной авиации ниже, чем береговой.

arturpraetor
Редактор
29.08.2019 21:39
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Береговые аэродромы при плохом прикрытии выбиваются ничуть не хуже авианосцев, а авианосцы при грамотном использовании живут ничуть не меньше, чем береговые аэродромы. И для флота авианосец все равно будет лучше, ибо это аэродром непосредственно рядом с действующими силами флота, а не где-то там, в сотнях километров. Да, в небольших акваториях авианосцы теряют смысл, но это скорее Финский Залив, Балтика и Черное море, но уж точно не Средиземное. И да, речь сейчас про реалии ВМВ, в современности Средиземноморье уже стало достаточно тесным для авианосцев, но это не значит, что так было всегда.

И, повторюсь, итальянские моряки, реально воевавшие в тех условиях, пришли к выводу, что без собственной палубной авиации их флот слишком уязвим в открытом море. Это гораздо более весомый довод, чем «аэродром не разбомбить, потому авианосец хуже». Не говоря уже о том, что аэродром — цель статичная, обнаруживается достаточно легко, в то время как авианосец — цель динамичная, и обнаружив его в 10.00, вы можете уже в 10.15 потерять его, и ваша береговая ударная авиация прилетит на пустое место, будет вынуждена искать этот самый авианосец, потратит топливо, может нарваться на истребители прикрытия, и т.д.

Ответить на  arturpraetor

Береговые аэродромы не горят и не тонут, если полосу раздолбать, то ее за считаные часы восстановят, опять же на берегу самолёты можно рассредоточить по десяткам площадок, а авианосцев считаные единицы, и не факт, что при уничтожении авианосца его авиагруппа «уйдет на запасной аэродром», авианосец это не подлодка, он в эскадре ходит, а эскадру спрятать в море нелегко при всем том, что она «цель динамичная».
— итальянские моряки, реально воевавшие в тех условиях, пришли к выводу, что без собственной палубной авиации их флот слишком уязвим в открытом море. — (с)
А японские, американские и английские моряки могли бы пожаловаться, что их авианосцы слишком уязвимы в открытом море не только для авиации, но и для подводных лодок и надводных кораблей.
При Мидуэе чуть не весю авианосную эскадру утопили, например.

arturpraetor
Редактор
30.08.2019 15:25
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Береговые аэродромы не горят и не тонут

ОК, тогда скажу прямо — не переводите стрелки. До одного места то, что береговой аэродром не горит и не тонет, если самолеты с него ОПАЗДЫВАЮТ и НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ своевременное выполнение боевой задачи, будь до удар по вражескому соединению, или же прикрытие своих сил в открытом море. Уже одно это вы никак не перекроете «высокой живучестью» аэродромов, но вы предпочли перевести стрелки и опустить неудобный пункт, который ставит крест на всех дальнейших рассуждениях.

А японские, американские и английские моряки могли бы пожаловаться, что их авианосцы слишком уязвимы в открытом море не только для авиации, но и для подводных лодок и надводных кораблей.

Могли бы, но не жаловались, так как понимали, что авианосец лучше, чем береговая авиация, если речь заходит не о береговой обороне, а об активных действиях флота в открытом море, в дальности более пары сотен км от сухопутных аэродромов.

Ответить на  arturpraetor

Вот именно, что открытое море, но Средиземное море — море совсем не открытое, а внутреннее, наличие авианосцев там не является необходимостью, там атаковать противника в «неведомых ебенях» через полокеана не нужно.
Кстати японские авианосцы при Мидуэе таки утопили, при всем из ПВО.

arturpraetor
Редактор
30.08.2019 16:08
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Вот именно, что открытое море, но Средиземное море — море совсем не открытое Ага, и не открытое, и не море совсем, и вообще не вода… Открытое море — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Сколько там у нас терводы от берега? Поменьше пары сотен километров, насколько мне известно. Так что вы не только переводите стрелки, но еще и пытаетесь подтасовывать определения. Еще раз, русским языком говорю — если операция проводится на удалении более нескольких сотен километров от аэродромов, то авианосец априори будет выгоднее. Это меньшее время реакции и большее время нахождения авиации в воздухе. Особенно острым этот вопрос становится тогда, когда требуется прикрытие своих кораблей с воздуха истребителями — наличие в составе эскадры авианосца с оными гораздо предпочтительнее, чем наличие где-то там, в 100-200км, а то и больше, непотопляемого аэродрома с самолетами, которые или опоздают, или не смогут долго прикрывать. Собственно, итальянцы именно для этого и строили авианосцы — прежде всего для эскорта, для обеспечения «зонтика» над своими кораблями, ибо сильно уж натерпелись они от британской палубной авиацией в то время, как собственные истребители не успевали или вообще не могли… Подробнее »

Ответить на  arturpraetor

Вы юридическими терминами решили побомбить насчёт «открытого моря»? С историко-географической и военной точек зрения Средиземное море, как и Балтийское и Чёрное, и Азовское, например, это море внутреннее, окружённое со всех сторон сушей, попасть в него можно только по двум проливам и одному каналу, переплыть его можно за считаные дни, авиация берегового базирования везде достает.
Кстати какой там английский авианосец утопили?

arturpraetor
Редактор
31.08.2019 17:41
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Вы юридическими терминами решили побомбить насчёт «открытого моря»?

А вы решили прикинуться шлангом, приравняв открытое море и океан? Открытое моря, говоря простым языком — это любая точка в море, достаточно удаленная от берега, откуда, грубо говоря, не видно суши. Открытое море есть и в Балтике, и в Черном море. Вы начали придираться к словам, подменяя их своим пониманием, и пытаясь опять перевести стрелки. Этот балаган пора заканчивать, ничего толкового на эту тему кроме общих фраз от вас я, похоже, не услышу.

Кстати какой там английский авианосец утопили?

«Арк Роял». Торпедой с подводной лодки.

Ответить на  arturpraetor

Ладно, скажем так — авианосец это штука для океанов, а в водоемах со всех сторон окруженых сушей необходимости в нем нет.)))

Alex22
31.08.2019 20:20
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Гибель отряда Г.Негоды, который уже находился в зоне прикрытия береговых истребителей?
Коллега Артур выдвигает совершенно правильные аргументы.

Ответить на  Alex22

А вы уверены, что если бы в отряде Г.Негоды был авианосец, то и его бы до кучи не утопили, что его авиагруппа смогла бы отбить немцев?
Там дело было не в отсутствии авианосцев, а в хреновой подготовке и в плохом проведении операции.

Alex22
02.09.2019 13:28
Ответить на  Михаил Дмитриевич

А вы уверены, что если бы в отряде Г.Негоды был авианосец, то и его бы до кучи не утопили, что его авиагруппа смогла бы отбить немцев?

Хм… Если мы начнем рассуждать дальше в подобном ключе, то очень быстро дойдем до того, что Негода потерял бы и специально выделенный ему межгалактический гидролинкор ПВО…
Что выдвигалось в обвинении Г.П.Негоде, Вы в курсе?

Там дело было не в отсутствии авианосцев, а в хреновой подготовке и в плохом проведении операции.

А в реале как бы грамотно спланированная операция помогла бы ему избежать атак немецкой авиации?
Возможности оперативно реагировать на обнаружение самолетов врага как не было, так и нет. (sic!)
Единственный выход — постоянно держать над ним зонтик из истребителей при входе в зону действия береговой авиации.
Еще вариант — встречать его корабельным эскортом с его ПВО. Хотя, изначально вполне разумно считать, что мощности ПВО трех скоростных ЭМ хватит, чтобы отбиться.

Ответить на  Alex22

Просто при набеговой операции на Мидуэй американцы разбомбили и утопили нахрен японские авианосцы, почему бы немцы не смогли такого же в Черном море сделать? Думаете немцы бомбили хуже американцев?

Alex22
02.09.2019 15:42
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Прошу прощения, но это разговор на уровне — немцы вот взяли Париж, почему бы им и Москву не взять…

Думаете немцы бомбили хуже американцев?

Почему амеры потопили японские АВ? До определенной меры это воля случая, когда японцев подловили в момент заправки и их самолеты были на палубах. Иначе это был бы полноценный бой с далеко не определенным исходом.

Ответить на  Alex22

Тут главное в том, что утопили и утопили именно самолётами, т.е. авианосная группировка не смогла обеспечить собственную ПВО. В свете этого рассуждать на тему того, что авианосец прикроет от авиации эскадру несколько наивно.
В морской войне, как и в войне сухопутной, важно обеспечить господство в небе, в океане авианосец это сделать может, а вот в Средиземном, Черном или Северном морях нет, грохнут его береговой авиацией и все.

Alex22
03.09.2019 12:47
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Тут главное в том, что утопили и утопили именно самолётами, т.е. авианосная группировка не смогла обеспечить собственную ПВО.

Да, но Вы не забывайте, что там было очень приличное невезение японцев, которые не успели поднять свои истребители до налета американцев. Хотя это был вопрос нескольких минут.

В свете этого рассуждать на тему того, что авианосец прикроет от авиации эскадру несколько наивно.

АВ, который ориентирован именно на ПВО и не отвлекается на ударную задачу, вполне себе способен выполнить эту функцию. Разумеется. нет смысла рассматривать случай, когда противник применит оверкилл в размере нескольких тысяч самолетов.
Там и гидролинкор ПВО не устоит… Даже галактический. 😉

а вот в Средиземном, Черном или Северном морях нет, грохнут его береговой авиацией и все.

Тогда делаем следующий шаг в наших рассуждениях — любой флот на данных ТВД бессмысленен, поскольку на раз выносится береговой авиацией.
Я правильно рассуждаю?
И да, от чего там погибли единственные потерянные АВ на Средиземном — Орел и Королевская Чаша?

Ответить на  Alex22

Авианосный флот необходим только для океанской войны, немцам для войны с Англией он не нужен, бомбить Британию и захватить контроль в небе над Каналом можно и самолётами берегового базирования.

Alex22
06.09.2019 22:01
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Авианосный флот необходим только для океанской войны,

Force H, не?
«Я теперь как слепой нищий без своей собаки-поводыря…»
Италы, вон, тоже задумались про АВ, правда, не успели.
Уважаемый коллега, Вы аргументы понимаете? Техника ВМВ не обеспечивает быстрое реагирование авиации на далеких расстояниях и АВ можно считать прифронтовым аэродромом. да, дорогим, но тем не менее…
Больше у меня доводов нет… :silly:

немцам для войны с Англией он не нужен, бомбить Британию и захватить контроль в небе над Каналом можно и самолётами берегового базирования.

Это не ко мне, я этого не говорил и здесь я полностью согласен.
Хотя немцам не помешал бы и АВ при действиях в океане. Но — у короля больше…

arturpraetor
Редактор
31.08.2019 18:07
Ответить на  Михаил Дмитриевич

А я вам в сотый раз говорю про время подлета, время нахождения в воздухе и запасы топлива береговой авиации. На расстоянии 200км от ближайшего аэродрома самолеты всегда будут опаздывать (ибо лететь им в лучшем случае туда 20 минут, что много, и это без учета времени на подъем в воздух и передачу приказов после получения запроса на помощь от флота), на расстоянии 300-400км от аэродрома практически исключается поддержка собственной авиации для флота. В этом случае ВМС до задницы, есть там непотопляемый аэродром, или нет — береговая авиация все равно не поможет. Это в первую очередь касается истребительного прикрытия, с бомбардировщиками все несколько проще, хоть и тоже не идеально.

Короче, я устал вам это объяснять по сотому кругу, и получать в ответ мантры из разряда «Средиземное море слишком маленькое» и «если водоем со всех сторон окружен берегом, то авианосцы не нужны». Столь яростно защищая такую точку зрения, которая противоречит РЕАЛЬНОЙ практике итальянцев в ВМВ, вы должны предоставить четкие цифры, расчеты или иные доказательства, иначе ваши речи не более чем «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

Ответить на  arturpraetor

Опыт боёв американцев с японцами на Тихом океане показывает, что в морском бою авианосцы это приоритетная цель. Авианосцы там для прикрытия надводной эскадры не предназначались, наоборот задача эскадры была в прикрытии авианосцев. Авианосцы там вообще использовались или в набеговых операциях или в поддержке десантов, причем десантники после высадки при первой возможности или строили аэродром(ы) или захватывали площадки противника для перебазирования береговой авиации.

arturpraetor
Редактор
01.09.2019 15:24
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Не, в топку, с вами бесполезно говорить на эту тему. Я бы вам мог расписать, что европейцы имели свои теории и практики действия авианосцев, что на Тихом океане все было сильно не так, как вы здесь описали, но смысл? Вы все равно порвете сову, натягивая глобус, лишь бы доказать надуманное, пускай и популярное утверждение, что Средиземное море слишком маленькое для авианосцев. За сим прощаюсь, отвечать вам более не буду, кто из нас прав — пускай рассудят коллеги.

Ответить на  arturpraetor

На Тихом океане был успешным авианосных «наезд» на Перл Харбор, а вот американцы в ответку «Хорнет» к Японии не подгоняли и направили «Митчелы» Дулитлла рейсом в один конец.
Вопрос знатокам — почему американцы в 1942-м авианосец к японским берегам подогнать не рискнули?

Alex22
02.09.2019 13:32
Ответить на  Михаил Дмитриевич

Вопрос знатокам — почему американцы в 1942-м авианосец к японским берегам подогнать не рискнули?

??? Наверное, потому, что не хотели вводить его в зону действия заведомо превосходящих сил противника? Да, в данном случае это была бы береговая авиация, ну так и против пяти (к примеру) АВ бросать один свой АВ не слишком разумно — разве что, заведомо идти на размен своего АВ на какое-либо стратегическое превосходство…

byakin
Редактор
28.08.2019 17:58

++++++++++++++++++++++++++++
отличная статья, уважаемый коллега

28.08.2019 18:03

Если кто-то не понял — тот тупой и в попаданцы не годится! В последней главе «Максимального благоприятвования» перед нами два момента: 1) Россия стала на путь всех цивилизованных стран: решать свои проблемы чужими руками — натравливанием Германии на Британию, для этого и была подброшена идея авианосных групп. 2) В интересах же самой Германии расширить рынки сбыта своих товаров и приобретения сырья: кроме как развалить старые колониальные империи больше никак не получится… Конечно, если не лечь как проститутка под Америку! В общем два момента, которые просто обязаны быть очень интересными для любого любителя альтернативной истории — вне зависимости от его политических пристрастий. «Есть ли у Рейха шанс победить ? А как это сделать? Ой, как интересно!» Однако, что мы наблюдаем ? Казалось бы коллега нашёл в моей альтернативке огрех и подсказал как её можно исправить…. НЕТ!!! Он предложил какие-то свои пути решения этой очень интересной альтернативы — победы Германии в ВМВ и использование этого Россией? НЕТ!!! А ЧТО ТОГДА МЫ ИМЕЕМ УДОВОЛЬСТВИЕ ЧИТАТЬ? «Нет. Германия однозначно просто обязана проиграть и нехуй на эту тему писать всякую фуйню! Гитлер боится Чемберлена — аж ссцытся (даже если ему «Звезду смерти» от Дарта Вердера предложи» — Гитлер ссцаться не перестанет — заметьте!», а подводные… Подробнее »

СЕЖ
28.08.2019 19:11
Ответить на  Сергей Сталк

Вы покидаете только данную статью или сайт?

30.08.2019 05:24
Ответить на  СЕЖ

Тьфу на Вас.

Mohanes
29.08.2019 08:27

Прочитал с интересом. Хочу отметить два момента.
1. Лёгкий авианосец на 20-30 самолётов таки имеет свою тактическую нишу. Это разведка и «ловля на живца». Противник обнаруживает выдвинутого вперёд «живца», бросается в атаку, а вот тут с фланга выдвигается «большой дядька». Кроме того, наличие нескольких малых авианосцев позволяет обеспечить хоть какое-то ПВО сразу нескольким корабельным группам, а одному 80-самолётному АВУ натрое не порваться.
2. По поводу «мессеров» на палубах. Я согласен с тем, что до 1941 г. ФВ-190 серийно производиться не будет. Но, ИМХО, если уж Удет ушёл во флот, вполне возможен кунштюк с Хе-100. У этой машины, в отличие от «мессера» шасси складываются куда надо, а к 1939 г. она уже готова к производству.

Альтернативная История
Logo
Register New Account