Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

14

На канале «Морская коллекция» нашел интересную статью о малоизвестном эпизоде Великой Отечественной, о минной войне на Волге в 42 — 43 годах.

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

БУКСИР-ГАЗОХОД. Мобилизованный газогенераторный буксир Г-21

Огромные линкоры и крейсера, быстроходные эсминцы, хотя и привлекают больше всего внимания в составе флота, но текучку войны, перевозки, десанты, траление и минирование, дозорную службу, буксирные и спасательные операции «тянут» на себе незаметные и скромные труженики войны, небольшие корабли военного флота и мобилизованные суда гражданского. Их сотни, а то и тысячи. Именно с ними в основном сталкивается рядовой солдат, который пешком и с боями проходит свои тысячи километров на пути к Победе.

Логика войны иногда затягивает в военный круговорот суда, которые даже теоретически для войны не предназначались. Так случилось когда в результате катастрофы весны 1942 года войска немцев и их сателлитов прорвались к Волге. Были мобилизованы практически все суда Волжского бассейна. За Волгу немцев не пустили, но великая русская река была густо усеяна минами. Уже к 1 августа 1942 года немцами на фарватеры была установлена 231 морская мина. Погибли десятки судов.

Волжская военная флотилия

Волжская военная флотилия

 

После капитуляции окруженной под Сталинградом группировки Паулюса остро встал вопрос о разминировании реки. Волга была одной из главных транспортных артерий СССР. Нефть и продовольствие юга и Кавказа надо было доставлять в центр страны. По Волге шли и грузы, полученные от союзников по иранскому маршруту. Немцы же продолжали почти каждую ночь сбрасывать донные мины и бомбить грузовые суда, пытаясь остановить судоходство по Волге. Только в мае 1943 года немцы сбросили в Волгу 364 мины, а всего – больше 700.

От Самары (тогда Куйбышев) почти до Астрахани река была напичкана магнитными и акустическими донными минами. Многие мины снабжались дополнительными хитростями, например счетчиками кратности, от 2 до 16. До 15 судов(и тральщиков) мина могла пропустить, а потом взрывалась.

Работа тральщиков заключалась в том, что судно таскало на буксире трал-баржу, на которую как на магнит и должна была среагировать мина. Траление превращалось в монотонную и очень опасную работу, когда надо было до 16 раз провести трал по фарватеру, чтобы быть уверенным в его безопасности.

Для разминирования реки и регулярной очистки проходов для транспортов необходимо было как можно больше тральщиков.

Боевые корабли флотилии ушли на запад, в состав Азовской и Днепровской военных флотилий. В составе Волжской флотилии были оставлены только 2 дивизиона тральщиков для очистки фарватера Волги от вражеских мин.

Весной 1943 года для усиления тральных сил флотилии были мобилизованы суда Вятского речного пароходства (два парохода и пять газоходов). Самый известный из газоходов- буксир Г-12, был построен в 1936-1937 годах в Аркульском затоне Нолинского района Кировской области, работал в Вятском речном пароходстве, место приписки – затон имени Степана Халтурина (Котельнич).

Особенностью этих небольших деревянных судов было то, что работали они на газе, который вырабатывался специальной установкой из обычных древесных чурок. Советские инженеры (Московская судостроительная верфь и Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта) сконструировали газогенераторную установку, которая генерировала газ для использования в качестве топлива. В качестве двигателя использовался модернизированный тракторный мотор ЧТЗ на 60 л.с. Газогенераторы тогда получили широкое распространение из-за доступности и дешевизны топлива.

После мобилизации весной 1943 года в Камышине на Г-12 установили турель с крупнокалиберным пулеметом и приспособили для буксировки тралов. Бывший буксир-газоход стал катерным тральщиком Т-611.

Он вошел в 6-й дивизион тральщиков 2-й бригады траления Волжской флотилии под командованием капитан-лейтенанта Олега Селянкина.

Т-611 не был обычным речным тральщиком. Это был единственный корабль советского флота, укомплектованный женским экипажем!

Две девушки, Евдокия Пархачева и Агния Шабалина, из прежней команды буксира-газовоза, достались тральщику » в наследство». Остальной экипаж докомплектовала Антонина Куприянова, добившаяся права на женскую команду и назначенная командиром тральщика.

Экипаж тральщика состоял из семи девушек- Антонина Куприянова(командир), Тамара Декалина (рулевой), Евдокия Пархачева (командир отделения, старший моторист), Агния Шабалина (моторист), Вера Чапова (пулеметчик), Вера Ухлова (матрос) и Анна Тарасова (минер).

К 1 августа 1943 года моряки флотилии уничтожили 208 мин. После завершения тральных работ на Волге приказом наркома ВМФ СССР от 30 июня 1944 года Волжская военная флотилия была расформирована.

Работа тральщиков была очень опасна. За время войны Волжская флотилия потеряла более 20 тральщиков, в том числе и при подрыве на минах. Погибли и были ранены десятки моряков. К счастью, женский экипаж потерь не имел. Хотя случаи бывали разные.

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Газоход

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Т-611 (до 24 июня 1943 года буксирный газоход № Г-12, с 9 июля 1943 года — КАТЩ-430). Аркульский затон Нолинского района Кировской области. Спущен на воду 1936 год. Построен осенью 1937 года. Вятское речное пароходство. Мобилизован 18 мая 1943 года. 24 июня 1943 года включен в состав Волжской флотилии. Разоружен 24 апреля 1944 года, после чего переформирован в плавсредство. Потом возвращён прежнему судовладельцу – Вятскому речному пароходству. Списан в Котельниче и пошёл на слом в 1957 г.

Водоизмещение полное 28 т. Корпус деревянный. Длина 21,7 м, ширина 4,4 м, осадка на корму 0,56 м, а на нос 0,14 м. Тракторный мотор «ЧТЗ», 60 л.с. Экипаж 9 человек. Тральщик оснастили пулемётом ДШК на тумбе и тралами.

Корпус Т-611 был изготовлен из дерева, что помогало против магнитных мин. Переделанный в газогенераторный 60-сильный тракторный двигатель «ЧТЗ» работал не на дефицитном жидком топливе, а на дровах.

Судно было экономичным, но с низкой маневренностью и скоростью, крайне неуклюжим в эксплуатации.

Траление с помощью трал-баржи

Траление с помощью трал-баржи

 

В Великой Отечественной войне наряду с мужчинами военную службу несли и женщины, ими комплектовались не только части ПВО, связисты, санитарные службы, но и авиационные полки, разведывательно-диверсионные и партизанские отряды.

В Волжской флотилии девушки появились осенью 1942 года, в основном заменяя мужчин на «тыловых» должностях. Но многие попадали и на корабли.

Появление целиком женского экипажа стало возможно благодаря организаторскому таланту и пробивным качествам одного человека- Антонины Куприяновой из Саратова. Ей на тот момент был всего 21 год, в армию она пришла добровольцем в мае 1943 года, после гибели на фронте всех трех братьев. Должность вестового при штабе Волжской флотилии и звание старшины 2-й статьи ее не устроили.

Она выпросила у командующего флотилией контр-адмирала Ю.А.Пантелеева разрешения укомплектовать команду одного из катеров только девушками. Пантелеев согласился и выделил Г-12, благо у него в экипаже уже было две девушки, хорошо знающие силовую установку ( в пароходстве на буксире кроме них работал инвалид войны и мальчишка-подросток).

Антонина довольно быстро скомплектовала экипаж из девчонок-ровесниц, уже имевших опыт службы на других кораблях. С газохода- моторист Агния Шабалина и механик Евдокия Пархачёва, с других кораблей- рулевой Тамара Лекалина, пулемётчица Вера Чапова, матрос Вера Ухлова и минёр Анна Тарасова. Девушки сами отремонтировали катер, адмирал лично проверил корабль и знания экипажа. Было получено «добро» на боевой выход.

Перед первым боевым выходом проверить подчиненных решил и только что назначенный и не посвященный в местные тонкости командир шестого дивизиона тральщиков Волжской военной флотилии капитан-лейтенант Олег Константинович Селянкин(кстати, кавалер двух Орденов Красной Звезды и Ордена Красного Знамени). Прибыв на место базирования июньской ночью 1943 года, командир решил проверить боеготовность личного состава. Подав команду «Боевая тревога!», он, как обычно, прошёл в кубрик тральщика.

«Через несколько секунд, поняв всю нелепость своего присутствия в кубрике, где с коек повскакали полуодетые девчата, я пулей выскочил на палубу»(воспоминания О.К. Селянкина).

Несмотря на сей конфуз, боевое крещение у тральщика прошло успешно. Подорвавшаяся на мине нефтяная баржа была потушена.

На первые траления тральщик ходил с базы в селе Горный Балыклей, тралили участок между селением Быковы Хутора (ныне рабочий посёлок Быково) и селом Луговая Пролейка. 31 июля 1943 года тральщик несколько раз проутюжил вверенный участок, но мина рванула уже вечером, на последнем проходе. Видимо, сработала мина с датчиком кратности ( взрыв происходил только после определенного числа контактов). Трал-баржу разворотило взрывом и она мгновенно затонула.

Газоходу тоже досталось- двигатель заглох, разошлись доски обшивки, судно начало тонуть. Самая большая пробоина оказалась в моторном отсеке, где воды было уже девчонкам по пояс. С большим трудом, на ощупь, Куприянова и Пархачева смогли отыскать ее и заделать. Работу двигателя мотористы смогли восстановить, воду помпой и ведрами вычерпали, обнаруженные пробоины заделали. Течением тем временем катер закрутило и снесло в сторону.

Высланный ночью спасательный катер обнаружил лишь остатки трал-баржи. Тральщик уже посчитали погибшим.

Но на рассвете, чихая и кашляя мотором, Т-611 медленно, но своим ходом вернулся на базу. Встречал весь дивизион. На передней стенке рубки по традиции, принятой на флотилии, по случаю первой уничтоженной мины нарисовали красную звезду с цифрой «1» в центре. Тральщик отремонтировали и «выдали» новую баржу-трал.

Возвращение с боевого задания катерных тральщиков

Возвращение с боевого задания катерных тральщиков

 

Катерный тральщик Волжской флотилии,

Катерный тральщик Волжской флотилии,

 

«Добросовестно, мужественно и умело работали девчата, даже вытралили одну мину. Но я всё равно не мог к ним относиться так, как к экипажам других катеров-тральщиков. Мне почему-то всё время казалось, что ноша, которую девчата добровольно взвалили на себя, всё же тяжеловата для них. В том, что это моё мнение держалось так долго, возможно, виновата и первая моя встреча с экипажем девичьего катера-тральщика»(воспоминания О.К. Селянкина).

Во второй половине лета 1943 года Т-611 перевели в состав 1-й бригады флотилии в Сарепте, ниже по течению Волги. Корабль провожали всем дивизионом, с сиренами.

«Под вой сирен катеров-тральщиков почти всего дивизиона, на палубах которых застыли шеренги моряков, катер девчат снялся со швартовых. Девчата не смогли стоять в строю по стойке «смирно», как того требовал устав. Они сначала сгрудились около рубки… потом перебежали на корму. И махали, махали нам беретами…»(воспоминания О.К. Селянкина).

В составе 1-й бригады траления женский экипаж Т-611 вытралил ещё 2 мины. К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии.

Приказом командующего Волжской военной флотилии контр-адмирала Юрия Пантелеева от 4 октября 1943 года старшина 2-й статьи Антонина Куприянова была награждена медалью «За боевые заслуги».

Осенью 1943 года была закончена навигация на Волге, экипаж был расформирован. На счету девичьего экипажа три уничтоженные немецкие мины за несколько месяцев работы.

Всего в 1942-1943 годах постами наблюдения и связибыло зафиксировано 756 сброшенных в волгу немецких мин. В штате Волжской флотилии было 203 тральщика. Таким образом экипаж Антонины Киприяновой показал результат как минимум не хуже чем коллеги. * Часть мин была уничтожена другими средствами.

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Женский экипаж Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Экипаж катера-тральщика Т-611 Волжской военной флотилии. Слева направо: краснофлотцы Агния Шабалина (моторист), Вера Чапова (пулеметчик), старшина 2-й статьи Антонина Куприянова (командир корабля), краснофлотцы Вера Ухлова (матрос) и Анна Тарасова минер).1943 ГОД. .

Олег Селянкин

Олег Селянкин

 

Пути девушек из героического экипажа разошлись. Антонина Емельяновна Куприянова после демобилизации жила и работала в городе Ульяновске. А. П .Шабалина, ставшая Нешиной, окончила Горьковское речное училище, работала в Волгоградском узле связи Нижневолжского речного пароходства. Другая котельничанка Е. С. Пархачева (Мочалова) после многих лет работы на речном транспорте, обосновалась в г. Серове. Анна Фёдоровна Тарасова жила в г. Яхроме Московской области, Вера Варламовна Ухлова (теперь Фролова) в Саратове, Тамара Ивановна Лекалина (Алексеева) в Санкт-Петербурге.

После войны они неоднократно встречались.

В Камышине, говорят, установлен в виде макета тральщик Т-611 в натуральную величину.

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611Тральщики. Семеро смелых или тралят только девушки. Т-611

Встреча с командиром

За время войны орденами и медалями было награждено около 150 тысяч женщин, более 90 из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Источник; https://zen.yandex.ru/media/marin/tralsciki-semero-smelyh-ili-traliat-tolko-devushki-t611-613b82d29818c4278217e865?&amp

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account