0

Этот пост идёт как продолжение материала — Румынская космическая программа.

После того как выяснилось, что в общем-то никто не представляет размаха космической программы фирмы ARCA, я решил исправить дело и переветси хотя бы общедоступные материалы.

Так, для начала: ARCA — Asociația Română pentru Cosmonautică și Aeronautică, название частной фирмы, основанной в 1999 году. Это НЕ часть румынской космической программы (интегрированой в общую программу ЕС), это именно частная компания.

В марте 2012 года, ARCA впервые "вышла на свет" с деталями своей программы, которую она спокойно, без лишнего шума, прорабатывала более десятилетия, консультируясь с иностранными специалистами и ведя разработки. Программа ARCA называется "румынской космической программой" и ставит три цели:

— Ближняя: доведение до производства ракетного двигателя Executor, самолета-разгонника IAR-111 и стартующей с него ракеты-носителя Haas-II. Окончательной целью программы является выигрыш "Лунного X-приза Google" — 20-миллионной награды

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Краткая справка: В 2007 году X-prize  и Google установило награду в 20 миллионов долларов (и ряд меньших) тому, кто из частных компаний сумеет первым мягко приземлить на луну автоматический зонд, продвинуть его по поверхности на 500 метров и передать фотоснимки на Землю.

— Средняя: создание пилотируемой кабины, которая с помощью ракеты-носителя Haas-IIb сможет совершить суборбитальный полет на высоте до 180 км.

— Дальняя (2020-ые): создание ракеты-носителя среднего класса Super Haas, способной доставить 2,6 тонн груза на околоземную орбиту. Предполагается, что нижнюю ступень ракеты составят 7-10 двигателей от Haas-II, а верхняя будет нести 2 двигателя Executor-Plus

Основная надежда в данное время возлагается на двигатель "Экзекьютор" ("Палач" — очевидно, в честь флагмана Дарта Вейдера? 😉 ), который находится в стадии постройки.

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Двигатель рассчитан на работу на жидком кислороде и топливе Т1, его рассчетный импульс — порядка 250 килоньютонов. Не слишком много для современных ракет, но ARCA предпочитает верную синицу в руках сомнительному журавлю в небе. Конструкция классическая. Двигатель должен быть основой силовой установки самолета-разгонника IAR-111, а его улучшенная версия Plus — основой космической ракеты Haas-IIb

Стендовые тесты предполагается начать в середине 2012, а первые летные испытания ожидаются в 2013.

Основным сегментом программы является "воздушный старт" с уже строящегося (!!!) сверхзвукового ракетного самолета IAR-111

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Судя по ряду элементов дизайна, в т.ч. форме носовой части, ARCA разработала проект на основе дизайна Space Ship One, корпорации Scaled Composites, который стал первым частным ракетопланом, достигшим границы Космоса в суборбитальном полете.

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Румынский самолет-разгонник разрабатывается на замену старым аэростатам, которыем ARCA применяла для запуска своих первых ракет Haas-I. Эти аэростаты показали себя ненадежными, и ARCA пересмотрело программу в пользу создания сверхзвукового ракетного самолета.

Предполагается, что, используя для дополнительного ускорения двигатели "Executor", IAR-111 сможет подняться на высоту 18 км и достичь скорости в 2,6 МаХа с грузом в виде ракеты-носителя. Особые меры безопасности были предприняты к спасению экипажа в случае аварии. Кабина самолета разрабатывалась как отделяемая, особо защищенная часть конструкции в виде особого проекта и прошла успешные бросковые испытания с вертолета Ми-17. 

В настоящее время, монтаж основных секций фюзеляжа уже ведется!

Ракета-носитель Haas разрабатывается с 2007 года на замену не слишком-то удачной ракете "Stabilo" аэростатного запуска. Особо интересен ее дизайн — ракета не имеет традиционного внешнего корпуса (т.к. предполагается, что она будет стартовать с высоты 18 км, где воздух сильно разрежен) и представляет собой попросту комбинацию сферических топливных баков. 

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

Несмотря на сравнительно удачные испытания суборбитальных стартов ракеты Stabilo в 2007 году (ракета запускалась с аэростата и падала в море), сам по себе аэростат был признан непригодным для космических запусков, и программа Stabilo была остановлена.

На смену ей пришла программа Haas-II, предполагающая уже более традиционный вид ракеты. Топливом для нее должна послужить перекись водорода и парафиновые соединения.

В настоящее время, в разработке находится две ракеты Haas — Haas-II (предназначенная для вывода легких грузов на околоземную низкую орбиту) и более мощная Haas-IIb, рассчитанная на суборбитальный запуск перспективной пилотируемой капсулы. 

В отдаленной перспективе, ARCA планирует создать ракету "Super Haas", которая сможет доставлять на околоземную орбиту до 2600 кг груза. Рассчет строится на создании 1-ой ступени из двигателей ракет Haas-IIb и второй ступени на основе двигателей "Executo"

Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)

 

_
Подписаться
Уведомить о
guest


41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
boroda
Администратор
14.04.2012 09:03

ВНИМАНИЕ — Цыгане в Космосе

ВНИМАНИЕ — Цыгане в Космосе

Анонимно
Анонимно
14.04.2012 09:04

Космоснобизм детектед?

Космоснобизм детектед?

Вадим Петров
14.04.2012 09:09

Пилите, Шура, пилите …

Пилите, Шура, пилите … воистину бессмертные строки нашего классика!

Анонимно
Анонимно
14.04.2012 09:10

Мда, космоснобизм более чем

Мда, космоснобизм более чем детектед. Товарищи, ну хоть как-то вы можете обосновать свою позицию окромя того что "это уязвляет наш статус как граждан страны избранного клуба"?

Andriuha077
14.04.2012 09:12

Циганский дизайнер умело

Циганский дизайнер умело соединил YF-23 с подпрыгивающим творением Гугла — невдомёк, что скорость последнего на порядок отличается от ракетопланной.

Анонимно
Анонимно
14.04.2012 09:16

А буковки различить? 🙂

А буковки различить? 🙂 Например прочитать, что задача — самолет-разгонник, а вовсе не суборбитальный самолет?

Я конечно понимаю, космоснобизм глаза застит, но читать-то надо уметь даже в таком состоянии?

Вадим Петров
14.04.2012 09:21

Зачем делать сверхзвуковой

Зачем делать сверхзвуковой самолет-разгонщик, чтобы поднять вторую ступень на 18 км? Кроме одних проигрышей, никакого выигрыша. 

Анонимно
Анонимно
14.04.2012 09:28

Зачем делать сверхзвуковой

Зачем делать сверхзвуковой самолет-разгонщик, чтобы поднять вторую ступень на 18 км? Кроме одних проигрышей, никакого выигрыша. 

Затем, чтобы избавиться от аэродинамических потерь, эх вы! Блин, это же настолько очевидно, что даже объяснять-то смешно!

А еще упростить систему сопла (которое не нужно рассчитывать на работу при высоком давлении), снизить зависимость от погоды и т.д.

Интересно было бы сравнить удельный импульс, в секундах, ru.wikipedia.org/wiki/Удельный_импульс, при какой там тяге в килоньютонах, со старыми добрами двигателями

295 секунд, но это оценочное значение.

Близким аналогом может служить 11Д49, имеющий тягу в 157,5 кн при импульсе в 303 с.

Вадим Петров
14.04.2012 09:34
Ответить на  Анонимно

Затем, чтобы избавиться от

Затем, чтобы избавиться от аэродинамических потерь, эх вы! Блин, это же настолько очевидно, что даже объяснять-то смешно!

Вот именно смешно, потому что по другому объяснить такой идиотизм невозможно. На высоту, чтобы выйти из плотных слоев, проще и дешевле поднять на любом дозвуковом самолете, а вот дальше возможны варианты. Нет, им понадобилось в плотных слоях разгонять до сверхзвука, да еще использовать и ракетные ускорители.

Раньше эту проблему они пытались решить сРатостатом, а теперь решили сразу перепрыгнуть на сверхзвук, что доказывает только одно — пилят и пилят нагло, поскольку в самой задаче ничего не смыслят.

Andriuha077
14.04.2012 09:28
Ответить на  Анонимно

Близким аналогом

Спасибо,

Близким аналогом

Спасибо, очень интересно, вот повод копнуть пошире.

Andriuha077
14.04.2012 09:31

его рассчетный

его рассчетный импульс

Интересно было бы сравнить удельный импульс, в секундах, ru.wikipedia.org/wiki/Удельный_импульс, при какой там тяге в килоньютонах, со старыми добрами двигателями (которые до сих пор покупает Америка, вследствие отсутствия аналогов по соотношению тяги, надёжности, да и технологичности и соответственно стоимости, а также вследствие "утраты" технологии своих лунных чудесных сатурнианских музейных творений).

Анонимно
Анонимно
14.04.2012 09:37

Вадим, коллега, не лезьте,

Вадим, коллега, не лезьте, умоляю, в вопросы, в которых вы ни на грош не разбираетесь. Займитесь лучше очередной патриотической истерикой.

Любая — даже небольшая — прибавка в скорости и в конструкционике — в космонавтике выгодна. Меньше затраты.

Покаж е ни в чем не разбираетесь у нас только вы тут.

Вадим Петров
14.04.2012 09:37
Ответить на  Анонимно

не лезьте, умоляю, в вопросы,

не лезьте, умоляю, в вопросы, в которых вы ни на грош не разбираетесь.

Ну что вы, коллега! В отличие от вас, я не специалист по сРатостатам и ни на что не претендую …

Альтернативная История
Logo
Register New Account