Космическая программа фирмы ARCA (Румыния)
Этот пост идёт как продолжение материала — Румынская космическая программа.
После того как выяснилось, что в общем-то никто не представляет размаха космической программы фирмы ARCA, я решил исправить дело и переветси хотя бы общедоступные материалы.
Так, для начала: ARCA — Asociația Română pentru Cosmonautică și Aeronautică, название частной фирмы, основанной в 1999 году. Это НЕ часть румынской космической программы (интегрированой в общую программу ЕС), это именно частная компания.
В марте 2012 года, ARCA впервые "вышла на свет" с деталями своей программы, которую она спокойно, без лишнего шума, прорабатывала более десятилетия, консультируясь с иностранными специалистами и ведя разработки. Программа ARCA называется "румынской космической программой" и ставит три цели:
— Ближняя: доведение до производства ракетного двигателя Executor, самолета-разгонника IAR-111 и стартующей с него ракеты-носителя Haas-II. Окончательной целью программы является выигрыш "Лунного X-приза Google" — 20-миллионной награды
Краткая справка: В 2007 году X-prize и Google установило награду в 20 миллионов долларов (и ряд меньших) тому, кто из частных компаний сумеет первым мягко приземлить на луну автоматический зонд, продвинуть его по поверхности на 500 метров и передать фотоснимки на Землю.
— Средняя: создание пилотируемой кабины, которая с помощью ракеты-носителя Haas-IIb сможет совершить суборбитальный полет на высоте до 180 км.
— Дальняя (2020-ые): создание ракеты-носителя среднего класса Super Haas, способной доставить 2,6 тонн груза на околоземную орбиту. Предполагается, что нижнюю ступень ракеты составят 7-10 двигателей от Haas-II, а верхняя будет нести 2 двигателя Executor-Plus
Основная надежда в данное время возлагается на двигатель "Экзекьютор" ("Палач" — очевидно, в честь флагмана Дарта Вейдера? 😉 ), который находится в стадии постройки.
Двигатель рассчитан на работу на жидком кислороде и топливе Т1, его рассчетный импульс — порядка 250 килоньютонов. Не слишком много для современных ракет, но ARCA предпочитает верную синицу в руках сомнительному журавлю в небе. Конструкция классическая. Двигатель должен быть основой силовой установки самолета-разгонника IAR-111, а его улучшенная версия Plus — основой космической ракеты Haas-IIb
Стендовые тесты предполагается начать в середине 2012, а первые летные испытания ожидаются в 2013.
Основным сегментом программы является "воздушный старт" с уже строящегося (!!!) сверхзвукового ракетного самолета IAR-111
Судя по ряду элементов дизайна, в т.ч. форме носовой части, ARCA разработала проект на основе дизайна Space Ship One, корпорации Scaled Composites, который стал первым частным ракетопланом, достигшим границы Космоса в суборбитальном полете.
Румынский самолет-разгонник разрабатывается на замену старым аэростатам, которыем ARCA применяла для запуска своих первых ракет Haas-I. Эти аэростаты показали себя ненадежными, и ARCA пересмотрело программу в пользу создания сверхзвукового ракетного самолета.
Предполагается, что, используя для дополнительного ускорения двигатели "Executor", IAR-111 сможет подняться на высоту 18 км и достичь скорости в 2,6 МаХа с грузом в виде ракеты-носителя. Особые меры безопасности были предприняты к спасению экипажа в случае аварии. Кабина самолета разрабатывалась как отделяемая, особо защищенная часть конструкции в виде особого проекта и прошла успешные бросковые испытания с вертолета Ми-17.
В настоящее время, монтаж основных секций фюзеляжа уже ведется!
Ракета-носитель Haas разрабатывается с 2007 года на замену не слишком-то удачной ракете "Stabilo" аэростатного запуска. Особо интересен ее дизайн — ракета не имеет традиционного внешнего корпуса (т.к. предполагается, что она будет стартовать с высоты 18 км, где воздух сильно разрежен) и представляет собой попросту комбинацию сферических топливных баков.
Несмотря на сравнительно удачные испытания суборбитальных стартов ракеты Stabilo в 2007 году (ракета запускалась с аэростата и падала в море), сам по себе аэростат был признан непригодным для космических запусков, и программа Stabilo была остановлена.
На смену ей пришла программа Haas-II, предполагающая уже более традиционный вид ракеты. Топливом для нее должна послужить перекись водорода и парафиновые соединения.
В настоящее время, в разработке находится две ракеты Haas — Haas-II (предназначенная для вывода легких грузов на околоземную низкую орбиту) и более мощная Haas-IIb, рассчитанная на суборбитальный запуск перспективной пилотируемой капсулы.
В отдаленной перспективе, ARCA планирует создать ракету "Super Haas", которая сможет доставлять на околоземную орбиту до 2600 кг груза. Рассчет строится на создании 1-ой ступени из двигателей ракет Haas-IIb и второй ступени на основе двигателей "Executo"
ВНИМАНИЕ — Цыгане в Космосе
ВНИМАНИЕ — Цыгане в Космосе
Космоснобизм детектед?
Космоснобизм детектед?
Пилите, Шура, пилите …
Пилите, Шура, пилите … воистину бессмертные строки нашего классика!
Мда, космоснобизм более чем
Мда, космоснобизм более чем детектед. Товарищи, ну хоть как-то вы можете обосновать свою позицию окромя того что "это уязвляет наш статус как граждан страны избранного клуба"?
Циганский дизайнер умело
Циганский дизайнер умело соединил YF-23 с подпрыгивающим творением Гугла — невдомёк, что скорость последнего на порядок отличается от ракетопланной.
А буковки различить? 🙂
А буковки различить? 🙂 Например прочитать, что задача — самолет-разгонник, а вовсе не суборбитальный самолет?
Я конечно понимаю, космоснобизм глаза застит, но читать-то надо уметь даже в таком состоянии?
Зачем делать сверхзвуковой
Зачем делать сверхзвуковой самолет-разгонщик, чтобы поднять вторую ступень на 18 км? Кроме одних проигрышей, никакого выигрыша.
Зачем делать сверхзвуковой
Затем, чтобы избавиться от аэродинамических потерь, эх вы! Блин, это же настолько очевидно, что даже объяснять-то смешно!
А еще упростить систему сопла (которое не нужно рассчитывать на работу при высоком давлении), снизить зависимость от погоды и т.д.
295 секунд, но это оценочное значение.
Близким аналогом может служить 11Д49, имеющий тягу в 157,5 кн при импульсе в 303 с.
Затем, чтобы избавиться от
Вот именно смешно, потому что по другому объяснить такой идиотизм невозможно. На высоту, чтобы выйти из плотных слоев, проще и дешевле поднять на любом дозвуковом самолете, а вот дальше возможны варианты. Нет, им понадобилось в плотных слоях разгонять до сверхзвука, да еще использовать и ракетные ускорители.
Раньше эту проблему они пытались решить сРатостатом, а теперь решили сразу перепрыгнуть на сверхзвук, что доказывает только одно — пилят и пилят нагло, поскольку в самой задаче ничего не смыслят.
Близким аналогом
Спасибо,
Спасибо, очень интересно, вот повод копнуть пошире.
его рассчетный
Интересно было бы сравнить удельный импульс, в секундах, ru.wikipedia.org/wiki/Удельный_импульс, при какой там тяге в килоньютонах, со старыми добрами двигателями (которые до сих пор покупает Америка, вследствие отсутствия аналогов по соотношению тяги, надёжности, да и технологичности и соответственно стоимости, а также вследствие "утраты" технологии своих лунных чудесных сатурнианских музейных творений).
Вадим, коллега, не лезьте,
Вадим, коллега, не лезьте, умоляю, в вопросы, в которых вы ни на грош не разбираетесь. Займитесь лучше очередной патриотической истерикой.
Любая — даже небольшая — прибавка в скорости и в конструкционике — в космонавтике выгодна. Меньше затраты.
Покаж е ни в чем не разбираетесь у нас только вы тут.
не лезьте, умоляю, в вопросы,
Ну что вы, коллега! В отличие от вас, я не специалист по сРатостатам и ни на что не претендую …