Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

1

 

"Минный линкор"

**В начале 10-х годов в ряде крупных флотов (германский, американский) активно прорабатывалась идея создания крупного, быстроходного, хорошо защищенного надводного корабля, несущего большое число «минных» (торпедных) аппаратов. Условно такой корабль назывался "минным линкором" и должен был, как и артиллерийские (классические) линкоры, наносить массированный торпедный удар по колонне вражеских линкоров.

Идею "минного линкора" подкрепляло два обстоятельства.

Первое: после русско-японской войны «самодвижущиеся мины» быстро совершенствовались, в частности получили новые, намного более сильные двигатели, механизмы устойчивости на курсе, а также несли значительно более мощный боевой заряд.

Второе: увеличение боевых характеристик торпед, в частности существенное повышение скорости, дальности действия и эффективности сопровождалось резким ростом их размеров и веса, что ограничивало их применение на эсминцах.

Добавлялось и третье обстоятельство. Миноносцы днем не могли успешно атаковать вражеский корабль, не говоря уже о колонне вражеских кораблей, что подтверждалось русско-японской войной. А хотелось бы.

Поэтому не удивительно, что были попытки объединить все обстоятельства, которые и привели к идее крупного броненосного корабля, который имел бы слабую артиллерию, но взамен оснащался бы значительным количеством бортовых подводных торпедных аппаратов и был защищен особо толстой броней (борт до 400 мм КЦ). Высокая скорость, превышающая эскадренный ход колонны противника, должна была позволить «минному линкору» приблизиться к ней на дистанцию 10–15 кб и скрытно произвести прицельный залп по площадям с особо высокой плотностью «веера». Подобный одновременный залп 40–50 торпед (или даже вдвое более мощный при использовании пары подобных кораблей) практически неизбежно должен был привести к серии попаданий в линейные корабли противника, что как минимум могло сопровождаться тяжелыми повреждениями многих из них и, как следствие, потерей инициативы в бою.

В качестве меры оборонительного характера против неприятельских легких крейсеров и эсминцев «минный линкор» предполагалось вооружить 10–12 7"–8" орудиями в поворотных башнях с большими углами обстрела. На гребне тогдашнего быстрого развития торпедного оружия — роста скорости, мощности, дальности и совершенствования методов торпедных стрельб — корабль подобной концепции новаторски вписывался в схему дневного боя линкоров, и мог стать неплохим подспорьем для тактического маневрирования линейной эскадры в сражении. Даже сам по себе выход в скоротечную торпедную атаку двух подобных кораблей означал необходимость немедленной смены курса для неприятельской колонны, что неизбежно сопровождалось для атакующей стороны целым рядом важнейших преимуществ — временной потерей противником инициативы, ВИРа, необходимостью новых серий пристрелки и т. п. По этой причине проект "минного линкора" имел отличный силуэт от других кораблей — пусть враг знает и боится. Хорошо бронированный «минный линкор» мог не опасаться артиллерийского огня неприятельских легких крейсеров, прикрывающих линейные корабли, а также вспомогательного калибра последних. Что касается тяжелых орудий линкоров, они не представляли неизбежной угрозы как из-за их участия в артиллерийском бою главных сил, так и по причине относительной медленности стрельбы, трудности быстрого переориентирования и пристрелки к внезапно появившейся быстроходной цели.

Эти и подобные предпосылки для углубленной проработки концепции «минного линкора» стали основой для более пристального внимания к этому вопросу со стороны МГШ, особенно возросшего в преддверии подготовки новой судостроительной программы во второй половине 1913 г. Корабельному инженеру Ревельского судостроительного завода П.В. Янькову было поручено разработать подробный эскизный проект в нескольких вариантах. Начиная с весны 1914 г., этот проект интенсивно оценивался МГШ в многочисленных тактических играх, выявивших в целом высокую эффективность данной идеи. Однако, поскольку постройка подобных кораблей могла стать целесообразной только после введения в строй новой эскадры первоклассных линкоров и линейных крейсеров, идея «минного линкора» к июлю 1914 г. в целом не вышла за рамки проектно-тактических проработок. Начавшаяся война заставила на время забыть о ней, а послевоенный ход развития морских вооружений и кардинально изменившиеся приемы борьбы на море перечеркнули окончательно.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Основные характеристики проекта минного линейного корабля П.Б. Янькова, 1913 г.

Размеры. Длина (наибольшая), м: 203,4, длина (по ватерлинии), м: 200,0, ширина, м: 25,5, осадка (нормальная), м: 8,20

Водоизмещение (нормальное), т: 23 000

Вооружение: 84 450-мм подводных торпедных аппарата, 12 (3×4) 7/52 орудий в трех башнях.

Бронирование, мм: главный пояс 400 (в оконечностях 150), тыльная броня 50, средняя палуба 75+10, нижняя палуба 20+20, траверзы 300, рубка 450 (стенки), 250 (крыша), 200 (пол, труба), барбеты 125–75, дымоходы 100–125–75

Котлы: 15 нефтяных («Ярроу»)

Турбины: 4 активно-реактивных («Парсонс»), 2 вала

Мощность механизмов (л.с), скорость хода: 72 000 = 28 узлов

Дальность плавания: 1250 морских миль (полным ходом)**

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проекты многобашенных линкоров

Строительство линкоров "Измаил" шло полным ходом, когда оказалось, что с разработкой 356/52-мм орудия есть проблемы. В смысле с разработкой-то все нормально, а вот переход от теории к практике, а также широкое внедрение этой практики в виде самих орудий… вот с этим были проблемы.

Требовалось решить проблему, и решение было найдено в виде "старый друг лучше новых двух". Если не получается 356-мм орудие, то вернемся к старым, точнее к проверенным 305/52-мм орудиям, т.е. линкоры типа "Измаил" должны были быть вооружены 12 305-мм орудиями.

Но примерно же в это время в Великобритании, Японии, США уже вовсю проектировались линкоры с 343-мм, 356-мм, 381-мм орудиями. На фоне таких калибров российские 305-мм орудия смотрелись бледно. Получался замкнутый круг – надо ставить 356-мм орудия, но их нет, поставим 305-мм орудия – но они слабы, значит надо ставить более мощные орудия – 356-мм.

Такой круг было решено разорвать (например постройкой 356-мм орудий, которые как раз не получались, и в результате и возник этот самый круг), сделав ставку не качество (т.е. 356-мм орудия) на количество (т.е. 305-мм орудия). Если трех башен не достаточно, то надо установить больше башен, и получив прибавку в орудиях, т.е. в огневой мощи, получим более-менее равнозначный отечественный ответ иностранным аналогам.

Проблема была в том, что линкор "Измаил"-то проектировался и строился под три башни, а впихивание уже 4-й башни неизбежно приводило к различным проблемам…. и, естественно, к трате колоссальных сумм. Но это не смущало "доброжелателей", которые стали готовить проекты линкоров с 16, 24 и более орудиями.

Линкор типа "Рымник"

По сути, тот же линкор "Николай I", но с 4 башнями ГК. Хотя линкор "Николай I" и строился под 305-мм орудия, для того чтобы избежать трудностей разнокалиберного снабжения черноморских кораблей, но все же подобное вооружение было слабоватым. Да, оно прекрасно годилось для маленького Черного моря, а вот дальше…. Желая повысить огневую мощь линкора, но при этом сохранить калибр, конструктора предложили (еще на этапе проектирования) 4-х-башенный проект. Проект, несмотря на тщательную проработку, был отвергнут.

Вооружение: 16 305/52-мм, 24 130-мм.

Вес залпа 15 072 кг в минуту.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Линкор типа "Силистрия"

Балтийский проект линкора "нового "Измаила" создавался с некоторой оглядкой на черноморский проект "Николая" – "Рымник". Раз можно поставить 4 башни вместо 3-х, то, значит, можно поставить и 5 башен вместо 4-х! Увеличение числа башен было не единственным отличием, существенным моментом, было то, что это был первый проект отечественного линкора линейно-возвышенной схемы.

Размеры: 230/31,5/9 метров.

Вооружение: 20 (4×5) 305/52, 20 130-мм

Вес залпа в кг/минуту – 18 840

Учитывая, что стандартный "Измаил" имел 748-кг снаряды, то "Силистрия" немного, но превосходила своего собрата в весе залпа.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Линкор типа "Варна"

Преодолев Рубикон и создав прецедент на конструкторских досках, конструктора же и предложили следующий проект линкора с башнями линейно-возвышенной схемы. И, естественно, вновь увеличили количество башен: теперь их количество превысило количество пальцев на одной руке (не считая патологий и несчастных случаев), т.е. достигло 6. Скорее всего, влияние на "Варну" оказали данные разведки, а именно проект японского линкора "Фусо".

Размеры: 242/33,1/9 метров

Вооружение: 24 (4*6) 305/52, 14 130-мм

Вес бортового залпа в минуту 22 608 кг. Такой результат был превосходен не только для "сверстников", но даже и для потомков – линкоров типа "Тирпиц", "Ямато" и "Монтана".

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполиновНо даже "Варна" меркнет перед следующим проектом.

Линкор типа "Святогор"

Последний проект линкора, оказался по названию не географическим, т.е. не привязан ни к какой битве или сражению. Нет, изначально название, конечно, было самым географическим (называются "Ведроши", "Алусдан", ") , но оно затерялось под названием неофициальным – "Святогор".

Линкор типа "Святогор" представляет дальнейшую попытку увеличить количество башен – их конструктора попытались впихнуть максимальное количество – и наглядный пример доведения ситуации до абсурда. 8 башен (проектировщики перепрыгнули через 7-ю башню) и 32 орудия выводили линкор на первое место по количеству длинных предметов смерти и весу выбрасываемых снарядов.

Размеры: 253/34,6/9,96 метров

Вооружение: 32 (4×8) 305/52, 14 130-мм

Вес бортового залпа в минуту – 30 144 кг.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Одной из причин, почему линкор "Святогор" получил такое название ("Святогор"), было то, что линкор должен был максимально соответствовать своему былинному прототипу, а именно богатырю Святогору. А именно: грозный, мощный, несокрушимый, не имеющий равных противников….. и слишком тяжелый (как и былинный богатырь для матушки-земли) для матушки-воды.

Все проекты многобашенных линкоров с 305-мм артиллерией так и остались на бумаге. Задержка с 356-мм орудием была устранена, и проекты 12-дюймовых "пулеметов" так и остались проектами. Тем не менее, следующий тип линкора по количеству башен уверенно затыкал за пояс даже гиганта "Святогора" – он имел 12 башен…

… только не все башни были с орудиями главного калибра…

Проект линкора "Петр Великий"

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Линкоры-гиганты, сверхдредноуты типа "Измаил" были, конечно, последним словом в размерах, оружии и броне – но только на определенный момент. Подобно тому как "Дредноут" сделал броненосцы устаревшими, так и следующие типы линкоров сделали уже сам "Дредноут" устаревшим. То, что замена "Измаилам" понадобится – никто не сомневался. И едва "Измаилы" были спущены на воду, как закипела работа над линкорами следующего поколения – тип "Петр Великий". Данный линкор должен был нести сверхорудия всесокрушающего калибра – 406/45-мм.

Проект линкора "Петр Великий" осуществлялся во всех возможных направлениях – максимальная скорость, максимальное вооружение и максимальная защита. Можно к этому добавить еще такие параметры, как "максимальная дальность", "максимальный комфорт"…. почему-то все параметры редко пересекались друг с другом. За исключением максимальной цены.

Внешне проекты тоже имели отличия – от "стандартных" с башнями в носовой и кормовой части, до новых, где башни располагались исключительно в носовой части. Отметим, что проект линкора "Петр Великий" – первый проект отечественного линкора, который располагал башнями для вспомогательного калибра.

Линкор "Петр Великий" проектировался на основе строящегося линкора "Николай I" и представляет его улучшенный проект.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект №1. Равный. 8 406-мм, 20 152-мм (2×6 и 8×1) орудий. В зависимости от варианта, предполагалось: достигнуть максимальной скорости или максимальной защиты или максимальной дальности.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект №2. Все в носу. 8 406-мм, 14 152-мм (2×10 и 4×1) орудий. Хотя этот проект также гибкой схемы (броня / скорость / дальность), похоже, что скорость для данного корабля все же определяющая.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект №3. Силач. 12 406-мм, 8 152-мм орудий. На проектирование подобного проекта оказали влияние следующие идеи.

** А.П. Зеленой отмечал: «Нахожу уместным обратить внимание на зарождение совершенно новой идеи ненадобности для линейных кораблей вообще противоминной артиллерии, т. е. …от миноносцев и подводных лодок их должны обезопасить специальные корабли, способные лучше, чем они сами, справиться с этой задачей». В отзыве начальника бригады линкоров эта мысль развивалась шире, и указывалось, что «противоминная артиллерия в том количестве действующих по носу орудий, которое возможно осуществить, и при теперешнем ее калибре, не в состоянии с достаточной надежностью отразить атаку миноносцев современной скорости и тоннажа», и далее продолжал: «кроме того, если атаки будут вестись в конце боя, то противоминная артиллерия почти наверняка будет уничтожена, т. к. забронировать ее надежно (подобно башням) не представляется возможным. По этим причинам логично снять противоминную артиллерию с корабля и поставить в несколько усиленном виде на бронепалубный крейсер с ходом 30 узлов при калибре 7" на трех-четырехорудийных платформах. Помимо более надежного отражения атаки, на своем корабле окажется огромная экономия и места, и веса, и стоимости, и людей (прислуга противоминных пушек), обреченных на главный контингент раненых и убитых». Идею отказа на линкоре от противоминной артиллерии широко развивал и горячо отстаивал и командир «Новика» Д.Н. Вердеревский**

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект №4. Снова. Поскольку 406/45-мм орудия существовали только в виде рисунков, то было опасение, что построенный линкор данные орудия просто не получит. Желание избежать подобного было найдено на основе проектов многобашенных "Измаилов" – вернуться к меньшему, проверенному калибру, который сейчас есть, и решить проблему количеством. 12 356/52, 14 152-мм.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект №4 и проект № 5. Иглы. По сути тот же проект "Равный", но с небольшим перекосом в сторону вспомогательного калибра. Предлагалось напротив усилить противоминное вооружение – 24 130-мм орудия (1×8 и 4×4). Любопытным выглядит первая 4-х-орудийная башня вспомогательного калибра.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Линкоры типа "Петр Великий" были заложены в 1914 году и должны были вступить в строй в 1918–1919 годах, но из-за начавшейся войны их едва начавшееся строительство было прекращено.

Проекты для "Светланы"

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Крейсер тип "Светлана"

Водоизмещение п/с: 6800/7400 т, размер 158,4/15,35/5,7 м (балтийский)

Водоизмещение п/с: 7600/8200 т, размер 166,7/15,7/6,1 м (черноморский)

Бронирование: пояс 75 мм, палуба 20+25 мм, казематы 25 мм, рубка 75 мм. Двигатели: 13 котлов системы Ярроу, 4 турбины системы "Браун-Кертисс". Мощность 50 000 л.с. Дальность плавания 4000 миль. Скорость крейсерская 16 уз, максимальная 29,5 уз. Вооружение: 15 130-мм, 4 63,5-мм, 2 ТА 450-мм.

 

С началом Великой войны строительство линкоров типа "Петр Великий" было прекращено, но опытная (экспериментальная) 4-х-орудийная башня со 130-мм орудиями была создана. В это же самое время строились крейсера типа "Светлана" со 130-мм орудиями. Вот тут и возникло решение поставить на крейсера 4-х орудийные башни.

Проект № 1 "Новаторский": 2-х-башенный проект. Вооружение: 8 (2×4) 130-мм орудий (борт 8, нос и корма 4). Башни – 25-мм.

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект № 2. "Сильный". Сохранение казематов и установка 2-х башен. Вооружение: 14 130-мм орудий (борт 11). Башни 25 мм. Предусматривался вариант с 2 открыто стоящими орудиями (16 130-мм орудий).

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Проект № 3. "Концевой". Учитывая, что первые проекты были отвергнуты в том числе из-за низкой скорострельности башенных установок, было предложено ограничиться установкой только на корме. Подобное решение обосновывалось тем, что основной огонь придется вести на нос (т.е. важна скорострельность), а на корме лучше усиленный огонь. Вооружение – 15 130-мм орудий (борт 10)

Корабли были 4-х орудийны. Нереализованные проекты исполинов

Но все проекты были отвергнуты по нескольким причинам – "сырость" и недоведенность опытной башни с одной стороны, а с другой стороны – деньги. Деньги, которые по идее должны были идти на крейсера, практически полностью поглощались линкорами. В таких условиях не до экспериментов.

 

Проект № 4 "Слабый". Интересный проект, который предусматривал установку орудий меньшего калибра, а именно, заменить 130-мм на 102-мм орудия. Проект был отвергнут не только в силу ранее вышеназванных причин, но и откровенной слабости вооружения. Все же для 7-тысячного крейсера 8-16 102-мм орудий слабовато, это бы немцам подошло.


Примечание

**…** — измененные цитаты из книги "Последние Исполины Российского Императорского Флота", Виноградов.

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

56 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account