Конец истории немецкого «танка поддержки». Испытания в Великобритании среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H

18
Конец истории немецкого «танка поддержки». Испытания в Великобритании среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H

Конец истории немецкого «танка поддержки». Испытания в Великобритании среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H

Содержание:

Танк Pz.Kpfw.IV начал свою карьеру в качестве вспомогательной машины. По задумке военного заказчика, он предназначался для поддержки основного среднего танка Pz.Kpfw.III. Однако Pz.Kpfw.III был основным недолго: оказалось, что 50-мм пушки 5 cm KwK 39 не хватает для борьбы с новыми танками союзников, а более мощная 75-мм пушка 7.5 cm KwK 40 L/43 в его башню уже не помещалась. Модификация Pz.Kpfw.IV Ausf.G, оснащённая этим грозным орудием, изменила судьбу Pz.Kpfw.IV — именно он стал основным средним танком. Впрочем, советские, британские и американские машины быстро развивались, и немецким конструкторам постоянно приходилось искать новые решения, чтобы поддерживать боеспособность «четвёрки».

Из Африки в Европу

Исчерпывающий доклад британских бронетанковых специалистов о новом варианте «четвёрки», который британцы назвали Pz.Kw.4 Special, вышел в августе 1943 года. С момента появления танков с орудием 7.5 cm KwK 40 на фронте прошло больше года — в условиях стремительного технического прогресса военного времени это было целой вечностью. Британские разведчики не упустили тот факт, что танк перестал быть «особым». За год войны Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями стали распространёнными, и в обновлённых немецких технических описаниях теперь значились основными средними танками.

Рисунок Pz.Kpfw.IV из журнала Tactical & Technical Trends. Обозначение «Special» к 1944 году «четвёрка» потеряла

Рисунок Pz.Kpfw.IV из журнала Tactical & Technical Trends. Обозначение «Special» к 1944 году «четвёрка» потеряла

Танки, против которых союзники сражались в Италии, отличались от тех, что они прежде видели в Африке. К концу 1943 года разведка доложила о том, что немцы начали устанавливать на Pz.Kpfw.IV экраны из неброневой стали толщиной 1/4 дюйма (6 мм) и твёрдостью 120 единиц по Бринеллю. Британские специалисты решили, что такие экраны установлены для борьбы с подкалиберными снарядами.

Также отмечалось, что танк с длинной 75-мм пушкой внешне сложно отличить от «Тигра», так как экраны придают башне округлую форму. По мнению специалистов, немцы могли сделать это умышленно. На некоторых экранах был нанесён тонкий слой шершавого покрытия: предполагалось, что оно предназначено для защиты от магнитных противотанковых мин или для маскировки. Покрытие заинтересовало британцев, которые испытывали аналогичные материалы вплоть до 1946 года, но реального применения они не нашли.

Экраны оставались главной темой при обсуждении Pz.Kpfw.IV в сводках вплоть до весны 1944 года. Было отмечено, что от бронебойных снарядов они помогают мало, зато весьма эффективно работают против кумулятивных. Установить эффективность бортовых экранов не удалось, так как не нашлось ни одного танка, на котором бы они уцелели. Разведчики сообщили, что экраны расхищаются пехотой с обеих сторон для сооружения импровизированных укреплений и печей.

В переписке британцы упоминали, что из-за ограниченного применения немцами танков в Италии большинство информации о новой вражеской бронетехнике прибывает из СССР. Вторая причина скудости информации тоже довольно проста: на фоне «Тигров», «Пантер» и даже «Элефантов», которые использовались в Италии в значительных количествах, старенький Pz.Kpfw.IV не был чем-то выдающимся, особенно на фоне того, что машина радикально не меняла свой облик на протяжении довольно долгого времени.

Британский офицер рассматривает выгоревший Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Италия, сентябрь 1943 года. Редкий случай: танк несёт полный комплект не только башенных, но и бортовых экранов. Также хорошо видна открытая створка люка командирской башенки новой конструкции

Британский офицер рассматривает выгоревший Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Италия, сентябрь 1943 года. Редкий случай: танк несёт полный комплект не только башенных, но и бортовых экранов. Также хорошо видна открытая створка люка командирской башенки новой конструкции

Об этом красноречиво говорит лаконичный текст британской разведсводки:

«Pz.Kpfw.IV всё ещё появляются на фронте. Дальнейшие комментарии излишни».

Другая содержала немного больше:

«Несмотря на большое количество материала, посвящённого «Тиграм» и «Пантерам», Pz.Kpfw.IV остался стандартной машиной на вооружении немецких дивизий».

Установка нового орудия в танк исчерпала ресурс модернизации практически полностью, и нового материала для разведчиков просто не было.

Последняя «четвёрка»

Бои в Нормандии велись с применением большого числа танков, что дало целый массив новой информации о немецкой бронетехнике, почерпнутой как из осмотра подбитых машин, так и трофейных документов. Так, британцы узнали о ещё одной особенности нового типа Pz.Kpfw.IV: на нём была установлена новая пушка длиной 48 калибров взамен старой, длиной 43 калибра. Впрочем, британские специалисты сомневались, что такое незначительное удлинение заметно повлияет на баллистику орудия.

Похоже, что старые танки тоже модернизировались, так как британцам попался Pz.Kpfw.IV с длинной 75-мм пушкой, но имевший 30-мм лобовую броню с дополнительным 30-мм экраном — такая использовалась на старом Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Также был осмотрен танк с монолитной 60-мм лобовой бронёй. Здесь не совсем понятно, в какую сторону ошиблись исследователи: это мог быть Ausf.G с 50-мм лобовой бронёй или же Ausf.H с 80-мм. Судя по трофейным документам, «четвёрки» постепенно заменялись в нише основного среднего танка немецкой армии «Пантерами». Задача Pz.Kpfw.IV теперь сводилась к прикрытию уязвимых бортов «Пантер» и истребителей танков на их базе.

Модернизированный Pz.Kpfw.IV из коллекции танкового музея в Бовингтоне. Машина имеет характерные для Ausf.D лоб подбашенной коробки и экранировку, но вместе с ними присутствуют длинноствольная 75-мм пушка и экраны на башне

Модернизированный Pz.Kpfw.IV из коллекции танкового музея в Бовингтоне. Машина имеет характерные для Ausf.D лоб подбашенной коробки и экранировку, но вместе с ними присутствуют длинноствольная 75-мм пушка и экраны на башне

Похоже, что в подбитых танках не нашли каких-либо документов, так как название новой модификации стало известно только некоторое время спустя. Новый танк назывался Pz.Kpfw.IV Ausf.H, но уверены в этом британцы не были, даже когда трофейная машина попала в Школу танковых технологий. Случилось это под конец 1944 года. Предварительное описание составили только к декабрю — к тому времени войска союзников успели вдоволь повоевать с новой машиной, но с трофеем в руках британцы могли подтвердить то, о чём раньше только догадывались.

Самые заметные изменения по сравнению с предыдущей моделью сводились к удлинённой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48, новой командирской башенке, а также установке экранов по бортам машины.

Изменилось бронирование командирской башенки: толщина брони достигла 100 мм по сравнению с 95 мм на Ausf.E; крыша башенки с одностворчатым люком диаметром 480 мм имела толщину 12 мм. В отличие от Ausf.G, на башенке отсутствовал индикатор поворота башни. Основное бронирование машины оставалось на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.G, за исключением 85-мм лобовой плиты корпуса и подбашенной коробки при номинальной толщине 80 мм. Лобовое бронирование башни оставалось на уровне 50 мм.

Захваченный британской 27-й танковой бригадой Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Нормандия, июль 1944 года. Танк выглядит типично: у него есть экраны на башне, но бортовые экраны, которые легче использовать «по хозяйству», отсутствуют

Захваченный британской 27-й танковой бригадой Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Нормандия, июль 1944 года. Танк выглядит типично: у него есть экраны на башне, но бортовые экраны, которые легче использовать «по хозяйству», отсутствуют

В этот раз основная броня дополнялась разнесёнными экранами, установленными по бортам корпуса и вокруг башни. Толщина листов составляла 5–9 мм, от основной брони их отделяло расстояние до 400 мм. Башенные экраны имели откидные створки на петлях, чтобы экипаж мог пользоваться бортовыми башенными люками. Бортовые экраны отсутствовали, но крепления под них на машине остались. Экраны также имели противомагнитное покрытие, но к этому времени британская разведка уже выяснила значение слова «циммерит», поэтому исследователи знали, с чем имеют дело.

Новая пушка L/48 была длиннее своей предшественницы L/43: 3610 мм против 3230 мм. Начальная скорость снаряда от этого выросла до 2600 футов в секунду (790 м/с). Новые таблицы пробития для L/48 британцы составлять не стали, решив, что по сравнению с L/43 оно радикально не изменилось.

Изменения не сводились только к длине ствола: L/48 имела равномерную правую нарезку с крутизной в 7°, в отличие от прогрессивной крутизны нарезки у L/43, изменяющейся от 6 до 9°. Стволы пушек L/43 и L/48 имели 32 нареза, по сравнению с 28 нарезами у более короткой 7.5 cm KwK. Дульный тормоз изменился по сравнению с использованными ранее на Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Это был третий вариант дульного тормоза, который британцы отметили на пушках 7.5 KwK 40. Отмечались некоторые упрощения казённика.

Толщины и углы наклона брони Pz.Kpfw.IV Ausf.H

Толщины и углы наклона брони Pz.Kpfw.IV Ausf.H

От всех изменений удлинённое орудие немного потяжелело, с 472 до 496 кг. Ствол потяжелел на 49 кг, но это частично компенсировалось облегчением других узлов. Уравновешивающую пружину сменил гидропневматический механизм, к люльке добавили крепление для клинометра. Спусковой механизм остался тот же, но крепления для батарейки на этот раз не было. На танке стоял электрогенератор E.M.F, как и на «Пантере». Боекомплект состоял из 85 выстрелов, а также 1950 патронов для двух пулемётов MG 34.

Ходовая часть тоже несколько изменилась. Поддерживающие катки теперь были стальными, без резиновых бандажей, ограничители хода подвески упростили по сравнению с теми, что использовали на Ausf.G. Ведущее колесо также отличалось. Так как танк был неисправным, ходовые испытания не проводились.

Осенью 1944 года разведка сообщила о новом варианте «четвёрки» — Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Тогда же удалось захватить документ, из которого британцы узнали о командирском варианте танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H и Ausf.J. Такие машины весили 24,1 тонны, их вооружение не отличалось от линейных «четвёрок», но боезапас составлял всего 20 осколочно-фугасных снарядов. На крыше башни была установлена дымовая мортирка с круговым обстрелом.

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции танкового музея в Сомюре. На машине стоят облегчённые экраны, характерные для Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции танкового музея в Сомюре. На машине стоят облегчённые экраны, характерные для Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Уже весной 1945 года один такой танк, обозначавшийся Pz.Beob.Wg.IV Ausf.J, был захвачен американцами и исследован в Бельгии. Осмотр трофея дал информацию и об устройстве линейного Pz.Kpfw.IV Ausf.J, так как он мало чем от него отличался. Бронирование танка не отличалось от бронирования Pz.Kpfw.IV Ausf.H, даже крепления для облегчённых экранов из стальной сетки на данном экземпляре отсутствовали — вместо них стояли крепления для первого варианта экранов-фартуков («шурценов»).

Как сообщила разведка, в этом танке сохранился только ручной механизм поворота башни. В отличие от ручного механизма на Pz.Kpfw.IV Ausf.H, у него было две передачи. Высокая передача поворачивала башню на 360° за 220 оборотов маховика, низкая — за 352 оборота. На место вспомогательного двигателя для поворота башни на танках этой модификации устанавливался дополнительный 166-литровый бензобак, но на исследуемом экземпляре от бака остались лишь крепления. В правом спонсоне был установлен приводимый в действие вспомогательным бензиновым двигателем генератор. Выхлоп двигателя выводился из кормы через гибкую трубу, проложенную через моторное отделение. Для действий ночью выхлопные трубы прикрывались пламегасителями.

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции музея «Оверлорд». Дверка в бортовом экране для использования башенного люка и одностворчатый люк командирской башенки открыты. На танке отсутствуют не только экраны на корпусе, но и крепления под них

Pz.Kpfw.IV Ausf.H из коллекции музея «Оверлорд». Дверка в бортовом экране для использования башенного люка и одностворчатый люк командирской башенки открыты. На танке отсутствуют не только экраны на корпусе, но и крепления под них

Вдобавок к штатному креплению радиостанции рядом с сиденьем стрелка-радиста, в башне обнаружились крепления для ещё двух радиостанций. Выход для их антенн был устроен в корме башни. Также в танке присутствовали крепления для командирского перископа, похожего на тот, что использовали на «Пантере».

Британцам стало известно и о «гибридном» танке Pz.Kpfw.III/IV и самоходке Pz.Jag.III/IV на его базе. В сводке за апрель 1945 года упоминалось, что машина отличается от ранее описанного шасси G.W.III/IV, используемого для самоходок «Хуммель» и «Насхорн». Отмечалось, что, судя по немецким документам, такие танки должны были пойти в серию в ноябре 1944 года, но их так и не увидели на поле боя.

В тылу разбитого врага

После окончания войны британским военным довелось осмотреть немецкие заводы Круппа и «Дортмунд-Хёрдер Хюттен-Ферайн» (DHHV — Dortmund-Hörder Hütten-Verein) на территории, оккупированной западными союзниками. Это позволило ответить на многие вопросы, которые британские специалисты задавали себе во время исследования бронирования и сварки корпусов немецких танков. Оказалось, что изменения в сборке Pz.Kpfw.IV, целью которых было наращивание темпов производства, начались ещё в марте 1942 года. Ради упрощения конструкции изменились даже соединения лобовых листов — британцы думали, что это было сделано ради усиления бронирования. Немецкие конструкторы объяснили, что при толщине наклонной лобовой брони 20 мм плита в любом случае вдавливалась в корпус при попадании в неё снаряда, вне зависимости от типа соединений.

Корпус танка Pz.Kpfw.IV на заводе «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke). Стратегические бомбардировки союзников оказывали на объём выпуска немецкой бронетехники как прямое, так и косвенное влияние

Корпус танка Pz.Kpfw.IV на заводе «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke). Стратегические бомбардировки союзников оказывали на объём выпуска немецкой бронетехники как прямое, так и косвенное влияние

Новое соединение листов брони дало одно заметное преимущество: сварка стала менее трудоёмкой и более качественной. По словам сотрудников обеих фирм, проблем с трещинами сварных швов не наблюдалось до января 1944 года, когда переход на новые электроды резко понизил качество сварки. Рабочим приходилось тратить много времени на повторное проваривание треснувших швов.

Качество работы упало также из-за бомбёжек, так как к зиме 1944 года система обогрева на обоих заводах перестала работать. Прибывшие на завод листы брони находились на морозе на протяжении примерно двух недель, что также приводило к распространению трещин. Вероятно, качество сварки оставляло желать лучшего и из-за привлечения к работе иностранных граждан, военнопленных и немецких заключённых. Возможно, производители просто имели другие приоритеты — так, доктор Вазмахт, глава отдела качества на DHHV, на допросе ответил, что главной его целью был объём производства, а стопроцентное качество работы от завода не требовалось.

«Ванна» корпуса Pz.Kpfw.IV в стапеле на заводе Круппа

«Ванна» корпуса Pz.Kpfw.IV в стапеле на заводе Круппа

Фактически судьба Pz.Kpfw.IV решилась к июню 1944 года. Бесконечно увеличивать толщину брони было нельзя, и даже самый совершенный вариант «четвёрки» пробивался в лоб бронебойным снарядом британской 6-фунтовки с 1600 ярдов (1460 метров). Бронебойный снаряд более мощной 17-фунтовки пробивал самую толстую броню танка с 2000 метров даже под углом 30°. Американским машинам тоже было что противопоставить Pz.Kpfw.IV: 76-мм пушка пробивала лобовую броню с 1800 ярдов (1650 метров).

Орудие немецкого танка тоже давно устарело: в таблице с названием «основные танковые пушки и их снаряды», составленной американцами для британской миссии осенью 1945 года, 7.5 cm KwK 40 L/48 отсутствует. Неудивительно, что немцы хотели полностью избавиться от «четвёрок» в пользу «Пантер», но «танк поддержки» так и оставался в строю с начала и до конца войны.

Источники и литература:

  1. Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
  2. ETO Ordnance Technical Intelligence Report No.172, German Pz.Kpfw.IV Model J Observation Tank
  3. Журнал Tactical & Technical Trends

источник: https://warspot.ru/14234-konets-istorii-nemetskogo-tanka-podderzhki

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account