Компромиссные адмиралы
Наконец-то свершившееся глумление над "Севастополями". И спешу успокоить коллегу NF – мой последний ЛК с линейно-монотонной схемой.
"Линкоры типа «Адмирал Ушаков» можно без сомнения назвать одними из самых многострадальных кораблей русского флота. Из-за неготовности промышленности они не получили ни новых машин, ни новой артиллерии и даже лишились части старой."
Контр-адмирал Н.В. Руднев
Но обо всём по порядку. К 1908 г. в составе русского флота уже находился линкор «дредноутного» типа «Андрей Первозванный», ещё 4 находились в разных степенях строительства, В Германии строились первые 4 дредноута типа «Нассау», а в Британии в достройке находились 4 линкора типа «Беллерофонт» и ещё 4 линкора типа «Сент-Винсент» были начаты постройкой. Учитывая отставание от британцев (а в перспективе и от немцев, имевших мощную судостроительную промышленность), МТК и ГУКС были озабочены подготовкой нового линкора, «имеющего превосходство в огневой мощи над современными и перспективными линкорами зарубежных государств». В качестве меры, обеспечивающей таковое превосходство, было предложено разработать новое, 356-мм орудие главного калибра с длинной ствола в 50 калибров. Разработать орудие должен был всё тот же Обуховский завод, который вот уже долгое время оставался основным поставщиком корабельной артиллерии. В остальном же, вооружение линкора должно было остаться на уровне предыдущего проекта: 16 152-мм орудий обр. 08 г. и 12 76,2-мм орудий обр. 1895 г. Проект был утверждён к строительству в октябре 1908 г. Тогда же началось и размещение заказов на производство комплектующих и материалов. В сентябре 1909 г. состоялась закладка всех 4-х ЛК.
Корабль | производитель | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй |
Адмирал Ушаков | Балт. Завод | 6.09.1909 | 4.05.1911 | 13.07.1912 |
Адмирал Нахимов | Балт. Завод | 12.09.1909 | 12.05.1911 | 29.07.1912 |
Адмирал Гейден | Нов. Адм. | 17.09.1909 | 14.06.1911 | 23.09.1912 |
Адмирал Грейг | Нов. Адм. | 22.09.1909 | 18.06.1911 | 1.10.1912 |
Линкор "Адмирал Ушаков" после вступления в строй.
Корпусные конструкции и бронепрокат должны были поступать в срок, и пришла пора заключать контракты на механизмы, вооружение и другое наполнение корпуса. Вот тут-то и грянул гром. Занятые разработкой ряда новых артсистем для флота и армии, передачей части оборудования и персонала на новый тульский артиллерийский завод и реорганизацией, связанной с вхождением в состав СП «Обухов-Крупп», конструкторы Обуховского завода не успевали изготовить испытательные образцы нового 356-мм орудия ни в 1909, ни в 1910 гг. Кроме того, как выяснилось, с ноября 1908 г. было прекращено производство старого 75-мм орудия обр. 1895 г. в пользу нового 102/50-мм орудия, о чём конструкторам линкора «забыли» сообщить. Попытка закупить 14-дюймовые орудия за границей тоже окончилась ничем: там таких орудий ещё просто не производили, и всё, что могли предложить – это 280- и 305-мм орудия, да ещё и с худшими, по сравнению с отечественными образцами, характеристиками (не считая того, что время, потраченное на поиски производителя, заключение контракта, собственно производство и доставку на российские заводы, привело бы к тому, что новые линкоры вряд ли вступили бы в строй ранее 1914-1915 гг.).
Приемлемое решение предложил молодой инженер А.И. Маслов, первым вспомнивший об имеющемся у Металлического завода проекте трехорудийной башни для 305-мм орудий. В итоге обсуждения было решено использовать их, т.к. лучше иметь линкор с 305-мм артиллерией, чем с высокой степенью вероятности иметь линкор вовсе без артиллерии. С трехдюймовками решили поступить ещё проще. Вовсе не ставить их. Хотя подкрепления палубы для установки орудий так и остались на месте, что здорово помогло при оснащении кораблей зенитной артиллерией в течение 14-15 гг.
Не меньшей проблемой стала и неудача нижегородского завода в создании комбинированной турбинной установки, из-за чего устанавливать на корабли пришлось уже освоенные промышленностью турбины Парсонса. Морское министерство предпринимало все возможные меры для введения кораблей в строй в установленные сроки, морскому министру Дубасову приходилось значительное внимание уделять строительству этих кораблей, подчас лично ездить по заводам и ругаться с их руководством. К сожалению, эта нервотрёпка (как и вся предыдущая, связанная со строительством и модернизацией флота во время и после Русско-Японской войны), сказалась на здоровье адмирала, и 4 мая 1911 г. во время спуска на воду линкора «Адмирал Ушаков», когда заело один из блоков и появилась опасность перекоса корабля, что неизбежно привело бы к повреждению корпуса, у Фёдора Васильевича случился инфаркт. 8 мая 1911 г. заслуженного адмирала не стало.
Несмотря на трагическую смерть адмирала Дубасова, строительство кораблей продолжалось без какого либо промедления, и немалую роль в этом сыграл человек, сменивший Дубасова на посту морского министра. Им стал боевой адмирал, имеющий опыт эскадренного сражения Русско-Японской Войны, Иван Константинович Григорович, ранее занимавший пост заместителя морского министра. Несмотря ни на что, корабли вошли в состав флота в течение 1912 г. По сравнению с линкорами «Андрей Первозванный» и типа «Кронштадт», новые «адмиралы» смотрелись эффектно: мощные трехорудийные башни, скошенный вперёд форштевень, новые 152-мм пушки в новых казематах. На испытаниях весной 1913 г. «Адмирал Ушаков» достиг скорости в 22,9 узла, а месяцем позже его систершип «Адмирал Гейден» развил проектные 23 узла. В отличии от кораблей типа «Кронштадт», линкоры типа «Адмирал Ушаков» успели совершить несколько зарубежных походов. Собственно сам «Ушаков» летом 1913 г. совершил заходы в порты Германии, Великобритании, Португалии и Франции, а «Адмирал Грейг» в том же году ходил в порты Швеции, Дании и Великобритании. Начало Первой мировой войны корабли встретили в составе 2-й бригады линкоров Балтийского флота. Помимо этого, стоит отметить, что линкоры типа «Адмирал Ушаков» стали последними линкорами русского флота с линейно-монотонным расположением башен ГК и последними же линкорами русского флота с 305-мм артиллерией. Заложенные следом линкоры типа «Император Николай I» имели уже линейно-возвышенное расположение башен ГК и 356-мм орудия ГК.
Линкор "Адмирал Грейг" после модернизации 1916 г.
Конструкция корабля:
Корпус линкоров типа «Адмирал Ушаков» получил наклонный форштевень с умеренным развалом бортов наружу, для увеличения мореходных качеств корабля. В отличие от своих предшественников, линкоры не получили ледового усиления ватерлинии, непотопляемость корабля обеспечивается 18-ю водонепроницаемыми переборками. Башни ГК размещены так же, как на линкорах типа «Кронштадт». На палубе имеются подкрепления под трехдюймовые орудия обр. 1895 г., однако сами орудия не установлены. В башнях ГК размещены артиллерийские дальномеры, которые допускают использование как индивидуально, так и в составе СУО корабля.
Силовая установка:
На кораблях используется 4-вальная паротурбинная установка, в целом аналогичная по основным конструкторским решениям силовой установке линкоров типа «Кронштадт». Основными отличиями является большая мощность (получение которой потребовало установки большего числа котлов – 25 против 20 на «Кронштадтах») и полный перевод котлов на нефтяное отопление.
Вооружение:
Основу вооружения корабля составили 305-мм орудия обр. 1907 г. конструкции Обуховского завода. Их число увеличено по сравнению с предшественником в 1,5 раза, до 12 стволов. Увеличилось также и число 152-мм орудий, до 16 единиц. В отличие от предыдущих кораблей, «Адмиралы», лишились 76,2-мм орудий из-за прекращения их производства, однако на оставленных в проекте подкреплениях палубы в 1915 г. были установлены 76,2-мм зенитные орудия.
Основные тактико-технические элементы линкоров типа «Кронштадт»
Линейные измерения:
- Длина по ВЛ: 183 м
- Ширина: 26,4 м
- Осадка: 9 м
Водоизмещение:
- Стандартное: 25 163 т
- Нормальное: 26 265 т
- Полное: 27 146 т
Вооружение:
- 4х3 305/52 орудий Обуховского завода обр. 1907 г.
- 16х1 152/50 орудий системы Канэ обр. 1908 г.
- 12х1 76,2-мм зенитных орудий Лендера обр. 1914 г. (после модернизации)
Бронирование:
- Главный бронепояс (толщина/длина/высота): 279 мм/110 м/4,1 м
- Верхний бронепояс (толщина/длина/высота): 102 мм/110 м/3,5 м
- Оконечности (толщина/длина/высота): 102 мм/55 м/3,5 м
- Противоторпедная переборка: 51 мм/110 м/7 м
- Боевая рубка: 305 мм
- Верхняя бронепалуба: 25 мм
- Нижняя бронепалуба: 51 мм
- Башни ГК (лоб/борт/барбет): 279 мм/152 мм/279 мм
- Казематы СК (лоб/крыша/задняя стенка): 152 мм/51 мм/51 мм
Силовая установка: 4-вальная паротурбинная общей мощностью 45 000 л.с.
Полный запас топлива: 1983 т
Максимальная скорость хода: 23 уз.
Крейсерская скорость хода: 14 узлов
Максимальная дальность плавания: 3500 морских миль на 14 узлах
Экипаж: 1247 человек.