Колесный танк Поплавко. Часть 2 «Джеффери», 1916 год. Первый серийный «Слон Ганнибала» или как не получился БМП

15
Колесный танк Поплавко. Часть 2 «Джеффери», 1916 год. Первый серийный «Слон Ганнибала» или как не получился БМП

Колесный танк Поплавко. Часть 2 «Джеффери», 1916 год. Первый серийный «Слон Ганнибала» или как не получился БМП

Авторское предисловие: В 1916-м году российские военные задумали создать специальную ударную часть на бронемашинах, используя идеи штабс-капитана Поплавко. Для этого на Ижорском заводе была заказана партия в 30 бронеавтомобилей на шасси Джеффери. Первый серийный броневик показал, что не всё так просто, идея срочно требовала доработки.

Как корабль назовёте, так он и поплывет. Так случилось и с бронемашиной по проекту Поплавко, хотя она и была создана для прорыва укрепленной линии обороны, но в таких целях её никто так и не использовал. Применялись броневики Джеффери исключительно как классические пулеметные бронеавтомобили, хотя фактически возможности этих боевых машин были гораздо больше. В ходе развития проекта задачи броневика Джеффери-Поплавко несколько раз менялись. Началась история машины в 1915-м году со строительства для 26-го автопулеметного взвода бронированного грузовика на шасси полноприводного Джеффери. Затем командир взвода Виктор Поплавко инициативно придал машине возможности БРЭМ и машины разграждения, а в голове у него уже рождалась БМП – Боевая Машина Пехоты, в десантном отсеке которой перевозилось бы 10 «пластунов» с ножами, маузерами и гранатами, которые довозились до окопов противника, где, поддерживаемые фланговым огнем с бронемашин, спешиваются и зачищают позиции противника. Причем машины должны применяться массово. Возможности боевой работы бронированного грузовика «Чародей» были проверены, и вместе с броневиком и рекомендацией командования армией Поплавко отбыл в Петербург, где ещё раз доказал возможности полноприводного шасси на перемещение вне дорог и преодоление заграждений из колючей проволоки.

Первый броневик Поплавко "Чародей" демонстрирует свои возможности по преодолению колючей проволоки. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

Первый броневик Поплавко «Чародей» демонстрирует свои возможности по преодолению колючей проволоки. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

По итогам проверки идей Поплавко по рекомендации Комиссии по броневым машинам 8 августа 1916-го года Главное военно-техническое управление РИА заказало на Ижорском заводе тридцать броневиков. Машины были произведены достаточно быстро, уже в конце сентября все тридцать серийных машин были переданы военным, но немного не в том виде в котором изначально планировалось. Первый серийный броневик, возможно переделанный из «Чародея», который скорее правильно назвать предсерийным, строился с мыслью создания БМП – на нём была предусмотрена установка бронированного кузова, на фотографии этой машины хорошо видны стойки для установки брони десантного отсека. Машина была построена из нормальной хромоникелевой броневой стали от 5 до 7 мм. Дверь выхода из совмещенных боевого отделения и отделения управления была в задней стенке кабины.

Первая серийная машина (предсерийная) на испытаниях отличалась от серийных машин подготовкой для установки десантного отделения, отсутствие «щёчек» защиты пулеметов и дверью в кормовом броневом листе. Вероятно «предсерийный» вариант позднее переделали в «нормальный» броневик.

Первый серийный броневик Поплавко. Сентябрь 1916. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

Первый серийный броневик Поплавко. Сентябрь 1916. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

Для преодоления проволочных препятствий на наклонный передний броневой лист установили специальное приспособление из уголков, которое должно было подминать проволоку под низ бронекорпуса, который так же имел специальную форму для приминания проволоки и ее разрыва. В отличии от английских и французских дотанковых попыток создания боевых машин для преодоления проволочных заграждений данная схема работала неплохо. Обода колёс были расширены металлическими бондажами – «колесами для песка», похожими на применявшиеся на зенитных моторных орудиях на шасси «Руссо-Балт». Хотя в источниках говорится о том, что машина весила до 7-ми тонн, это представляется сомнительным, так как при почти двойном перевесе шасси просто бы не выдержало, ведь допустимый полный вес Jeffery Quad 4017 составлял чуть меньше 4-х тонн. Но даже при весе около 4-5-ти тонн, когда было выяснено на испытаниях «Чародея» и первой серийной машины, передняя ось сильно перегружена и не было никакой возможности для установки десантного отделения, ему военные предпочли возможность кругового обстрела, что и было внедрено на остальных заказанных машинах. Так как в показанном виде броневик военных не устраивал, но отказаться от полноприводной машины они не хотели, проект был срочно изменен и серийные машины были немного другими, чем первый образец.

Бронеавтомобиль «Джеффери» по проекту Поплавко/Джеффери-Поплавко

Страна: Россия

Производитель: Ижорский завод/шасси Thomas B. Jeffery Company

Год выпуска: 1916

Кол-во: 1 (всего 31 машина)

Экипаж: 4

Бронирование: 5-7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм Максим

Боевая масса: 4 тн?

Размеры: 4520×2000×2140

Шасси: Jeffery Quad 4017

Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/kolesnyi-tank-poplavko-djefferi-1916-pervyi-seriinyi-slon-gannibalaili-kak-ne-poluchilsia-bmp-609a5eb787bf2977fc37dcb3

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account