0

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

Из истории советского и мирового вертолётостроения известно, что автомат перекоса изобрёл русский учёный Б. Н. Юрьев в 1911 г., проложив тем самым дорогу для развития вертолётов, так как первые модели без автомата перекоса были способны только к существенно неустойчивому полёту.

Схема вертолета Б.И.Юрьева, запатентованная в 1910 году. Патентная формула гласила: "Одновинтовой геликоптер, отличающийся тем, что момент вращения, Произведенный подъемным винтом, уничтожается моментом сил двух малых винтов, действующих на концах некоторого плеча, перпендикулярного к оси большого винта".

  Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Так же Юрьев в 1912г.  первым предложил ставшей в последствии классической схему вертолета с хвостовым винтом.  

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

 

 

 

Предложил автомат-перекос, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины.

В вертолетостроении применяются две конструктивных схемы автомата перекоса: Юрьева и Сикорского. Несмотря на кажущееся отличие по внешнему виду и кинематической схеме, принцип действия обеих конструктивных схем одинаков. Циклический шаг каждой лопасти зависит от наклона тарелки автомата перекоса, а общий шаг винта регулируется перемещением тарелки автомата перекоса вдоль оси вращения. Автомат перекоса Сикорского легко отличить от автомата перекоса Юрьева по внешнему виду: конструкция Сикорского содержит небольшие дополнительные серволопасти, а у Юрьевского автомата перекоса их нет.

Еще в 1921 году Б. Юрьевым был предложен ряд оригинальных проектов СВВП с подъемными вентиляторами. Один из них, выполненный в форме диска, на десятилетия опередил зарубежную концепцию летательного аппарата "флаинг софер".

Основоположник отечественного вертолетостроения академик Б. Н. Юрьев в своих исследованиях винтокрылых аппаратов значительное внимание уделял самолетам вертикального взлета и посадки (СВВП) с воздушными винтами. В его монографиях "Геликоптеры" и "Исследования летных свойств геликоптеров", опубликованных в трудах ВВИА им. Н. Е. Жуковского в 1935 и 1939 гг., СВВП посвящены главы "Комбинирование геликоптера с аэропланом" и "Геликоптеры, превращающиеся в аэропланы", в которых рассмотрены различные схемы винтовых СВВП, сочетающих свойства вертолетов и самолетов и основные особенности их конструкции.

Поэтому авиаконструкторы ряда стран поставили перед собой цель создать летательные аппараты с единой винтомоторной группой, которая должна была обеспечить и вертикальный старт  и горизонтальный полет.

Одна из первых попыток создать подобный аппарат была предпринята в СССР еще в 1934 году.

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

Под руководством Б. Н. Юрьева в 1934-1936 гг. студентом Ф. П. Курочкиным был разработан проект СВВП- истребителя "Сокол" с поворотными винтами, превосходящий по уровню проработки известные проекты зарубежных СВВП, но остававшийся долгое время неизвестным.

В 1946-1947 гг. под руководством Б. Н. Юрьева в ВВИА инженерами Ф. П. Курочкиным и В. Н. Тироном был разработан ряд проектов СВВП- истребителей с соосными воздушными винтами и вертикальным положением фюзеляжа, отличающихся оригинальной компоновкой и высокими расчетными характеристиками. По замыслу авиаконструкторов, эта машина должна была иметь два воздушных винта. С помощью большего, который играл роль несущего ротора, КИТ-1 поднимался «по-вертолетному». На высоте 60—70 м он переходил в горизонтальный полет, а ротор фиксировался параллельно крыльям. Перед посадкой КИТ-1 принимал вертикальное положение, ротор раскручивался вновь, и аппарат мягко приземлялся на хвост.

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

В 1946 году группа инженеров, работая под руководством академика Б.Н. Юрьева, завершила проектирование экспериментального самолета КИТ-1. Машина проектировалась на базе фюзеляжа ленд-лизовского истребителя  Р-63 “Аэрокобра”.

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г. 

Проект экспериментального одноместного летательного аппарата КИТ-1 (СССР, 1946 год).

 Двигатель ВК-108 — 1750 л.с.

Диаметр несущего винта — 8 м,

диаметр тянущего винта — 3,6 м.

Размах крыла — 3 м.

Расчетная максимальная скорость — 800 нм/ч.

Расчетная продолжительность полета — 1ч 30 мин.

 

Параллельно проектировался другой вариант СВВП КИТ-2. В котором большой телескопический подымающий винт после взлета собирался и уменьшался в размерах.

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

 

К сожалению, в связи с послевоенной реорганизацией авиационной промышленности эти перспективные проекты не были доведены до постройки прототипов. Авиаконструкторы были переключены на создание обычных самолетов, необходимых народному хозяйству, и им не удалось завершить работу над этой машиной и ее двумя модификациями.

В 1954-1955 гг. в МАИ на кафедре "Проектирование и конструкции вертолетов" (С-2) под руководством Б. Н. Юрьева и И. П. Братухина совместно с Всесоюзным электротехническим институтом, возглавляемым ак. А. Г. Иосифьянцем, разрабатывался проект десантно-транспортного СВВП с соосными воздушными винтами, приводимыми от ТВД с помощью электрической трансмиссии. Для разработки проекта на кафедре С-2 была образована конструкторская группа, в которой автор занимался компоновкой самолета. СВВП имел вертикальное положение фюзеляжа и оригинальную компоновку с Х-образным крылом, которая была исследована в аэродинамической трубе МАИ. В ОНТИ ЦАГИ была разработана и изготовлена демонстрационная модель СВВП.

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

Если бы эти проекты, были доведены до логичного результата, то советские ВВС, ПВО и ВМС могли получить боевые машины с уникальными характеристиками и новые  тактические возможности….

КИТ-1 и КИТ-2. Юрьев, Курочкин, Тирон. Советские СВВП. СССР, 1946 г.

Источники: Авиация и Космонавтика 2000-02 / Е.Ружицкий — Исследования СВВП Б.Н.Юрьевым

С уважением, Сергей Сыч

www.alternathistory.org.ua

 

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account