23

Неумолимая логика складывающихся в конце XIX века внешнеполитических обстоятельств требовала от России усиливать свое военное присутствие на Дальнем Востоке. Именно по инициативе российского правительства три великие державы — Германия, Франция и Россия — ультимативно потребовали от Японии отказаться от Ляодунского полуострова, и Япония вынуждена была уступить, получив от Китая дополнительную контрибуцию. Следствием этого был взрыв недовольства в Японии и принятие ее правительством десятилетнего плана подготовки к войне с Россией.

В силу однозначно определившегося перспективного ТВД, концепция высокоавтономных океанских крейсеров типа «Россия» утратила свою актуальность –  русскому флоту предстояли операции вблизи побережья, где была однозначно велика вероятность встречи с крупными силами противника. В указанных обстоятельствах имело смысл разменять высокую автономность и дальность плавания на уменьшение водоизмещения, при сохранении адекватного вооружения и бронирования, обеспечивающего повышенную живучесть.

Имея в генезисе последний океанский левиафан, новый корабль, тем не менее, не стал отмасштабированной копией «Громобоя».

Главный калибр остался прежним – 203 мм. Количество столов было сокращено до двух, размещенных в двух одноорудийных бронированных башнях. Это позволило не только повысить его живучесть, но и сохранить бортовой залп на прежнем уровне.

Все шестнадцать 152-мм орудий Канэ были скомпонованы попарно в двухэтажных казематах.

Кроме того, артиллерийское вооружение должно включать ещё двенадцать орудий 75-мм и шесть орудий 47-мм для отражения атак миноносцев на палубных установках. Однако уже в процессе постройки из малокалиберной артиллерии остались только четыре  47-мм скорострельные пушки Гочкиса, как исключительно противоминная артиллерия. Борьбу же с серьёзно опухшими миноносцами взял на себя средний калибр, и между центральными казематами на верхней палубе прописались ещё четыре «шестидюймовки», по две на каждый борт, прикрытые легкими пирамидальными щитами.

Ватерлиния от носовой и до кормовой башни прикрывалась броневыми плитами, закаленными по методу Круппа, толщиной 127мм и высотой 1800мм (в вертикальной проекции), из них 600мм приходились на надводную часть. Плиты устанавливались на 76,2-мм лиственничную подкладку и в нижней половине имели характерную в поперечном сечении клинообразную форму, истончаясь до 70мм, упираясь в 75 мм скосы броневой палубы. Основная броневая палуба состояла из 30мм плит уложенных на подложку из двух слоев 10 мм судостроительной стали. Со стороны кормы основная броневая цитадель замыкалась 152мм траверзом. Далее шла карапасная палуба из 50мм плит поверх двух слоев 10мм судостроительной стали. Спереди цитадель перекрывалась 127мм траверзом.

Носовая оконечность на уровне ВЛ от форштевня до цитадели бронировалась плитами толщиной 60мм. Выше главного пояса, от форштевня и до заднего торца кормового каземата СК, между нижней и средней палубами, борт был закрыт аналогично. Основной задачей такой защиты было поддержание общей целостности надводного борта  в пределах расположения основных средств корабля от воздействия шестидюймовых фугасов. Казематы и башни имели максимальную толщину брони в 127 мм. Боевая рубка бронировалась плитами толщиной в 152мм.

Машинно-котельная установка размещалась в двух машинных и четырех котельных отделениях. Три главные четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения системы фирмы «Германия» общей мощностью 17400 л.с. работали каждая на свой винт. При 121 об./мин. это позволяло уверенно держать скорость в 21 узел. Максимум из машин удалось выжать 20800 л.с., в результате при 128 об/мин. крейсер смог достигнуть скорости в 22.5 узла.

Восемь котлов Торникрофта-Шульца  размещались попарно в четырех котельных отделениях. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кгс/см2,   общая нагревательная поверхность котлов — 4460 м2. Паропроизводительность одного котла равнялась 21,2 т/ч, КПД — 60%, расход угля — 1 кг/л.с. в час. Нормальный запас угля в 720 т обеспечивал дальность плавания в  2700 миль.  По сравнению со значительно более крупным «Громобоем» (3100 миль) цифра вполне приемлемая. Полный запас топлива обеспечивал дальность плавания в 5000 миль.

Тяжёлый крейсер Химера. Россия

К РЯВ построено две единицы – «Аскольд» и «Баян». Вступили в строй соответственно в 1902 и 1903 годах.

наименование

«Баян» РИ

«Баян» АИ

Класс и тип судна

Броненосные крейсера типа «Баян»

Броненосные крейсера типа «Химера»

Введен в эксплуатацию

1903 год

1902 год

Водоизмещение нормальное, т

7805

8100

Длина, м

137

135

Ширина, м

17.5

17

Осадка, м

6.5

7.0

Бронирование, мм

броня Гарвея

ГП – 203

ВП – 60

БП – 51

Рубка – 160

Башни – 152

Казематы — 60

броня Круппа

ГП – 127

ВП – 60

БП – 50, скосы — 75

Рубка – 152

Башни – 127

Казематы — 127

Силовая установка

Две вертикальные машины тройного расширения, 26 котлов Бельвиля

Три вертикальные машины тройного расширения, 8  котлов Торникрофта-Шульца

Вес силовой установки, т

1480

1220

Мощность, л.с.

16500

17400/20800

Скорость хода, узлов

20.9

21/22.5

Дальность плавания нормальная, миль

3400

2700

Артиллерия

2 х 203/ 45мм

8 × 152/45мм,
20 × 75/50 мм,
8 × 47 мм,
2 × 37 мм

2 х 203/ 45мм

20 × 152/45мм,
4 × 47 мм

Построено

1

2

Тяжёлый крейсер Химера. Россия

Подписаться
Уведомить о
guest

38 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account