Как Абвер советскую разведку перехитрил и стал папой наших тяжёлых танков

4

Перед самым началом Великой Отечественной войны немецкая разведка Абвер провела масштабную операцию по дезинформации советского руководства. В результате которой руководство СССР было уверенно что в Германии ведётся разработкой настоящих бронированных монстров, с которыми вскоре придётся столкнуться нашим танкистам на поле боя.

В результате этого в СССР началась разработка своих сверхтяжёлых танков известных как КВ-220, КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Об этих работах, наработки в которых легли в основу наших танков ИС, и о судьбе опытных построенных машин вы узнаете из статьи ниже.

Содержание:

Как Абвер Сталина перехитрил

В предвоенный период еще не существовало танкового варианта 122-мм орудия. Поэтому было решено установить на новую машину 85-мм пушку Ф-30, разработанную в КБ Грабина. «Стальному монстру» дали название Т-220 или КВ-220. У него удлинили шасси до 7 опорных катков и 4 роликов на один борт. Вместо 500-сильного двигателя В-2К установили 12-цилиндровый V-образный мощностью 700 л.с. Он получил маркировку В-5, толщина брони Т-220 по кругу составляла 100 мм.

30 января 1941 г. приступили к испытаниям танка Т-220, но на следующий день у него вышел из строя двигатель. Альтернативно, на всякий случай разрабатывали танк Т-150 – по сути тот же КВ-1, только толщина его лобовой брони составляла 90 мм. 15 марта 1941 г. Совнарком вынес Постановление: приступить к его производству с серийным наименованием КВ-3. Но через несколько дней поступило сообщение нашей разведки из Третьего рейха, что там готовятся к производству новых тяжелых танков с наимощнейшей броней.

Как потом оказалось, это была дезинформация. В ведомстве Геббельса не зря ели хлеб. В итоге от производства Т-150 отказались и приступили к созданию нового прототипа под 107-мм пушку (ЗиС-6) того же Грабина. Бронебойный снаряд, выпущенный из неё, пробивал броню толщиной 106 мм на дистанции 2 км?! Новой машине дали обозначение «Объект № 223», позже он получил название КВ-3. К его созданию приступили в апреле 1941 г. на базе шасси Т-220.

Согласно Постановлению Совнаркома от 7 апреля, к концу 1941 г. Кировский завод должен был произвести 500 таких танков, в августе – 50?! Башню расширили, она приобрела коническую форму, что значительно повысило снарядоустойчивость. Толщина брони составила: лоб – 120 мм, борт – 90 мм, корма – 90 мм. Масса возросла до 68 тонн, что на 21 тонну больше, чем у КВ-1 и на 6 тонн превышало вес Т-220. Экипаж составлял 6 человек. Кроме пушки Зис-6, на «изделии» установили два пулемета ДТ-29.

Испытания прототипа

20 апреля Т-220, у которого увеличили массу до 70 тонн, приступил к испытаниям, через месяц его отправили на капремонт и доработку. В ходе нее установили двигатель В-2СН мощностью 850 л.с. 30 мая вновь приступили к испытаниям. К началу ВОВ танк КВ-3 прошел 1985 км с минимумом поломок. В середине июня были отштампованы первые опытные образцы башни, но к их монтажу не приступили, т.к. не успели. На ЛКЗ прибыло два орудия ЗиС-6, одно из них установили на КВ-2, на котором оно успешно прошло испытания.

В начале войны планы танкостроения в СССР пересмотрели. Уже 26 июня 1941 г. было решено перенести производство из Ленинграда в Челябинск на тракторный завод, куда отправились конструкторы и технологи. На платформы погрузили отштампованные башни, одно шасси КВ-3, материалы, оборудование и вывезли на ЧТЗ. А второй танк КВ-3 остался на Кировском заводе, об его участи я напишу ниже. В принципе Объект № 223 был готов и оказался жизнеспособен. А у немцев не оказалось машин равных ему по мощи. Все танки фашистов, начиная от Т-I и заканчивая Т-IV, успешно уничтожались обычными КВ-1. Обманул Геббельс Сталина – у страха глаза велики.

В результате проект КВ-3 спустили на тормозах. Работы по нему в Челябинске практически не велись, а во второй половине 1942 г. его и вовсе закрыли. Обстоятельства заставляли жить сегодняшним днем, не тратя силы и ресурсы на танк, который мог совсем не понадобиться в годы ВОВ. Кто же знал, что немцы создадут «Тигры» и «Пантеры», а вот против них мог пригодиться КВ-3.

Правда лучше «немцев» он бы не стал. Качество двигателя, коробки и трансмиссии оставляло желать лучшего. История КВ-1 тому доказательство – там данные узлы постоянно ломались. Наибольшие проблемы были с трансмиссией. В итоге были вынуждены создать боевую машину КВ-1С, масса которой была на 5 тонн меньше, чем у КВ-1 (47.5 т). А тут 68 тонн, как у «Королевского тигра»! Танки бы чаще ремонтировались, чем воевали. Хоть в боях осенью 1941 г. Объект № 223 показал себя довольно неплохо.

Судьба экспериментального изделия

Несколько месяцев экспериментальный КВ-3 пылился на территории ЛКЗ. Затем на него поставили экранированную башню от КВ-1 с орудием 76 мм, так как пушку 85-мм Ф-30 до ума так и не довели. Оказалось, что из неё невозможно было вести прицельную стрельбу. Ну а 16 октября 1941 г. танк-гибрид с надписью «За Родину!» на борту отправили на фронт. Там он попал в 124-ю бригаду и достался опытному экипажу, которым командовал замкомроты Яхонин. Он был очень хорош при штурме вражеской обороны.

850-сильный двигатель с наддувом на больших оборотах издавал свист, как «Юнкерс-87» при пикировании, пугая окружающих. Зато его броня была практически неуязвима для артиллерии оккупантов.

В середине декабря бригада получила приказ форсировать реку Тосна и наступать на Мгу. КВ-3 должен был захватить ж/д мост. Промерзший верхний слой торфяника едва выдерживал махину весом более 60 тонн. На подходе к мосту по нашим танкам ударили 150-мм гаубицы sFH 18. Как итог, у гибрида сорвало башню и весь экипаж погиб. Это видел командир танковой роты Осадчий – герой обороны Ленинграда, в будущем генерал-майор.

Источник — https://dzen.ru/a/Z2eS1sgxlS8UTOUH

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account