Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

22

Как известно французские эскадренные броненосцы типа «Дантон» были заложены уже после формального начала, так называемой дредноутной гонки. Причём была заложена серия сразу из 6 кораблей. Во многом из-за этой ошибки французских военных, ВМФ Франции, не смотря на то что французы, на свой флот, потратила денег не меньше немцев, получила военный флот значительно слабее немецкого.

А что если бы французы решили исправить эту ошибку и что из этого получилось?

Вот так выглядели реальные броненосцы типа «Дантон»


Вот так выглядели реальные броненосцы типа «Дантон»

Содержание:

История перепроектирования и строительства

Итак, ясно, что строительство столь большой серии, особенно после закладки, просто так, без последствий, не отменить. Да и что строить вместо них, проекта адекватного дредноута у французов просто нет. Поэтому нужно работать с тем что есть.

Первый Дантон был заложен практически одновременно с английским линкором «Дредноут», поэтому что-то сделать с ним у них нет ни каких шансов. Второй броненосец серии, «Вольтер» был заложен 20 июля 1907, что через полгода после ввода «Дредноута» в строй. Предположен, что в это время французы всё ещё находятся в осознании ситуации. Поэтому первые 2 броненосца серии достраиваются как есть.

А вот далее, французы стахановскими темпами переделывают проект броненосца в полноценный дредноут и начинают строить, начиная с линкора «Кондорсэ» более-менее адекватные времени корабли.

Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

Как можно увидеть французские инженеры решили отделаться малой кровью и просто заменить 240 мм пушки на 305 мм. Правда, для того что остаться в заранее заложенном в проекте водоизмещении, 6 башен с 240-мм пушками были заменены на 4 с 305-мм, которые располагались по 2 на борт. Таким образом, бортовой залп корабля состоял из восьми 305-мм пушек, что соответствовало такому же залпу у английского конкурента.

Но на этом конструкторы не закончили работу, они были не удовлетворены тем эрзацем, который получился, путём переделки броненосцев «Дантон» в дредноуты и решили на его основе создать ещё более мощный корабль.

Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

Третья серия кораблей, получившаяся путём перепроектирования броненосцев типа «Дантон» была уже полноценными современным дредноутами, причём существенно превосходившими потенциальных конкурентов. Длина корпуса была увеличена, так же количество башен главного калибра уменьшилось до 4-х. Однако все они находись по оси корабля линейно-возвышенно и моги вести огонь на оба борта. Ну и самое главной, в качестве главного калибра решили использовать, мощные, только что разработанные во Франции, пушки калибром 340-мм.

Таким образом, из одной серии из 6-ти эскадренных броненосцев родилось сразу 3 серии кораблей, по 2 корабля в серии.

  1. Эскадренные броненосцы типа «Вольтер». Второй броненосец серии «Кондорсе». Это те же РИ Дантоны, которые были достроены без переделок;
  2. Линкоры типа «Дидро», второй линкор серии «Мирабо». Первые полноценные французские дредноуты с 12-ю 305-мм орудиями главного калибра;
  3. Линкоры типа «Дантон», второй линкор серии «Верньо». Ещё более радикально переделанные с 8-ю орудиями главного калибра, который у этих кораблей составил 340-мм.

Французы уже после закладки решили поменять названия своих кораблей. Зачем они это сделали? А кто тех французов поймёт.

Служба в Первую Мировую Войну

Все корабли приняли активное участие в Первой Мировой Войне. Все шесть кораблей базировались в Средиземном море и использовались для патрулирования Адриатики в ходе боевых действий против Австро-Венгерского флота. Позже корабли действовали в Галлиполи против Турции. В это время два корабля дислоцировались в устье Дарданелл с целью предотвращения прорыва «Гебена». При этом линкор «Дантон» в ходе сопровождения конвоя у берегов Сардинии, в ​​марте 1917 года, был торпедирован австрийской подводной лодкой.

Уже посоле окончания войны «Мирабо» сел на мель недалеко от Крыма, вовремя интервенцию в Россию, в ходе Гражданской войны. Корабль был сильно поврежден и хотя он был спасен и возвращен во Францию, корпус был настолько деформирован, что он был выведен из эксплуатации и использовался в качестве плавучей казармы в Тулоне.

Послевоенная служба и участие во Второй Мировой Войне

После подписания Вашингтонского морского договора, стало ясно, что четыре корабля из серии Дантонов, оставшиеся во Французском флоте, не соответствовали требованиям. Особенно после того, как французы получили свою долю захваченного в качестве трофеев кораблей немецкого флота. Бывшие немецкие корабли намного превосходили первые французские дредноуты, и не было никаких споров относительно того, какие корабли следует вывести из эксплуатации или переделать для выполнения вспомогательных функций.

После завершения строительства линкоров «Гинемер» и «Лангедок», в 1928 году, «Вольтер» и «Кондорсе» были отправлены на переделку под вспомогательные корабли.

«Вольтер» стал кораблем для испытаний катапульт ВМФ Франции и в конечном итоге превратился в плавучую базу гидросамолётов. Большой ангар и катапульта, заменяющая кормовые орудия. Максимальная скорость с снятой половиной котлов упала до 14 узлов.

Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

Что касается «Кондорсе», то он стал опытным кораблем для новых 5,1-дюймовых (130-мм) артиллерийских систем. При этом на корабле были установлены как двух, так и четырёх орудийные башни с этими пушками. Также в кормовой части бывшего линкора были установлены новые 100-мм универсальные спаренные и одиночные установки. Установка множества мелкокалиберных зениток сделали из «Кондорсе» полноценный и очень полезный корабль ПВО. Максимальная скорость с удаленной половиной котлов так же упала до 14 узлов.

В начале войны главной базой ВМФ Франции является Брест, и именно здесь в качестве дополнительной поддержки ПВО размещался «Кондорсе». 1 июля 1940 года, когда капитуляция была неизбежна, «Кондорсе» был направлен в Мерс-эль-Кебир в качестве главного корабля ПВО этой базы.

Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

«Верньо» и «Дидро» стали учебными кораблями. Они должны были быть разоружены, но из-за неудачи Лондонский военно-морской конференции, в 1930 году, их сохранили.

В 30-е годы корабли подверглись модернизации. Для увеличения дальности хода на них были удалены казематные орудия и заменены дополнительными топливными баками. Старые угольные котлы были демонтированы и заменены мазутными, а угольные бункера были переоборудованы в нефтяные баки. На кораблях радикально усилили ПВО за счёт универсальных 140-мм, 130-мм и 100-мм пушек и множества скорострельных зенитных орудий калибром 20-мм.

Почему французы использовали сразу 3 варианта универсальных орудий мне неизвестно. Это видимо опять чисто французские особенности военно-морского строительства.

В итоге французы получили два корабля, которые могли сопровождать конвои районах, где их не ждала встреча с крупными немецкими кораблями а действовали лишь рейдеры. Так же данные корабли оказались полезными в качестве патрульных кораблей на длинных торговых маршрутах из-за своей большой дальности хода.

Из броненосцев в линкоры. Как из Дантона сделать адекватный дредноут и какая бы была судьба этих кораблей

В 1940 году, как и другие французские корабли, бывшие линкоры бежали из Бреста в порты Великобритании. После чего экипажам кораблей была предоставлена ​​возможность присоединиться к силам «Свободной Франции» и продолжить войну против немцев.

Оба корабля типа «Дантон» эксплуатировались из базы в Ливерпуле, в качестве эскорта конвоев, и пережили войну. В течение двух лет после неё они использовались для перевозки войск и техники обратно во Францию. Из списков ВМФ Франции корабли были исключены в 1947 году и проданы на слом.

Источник — http://www.alternateuniversewarships.com/France/BB%201909%20Danton/FAN_Danton-BB.htm

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account