Юрий Пашолок. Тоже Kurogane Type 95, но не джип

2

Юрий Пашолок. Тоже Kurogane Type 95, но не джип

Рассказ о японском тяжелом мотоцикле Kurogane Type 95 из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова

Японское автомобилестроение времен Второй мировой войны для многих является чем-то малоизвестным. Между тем, вокруг автомобилей и мотоциклов происходили весьма любопытные процессы. Помимо копирования зарубежных моделей, японские фирмы старались заниматься и оригинальными разработками. Не всегда это приводило к успеху, но уже к началу Второй мировой войны Япония имела самостоятельную автомобильную промышленность. Причем далеко не всё то, что производилось в то время, широко известно. Виной тому является, в том числе, и любовь японских военных к однотипным индексам.

Kurogane Type 95 из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова

Kurogane Type 95 из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова

Среди любителей истории военной техники обозначение Kurogane Type 95 вызывает однозначную ассоциацию. Так называлась машина, которая может считаться первым в мире серийным джипом. В общем-то, это действительно так, но не совсем. Помимо автомобиля, существовал еще и мотоцикл, который носил ровно такое же название. Выпускала его фирма Nihon Nainenki Seizo KK из Хиросимы, создавшая оригинальный мотоцикл, который оказался в тени куда более массового Rikuo Type 97. К тому самому джипу он, кстати, имеет прямое отношение.

Эти мотоциклы встречаются на снимках куда реже, чем Rikuo Type 97

Эти мотоциклы встречаются на снимках куда реже, чем Rikuo Type 97

В 20-е годы японцы весьма активно завозили американские мотоциклы, прежде всего производства Harley-Davidson. Японцы тут были не одиноки. В Советский Союз довольно массово завозили модель JD, применялась она и в Красной Армии. Аналогичный мотоцикл активно использовали и японские военные. Немудрено, что имелось большое желание выпускать их в самой Японии. Это желание исполнилось после того, как в 1929 году США потряс финансовый кризис. Японский рынок стал палочкой-выручалочкой, который во многом спас американского производителя.

Rikuo Type 97 и Kurogane Type 95, как их нашли под Владивостоком

Rikuo Type 97 и Kurogane Type 95, как их нашли под Владивостоком

Между тем, в самой Японии имелись производители мотоциклов и автомобилей. Одним из них являлась Nihon Jidosha, которая с 1927 года стала выпускать небольшие автомобили и мотоциклы. Помимо этого, «новая эра», как переводилась Nihon Jidosha, запустила выпуск трициклов. Они оказались весьма популярными. Постепенно продукция фирмы развивалась, а моторы на мотоциклах становились всё более крупными. Это и немудрено. Трициклы оказались популярными, причем производились они не только для гражданских нужд.

Реставрация мотоцикла заняла два года

Реставрация мотоцикла заняла два года

В это время Sankyo Nainenki Co. и Harley-Davidson начали организацию выпуска японского варианта мотоцикла Harley-Davidson VL. Локализация поначалу выглядела довольно просто. Коляска, ранее стоявшая справа, у японской модели переместили влево. Мотоцикл производства Sankyo Nainenki Co. получил имя Rikuo. Дословно это можно перевести как «король материка», или, образно, король дорог. Название настолько понравилось, что в 1936 году Sankyo Nainenki Co переименовалась в Rikuo Nainenki KK.

НЫне это самый известный и комплектный мотоцикл данного типа из сохранившихся

НЫне это самый известный и комплектный мотоцикл данного типа из сохранившихся

Между тем, организация выпуска мотоцикла Rikuo Type 95 шла довольно неспешно. Это привело к тому, что назрела необходимость выпуска аналогичного мотоцикла. Данная задача свалилась на Nihon Jidosha, которая начала разработку собственного мотоцикла. В его конструкции были явно видны американские корни, но не более того. Ни про какое копирование речи не шло, скорее можно говорить об ориентире. Кроме того, не стоит забывать, кто являлся главным заказчиком. Для гражданского рынка 1200-кубовый мотоцикл был избыточен, а вот военным — в самый раз.

"Благодаря" названию Kurogane Type 95 остается в тени джипа с тем же именем

«Благодаря» названию Kurogane Type 95 остается в тени джипа с тем же именем

Наверное, самое интересное в этом мотоцикле — его двигатель. Дело в том, что общего у него с мотором Harley-Davidson VL только похожий объем, да схема. Да и то, объём у этого мотора больше — 1260 кубических сантиметров. Сам же мотор, как говорят японские исследователи, появился неординарным образом. За основу был взят 1-цилиндровый двигатель одного из английских мотоциклов, и сделан V-образный 2-цилиндровый мотор. Очень похожий мотор был использован для того самого джипа. При этом объем мотора серийного внедорожника был уже чуть больше.

Kurogane Type 95 штатно оснащались колясками

Kurogane Type 95 штатно оснащались колясками

Самый первый образец мотоцикла для японской армии был изготовлен в 1935 году. Этим и объясняется обозначение Type 95. А вот курьёз, почему мотоцикл и легкий командирский автомобиль назывались одинаково, связан с любовью японских фирм к переименованию. Как уже говорилось выше, в 1936 году Sankyo Nainenki Co переименовалась в Rikuo Nainenki KK. Так вот, примерно в то же время Nihon Jidosha переименовалась в Nihon Nainenki Seizo KK (или просто Nihon Nainenki). А продукция стала именоваться как Kurogane, или сталь («черный металл»). Кстати, в своё время какой-то умник попутал букву, и Black Metal превратилась в Black Medal. В общем, переводящему Kurigane как «черную медаль» можете смело вручать медаль. Шоколадную.

Вилка переднего колеса похожа на Rikuo Type 97, но на самом деле другая

Вилка переднего колеса похожа на Rikuo Type 97, но на самом деле другая

Часто говорится, что Kurogane Type 95 крупнее Rikuo Type 95 и последовавшего за ним Rikuo Type 97. На самом деле это не совсем так. Он действительно длиннее собрата, но при этом уже, если считать с коляской. В целом же мотоциклы очень похожи по характеристикам. Даже моторы у них равноценны по мощности — 24 лошадиные силы. Впрочем, Rikou получился более быстрым. Kurogane Type 95 разгонялся до 70 км/ч, для военного мотоцикла этого достаточно.

Фара имеет характерную крышку. Нужна она для светомаскировки

Фара имеет характерную крышку. Нужна она для светомаскировки

Главным преимуществом Rikuo Type 97 стало то, что по опыту эксплуатации он получил привод на коляску (именно в этом главное отличие Type 97 от более ранней модели Rikuo Type 95). А вот Kurogane Type 95 остался без него. Кроме того, выпускался Rikuo Type 97 большим количеством фирм. По этой причине «короли дорог» встречаются гораздо чаще, чем «сталь». Не говоря уже о том, что трициклы Nihon Nainenki никуда не забросила, с 1941 года начался выпуск официальной военной модели Kurogane Type 1.

Бак состоит из двух частей, в одну заливается бензин, в другую масло

Бак состоит из двух частей, в одну заливается бензин, в другую масло

Всё это привело к закономерному результату. Во-первых, выпущено мотоциклов было мало (сколько точно, данный нет). Во-вторых, производитель мотоциклов войну, в каком-то виде, пережил, но уже занимался машинами, либо трициклами. В-третьих, как уже не раз говорилось, более известен джип, который заслонил собой мотоцикл. Одним словом, мало кому этот мотоцикл известен. В этом смысле можно только поаплодировать Мотомиру Вячеслава Шеянова, благодаря которому данный мотоцикл ныне плюс-минус известен.

Мотор у Kurogane Type 95 свой, имеющий, в том числе, английские корни

Мотор у Kurogane Type 95 свой, имеющий, в том числе, английские корни

Ныне Kurogane Type 95 почти не представлен ни в музеях, ни в частных коллекциях. Экземпляр, о котором рассказывается в данном материале, оказался трофеем Красной Армии. Далее он попал в народное хозяйство, где его сильно ушатали. Нашли его под Владивостоком, вместе с Rikuo Type 97. Далее мотоцикл поехал в Италию, где проводилась его реставрация. В общей сложности реставрация заняла около двух лет. Зато теперь мотоцикл выглядит так, как будто только вышел из завода. Шины на нем более-менее современные, но это эксплуатационная необходимость. Родные покрышки, если на них ездить, просто развалятся.

Прародитель мотоцикла угадывается хорошо, но при этом Kurogane Type 95 - оригинальная конструкция

Прародитель мотоцикла угадывается хорошо, но при этом Kurogane Type 95 — оригинальная конструкция

То, что Kurogane Type 95 имеет американские корни, сомнений никаких. Но при этом однозначного прототипа нет. Да, тут видны «уши» того же Harley-Davidson VL, но не более того. Как и прародитель, это «прогарником», то есть бак состоит из двух частей, заливных горловин тоже две. Основной объем бака занимает бензин, а вторая ёмкость предназначена для масла. При работе мотоцикла масло поступает в мотор и сгорает вместе с бензином, причем перед запуском надо масло подкачать насосом (его ручка находится на баке). Такая система позволяла смазывать мотор принудительным путем, но при этом выхлоп у мотоцикла, скажем так, более густой.

Ощущение, что инженеры, которые его разрабатывали, делали всё, чтобы получился не Rikuo Type 95

Ощущение, что инженеры, которые его разрабатывали, делали всё, чтобы получился не Rikuo Type 95

Если Kurogane Type 95 и Rikuo Type 95 стоят рядом, очень интересно их сравнивать. То, что одно из другого выросло, понятно, но инженеры Nihon Nainenki, в ряде случаев, действовали по принципу «не так, как на Харлее». Вроде бы деталь одна, а сделано иначе. Даже вилка переднего колеса, и та у них вроде бы одинаковая, а на самом деле нет. И такая ситуация почти со всеми деталями. Это примерно как в случае с ТИЗ-АМ-600, который вроде как мотоцикл BSA, а на самом деле там от прародителя осталось не так и много.

Даже заднее сиденье у него своё

Даже заднее сиденье у него своё

Как и полагается военному мотоциклу, Kurogane Type 95 штатно оснащался коляской. Здесь велосипед придумывать не требовалось, коляска почти без изменений шла от Harley-Davidson. Люлька коляски имела очень характерную форму, с дверкой сбоку. Такая «лодка» использовалась довольно долго, уже ближе к концу 30-х годов ее форма изменилась. Но японские инженеры ничего менять не стали, ибо не имело смысла. Нередко коляска оснащалась установкой для пулемета. Учитывая, что мотоциклы часто использовались для разведки, вещь совсем не лишняя.

Вертлюг пулемета в коляске

Вертлюг пулемета в коляске

В целом мотоцикл получился весьма неплохим. В нем виден подход японской промышленности, которая постепенно шла к тому, чтобы создавать собственные модели колесной техники. Другой вопрос, что именно как военный мотоцикл Rikuo Type 97 оказался лучше. Привод на коляску был совсем не лишним, плюс мотоцикл создавался уже по опыту войсковой эксплуатации. Неудивительно, что Kurogane Type 95 оказался несколько в тени.

источник: https://dzen.ru/a/Z2ZOD8JOZDsm7RAe

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account