То ли недодредноут, то ли суперброненосец «Дантон». Франция

18

Достаточно странная политика была французского морского ведомства- в соседней Англии уже спущен на воду «Дредноут», а в Бресте закладывают очередной «новейший » броненосец. «Дредноут» уже вступил в строй,вся военно-морская и вся желтая пресса гудят о небывалом прорыве в военном кораблестроении, о том ,что мир уже не будет прежним, а во Франции уныло и монотонно закладывают еще 5 дорогущих многотысячетонных исполинов того же типа, которым пенсионное удостоверение можно выдавать уже при закладке. Более того-они и строятся по 4-5 лет. Куда там 1 год и 1день британского рекорда…

Вложили французы в мощь своего флота в начале 20-го века денег больше чем Германия, но в итоге со второго места в мировой табели о рангах уверенно ушли на четвертое.Сами они объясняли свой выбор соображениями экономии и рисками переоценки боевых качеств дредноутов.

То ли недодредноут, то ли суперброненосец «Дантон». Франция

Серия эскадренных броненосцев типа «Дантон» из шести кораблей действительно оказалась полностью достойна титула «полудредноутов»,ибо французы из двух основных признаков нового класса кораблей один все-таки внедрили. «Дантоны»,построенные в 1906-1911 годах,стали единственными в мире броненосцами,оснащенными турбинами. Турбины тогда,кстати,были в три раза дороже аналогичных по мощности паровых машин.С артиллерией же все осталось по прежнему- наличие и главного и промежуточного калибра.Конечно,по сравнению с предшествующими броненосцами типа «Демократи» и «Републик» «Дантоны» выглядели более ,чем достойно,но в мировом масштабе они устарели еще до вступления в строй.

Шесть новых,одних из самых мощных эскадренных броненосцев мира,были заказаны флотом по программе 1905 года, с оглядкой уже не на британский,а на усиливающийся германский флот.Базовый проект был основан на предыдущем типе кораблей,но очередная война на море(русско-японская) заставила значительно доработать рассчеты. Французские наблюдатели Цусимского сражения оценили возможности,которые имели японцы обладая преимуществом в скорости ,и эффективность фугасных снарядов скорострельной артиллерии,сметающей небронированные надстройки и борта русских кораблей.Только в 1909 году,расстреляв бронебойными снарядами устаревший броненосец «Иена», французы убедились в ошибочности своей концепции.

В итоге,вывод был сделан в пользу скорости и наличия большего числа скорострельных орудий(огневой производительности),т.е. развития среднего калибра.При этом французы считали ,что предельной дальностью огня в линейных сражениях будет 8-10 километров ,а трудности при корректировке одновременного огня из орудий двух разных калибров несущественны.

Прежние стандартные 194-мм орудия «промежуточного» калибра посчитали менее эффективными и на новые корабли установили гораздо более мощные 240-мм пушки; достаточно мощные, чтобы даже на большой дистанции пробивать по крайней мере тонкую броню, и в то же время более скорострельные, чем тяжёлые 305-мм орудия главного калибра .

При этом один из вариантов проекта предусматривал все-таки использование только 305 мм калибра(замена 240 мм двухорудийных башен одинарными 305 мм),но его забраковали в связи с низкой огневой производительностью из-за меньшей скорострельности 305 мм орудий.

Причем правительство Франции оказалось гораздо прогрессивнее своих адмиралов-если б не его настойчивость- то первые три «дантона» вошли в строй с паровыми машинами и старыми 305 мм /40 орудиями.Конечно,переделка проекта на стапеле во многом и затянула строительство,но торопливость морского министра явно не была обусловлена войной на пороге.Стоимость броненосцев составляла 2 190 000 ф.стерлингов за штуку,что превышало стоимость британских супердредноутов типа «Айрон Дюк».

Корабли серии получили названия в честь знаменитых французов-философов,ученых и революционеров. Странно,почему не построили «Марата» или «Робеспьера»,например?

  • Жорж Жак Данто́н (фр. Georges Jacques Danton; 26 октября 1759 года, Арси-сюр-Об, ныне в департаменте Об, — 5 апреля 1794 года, Париж) — французский революционер, видный политический деятель и трибун, один из отцов-основателей Первой французской республики, сопредседатель клуба кордельеров, министр юстиции времён Французской революции, первый председатель Комитета общественного спасения. Казнен во время «революционного террора».
  • Вольтер (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, там же; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́, фр. François Marie Arouet) — один из величайших французских философов-просветителейXVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист.
  • Николя́ де Кондорсе́, полное имя Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́ (фр. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet; 17 сентября 1743, Рибмон, Эна, Франция — 28 марта 1794, Бург-ла-Рен, Иль-де-Франс, Франция) — французский философ, математик, академик и политический деятель. Автор принципа и парадокса Кондорсе.
  • Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)
  • Оноре Габриэль Рикетти, граф де Мирабо (фр. Honoré Gabriel Riqueti, comte de Mirabeau; 9 марта 1749 — 2 апреля 1791) — деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон.
  • Пьер Виктюрние́н Верньо́ (фр. Pierre Victurnien Vergniaud; 31 мая 1753, Лимож — 31 октября 1793, Париж) — французский политический деятель, революционер и выдающийся оратор; глава партии жирондистов.
Спуск на воду броненосца Вольтер, типа Дантон

Спуск на воду броненосца Вольтер, типа Дантон

«Дантон» Danton Верфь флота в Бресте. заложен февраль 1906, спущен на воду 4 июля 1909,вступил в строй 1 июня 1911. потоплен ПЛ U-64 19 марта 1917

«Вольтер» Voltaire F.C.M. . заложен 20 июля 1907 , спущен на воду 16 января 1909 ,вступил в строй 1 августа 1911. переклассифицирован в учебное судно в 1927 году .Выведен из состава флота в 1935 году,продан для разделки на металл в мае 1938 года

«Кондорсэ» Condorcet A.C. de la Loire, St-Nazaire . заложен 23 августа 1907 , спущен на воду 20 августа 1909 ,вступил в строй 25 июля 1911 . переклассифицирован в учебное судно в 1925 году ,Выведен из состава флота в 1931 году, продан для разделки на металл 14 декабря 1945 года. Окончательно разобран к 1949

«Дидро» Diderot A.C. de la Loire, St-Nazaire. заложен 20 октября 1907 , спущен на воду 19 апреля 1909 ,вступил в строй 1 августа 1911. переклассифицирован в учебное судно в 1927 году.Выведен из состава флота в 1936 году, продан для разделки на металл в 1937 году.

«Мирабо» Mirabeau Арсенал в Лорьяне . заложен 4 мая 1908 , спущен на воду 28 октября 1909 ,вступил в строй 1 августа 1911. переклассифицирован в жилой блокшив в апреле 1919 года.Выведен из состава флота 27 октября 1921 года, продан для разделки на металл в 1928 году.

«Верньо» Vergniaud C de la Gironde, Bordeaux . заложен июль 1908 , спущен на воду 12 апреля 1910 ,вступил в строй 22 сентября 1911 . Выведен из состава флота 27 октября 1921 года,продан для разделки на металл 27 ноября 1928 года.

  • Водоизмещение 18 318 т нормальное,19 763 т полное. Длина 146,6 м максимальная. Ширина 25,8 м. Осадка 9,2 м.

Бронирование;

  • пояс: 150—270 мм
  • палуба: 45+48 мм
  • башни ГК: 300 мм
  • барбеты ГК: 280 мм
  • башни СК: 220 мм
  • командирская рубка: 300 мм
  • Двигатели-26 котлов Бельвилля (на «Кондорсэ»,»Дидро» и «Верньо»- котлы Никлосса),4 турбины Парсонса,22 500 л. с.. Движитель-4 винта. Скорость хода 19,5 узлов полная,10 узлов крейсерская. Дальность плавания 3370 миль на 10 узлах,1750 миль на 18 узлах. Экипаж 681 человек.
  • Вооружение
  • Главный калибр – 2 × 2 — 305-мм/45 Mle.1906,
  • Средний калибр – 6 × 2 — 240-мм/50 Mle.1902,
  • Противоминный калибр – 16 × 1 — 75-мм/65 Mle.1906,
  • Второй противоминный калибр – 10 × 1 — 47-мм Mle.1902.
  • Минно-торпедное вооружение – 2 × 450-мм подводных ТА.

Во время войны на крышах двух передних 240-миллиметровых орудийных башен корабля были установлены 75 мм зенитные орудия.Всего-12 75 мм зениток. В течение 1918 грот-мачта была укорочена, чтобы позволить кораблю управлять воздушным шаром, было увеличено возвышение 240-миллиметровых пушек, благодаря чему дальность их стрельбы увеличилась до 18 000 метров, установлена более совершенная система управления огнём для них .

«Дантон» был значительно крупнее своих предшественников- по полному водоизмещению,более 19000 тонн ,он превосходил и некоторые дредноуты. Корабли имели приподнятый полубак, и не имели ярко выраженной надстройки. Они были оснащены пятью трубами (три в носовой части и две в кормовой),согласно древней французской традиции, и двумя лёгкими боевыми мачтами с единственным марсом.

Корабли были первыми четырёхвальными броненосцами во французском флоте и первыми в нём кораблями основного класса с паротурбинной силовой установкой. Мощность турбин Парсона, построенных по лицензии, составляла порядка 22500 л. с. Скорость разнилась для разных кораблей от 19,7 до 20,6 узлов, при этом все корабли превысили запланированные 19,25 узлов. Двадцать шесть водотрубных котлов обеспечивали каждый корабль паром; при этом три первых корабля получили котлы Бельвилля, а вторые три — котлы Никлосса, которые отличались низкой производительностью и ненадежностью,с ними корабли не могли развить скорость выше 19,5-19,9 узла.

Проблемой турбин была низкая экономичность на малых оборотах. Дальность плавания «Дантонов» оказалась почти вдвое ниже, чем у предшествующих броненосцев (оснащённых обычными паровыми машинами). Зато турбины были гораздо надёжнее и позволяли значительно дольше поддерживать максимальную скорость.

 

Корабли были вооружены четырьмя новыми 305-миллиметровыми 45-калиберными орудиями образца 1906 года. Эти весьма удачные орудия были гораздо мощнее старых 40-калиберных пушек и превосходили современные им британские орудия по скорострельности, весу снаряда и его начальной скорости. Французы использовали тяжёлый бронебойный снаряд (весом 432 кг) и облегчённый фугасный (308 кг), запускавшийся с очень высокой начальной скоростью. Это соответствовало доктрине ведения боя разными снарядами на разных дистанциях.

Боезапас на 305-мм орудие обычно составлял 75 снарядов и зарядов, но имелись резервы для ещё 10. Готовая к выстрелу боеукладка из восьми снарядов хранилась в самой башне у задней стенки; пороховые метательные заряды к ним располагались в нижней части боевого отделения башни.

Вспомогательное вооружение корабля было усилено радикально, и состояло из двенадцати 240-миллиметровых 50-калиберных орудий образца 1902 года в шести двухорудийных башнях. Имея скорострельность в 2 выстрела в минуту, орудия запускали 220-кг снаряд с начальной скоростью до 800 метров в секунду. В целом, главное и вспомогательное вооружение корабля было чрезвычайно мощным, и лишь незначительно уступало однокалиберному вооружению ранних дредноутов: но наличие двух главных калибров чрезвычайно затрудняло бой на большой дистанции.

Боезапас на 240-мм орудие составлял обычно 80 снарядов. Имелись резервы для хранения 20 дополнительных. По 12 снарядов хранилось как готовая боеукладка в самой башне, к ним имелось 36 пороховых метательных зарядов.

Противоминное вооружение состояло из 16 75-миллиметровых орудий Modele 1908 Schneider , которые были уже явно слабоваты для борьбы с современными эсминцами. Орудия располагались по бортам корабля, в небронированных установках. Его дополняли 10 47-мм орудий Гочкиса,полному анахронизму,удобному лишь для отдачи салютов.

Торпедное вооружение состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов, установленных побортно под углом в 80 градусов от продольной оси корабля. Боезапас составлял по 3 торпеды образца 1909 года на аппарат.Кроме того , «Дантон» мог нести до 10 мин заграждения, но не имел каких-либо устройств для самостоятельной минной постановки.

Система управления огнем состояла из пары 2-метровых дальномеров центральной наводки, смонтированных на крыше мостика, и по одному 1,37-метровому дальномеру было смонтировано на крыше каждой башни для индивидуального наведения. С интегрированием их в единую систему возникли проблемы, поэтому в качестве временного решения корабли были оборудованы угломерными дальномерами Понтуса и Терроди, определявшими расстояние до цели по высоте мачт (то есть требовавших наличия информации о цели).В 1918 году были установлены новые строенные дальномеры с базой 3,66 м.

Броненосец имел весьма мощное бронирование- 6,725 метрических тонн (6,619 длинные тонны) брони, 36 процентов от водоизмещения , почти на 1200 метрических тонн больше , чем предшественников. Главный пояс крупповской цементированной корабля имел толщину 270 миллиметров и тянулся на всю длину корпуса, утончаясь в оконечностях до 180 мм. Он состоял их двух рядов плит, общей высотой 4,5 метра и прикрывал борт от главной палубы и на 1,1 метр ниже ватерлинии. Нижний ряд плит утончался к нижней кромке до 80-100 мм.

Над главным поясом располагался верхний пояс из двух рядов броневых плит: первый ряд от форштевня до барбета кормовой башни главного калибра, и второй — поверх первого, между носовой и кормовой башнями главного калибра. Верхний пояс имел толщину 140-мм в центральной части, и 75-мм в носовой оконечности. За кормовой башней главного калибра верхний пояс замыкался траверсной переборкой толщиной 200 мм.

Главная броневая палуба толщиной 48 миллиметров шла по верхней кромке главного пояса. Она состояла из трех 16-мм плит. Под ней, по нижней кромке главного пояса, проходила 45-мм противоосколочная палуба, из трех 15-мм плит. Противоосколочная палуба предназначалась для удерживания тех снарядов, которые сумеют пробить верхнюю палубу, либо их осколков.Края противоосколочной палубы у бортов корабля загибались вниз, соединяясь с противоторпедной переборкой. На скосах, палуба состояла из одного слоя 15-мм плит, прикрытого дополнительным 40-мм слоем брони.

Лобовые плиты орудийных башен главного (305-мм) калибра, достигали толщиной 340 миллиметров. Бока башен были защищены слабее, их прикрывали 260 миллиметровые плиты. Барбеты под башнями достигали толщины 246 миллиметров, но под верхней броневой палубой их толщина уменьшалась до 64 миллиметров.

Артиллерия промежуточного (240-мм) калибра была защищена менее толстой бронёй. Башни 240-мм орудий защищались 225 миллиметровыми лобовыми плитами и 188 миллиметровыми плитами по бокам. Барбеты их имели толщину броневых плит от 148 миллиметров до 155 миллиметров.

Боевая рубка была защищена 266 (по др. данным 300 мм)миллиметровой бронёй в передней части, и 216 миллиметровой по бокам. Коммуникационный колодец, шедший вниз от рубки, был защищён 200 миллиметровыми плитами.

Противоторпедная защита корабля была мощной и хорошо продуманной. Одними из первых в мире, броненосцы серии «Дантон» имели встроенные противоторпедные отсеки толщиной в 2 метра. Отсеки опирались на вертикальную противоторпедную переборку, состоявшую из трёх слоёв 15-мм стали. Сразу за противоторпедной защитой, находились по 16 герметичных отсеков с каждого борта, часть из которых использовалась под угольные ямы. Однако эффективность ПТЗ остаётся спорной: «Дантон», получив два торпедных попадания, затонул через 40 минут, но «Вольтер», получив два попадания, остался на плаву.

Броненосцы типа «Дантон» в Первой Мировой Войне:

Самая насыщенная и трагичная судьба сложилась у головного корабля серии . Уже через неделю после вступления в строй «Дантон»отправился в Англию для участия в Коронационном ревю 1911 года по случаю коронации короля Георга V.

В Первой мировой войне активное участие приняли все броненосцы серии,но погиб только один-«Дантон» . Пять линкоров типа «Дантон»участвовали в знаменитой битве Антивари вместе с остальной французской эскадрой против одного легкого австрийского крейсера с одним эсминцем.. 19 марта 1917 на переходе из Тулона на Корфу его торпедировала немецкая подводная лодка U-64. Погибло 296 моряков,капитан Делаж и несколько офицеров остались на мостике тонущего корабля и ушли под воду вместе с ним.

«Вольтер» получил попадания двух торпед с UB-48 в ночь на 11октября 1918 года , но остался на плаву.

Служба броненосцев проходила в Средиземноморской эскадре,в блокаде австрийского флота на Адриатике. Дидро , Мирабо и Верньо участвовали в оккупации Константинополя. В 1919 году«Мирабо» и «Верньо» в составе объединённой эскадры Антанты находились в Севастополе, причём первый 13 февраля во время шторма сел на камни, и его удалось снять лишь в апреле после демонтажа брони и носовой 305-мм башни. По возвращении в Тулон повреждённый броненосец был списан.

«Дидро». Начал службу в первом дивизионе Первого Подразделения Средиземноморского Флота Франции. В октябре-декабре 1913 года входил в состав эскорта президента Французской республики на время тура по Восточному Средиземноморью. В августе 1914 года,в начале мировой войны, участвовал в потоплении австро-венгерского крейсера «Зента» в Адриатическом море. После окончания войны участвовал в занятии Константинополя. В 1922–1925 годах был модернизирован и впоследствии стал учебным кораблем. Списан в 1936 году, и продан для разделки на металл в 1937 году.

«Верньо» . После начала Первой мировой войны в августе 1914, участвовал в поисках немецкого линейного крейсера «Гёбен» и легкого крейсера «Бреслау» в Западном Средиземноморье и сопровождал конвои.Позже в том же месяце участвовал в сражении в Адриатическом море и записал на свой счет несчастную «Зенту». После окончания войны участвовал в занятии Константинополя.В начале 1919 года броненосец действовал в Черном море, участвовал в иностранной интервенции во время гражданской войны в России. На корабле произошёл бунт, после того, как один из членов команды , протестующий против вмешательства в гражданскую войну в России , был убит.Броненосец вернулся во Францию и после краткого похода в Восточном Средиземноморье был выведен в резерв.Был списан в 1921 году и использовался в качестве корабля-мишени до 1926 года.Два года спустя судно было продано для разделки на металл.

«Кондорсе» . После войны броненосец был модернизирован в 1923-25 гг и переклассифицирован в учебное судно. В 1931 году судно было преобразовано в жилой блокшив. В ноябре 1942, когда нацистская Германия оккупировала вишистскую Францию, «Кондорсе» был захвачен неповрежденным. Корабль использовался в качестве казармы для матросов военно-морского флота Германии (Kriegsmarine). Корабль был сильно поврежден при бомбежке авиацией союзников в 1944 году, а позже был поднят и разделан на металл к 1949 году.

«Вольтер» .В начале мировой войны участвовал в потоплении австрийского крейсера «Зента». В октябре 1918 года был поражен двумя торпедами с немецкой субмарины UB-48, но серьезных повреждений не получил.После войны броненосец был модернизирован в 1923–1925 годах, и впоследствии стал учебным судном.В 1935 году был выведен из состава флота и продан на металл.

«Мирабо». После окончания войны участвовал в занятии Константинополя.В начале 1919 года броненосец действовал в Черном море, участвовал в иностранной интервенции во время гражданской войны в России.В феврале 1919 года сел на мель недалеко от крымского берега. Чтобы снять корабль с мели пришлось демонтировать часть вооружения и брони. В апреле на судне вспыхнул мятеж: матросы требовали прекратить участие в гражданской войне в России. После возвращения во Францию использовался в качестве жилого блокшива, пока не был списан в 1921 году. Позже был продан на слом и разобран в 1928 году.

Итого.Один линкор погиб в 1917,два сданы на слом в 1928-1929,три с января 1927 служили учебными кораблями при Средиземноморской эскадре,последний списали в 1936. А «Кондорсэ» блокшивом и плавказармой работал до августа 1944 года. 240-мм орудия с «дантонов» были установлены в береговых батареях в Дакаре, и именно они в 1940 году нанесли серьёзные повреждения английским крейсерам «Дели» и «Камберленд».

Обломки «Дантона» были обнаружены в декабре 2007 года специалистами фирмы Fugro, проводившие геологические изыскания на трассе подводного газопровода и идентифицированы в феврале 2009 года , между Алжиром и Сардинией на глубине более 1000 метров .

Корабль обнаружили в 35 км к юго-западу от Корсики специалисты фирмы Fugro, проводившие геологические изыскания на трассе подводного газопровода из Алжира в Италию. Состояние корабля оценивается как очень хорошее.

Торпедированный линкор несколько раз перевернулся, идя ко дну. Часть палубного оборудования оторвалась, и разбросана вокруг. Но главные башни с 240-миллиметровыми орудиями не повреждены.

«Состояние корабля просто исключительное», — заявил Би-би-си руководитель геологоразведочных работ Роб Хоукинс.

По его словам, и сегодня хорошо видно, где корабль ударился о дно, проехал по нему, оставив глубокую борозду, и упокоился в пучине на километровой глубине.

Военно-морские историки ранее полагали, что место гибели «Дантона» находится на несколько миль в стороне.

«Французское адмиралтейство сперва пыталось спорить, но мы им напомнили, что система GPS несколько точнее, чем секстаны времен первой мировой войны», — говорит Роб Хоукинс.

Тем не менее, о находке не объявляли, пока сличение подводных фотографий с сохранившимися чертежами и рисунками не доказало неопровержимо — найден именно «Дантон».

Правительство Франции намерено объявить место гибели корабля военным мемориалом.

Броненосцы типа «Дантон» после Первой Мировой

При закладке «Дантон» претендовал на титул сильнейшего в мире броненосца,при спуске на воду был уже устаревшим,а в строй вошел ярким представителем уходящей эпохи. Свою судьбу опоздавшего при наступлении новой эры он разделил с британским «Лордом Нельсоном» и австрийским «Радецким». Состязание за первенство между ними уже не имело никакого смысла-на главной сцене были уже совершенно другие игроки.

К несомненным достоинствам «дантонов» можно отнести установку турбинной силовой установки(те же американцы для первых своих дредноутов продолжали использовать паровые машины) и могучую артиллерию из неплохих 240 мм дальнобойных и скорострельных пушек.

Бортовой залп «Дантона» из четырех 305-мм орудия и шести 240-мм орудий: в десять минут, они выпускали 200 тяжёлых снарядов общим весом в 60960 кг. Для сравнения, бортовой залп британского «Дредноута» — восемь 305-мм орудий — за десять минут состоял из 120 снарядов общим весом всего в 46320 кг. На ближних и средних дистанциях боя, «Дантоны» были эквивалентны ранним дредноутам и даже превосходили их по огневой производительности. Но на больших дистанциях, сложности управления огнём двух близких калибров приводили к резкому снижению точности огня «Дантонов». Кроме того, более лёгкие 240-миллиметровые снаряды тормозились быстрее чем более тяжёлые 305-миллиметровые, и на больших дистанциях утрачивали бронепробивающую способность.

К тому же фактически основным калибром для «дантонов» стали именно 240 мм орудия,что косвенно признали и сами французы- именно с них начавшие модернизацию системы управления огнем.Противоминная артиллерия броненосцев совершенно не соответствовала требованиям времени- к моменту вступления в строй 75 мм орудия не представляли серьезной угрозы для современных эсминцев ,а 47мм-ками Гочкиса можно было только чаек отпугивать.

Броневая защита кораблей была вполне адекватна требованиям времени и защищала от попаданий 305-миллиметровых снарядов около ватерлинии. В то же время, относительно тонкий верхний пояс уже не представлял достаточной защиты от тяжёлой артиллерии.

Отсталость и противоречивость военно-морской мысли Франции в начале 20-го века привела к появлению многочисленных, очень мощных, чрезвычайно дорогих, но мгновенно устаревших кораблей.

Недооценка важности систем управления огнем и ,соответственно, необходимости единого главного калибра, неправильная оценка перспектив увеличения дистанции линейного боя и преувеличение значения огневой производительности на целое поколение вывели Францию из числа законодателей мод в мировом кораблестроении.

Проекты полноценных дредноутов на основе броненосцев типа «Дантон»:

Источник — https://dzen.ru/a/Xh2345yURgCtlnOc

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account