Архивная статья 2013 года с сайта ТопВар.
26 сентября 1944 года главное командование сухопутных сил вермахта приняло решение об увеличении производства истребителей танков Jagdpanzer 38 «Хетцер». Машина имела неплохие боевые характеристики, и, самое главное, была дешевле танков и самоходок немецкой разработки. А к этому времени промышленность рейха испытывала дефицит материалов, станков, оборудования и опытных кадров, необходимых для выпуска танков. Свою «лепту» вносили и сильные бомбардировки промышленных предприятий авиацией союзников. В результате, выпуск бронетехники стал падать, а потери на фронтах возрастали.
Так как заводы компаний Skoda и ВММ, где велось производство «хетцеров», и так не справлялись со спущенной им программой, к выпуску этих машин решили привлечь фирму Alkett. Последней поручалось к концу года выйти на уровень производства ни много ни мало, 1000 Jagdpanzer 38 в месяц.
Однако спустя несколько дней ситуация изменилась — как уже говорилось выше, «комиссия по развитию танков» приняла решение сократить количество выпускаемых танковых шасси: в производстве оставались лишь «Хетцер», «Пантера» и «Королевский тигр» и машины на их базе.
19 октября 1944 года отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), рассмотрев переданные ему материалы, сообщил, что истребитель танков Jagdpanzer 38 в производственном и технологическом отношении плохо приспособлен для массового выпуска на германских предприятиях.
В результате, в короткое время инженеры компаний ВММ и Alkett переработали конструкцию «Хетцера», приспособив его для массового изготовления и внеся в конструкцию ряд изменений. Ausfuehrung «Reich», как первоначально именовалась эта машина, получила новый, несколько уширенный и удлиненный бронекорпус с вертикальными листами в нижней части (у «Хетцера» они устанавливались с наклоном внутрь). В качестве силовой установки предусматривалось использование дизельного двигателя Tatra мощностью 220 л. с. с пятискоростной коробкой перемены передач АК 5—80, а также новых усиленных бортовых передач, рулевого управления и подвески. Общее руководство работами по разработке этой машины осуществлял главный инженер компании Alkett Михелс.
20 ноября 1944 года в журнале генерала-инспектора артиллерии главного командования сухопутных войск было записано, что разработка шасси новой самоходной установки, получившей наименование Jagdpanzer 38 D (D — Deutschland), закончена, и в ближайшее время начнется детальная разработка рубки и установки вооружения. 23 января 1945 года, представляя проект Jagdpanzer 38 D на заседании «комиссии по развитию танков» инженер Михелс сообщил следующие подробности.
Использование на новом шасси дизельного двигателя Tatra V-12 воздушного охлаждения мощностью 220 л.с. при 2000 об/мин, позволяло увеличить подвижность машины и поднять скорость ее движения по сравнению с «Хетцером». Кроме того, более экономичный, по сравнению с бензиновыми моторами, дизель обеспечивал значительно больший запас хода — при расходе топлива 76 литров на 100 километров емкости бензобаков в 390 литров должно было хватить на 500 километров при движении по шоссе и на 300 километров по пересеченной местности.
Конструкция корпуса и ходовой части позволяла безо всяких изменений в перспективе заменить 350-мм траки, которые использовались в проекте, на новые уширенные до 460 мм.
Расчетная масса машины, имевшей лобовую броню в 60 мм и вооруженную 75-мм пушкой Рак 39 L/48 с боекомплектом в 62 выстрела, составляла 16,7 тонн. Кроме того, фирма Alkett спроектировала для подвески Jagdpanzer 38 D новые усиленные вертикальные спиральные пружины, которые предполагалось использовать в будущем вместо горизонтальных рессор. Эта мера, не требовавшая серьезных изменений в конструкции машины, позволяла увеличить ее массу до 20 тонн. В заключение своего выступления, инженер Михелс сказал, что проект Jagdpanzer 38 D «является лучшим для массового серийного производства».
Помимо орудия Рак 39 L/48, предполагалось вооружать Jagdpanzer 38 D 75-мм пушкой Рак 42 L/70 (в этом случае масса была примерно на 500—600 кг тяжелее базового варианта) и 105-мм гаубицей Sturmhaubitze 42/2.
Михелс также сообщил, что помимо истребителя танков на базе Jagdpanzer 38 D проектируется целое семейство боевых машин:
- разведывательный танк с 20-мм пушкой в башне;
- разведывательный танк с 75-мм пушкой L/48 в открытой рубке;
- машина с установкой 120-мм миномета;
- бронетранспортер для перевозки пехоты;
- ремонтно-эвакуационный танк Bergepanzer 38D;
- зенитный танк с двумя 30-мм пушками в установке Kugelbliz.
В некоторых источниках встречается упоминание о проектировании на шасси Jagdpanzer 38 D танка с 75-мм пушкой в башне Pz.IV, но в протоколе заседания «комиссии по развитию танков» об этом ничего не сказано. Кроме вышеперечисленных вариантов, в документе упоминается лишь о том, что разрабатывается еще два варианта машин на базе Jagdpanzer 38 D, но «никакой дополнительной информации по ним представлено не было».
Для изготовления вышеперечисленных боевых машин на базе Jagdpanzer 38 D предполагалось использовать несколько увеличенный по длине корпус самоходки с уменьшением толщины лобового листа корпуса до 30 мм. Учитывая, что масса по сравнению с базовым истребителем танков уменьшалась, для установки на удлиненных шасси должен был использоваться дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra 103 V-12 мощностью 207 л. с. при 2250 об/мин, но с той же коробкой передач АК 5-80. Предполагалось, что скорость разведывательных танков составит примерно 52 км/ч.
По мнению генерала-инспектора танковых войск, из вышеперечисленных машин в первую очередь следовало начать выпуск разведывательных танков, причем в соотношении 1 к 1. Это аргументировалось тем, что использование открытой башни с 20-мм пушкой позволит лучше вести наблюдение за полем боя, а машины с 75-мм пушками смогут прикрыть разведку огнем. Кроме того, генерал-инспектор предложил рассмотреть вариант установки на разведывательном танке строенной установки 20-мм пушек MG 151, если это можно сделать без серьезных переделок шасси. Однако первоочередной задачей оставалась организация серийного производства истребителя танков Jagdpanzer 38 D. Лишь после этого можно было вести речь об организации выпуска машин на его базе.
Уже в январе 1945 года с компанией Alkett заключили договор на изготовление двух опытных образцов Jagdpanzer 38 D. При этом первые пять серийных машин фирма должна была сдать в марте, а к декабрю 1945 года планировалось достичь выпуска 800 самоходок в месяц. Компания Vomag должна была собрать первый образец Jagdpanzer 38 D к 5 июля, а к декабрю выпускать по 300 штук ежемесячно. Вслед за Vomag к изготовлению нового истребителя танков подключалась компания M1AG. В феврале 1945 года были внесены некоторые коррективы, и график выпуска Jagdpanzer 38 D на ближайшие месяцы выглядел следующим образом: май — 10 машин, июнь — 50, июль — 80 и август — 120.
14 марта 1945 года генерал-инспектор танковых войск сообщил, что с июля необходимо перейти на производство Jagdpanzer 38 D с 75-мм пушкой Рак 42 L/70 (боекомплект 50 выстрелов) и с уменьшенной до 50 мм лобовой броней. В перспективе планировался переход на установку этого орудия в самоходку без противооткатных устройств (Jagdpanzer 38 D Starr). Первые такие машины должны были покинуть заводские цеха в июне 1945 года. Планировалось, что два первых образца Jagdpanzer 38 D Starr с 75-мм орудиями Рак 42 L/70, будут собраны к 20 апреля 1945 года и продемонстрированы Гитлеру.
23 марта 1945 года представители компании Zahnradfabrik в Фридрихсхафене (она занималась изготовлением коробок перемены передач для танков) сообщили управлению вооружений сухопутных войск, что по полученным от фирмы Alkett сведениям, сборка первых двух Jagdpanzer 38 D задерживается из-за отсутствия коробок перемены передач. При получении последних, машины могли быть закончены в течение восьми дней.
А так как предполагалось первые образцы Jagdpanzer 38 D отправить на показ руководству рейха 15 апреля 1945 года, то 5 апреля коробки передач погрузили на грузовики и отправили в Берлин.
Никаких данных о том, были ли закончены два опытных образца Jagdpanzer 38 D и какова их дальнейшая судьба, обнаружить не удалось. Никакой информации не удалось получить и от представителей фирмы Alkett, допрошенных после войны представителями англо-американского командования. Немецкие инженеры сообщили лишь то, что большая часть документов компании сгорела в ходе бомбежки.
Источник иллюстраций — http://www.wardrawings.be/
Источник — https://topwar.ru/37553-istrebitel-tankov-jagdpanzer-38d.html