Другие части цикла
В заключительной части цикла, посвящённого флоту Австро-Венгрии, речь пойдёт об очень развитой и самой старой части флота. Его речной составляющей.
Содержание:
Дунайская флотилия
Назначением Дунайской флотилии (Donauflottille) было осуществление военного контроля над Дунаем, главной рекой Австрийской империи, и её судоходными притоками. Главной задачей соединения на заре его существования была борьба с Венгрией и Турцией. А также охрана перевозившихся по Дунаю подкреплений для армии. Главной базой Дунайской флотилии был Имперский арсенал в Вене.
До заключения Австро-венгерского компромисса 1867 года
Дунай является одной из длиннейших рек Европы, уступая только Волге. Она тянется на 2 840 км, от трёх своих истоков близ немецкого Донауэшингена (Donaueschingen) до места впадения в Чёрное море около румынской Сулины (Sulina). Древние римляне обустроили на северной границе своей империи знаменитый «лимес», систему укреплений с крепостными стенами и рвами. На большом его протяжении частью системы был сам Дунай, на котором держали военные корабли. С самых ранних дней Дунай был не только важной торговой артерией, но во время войн также служил линией снабжения для военных.
После того, как мадьяры обосновались в Венгрии они контролировали реку с помощью своих весельных лодок. Политическая обстановка на Дунае резко обострилась, когда турки-османы начали продвижение на Балканы и в Восточную Европу. В 1514 году был сформирован отряд из 148 судов при 2 500 гаковницах (аркебузах) под командованием Иеронима фон Цары (Jeronimus von Zara). Когда венгры потерпели сокрушительное поражение от турок в битве при Мохаче в 1526 году, равнины Венгрии оказались открытыми для турецких армий. Габсбурги были вынуждены построить на Дунае большую армаду. Без этого флота кампании принца Ойгена были бы немыслимы. При этом Габсбурги ориентировались на «иноземные корабли» (нем. welsches Schiff), которые они использовали на Адриатике. Это были небольшие суда, пригодные для плавания в открытом море, с сильным парусным вооружением, высоким бортом и сотней гребцов. В составе флота были не только весельные лодки, но также парусные фрегаты, которые ходили по среднему и нижнему Дунаю.
В 1529 году, в ходе первой осады Вены турками, первые корабли в боях участия не принимали. Итальянские матросы бежали, а стоявшие в Вене на якоре корабли быстро сожгли, чтобы они не достались туркам. После этого австрийцы перешли на менее крупные галеры. Но они также были слишком крупными для Дуная. Они несли до 60 пушек и имели осадку до 2 метров. На вёслах работали заключённые, а также матросы и команда. Эти корабли оказались неспособными идти против течения, а потому по прибытию к месту назначения были разобраны на дрова.
Строительство новой Дунайской флотилии из кораблей с вооружением до 40 пушек не состоялось. Корабли должны были строиться по проекту привлечённого императором Леопольдом I (Leopold I.) маркиза де Флёри. Тогда по указанию императора Карла VI (Karl VI.) в 1716-1718 годах было построено десять крупных кораблей с вооружением до 64 пушек. Спустя десять лет построили ещё четыре крупных корабля. Они постоянно садились на мель. Тогда-то ответственные лица и поняли, что Дунай неподходящее место для крупных кораблей.
Тогда решили строить корабли типа «чайка» (нем. Tschaikа; польск. czajka, серб. шајка / šajka, словен. šajka или plitka)), которые могли ходить под парусами или на вёслах. Для их обслуживания были сформированы две чайковые роты постоянной готовности. В 1764 году сформировали ещё две. Когда границы Османской империи стабилизировались, предусмотрительная императрица Мария Терезия в 1764 году создала Чайкистский корпус. Солдаты этого корпуса были расквартированы в Тисском треугольнике (нем. Theisswinkel), месте слияния реки Тисы с Дунаем. Они занимались главным образом обороной и охраной Дуная. В 1769 году этому батальону в честь места постоянной дислокации его штаба в Титле (Titl), Банат, было присвоено наименование «Титльский батальон» (Titler Bataillon). Первоначально корабельные орудия обслуживали артиллеристы, позднее их заменили на чайкистов. В 1806 году Титльский батальон насчитывал 1 200 человек. В то время самым важным опорным пунктом этих миниатюрных кораблей, оказавшихся очень полезными при осаде турецких крепостей на Дунае и Саве, была крепость Коморн (Komorn; ныне город разделён на две части между Венгрией (Комаром / Komárom) и Словакией (Комарно / Komárno)). Там ремонтировались повреждённые корабли и строились новые. Важным пунктом строительства чаек также была верфь в Клостернойбурге (Klosterneuburg), которая также служила источником новых кораблей для чайковых батальонов, развёрнутых в устье Тисы.
После практически полного покорения Венгрии Дунайская флотилия лишилась смысла своего существования. Главная база была переведена на южную границу, куда последовала только часть личного состава. В 1763 году в Титле был сформирован новый батальон под командованием оберста Матиаса Матезена (Mathias Mathesen). Батальон подчинялся напрямую главнокомандующему силами на Военной границе (Militärgrenze). Эти части продолжали существовать до 1830-1850 годов, когда чайкисты и их знаменитые гребные лодки разных размеров видели в последний раз. Дни войн между Австрией и Турцией ушли в прошлое. Надобность в военных кораблях на Дунае отпала.
Первое опытное плавание парохода на Дунае состоялось в 1817 году. В 1830 году на реке началась эпоха пароходов. Тогда два британских инженера и предпринимателя, Джон Эндрюс (John Andrews) и Джозеф Притчард (Joseph Pritchard), основали судоверфь в венском пригороде Флоридсдорфе (Floridsdorf) и спустили на воду первый дунайский пароход, «Франц I» (Franz I.). Регулярное пароходство по Дунаю началось в 1831 году с создания «Первого императорско-королевского привилегированного дунайского пароходства» («ДДШГ»; Erste k.k. privilegierte Donau-Dampfschiffahrts-Gesellschaft, DDSG). В 1836 году пароходство построило судоверфь в будапештском пригороде Обуда, впоследствии ставшую крупнейшей речной верфью Европы. Примерно тридцать лет спустя, начиная с 1863 года, в нескольких километрах выше по течению от Обуды, на противоположном берегу реки в Уйпеште, в районе Андьяфёльд, что в современном XIII районе Будапешта, возник промышленный район. Расположенные там заводы специализировались главным образом на машиностроении и судостроении.
В ходе Революции 1848 года венгерское правительство приобрело у «ДДШГ» пароход «Франц I» (Franz I.) и провело работы по его перестройке и вооружению. 25 июля команду корабля привели к присяге. 19 августа 1848 года корабль участвовал в боях с хорватами и 13 октября 1848 года пришёл в Хайнбург-ан-дер-Донау (Hainburg an der Donau). Раннее наступление холодов вынудило его 18 ноября 1848 года уйти на верфь «ДДШГ» в Обуде (Óbuda; ныне в составе Будапешта). Зимой 1848/1849 года наступающие австрийские части под командованием князя Альфреда цу Виндишгреца (Alfred Candidus Ferdinand Fürst zu Windisch-Grätz) дошли до Тисы. 5 января 1849 года сидящий на мели пароход был захвачен, реквизирован и переименован в «Генерал Шлик» (General Schlick).
Весной 1849 года «Генерал Шлик» перешёл в Вену. Несмотря на мир, установившийся после победы на венграми, пароход не был разоружён и стал первым кораблём новой Дунайской флотилии.
В 1850 году была сформирована новая Дунайская флотилия с базой в Пеште (Pest; ныне часть Будапешта). Второй корабль новой флотилии встал на службу 31 мая 1852 года. Паровую машину для «Эрцхерцога Альбрехта» (Erzherzog Albrecht) ещё во время Революции заказало в Великобритании тогдашнее венгерское правительство, однако из-за боевых действий доставить её заказчику не смогли. В 1853 году в Клостернойбурге, под Веной, открылось училище для офицеров и унтер-офицеров. В 1854 году «Генерал Шлик» был списан и заменён на «Графа Шлика» (Graf Schlick), построенного в Клостернойбурге и введённого в строй в 1859 году. В 1860 году императорская яхта «Адлер» (Adler) ввиду ненадобности была переделана в боевой пароход. От покупки ещё одного запланированного корабля отказались.
Включение в состав Императорско-королевского ВМФ
В 1861 году Дунайская флотилия была включена в состав военно-морского флота.
Факт поставки в 1864 году французами туркам пяти современных броненосных канонерских лодок, которые существенно превосходили австрийские корабли, не помешал австрийцам полностью расформировать Дунайскую флотилию в 1866 году. Её пароходы были проданы «ДДШГ».
В 1860-1870-х годах флоты многих стран начали строить в больших количествах так называемые «мониторы». Их конструкция была основана на проекте первого башенного броненосца «Монитор» (USS Monitor), построенного шведско-американским инженером Джоном Эрикссоном (John Ericsson) для флота США. Идея низкопалубного бронированного корабля с одним или несколькими орудиями во вращающейся башне, оказалась неприспособленной для плавания в открытом море. «Монитор» затонул 31 декабря 1862 года при ветре силой 7 балов у мыса Хаттерас. В результате данная конструкция была сочтена неподходящей для действий в открытом море, и морские мониторы в мире больше не строили.
Инспектор кораблестроения австрийского флота Йозеф фон Ромако (Josef Ritter von Romako), брат известного художника Антона Ромако, получил заказ на разработку современного военного корабля для Дуная. Он с блеском выполнил это задание, взяв за основу конструкцию «Монитора» применив новые подходы к инженерно-технической оснащённости.
Спустя два года после создания фирмы «Эрсте Унгарише Пешт-Фиуманер Шиффбау А.Г.» / «Элсё Мадьяр Пешт-Виумеи Хайодьяр Р.Т.» (I. Ungarische Pest-Fiumaner Schiffbau A.G. / Elsö Magyar Pest-Fiumei Hajógyár R.T.) в 1870-1871 годах на ней были построены первые двухвинтовые речные мониторы для новой Дунайской флотилии, «Марош» (SMS Maros) и «Лейта» (SMS Leitha). Это были первые корабли, которые приводились в движение двумя высокоборотистыми паровыми машинами высокого давления с вертикальной компоновкой. Следует отметить, что в то время паровые машины обычно были малоборотистыми двигателями низкого давления с огромными цилиндрами горизонтального расположения. Только после появления высокоборотистых двигателей, устанавливаемых парно, стало возможным обходиться малогабаритными гребными винтами, поскольку более крупные винты было невозможно использовать из-за низкой осадки. На них для производства броневого пояса впервые была использована бессемеровская сталь. «Лейта» также получила бронированную палубу, став первым кораблем австрийского флота со стальной бронёй. Ещё одним важным нововведением стало расположение спаренных орудий во вращающейся башне на палубе. По сравнению с казематами башни отличались в лучшую сторону меньшим весом брони, более широким углом горизонтальной наводки, а также полной защитой расчёта. Два нарезных 6-дюймовых (150-мм) казнозарядных орудия системы Варендорфа были смонтированы на фиксированных рамах, привод вращения башни — ручной. С самого начала была положена традиция давать названия мониторам в честь рек Австрии и Венгрии (Лейта, Самош, Кёрёш, Темеш, Бодрог, Энс, Инн, Сава и Босна).
Проекты мониторов были самыми уникальными и инновационными из всех, созданных для австро-венгерского флота. Они идеально подходили для действий на реках, имели малую площадь мишени, обладали практически непробиваемую по тем временам броню и превосходное вооружение, во время боя вся команда была укрыта бронёй. Равных им противников на Дунае не было ещё 20 лет. Однако по прошествии этого времени пушки Варендорфа устарели, как и паровые машины, которые больше не были последним словом техники в своей области.
Военный инженер-кораблестроитель Йозеф Тиль (Josef Thiel) разработал новый проект монитора. Он отличался увеличенным на 100 т водоизмещением, никелево-стальной бронёй, новейшими 120-мм 35-калиберными орудиями «Шкода» (для стрельбы прямой наводкой) в одноорудийных башнях. Для возможности обстреливать цели вне прямой видимости на корме была установлены 120-мм гаубица, без бронезащиты. Мониторы приводились в движение двумя вертикальными паровыми машинами с тройным расширением производства фирмы «Шихау» из Эльбинга (Elbing; совр. Эльблонг / Elbląg в Польше). Два монитора, «Самош» (SMS Szamos) и «Кёрёш» (SMS Körös), построили на верфи «Шёнихен унд Хартман» (Schoenichen & Hartmann) (венг. Мадьяр Лесамитоло эш Пензвалто Бакнак Шёнихен-Хартман-феле эдьешюльт Хайо-, Геп- эш Казандьяра» / Magyar Leszámítoló és Pénzváltó Baknak Schönichen-Hartmann-féle egyesült Hájo-, Gép- és Kazangyára) в Уйпеште в 1891-1892 годах.
В это же время два их предшественника, которым тогда стукнуло 20 лет, модернизировали: они получили новые двигатели и новые 120-мм орудия.
Кроме того, в июне 1893 года на Дунай был переведён старый миноносец SMS Nr. I. Этот небольшой корабль, водоизмещением 7,5 т, габариты 20,7 х 2,61 х 0,6 м, был вооружён только одной шестовой миной. Уже первые испытания показали, что это оружие может использоваться только при движении выше по течению. Миноносец в августе 1907 года продали фирме «Сонер Карой» (Szohner Károly), где его переделали в буксир. В 1911 году его снова продали некоему господину Бёсёрмени в Дунамоче (Dunamocs; совр. Моча / Moča в Словакии), переименовав в «Банди» (Bandi). Венгерская дунайская судоходная компания «Мадьяр Фольям эш Тенгерхайозаши Рт» (Magyar Folyam és Tengerhajózási Rt, MFTR) сдавала его внаём в 1914-1918 годах. Он затонул, скорее всего в результате аварии, поднят и разделан на металл после войны.
В 1894 году на фирме «Шихау» купили патрульный катер Patrouillenboot a. Он имел водоизмещение в 33 т, габариты 22 x 3,5 x 1,1 м, вооружение — 8-мм пулемёт.
С того времени новые мониторы строились раз в десять лет: «Темеш» (SMS Temes) и «Бодрог» (SMS Bodrog) в 1903-1904 годах на верфи «Данубиус-Шёнихен-Хартман ферайнигте Шифф- унд Машиненбау А.Г.» / «Данубиус-Шёнихен-Хартман эдьешюльт Хайо- эш Гепдьяр Р.Т.» (Danubius-Schoenichen-Hartmann vereinigte Schiff- und Maschinenbau A.G. / Danubius-Schoenichen-Hartmann egyesült Hajó- és Gépgyar R.T.) [1] в Уйпеште; следом за ним на филиале «СТТ» (STT) в Линце (Linz) в 1913-1914 годах построили «Эннс» (SMS Enns) и «Инн» (SMS Inn) водоизмещением 526 т.
[1] В связи с постоянными слияниями с венгерскими машино- и кораблестроительными компаниями имена фирм часто менялись.
В бюджете флота на 1914-1915 годы были предусмотрены средства ещё на два монитора, SMS No IX и SMS No X, которые построили за один год на верфи в Линце и ввели в строй осенью 1915 года под наименованиями «Сава» (SMS Sava) и «Босна» (SMS Bosna; бывш. «Темеш» (II)). Эти речные корабли были в числе немногих, построенных на средства с последнего расширения бюджета флота, поскольку флот выразил желание заморозить специальный кредит ВМФ в 426,8 млн. крон до конца войны, когда парламенту на рассмотрение была передана новая программа строительства флота.
В 1916 году было запланировано заменить 46-летних ветеранов «Мароша» и «Лейту» на два 1 240-тонных монитора. Они должны были получить 190-мм и 90-мм орудия. Новые мониторы SMS No XI и SMS No XII планировалось построить в 1917-1918 году на верфи в Линце, но их так и не достроили.
На усиление Дунайской флотилии были переданы скоростные катера, которые использовались в основном для доставки сообщений и разведки. Поскольку Patrouillenboot a не оправдал ожиданий, в 1905-1906 годах на верфи «Данубиус» разместили заказ на Patrouillenboot b. Он имел водоизмещение в 36,5 т, габариты 28 x 4,4 x 0,4 м, вооружение — два 8-мм пулемёта. Он был списан 23 августа 1915 года.
В 1908-1909 годах на верфи в Лустенау (Lustenau) на Боденском острове был размещён заказ на патрульные катера Patrouillenboot c и Patrouillenboot d. Они имели водоизмещение 39 т, габариты 30 x 4,4 x 0,7 м, и также вооружались двумя 8-мм пулемётами. Оба были потеряны во время войны:
Patrouillenboot c был затоплен в Панчове (Pancsova; совр. Панчево / Pančevo в Сербии) 9 сентября 1914 года; Patrouillenboot d потоплен сербской артиллерией в Белграде 15 мая 1915 года.
Следующие два патрульных катера Patrouillenboot e и Patrouillenboot f построили в Глазго (Glasgow) в 1907-1908 годах, водоизмещение 12 т, габариты 18 x 2,7 x 0,4 м, вооружение — 8-мм пулемёт. Patrouillenboot e списан и продан в 1913 году. Patrouillenboot f был переименован в декабре 1916 года в «Штёр» (SMS Stör) и в марте 1917 года переведён на Адриатическое море, где нёс службу под наименованием SMS PM 1. Точных сведений о его судьбе нет, но скорее всего в 1920 году его передали итальянцам.
Далее построили Patrouillenboot g и Patrouillenboot h. Их строили в 1909 году на верфи «Данубиус Шиффс- унд Машиненбау А.Г.» / «Данубиус Хайо- эш Гепдьяр Р.Т.» (Danubius Schiffs- und Maschinenbau A.G. / Danubius Hajó- és Gépgyár R.T.) в Уйпеште. Они имели водоизмещение 15 т, габариты 18 x 2,7 x 0,4 м, вооружение составляли одна 37-мм скорострельная пушка и два 8-мм пулемёта. Patrouillenboot g был затоплен в Панчове 10 сентбяря 1914 года. Patrouillenboot h был в декабре 1916 года переименован в «Лакс» (SMS Lachs) и в середине марта 1917 года переведён на Адриатику, где служил под наименованием SMS PM 2. Как и в случае SMS PM 1 точных сведений о его судьбе нет.
Бюджет флота на 1914-1915 годы предусматривал средства на два 60-тонных и четыре 120-тонных патрульных катера. Более мелкие 60-тонные Patrouillenboot i и Patrouillenboot k были построены за один год на верфи «ДДШГ» в Обуде, которая потеряла все свои частные заказы в связи с началом войны. В строй они вошли в конце 1915 и в начале 1916 годов, соответственно. В то же время было решено называть патрульные катера в честь рыбы, которая водится в Дунае: Patrouillenboot i стал «Фогашем» (SMS Fogas; венг. судак), Patrouillenboot i — «Чукой» (SMS Csuka; венг. щука).
Более крупные 120-тонные Patrouillenboot l, Patrouillenboot m, Patrouillenboot n и Patrouillenboot o также построили за года на верфи «Ганц унд Ко. Данубиус Машинен-, Ваггон- унд Шиффбау А.Г.» / «Ганц эш тарша Данубиус Геп-, Ваггон- эш Хайодьяр Р.Т.» (Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G. / Ganz és tarsa Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.) в Уйпеште. Введены в строй 14 марта, 28 марта и 28 апреля 1916 года, соответственно. Они получили названия «Велс» (SMS Wels: нем. сом), «Барш» (SMS Barsch; нем. окунь), «Компо» (SMS Compó; венг. линь), «Виза» (SMS Viza; венг. белуга).
Верфи «Ганц унд Ко. Данубиус» заказали ещё три катера, но их не успели достроить до 1918 года. Катера Patrouillenboot p и Patrouillenboot q получили наименования «Штёр» (SMS Stör; нем. осётр) и «Лакс» (SMS Lachs; нем. лосось). Patrouillenboot r был спущен на воду в 1918 году, но в строй не вводился и был разобран в Венгрии.
Во время Первой мировой войны к ним добавились многие вспомогательные суда (вооружённые пароходы, минные заградители, минные тральщики, учебные пароходы, плавучие госпитали, плавучие казармы).
Первым конфликтом, в котором Дунайская флотилия принимала участие, стала оккупация Боснии и Герцеговины в 1878 году.
Участие в Первой мировой войне
Во время Первой мировой войны корабли австро-венгерской Дунайской флотилии за неимением равного противника действовали против наземных целей. Сербия не имела боевых кораблей на Дунае, а Румыния избегала боёв с Дунайской флотилией Австро-Венгрии. Потери в личном составе и материальной части флотилия несла от артиллерийских обстрелов с берега и от мин.
В ночь с 28 на 29 июля 1914 года, спустя всего несколько часов с объявления войны, корабли Дунайской флотилии дали первые залпы Первой мировой войны. Флотилия участвовала в боях, где поддерживала группу армий Потиорека, понесла ряд потерь. 4 августа 1914 года «Кёрёш» получил шесть прямых попаданий, когда сближался с замаскированной сербской батареей, чтобы вынудить её открыть огонь и выдать себя.
11 августа флотилия участвовала в первом крупном бою. 14 сентября корабли флотилии обстреляли Белград. В результате обстрела был взорван склад боеприпасов в старой крепости Калемегдан. 19 октября 1914 года из Дуная были выловлены и обезврежены первые ещё очень примитивные сербские дрейфующие мины. Флотилия попыталась обзавестись защитой от мин из импровизированных защитных приспособлений, однако они не всегда помогали. При этом Дунайская флотилия и сама применяла мины. 2 декабря 1914 года австрийские войска и части Дунайской флотилии захватили город, но были вынуждены его оставить 15 декабря.
28 сентября 1914 года прибывшие с Дуная мониторы «Темеш», «Кёрёш», вспомогательный тральщик «Андор» (SMS Andor) и патрульный катер Patrouillenboot b прорвали сербское минное заграждение и несмотря на плотный обстрел вошли на реку Саву. За эту успешную операцию командир соединения линиеншиффс-лейтенант Олаф Рихард фон Вульфф (Olaf Richard von Wulff) получил в 1922 году престижный Рыцарский крест Военного ордена Марии Терезии (Ritterkreuz des Militär-Maria-Theresien-Ordens). «Лейта» получил тяжёлые повреждения от огня сербской артиллерии и временно вышел из боя; все его орудия прекратили огонь, башня получила прямое попадание, в результате чего весь расчёт погиб. «Лейта» стал первым монитором, который был вынужден уйти на капитальный ремонт в Сремску Митровицу (Syrmisch-Mitrowitz). 23 октября 1914 года «Темеш» подорвался на мине на Саве и затонул. Позднее корабль был поднят, отремонтирован и 23 апреля 1917 года возвращён в строй в Будапеште. В дальнейшем был заложен новый монитор, «Темеш» был переименован в «Босну». «Эннс» и «Темеш» получили большие пробоины от артиллерийских снарядов во время взятия Белграда 8 октября 1915 года. Они смогли покинуть зону боёв только с наступлением темноты. Во время Румынской кампании 2 октября 1916 года «Бодрог» получил пять попаданий, а «Кёрёш» двенадцать прямых.
17 апреля 1917 года флотилию посетила испанская военная миссия во главе с генералом Рикардо Бургете (Ricardo Burguete y Lana). 20 апреля для обучения прибыли два турецких морских офицера. 21 сентября 1917 года с визитом прибыли немецкий кайзер Вильгельм II и болгарский царь Фердинанд I. Во время этого визита корветтен-капитан Макс фон Фёрстер (Max von Förster), начальник штаба Дунайской флотилии, получил от Вильгельма II лично Железный крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse).
22 сентября 1917 года монитор «Инн» во время возвращения 1-й дивизии мониторов (1. Monitordivision) из Чернаводэ (Cernavodă) в Брэилу (Brăila) подорвался на мине выше по течению от города и затонул. При этом погиб начальник штаба Дунайской флотилии корветтен-капитан фон Фёрстер. В октябре-ноябре «Инн» и тело погибшего фон Фёрстера подняли со дна. За процессом наблюдал герцог Карл Эдуард Саксен-Кобург-Готский (Carl Eduard Herzog von Sachsen-Coburg und Gotha). Фон Фёрстера похоронили на Центральном кладбище Вены. Весной «Инн» 1918 года встал на ремонт в Будапеште. Кроме того, корабль был перестроен, длина увеличена на 2,4 м. В связи с нехваткой материалов работы не были завершены до конца войны.
Война потребовала расширения Дунайской флотилии, что выразилось в создании трёх групп, каждая из которых включала два вооружённых парохода, речной минный заградитель и плавбазу. В дополнение к четырём плавучим госпиталям в состав флотилии включили двенадцать госпитальных барж.
Самую отчаянную попытку дать бой кораблям австрийской Дунайской флотилии предприняла Россия, которая построила три подводные лодки специально для использования на Дунае. В реальных условиях была применена только одна, и та 12 марта 1918 года была захвачена практически неповреждённой. Планы переправить её на Адриатику использовать там осуществить не удалось в силу недостаточной мореходности трофея.
После заключённых 9 декабря 1917 года Фокшанского перемирия с Румынией и 15 декабря Брестского перемирия с Советской Россией наступила нестабильность, которая мешала начать поставки срочно необходимых Центральным державам угля и зерна по Чёрному морю. Поэтому 10 апреля 1918 года на Днепр были переброшены корабли Дунайской флотилии. Она осуществляла поддержку и прикрытие немецких и австро-венгерских войск, которые с середины марта 1918 года находились в Одессе и Николаеве.
Корабли флотилии пересекли Чёрное море и 12 апреля 1918 года дошли до Одессы. После продолжительной стоянки в городе флотилия побывала в Николаеве, Аккермане, Очакове, Херсоне и Каменке, ходила вверх по Бугу и Днепру, «Барш» ходил вверх по реке до Александровска. Она осуществляла поддержку и прикрытие немецких и австро-венгерских войск, которые с середины марта 1918 года находились в Одессе и Николаеве. С 9 по 12 сентября флотилия Вулльфа вернулась из Одессы в устье Дуная. 13 октября корабли Дунайской флотилии перешли из Румынии на сборный пункт в Турну-Северин (Turnu Severin; совр. Дробета-Турну-Северин / Drobeta-Turnu Severin) и 28 октября прикрывала отступление армии из Сербии. Во время этой операции в густом тумане монитор «Бодрог» сел на мель, был брошен и захвачен сербами.
Судьба Дунайской флотилии
6 ноября 1918 года Дунайская флотилия прибыла в Будапешт, встала у пристани на верфи «ДДШГ» в Обуде и была официально расформирована. Австрийцы и чехи попрощались со своими венгерскими товарищами и продолжили путь домой в Вену на колёсных пароходах «Эрцхерцог Франц Фердинанд» (Erzherzog Franz Ferdinand) и «Хебе» (Hebe).
13 ноября 1918 года Венгрия подписала Белградское перемирие с державами-победительницами, по условиям которого она обязывалась сдать находящиеся в Будапеште мониторы и многие другие корабли. 8 декабря пять мониторов («Босна», «Сава», «Эннс», «Темеш», «Кёрёш») были реквизированы специально созданной британской Дунайской флотилией (Danube Flotilla), переведены в Белград и отремонтированы для использования их флотом Государства словенцев, хорватов и сербов. Передача данных кораблей сербам была осуществлена 31 декабря 1918 года.
После провозглашения Венгерской советской республики во главе с Белой Куном (Béla Kun) 21 марта 1919 года два монитора были переведены в Будапешт для эвакуации военной миссии Антанты, оказавшейся под угрозой атаки венгерских красноармейцев (22-24 марта 1919 года).
Оставшиеся в Будапеште и уже разоружённые боевые корабли были приведены венгерскими красными в боеготовое состояние и частично использованы в боях против чехов, которые захватили Верхнюю Венгрию (совр. Словакия).
В конце 1919 года все корабли бывшей Императорско-королевской Дунайской флотилии находились под контролем Антанты.
Дальнейшую судьбу кораблей решала Союзная военно-морская комиссия по использованию бывших вражеских кораблей (Naval Allied Commission for the Disposal of ex-Enemy Vessels, NACDEV), учреждённая Парижской мирной конференцией. Подкомиссия NACDEV по Дунаю прибыла в Вену 2 октября 1920 года и начала свою работу.
15 апреля 1920 года на Конференции послов Союзных держав было принято решение о разделе ранее бывшей речной флотилии Австро-Венгрии:
- Австрия: «Фогаш», «Чука», «Барш», «Штёр»
- Венгрия: «Велс», «Компо», «Виза», «Лакс»
- Королевство СХС: «Бодрог», «Эннс», «Босна»
- Румыния: «Сава», «Инн», «Темеш»
- Европейская Дунайская комиссия: «Марош», «Лейта», «Самош», «Кёрёш» (все разоружены и использованы в качестве понтонов).
При этом в данные планы раздела ещё вносились изменения, по которым в конечном итоге Австрия получила корабли «Фогаш», «Компо», «Барш» и «Штёр». 28 января 1921 года они прибыли в Вену в течение следующих четырёх лет были разоружены на верфи Корнойбург (Korneuburg).
Дунайская флотилия после 1918 года
После 1918 года Австрия утратила выход к морю и лишилась какого-то ни было военно-морского флота. В дальнейшем речные катера имелись в составе инженерных частей Федеральной армии (Bundesheer) сначала первой, а затем и второй республик.
Четыре корабля, ранее присуждённые Австрии, были в дальнейшем проданы Венгрии в обмен на другой корабль, получивший наименование «Бираго» (Birago).
В это же время на австрийских верях было построено шесть 14-тонных катеров («Драу» (Drau), «Эннс», «Кремс» (Krems), «Мур» (Mur), «Зальцах» (Salzach), «Траун» (Traun)), а также несколько менее крупных катеров, которые также были названы в честь притоков более крупных рек.
После Второй мировой войны был сформирован Отряд патрульных катеров (Patrouillenbootstaffel) для обеспечения безопасности Дуная как международной водной артерии. Подразделение должно было включать девять катеров. По факту на Корнойбургской верфи было построено и введено в строй всего два: в 1957 г. 12,30-метровый «Оберст Брехт» (Oberst Brecht, A601; команда 6 чел.) и в 1970 г. 29,67-метровый «Нидеростеррайх» (Niederösterreich, A604; 73 т, команда 9 чел.). Не так давно во флотских казармах «Тегетхофф» (Marinekaserne Tegetthoff) в порту Кухелау в Вене размещались только эти два корабля и ещё несколько меньших по размерам катеров. Во флотских справочниках за 2003 год ещё указывался личный состав в два офицера (командиры катеров) и ещё 30 солдат. 1 августа 2006 года на обоих легковооружённых катерах были спущены флаги, а в ноябре 2006 года они были окончательно сняты со службы. Оба корабля переданы на баланс Музея военной истории и несколько лет стояли на пристани у моста Райхсбрюке в Вене в качестве временных экспонатов Союза служащих ВМС «Адмирал Эрцгерцог Франц Фердинанд». В настоящее время оба катера находятся на территории бывшей Корнойбургской верфи, где они открыты для посещения в первое воскресенье летних месяцев с 09:00 по 12:00 (филиал Музея военной истории).
Гардазейская флотилия
Существование Гардазейской флотилии (Gardaseeflottille) практически нигде не упоминается, а потому мало кому известно.
Флотилия была сформирована на озере Гарда фельдмаршалом графом Йозефом Радецким (Johann Joseph Wenzel Anton Franz Karl Graf Radetzky von Radetz) для поддержки действий своих сухопутных частей. В её главе был поставлен гауптман Антон фон Моллинари (Anton Mollinary von Monte Pastello). В 1860 году данная флотилия также была включена в состав военно-морского флота. База была устроена в местечке Торри-дель-Бенако (Torri del Benaco).
В июне 1859 года против пьемонтско-французских войск, вообще не имевших никаких сил на озере, действовали вооружённые колёсные пароходы «Франц Йозеф» (SMS Franz Joseph), «Бенако» (SMS Benaco) и «Хесс» (SMS Hess) под прикрытием канонерских лодок. «Бенако» был уничтожен 20 июня 1859 года в районе Сало (Salo) огнём пьемонтской береговой батареи. Позднее пароход подняли итальянцы. В 1866 году австрийские пароходы отбили «Бенако». В том же году его и другие пароходы уступили Италии.
После того, как с 1859 года у Австрии остались только северная и восточная части, летом 1866 года здесь также разгорелись бои Третьей итальянской войны за независимость. Бои шли между австрийскими колёсными пароходами «Франц Йозеф» и «Хесс», а также шестью канонерками (в числе прочих — «Шпайтойфель» (SMS Speiteufel), «Вильдфанг» (SMS Wildfang), «Шарфшютце» (SMS Scharfschütze)) под командованием корветтен-капитана Морица Манфрони фон Монфора (Moritz Manfroni von Montfort) с одной стороны, и итальянской флотилией в ведении Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Maria Garibaldi) с другой стороны.
Задачей флотилии было оборонять австрийские территории, препятствовать высадке итальянских десантов, пресекать итальянские поползновения к Южному Тиролю, прикрывать единственную прибрежную дорогу на восточном берегу, а также блокировать итальянские коммуникации на озере.
Два итальянских корабля были захвачены, завязался бой с итальянским (бывшим австрийским) пароходом «Бенако». 25 июля Манфрони обстрелял итальянскую пехоту, которая совершала переход в город Рива-дель-Гарда (Riva del Garda) на озере Гарда, и была вынуждена отступить. Манфрони успел занять город незадолго до нового подхода итальянцев.
Часть озера Гарда до самого конца лоскутной империи принадлежала Австрии. В 1866 году корабли флотилии были проданы Италии. «Хесс» и «Франц Йозеф» были переименованы в «Принчипе Оддоне» (Principe Oddone) и «Сан-Марко» (San Marco) и несли военную службу на озере Гарда в составе итальянского флота вплоть до 1880 года. В 1866 году австрийская Гардазейская флотилия была, очевидно, расформирована.
Источник — https://vk.com/@marineproof-istoriya-voenno-morskih-sil-avstro-vengrii-ch-4-rechnye-i