История военно-морских сил Австро-Венгрии. Часть 3. Подводный флот

19

Другие части цикла

Как и в своё время на немецком флоте, на Императорско-королевском военно-морском флоте Австро-Венгрии изначально придерживались неодобрительного мнения о подводных лодках.

В 1904 году, вслед за первыми шагами других стран в деле строительства подводных лодок, австро-венгерский флот заказал Флотскому военно-техническому комитету (ФВТК; Marinetechnische Komitee, MTK) разработку проекта подлодки. В январе 1905 года флот отклонил проект ФВТК и другие проекты, представленные на конкурс, по причине их нереализуемости. Вместо этого было решено приобрести иностранные подлодки трёх проверенных конструкций для их оценки и определения требований к будущим образцам для серийного производства. В рамках данного решения было куплено по две субмарины проектов Саймона Лейка (Simon Lake), верфи «Фридрих Крупп Германия» (Friedrich Krupp Germaniawerft), Джона Филипа Холланда (John Philip Holland). Они задумывались для прибрежного плавания на Адриатическом море.

SM U-1


SM U-1

100-футовые (30,48 м) однокорпусные лодки SM U-1 и SM U-2 по проекту американского кораблестроителя Саймона Лейка, строились на морском арсенале в Поле (Pola; совр. Пула / Pula в Хорватии) с июня 1907 по апрель 1909 годов. Среди особенностей лодок Лейка были шлюзы для водолазов и убирающиеся колёса на киле. Предполагалось, что данные колёса позволят лодке ездить по морскому дну. В силу того, что балластные цистерны находились на верхней палубе, на их наполнение и погружение уходило до восьми минут. В последующие годы лодки прошли всесторонние испытания, показав отличные характеристики в погружённом состоянии. Первоначально лодки оснащались бензиновыми моторами, арендованными у «Лейк Корпорейшн» (Lake Corporation), для плавания на поверхности. Ввиду высокого риска пожара и ядовитых выхлопных газов данных моторов, в 1915 году их заменили на дизельные моторы собственного производства.

SM U-4 в Поле, 1913 г. На заднем плане (слева направо): крейсер «Адмирал Шпаун» (SMS Admiral Spaun), линкор типа «Хабсбург» и линкор типа «Вирибус Унитис» (SMS Viribus Unitis)


SM U-4 в Поле, 1913 г. На заднем плане (слева направо): крейсер «Адмирал Шпаун» (SMS Admiral Spaun), линкор типа «Хабсбург» и линкор типа «Вирибус Унитис» (SMS Viribus Unitis)

Две подлодки постройки верфи «Германия» были закуплены в 1906 году. Данные подводные лодки составили на австрийском флоте тип U-3 (U-3-Klasse). Тип U-3 являл собой усовершенствованную версию проекта верфи «Германия» для первой немецкой подлодки, SM U-1. Несколько более крупные подлодки SM U-3 и SM U-4 с двойным корпусом заложили 12 марта 1907 года на верфи «Германия» в Киле (Kiel) (заводские номера 135 и 136). Строились с весны 1907 по ноябрь 1908 годов. Спущены на воду в августе и ноябре 1908 года, соответственно. После достройки их отбуксировали в Полу (Pola; совр. Пула / Pula в Хорватии) через Гибралтар. SM U-3 прибыла в январе 1909 года, SM U-4 — в апреле. Их мореходные характеристики и внутреннее пространство были куда лучше, чем у проектов конкурентов, но у этих проектов были существенные проблемы с управляемостью на глубине. Кормовые рули глубины переделывали несколько раз.

SM U-5 на ходовых испытаниях, 1909 г.


SM U-5 на ходовых испытаниях, 1909 г.

Подлодки типа U-5 (U-5-Klasse) строились по тому же проекту, что и подводная лодка «Октопус» (USS Octopus) типа «С» (C-class) для американского флота (в 1911 переименована в USS C-1 (SS-9)), компанией «Уайтхед энд Ко.» (Whitehead & Co.) Роберта Уайтхеда (Robert Whitehead) по лицензии Холланда и его фирмы «Электрик Боут Компани» (Electric Boat Company). Составные части лодок производились на верфи «Электрик Боут Компани» в Нью-Йорке, а затем собирались воедино по лицензионному договору на верфи «Уайтхед» (Whitehead-Werft) в Фиуме (Fiume; совр. Риека / Rijeka в Хорватии). Субмарины типа U-5 имели однокорпусную конструкцию и каплевидный корпус, во многом предвосхитивший очертания современных атомных подводных лодок. За счет этого они имели отличные ходовые характеристики в подводном положении.

Компания «Уайтхед энд Ко.» в инициативном порядке построила собственную лодку на основе конструкции Холланда, SS-3, с учётом всего опыта и уроков, вынесенных из первых двух лодок. Однако австро-венгерский флот ею не заинтересовался, поскольку в то время руководство флота решило приобрести более крупные лодки для действий в открытом море. Кроме того, выделенные денежные средства закончились. В дальнейшем лодку предлагали флотам Перу, Португалии, Нидерландов, Бразилии и Болгарии, и ещё раз Австро-Венгрии, но безуспешно.

В 1911-12 годах «Уайтхед энд Ко.» построили для Дании три однокорпусные лодки «Хавманнен» (Havmanden, A 3), «Тетис» (Thetis, A 4) и «Анден Априль» (2den April, A 5). Они представляли собой дальнейшее развитие лодок Холланда, строившихся по лицензии «Электрик Боут Компани». Субмарины датчан устроили, и их выделили в типа «Хавманнен», он же тип «А» (Havmanden-klassen, A-klassen). По исходному проекту на государственной верфи «Нюхольм» (Nyholm) в Копенгагене было построено ещё четыре единицы, «Хавфруен» (Havfruen, A 2), «Наяден» (Najaden, A 6) и «Нюмфен» (Nymfen, A 7), под надзором инженеров Уайтхеда. Само-собой, австро-венгерские офицеры-подводники осмотрели лодки во время их строительства в Фиуме и были впечатлены рациональным использованием внутреннего пространства и качество сборки на верфи.

«Хавманнен» у причала, 1914 г.


«Хавманнен» у причала, 1914 г.

После завершающих сравнительных испытаний австрийский флот представил свои требования к будущим подводным лодкам: водоизмещение 500 т, скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном — 12 узлов, два-три носовых торпедных аппарата, два бортовых или кормовых ТА. Конкурсные заявки прислали верфь «Уайтхед», предложившие свой тип K­I, разработанный в качестве «колониальной подлодки» для правительства Нидерландов. Кильская верфь «Германия» предложила проект, представлявший собой дальнейшее развитие типа U-3. Верфь «Стабилименто Текнико Триестино» (СТТ; Stabilimento Tecnico Triestino, STT) представила крайне общую заявку, поскольку ранее никаких подлодок не строила.

В конечном итоге был принят проект 506d верфи «Германия». В пользу решения сыграли опыт немцев, надёжность лодок верфи, а также привлекательная цена, которая оказалась на 8% ниже конкурентов. 1 февраля 1913 года в Киле было заказано пять лодок, закладка которых производилась с 1 февраля 1913 года по 11 февраля 1914 года с заводскими номерами 203-­207. При строительстве было уделено внимание австрийским промышленным предприятиям, учтены особые требования австрийцев, а в конструкцию внедрены австро-венгерские работы. Лодки спускали на воду 22 апреля, 15 мая, 1 июня, 24 июня и 20 июля 1915 года, но к тому времени их уже продали немецкому флоту. Вскоре после начала войны Австро-Венгрия пришла к выводу, что доставлять лодки на Адриатику через контролировавшиеся противником воды нецелесообразно. Перевозка по суше была невозможной в силу габаритов лодок. Впоследствии, 28 ноября 1914 года эти пять лодок продали Германии, где их включили в состав флота под наименованиями SM U-66 — SM U-70. Сведения о конфискации их Германией неверны. Спустя некоторое время после продажи выяснилось, что это решение было преждевременным — 13 мая 1915 года из Вильгельмсхафена (Wilhelmshaven) в Каттарский (ныне Которский) залив пришла немецкая подлодка SM U-21 (командир — капитан-лейтенант Отто Херзинг / Otto Hersing). Подлодка прошла долгий и опасный путь без помех со стороны противника, продемонстрировав возможность перехода субмарин такого размера через Средиземное море.

С началом войны австро-венгерский подплав имел в своём составе шесть опытных подлодок, условно пригодных к службе и призвал к как можно более скорому строительству нового. В качестве первого шага ещё не проданная подлодка SS-3 была выкуплена и включена в состав флота под наименованием SM U-12. В силу цейтнота флот был вынужден довольствоваться имевшимися и испытанными конструкциями.

К началу Первой мировой войны подводный флот страны был переведён с базы подплава в Поле в главную военно-морскую базу в гавани Бриони. В находившихся на островах архипелага пустовавших отелях бесплатно размещались офицеры и часть команд кораблей. В это же время в Поле была развёрнута одна немецкая флотилия подводных лодок.

Первое боестолкновение с участием австро-венгерского подводного флота состоялось 28 ноября 1914 года, когда субмарина SM U-4 захватила албанский парусник «Фиоре дель Маре» (Fiore del Mare).

Переговоры с Имперским военно-морским управлением (Reichsmarineamt) в Берлине о предоставлении чертежей и компонентов подлодок типа UB I (Typ UB I) забуксовали с самого начала. Имя на руках деньги от продажи подлодок SM U-7 — SM U-11, флот решил заказать постройку подлодок типа «Хавманнен», для которых имелись чертежи и некоторый запас материалов для постройки новых единиц. Однако на многие компоненты данного типа распространялись патенты и лицензионные соглашения. Кроме того, нейтральные США не имели права поставлять материалы военного назначения воюющим сторонам. Для решения данного вопроса была создана новая корпорация, «Унгарише Унтерзееботсбау АГ» (УБАГ; Ungarische Unterseebootsbau AG, UBAG; венг. «Мадьяр Тенгералаттьаро-эпитё Рт» / Magyar Tengeralattjáró-építő Rt.), с головным офисом в Фиуме и филиалом в Линце (Linz). Штат был сотрудников был откомандирован с верфи «Уайтхед». Всё было оформлено как если бы новая фирма работала под надзором и «Уайтхед» и осуществляла для неё гарантийное обслуживание. Для внешнего мира это было полностью независимое государство в ведении военно-морского флота. Впоследствии флот конфисковал конструктивные чертежи в рамках применимого законодательства о чрезвычайном положении и военном времени. Было запланировано построить десять лодок данного типа. Поскольку эти лодки могли действовать только в прибрежной зоне, а командование флота хотело иметь лодки дальнего радиуса действия, заказали всего четыре единицы типа «Хавманнен». Был назначен срок поставки в 15 месяцев.

В силу двуединой структуры Австро-Венгрии, прямо во время войны разгорелись жаркие и постыдные политические споры о размещении заказов. Разрешить их удалось через достижение компромисса: подводные лодки будут строиться фирмой «Стабилименто Текнико Триестино» частично на их верфи в Линце, частично на Морском арсенале в Поле. Окончательную сборку должны были производить, в зависимости от ситуации, либо на верфи «Ганц унд Ко. Данубиус» (Ganz & Co. ­ Danubius), Фиуме, либо в Поле. Как результат, заказ был разбит на две партии по две лодки каждая, с различиями во внешнем виде и оборудовании. Возрастающий дефицит материалов, нехватка квалифицированной рабочей силы и акты саботажа приводили к срыву сроков строительства. В итоге лодки были достроены только в конце 1917 года и не приняли большого участия в боях.

Потопление французской подлодки «Кюри»


Потопление французской подлодки «Кюри»

Французский флот был единственным, учитывавшим тактическую важность подводной войны, а потому построил внушительный подводный флот. Когда началась война, Франция располагала 79 боеготовыми субмаринами. Вскоре первые из них пожаловали на Адриатику. В их числе и была «Кюри» (Curie, Q 87), тип «Брюмер» (classe Brumaire), постройки Тулонского арсенала, спущена на воду 18 июля 1912 года. Тип «Брюмер» представлял собой тип «Плювиоз» (classe Pluviôse) с дизельной силовой установкой, конструктор Максим Лобёф (Alfred Maxime Laubeuf). В центр Адриатики её привёл на буксире французский броненосный крейсер «Жюль Мишле» (Jules Michelet), далее она своим ходом дошла на исходную позицию у главной военно-морской базы в Поле. 20 декабря 1914 года «Кюри» предприняла попытку пробраться в гавань базы и атаковать семью торпедами стоявшие там австрийские корабли, но бесповоротно застряла в заградительной противолодочной сети и 5 часов спустя была вынуждена всплыть для высадки команды. Нарушителя обстреляли австро-венгерские торпедная канонерка «Магнет» (SMS Magnet) и миноносец SMS Tb 63T, потопив её на входе в гавань. Трое членов команды погибли, 23 выжило. В память о втором помощнике капитана Поле Шайе (Paul Étienne Pierre Chailley) французскому послевоенному минному заградителю было присвоено наименование «Пьер Шайе» (Pierre Chailley). Другую подлодку назвали в честь командира «Кюри», капитан-лейтенанта Джона О’Берна (John Joseph Gabriel O’Byrne), который скончался во Франции в 1917 году по возвращении из плена. Впоследствии, ввиду потребности в крупных подводных лодках, австрийцы подняли субмарину и отремонтировали. 7 февраля 1915 года ей было присвоено наименование SM U-14, а 1 июня 1915 года официально включили в состав флота. 10 июля SM U-14 вышла в первый поход. Во время одного из походов её чуть было не потопила по ошибке другая австрийская субмарина.

SM U-14 на базе морской авиации в Поле, 1915-1916 гг. На заднем плане - минзаг «Хамелеон» (SMS Chamäleon)


SM U-14 на базе морской авиации в Поле, 1915-1916 гг. На заднем плане — минзаг «Хамелеон» (SMS Chamäleon)

К концу марта 1915 года продолжительные переговоры с Германией наконец-то завершились и привели к заказу пяти подлодок типа UB I. Данный типе был хорошо знаком на австрийском флоте, поскольку немецкий флот перевёз по по частям железной дороге свои подлодки SM UB 3, SM UB 8 и SM UB 9 в Полу, где их собрали. Из Полы они выходили на операции против сил Антанты в районе Дарданелл.

Первая лодка типа UB I, «пробная», была куплена австрийским флотом 4 апреля 1915 года. Строительство было начато ещё 1 ноября 1914 года на верфи «Германия» в Киле. Её разобрали на три секции и перевезли по железной дороге в Полу, где её собрали обратно. В строй её ввели только 4 июня 1915 года, из-за трудностей освоения ею управляла немецкая команда во главе с обер-лейтенантом-цур-зее Франца Вегера (Franz Wäger). Вторая лодка, SM UB 15, была куплена на фирме «АГ Везер» (AG Weser) и 4 июня 1915 года введена в строй под наименованием SM U-11 с немецкой командой во главе с обер-лейтенантом-цур-зее Хейно фон Хеймбургом (Heino Adolf von Heimburg). 6 июня 1915 года в районе Венеции она потопила итальянскую подлодку «Медуза» (Medusa). Австро-венгерская команда была назначена на лодку 18 июня 1916 года.

Три подводные лодки типа UB I, SM U 15 — SM U 17, заказанные австрийским флотом на бременской «АГ Везер» (заводские номера 232­-234) были включены в состав флота 6 октября 1915 года. В Австро-Венгрии эти лодки за характерную форму прозвали «окарина» (итальянский музыкальный инструмент, свистулька). За малые габариты их не очень любили команды, хотя они превосходили по надёжности все предыдущие австрийские подлодки.

SM U-40 прибывает в Венецию для капитуляции, 24 апреля 1919 г.


SM U-40 прибывает в Венецию для капитуляции, 24 апреля 1919 г.

В качестве дальнейшего шага компания «Кантьере Навале Триестино» (КНТ; Cantiere Navale Triestino, CNT) приобрело лицензию на строительство немецких подлодок типа UB II (Typ UB II) у фирмы «АГ Везер». При этом в проект были внесены некоторые изменения, затребованные австрийским подплавом. Поскольку верфь «КНТ» в Монфальконе (Monfalcone) была захвачена итальянской армией, фирма была вынуждена работать в качестве де юре «субподрядчика» Морского арсенала в Поле, где были построены лодки SM U-27, SM U-28, SM U-40 и SM U-41. На своих верфях в Будапеште и Фиуме компания «Ганц унд Ко. Данубиус» построила SM U-29 и SM U-32. Венгерская часть двуединой монархии снова смогла получить в обход квот 50% заказа, вопреки тому, что не располагала необходимыми производственными мощностями.

Обе верфи превысили все сроки сдачи. Основной причиной были не сравнительно слабое оснащение верфей, а ненадёжность внешних поставщиков. Подлодки вводили в строй поэтапно, начиная с января 1917 года. Последней стала SM U-41. Ею заменили потерянную SM U-6. Она также стала последней подлодкой, построенной на австро-венгерской верфи и введённой в строй во время войны. Поскольку в наличии оставались два запасных дизеля для SM U-6, чтобы вместить их корпус пришлось удлинить на одну секцию. Все подводные лодки типа UB II приняли участия в войне.

Ещё 1 ноября 1916 года немецкий корветтен-капитан Арно Шпиндлер (Arno Spindler) в частном порядке поинтересовался, в разговоре с австро-венгерским военно-морским атташе в Берлине, не желает ли Австро-Венгрия получить немецкие подводные лодки, для которых Германия не может найти подготовленные команды. После продолжительных официальных переговоров был решён критически важный вопрос оттока золотых запасов в Германию, а также достигнуто соглашение о приобретении двух подлодок типа UB II, которые после продолжительной службы находились в не самом лучшем состоянии. Тем не менее, они стали хорошим дополнением к австро-венгерскому подводному флоту.

Подлодки SM UB-43 и SM UB-47 были приняты в состав немецкого флота 24 апреля и 4 июля 1916 года соответственно. Обе действовали на Средиземном море. Исключены из состава немецкого флота 21 июня 1917 года, включены в состав австрийского флота 7 июля того же года под наименованиями SM U-43 и SM U-47.

Во время войны было начато строительство нескольких подводных лодок океанского класса, из которых не достроили ни одну.

В результате вступления Италии в войну 23 мая 1915 года вся стратегия австро-венгерского подводного флота была изменена. Срочно потребовались подлодки, способные действовать в открытом море. В августе 1915 года Флотский военно-технический комитет разработал спецификации на подлодку океанского класса: скорость свыше 17 узлов в надводном и 10 узлов в подводном положении, дальность плавания 4 000 миль, 3-4 торпедных аппарата, одна 75-мм пушка. Что иронично, полгода назад аналогичные подлодки SM U-7 — SM U-11 были проданы Германии.

Все национальные верфи были приглашены к участию в конкурсе. Но они столкнулись с большими проблемами при постройке кораблей. Предприятие «Кантьере Навале Триестино» в Монфальконе было основано компаниями «Остеррайхише Шиффартс АГ» (Österreichische Schiffahrts AG) и «Шкода Верке АГ» (Skoda Werke AG). Ими обеими владел банк «Кредит-Аншталь фюр Хандель унд Гевербе» (Credit-Anstalt für Handel und Gewerbe), входивший в состав структур Ротшильдов. После вступления в войну Италии верфь «КНТ» в Монфальконе пришлось эвакуировать ввиду её близости к итальянской границе. 8 июня 1915 года итальянцы заняли верфь. Во время 2-й битвы при Изонцо с июля по сентябрь 1915 года её обстреливали австрийцы. «КНТ» перевела свою деятельность по кораблестроению на верфь «Первого Дунайского пароходства» (ДДШГ; Donaudampfschiffahrtsgesellschaft, DDSG) в районе Обуда в Будапеште. Окончательная сборка производилась на Морском арсенале в Поле.

Верфь «Ганц унд Ко. Данубиус» в Фиуме не имела опыта строительства подводных лодок и была вынуждена заключить договор о сотрудничестве с «УБАГ», дочерним предприятием конкурентов из фирмы «Уайтхед», располагавшейся по соседству. В связи с нехваткой квалифицированной рабочей силы фирма «Данубиус» была вынуждена перепоручить основные работы верфи «ДДШГ» в Обуде, где строительство подводных лодок уже вела «КНТ».

На верфи «Стабилименто Текнико Триестино» едва хватало квалифицированных рабочих, поскольку большая их часть была итальянцами. 7 октября 1916 года из патриотических соображений названием компании сменили на «Аустриа Верфт АГ» (Austria Werft A.G.).

Несмотря на вызванный войной дефицит материалов и квалифицированных рабочих, верфи всеми силами стремились получить контракты на строительство подводных лодок, не гнушаясь при этом нечестными приёмами. Данная непростая ситуация усугублялась тем, что венгры требовали передавать им по квоте 36,4 % всех заказов. Вся эта всеобщая подковёрная борьба всех против всех приводила к распылению ресурсов, перепутанной политике строительства и разработке отличающихся друг от друга подсерий разных типов. Контроль потеряли даже политики. В октябре 1915 года они утвердили строительство двух больших подлодок. При этом их заложили шесть, но ни одну так и не достроили.

Хотя правительство и утвердило строительство двух подлодок силами только «Ганц унд Ко. Данубиус», верфь «КНТ» с января 1916 года вела переговоры с бременской «АГ Везер» о приобретении проекта 800-тонных субмарин. В сентябре было подготовлено окончательное письмо-согласование, предусматривавшее строительство подводных лодок в соответствии с данными планами в Будапеште и окончательную сборку в Поле. Австро-венгерский флот требовал изменений конструкций не только на этапе проектирования, но и в ходе постройки. Вкупе с нехваткой материалов данный факт приводил к ещё большим сдвигам сроков: к концу войны SM U-48 была готова примерно на 71%, а SM U-49 — только на 54%. В соответствии с положениями мирного договора обе подлодки были разобраны на верфи.

Ещё двум лодкам этого типа 24 сентября 1918 года были присвоены наименования SM U-56 и SM U-57, но строить их даже не начали.

Верфь «Ганц унд Ко. Данубиус» получила свои военные заказы, и теперь конкуренты жаждали сатисфакции. «СТТ» и «УБАГ» приняли участие в конкурсе командования флота. Победителем был объявлен проект A 6 верфи «СТТ». Окончательный контракт на SM U-52 и SM U-53 был выдан 24 августа 1918 года. К окончанию войны корпуса обеих подводных лодок были готовы всего на 2%. 24 сентября 1918 года другим лодкам данного типа были присвоены наименования SM U-54 и SM U-55.

В мае 1916 года было предложено заказать подлодки немецкого проекта UB III (Typ UB III). «КНТ» проявила большой интерес к этому замаячившему контракту, приобрела лицензию у «АГ Везер» и предложила построить 10 лодок данного типа. Заказ утвердили оба правительства, австрийское и венгерское, с условием, что на австрийских верфях построят шесть субмарин, а на венгерских — четыре.

К ноябрю 1918 году SM U-101 была готова на 47%, SM U-102 — на 30%, SM U-103 — SM U-106 — на 15%. Все шесть лодок разобрали на стапелях согласно положениям мирного договора. 24 сентября 1918 года наименования SM U-118 — SM U-120 присвоили ещё трём лодкам данного типа, но их строительство даже не начали.

Наконец, достаточно поздно, в игру вступила «Аустриа Верфт АГ». Австро-венгерский флот планировала заказать у них три 500-тонные подлодки, и 24 сентября запланированным к постройке лодкам были присвоены наименования SM U-115 — SM U-117.

По факту в годы Первой мировой войны австрийский флот располагал всего 27 подлодками указанных выше типов. Четверть из них была потеряна: SM U-12 (линиеншиффс-лейтенант Эгон Лерх / Egon Lerch) 12 августа 1915 года подорвалась на мине при попытке пробраться в Венецианскую лагуну (17 погибших); SM U-3 (линиеншиффс-лейтенант Карл Штрнад / Karl Strnad) атаковала в проливе Отранто итальянский вспомогательный крейсер «Читта ди Катаниа» (Città di Catania), получила повреждения от тарана крейсера, на следующий день обнаружена французским эсминцем «Биссон» (Bisson, BS), который обстрелял и потопил лодку из артиллерии (7 погибших); SM U-6 (линиеншиффс-лейтенант Гуго фон Фалькхаузен / Hugo von Falkhausen) застряла в заградительной сети в проливе Отранто, освободиться из неё не удалось, и капитан приказал затопить лодку при подходе вражеских вооружённых тральщиков, вся команда попала в итальянский плен; SM U-16 (линиеншиффс-лейтенант Орест фон Цоппа / Orest Ritter von Zopa) потопила 17 октября 1916 года итальянский миноносец «Нембо» (Nembo), но была протаранена итальянских пароходом «Бормида» (Bormida), из-за полученных тяжёлых повреждений команда была вынуждена затопить лодку (2 погибших), остальная часть команды попала в итальянский плен; SM U-30 (линиеншиффс-лейтенант Фридрих Фендрих / Friedrich Fähndrich) вышла 3 марта 1917 года из Каттарского залива, пропала без вести (21 погибший); SM U-5 (линиеншиффс-лейтенант Фридрих Шлоссер / Friedrich Schlosser) 21 февраля 1918 года подорвалась на мине во время учебного плавания в Фазанском проливе (совр. Фажанский пролив) (6 погибших), но была поднята, отремонтирована и возвращена в строй; SM U-23 (линиеншиффс-лейтенант Клеменс фон Безард / Klemens Bezard Klemens Fryderyk Karol von Bézard) 21 февраля 1918 года была потоплена параваном с взрывчаткой с итальянского миноносца «Аироне» (Airone) (21 погибший); SM U-20 (линиеншиффс-лейтенант Людвиг Мюллер / Ludwig Müller) 7 июня 1918 года потоплена двумя торпедами, пищенными с итальянской подводной лодки F12 в районе устья реки Тальяменто (18 погибших), в июне 1962 года её обломки подняли со дна, команду похоронили на кладбище Терезианской военной академии в Винер-Нойштадте (Wiener Neustadt), её гребной винт находится в частном собрании, рубка и часть секций выставлены на экспозиции в Музея военной истории в Вене; SM U-10 (линиеншиффс-лейтенант Йохан Ульмански фон Врачевгай / Johann Ulmansky von Vracsevgaj) 9 июля 1918 года подорвалась на мине у Каорле (Caorle), выбросилась на берег, частично растащена австрийскими же солдатами, отбуксирована в Триест на ремонт, но до конца войны в строй так и не вернулась.

Рубка и часть корпуса подлодки SM U-20 в Музее военной истории в Вене:

В связи со скромными возможностями австрийский подводный флот действовал в основном на Адриатическом море и восточной части Средиземного моря. В то же самое время развёрнутые на австро-венгерских военно-морских базах немецкие подлодки орудовали по всему Средиземноморью. И тем не менее, австрийские подлодки потопили 108 торговых судов общим водоизмещением 196 093 брт, включая небольшие каботажные парусники и пароходы. Есть неподтверждённые заявки о потоплении ещё 11 торговых судов на 41 000 брт.

Линиеншиффс-лейтенант Георг Людвиг фон Трапп, самый результативный подводник Австро-Венгрии, на мостике SM U-5


Линиеншиффс-лейтенант Георг Людвиг фон Трапп, самый результативный подводник Австро-Венгрии, на мостике SM U-5

Крупнейшим потопленным австрийцами вражеским боевым кораблём стал французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» (Léon Gambetta), потопленный 27 апреля 1915 года подводной лодкой SM U-5 (командир — линиеншиффс-лейтенант Георг Людвиг фон Трапп / Georg Ludwig Ritter von Trapp). Ранее, 21 декабря 1914 года подлодка SM U-12 тяжело повредила торпедой французский линкор «Жан Бар» (Jean Bart). Позднее, 5 августа 1915 года, SM U-5 Георга фон Траппа потопила итальянскую субмарину «Нереиде» (Nereide). Когда 18 июля 1915 года итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» (Guiseppe Garibaldi) обстрелял железную дорогу Рагуза-Каттаро (Ragusa-Cattaro; совр. соотв. Дубровник / Dubrovnik в Хорватии и Котор / Kotor в Черногории), SM U-4 смогла атаковать и потопить корабль. 11 июня 1917 года в районе Крита подлодка SM U-27 торпедным залпом по носу японского эсминца «Сакаки» (Sakaki / 榊) тяжело повредила корабль, чем вывела его из боеспособного состояния на несколько месяцев. 29 августа 1917 года SM U-14 потопила итальянский гражданский пароход «Милаццо» (Milazzo).

В список потопленных австрийскими подводниками вошли французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта», итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди», британский эсминец «Финикс» (HMS Phoenix), французские эсминцы «Реноден» (Renaudin, RD) и «Фурш» (Fourche), итальянские эсминец «Импетуозо» (Impetuoso) и миноносец «Нембо», итальянская подлодка «Нереиде» и французская «Сирсе» (Circé, Q47). Они также повредили французский линкор «Жан Бар», британские лёгкие крейсеры «Даблин» (HMS Dublin) и «Веймут» (HMS Weymouth), японский эсминец «Сакаки». Недурно для подводного флота, созданного в ограниченных военных условиях. Тем более, если сравнивать силы австро-венгерского подплава с силами противника: на момент начала войны у Франции было 79 подлодок, а у Италии 25.

С распадом лоскутной империи также окончилась история подводного флота Австро-Венгрии.

Источник — https://vk.com/@marineproof-istoriya-voenno-morskih-sil-avstro-vengrii-ch-3-podvodnyi

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account