История военно-морских сил Австро-Венгрии. Часть 2. 1867-1918 годы

18

Часть первая

Продолжаю публиковать цикл посвящённые истории Военно-Морского флота Австро-Венгрии. Сегодня буде вторая часть охватывающая довольно большой промежуток времени.

Содержание:

Мирное время

В 1873 году в состав флота вошёл новый винтовой пароходофрегат «Лаудон» (SMS Laudon, команда — 480 чел.). В 1880 году он принял участие в международном военно-морском смотре в Гравозе (Gravosa; совр. Груж / Gruž, Хорватия).

В мирное время австрийские корабли ходили в Азию, Северную Америку, Южную Америку и на Тихом океане.

Макс фон Штернэк


Макс фон Штернэк

Когда флот возглавлял фон Пёк (до 1883 года), флот не пользовался вниманием публики. При нём начатое строительство было завершено, но новых больше не строилось. В 1870-х годах был создан новый тип боевого корабля – миноносец. Это был небольшой быстроходный корабль, вооружённый самодвижущейся миной (торпедой; сконструирована фрегаттен-капитаном Джованни Луписом (Giovanni Biagio Luppis Ritter von Rammer / Ivan Lupis – Vukić) из Фиуме). 27 марта 1873 года в строй вступил «Зеехунд» (SMS Seehund), первый австро-венгерский миноносец. В 1877 году, раньше всех других морских держав, Австро-Венгрия начала использовать т.н. минные крейсеры («Зара» (SMS Zara), «Спалато» (SMS Spalato), «Себенико» (SMS Sebenico), более крупные, чем канонерки. Основанный в 1882 году Тройственный союз стал для флота форменной катастрофой. Итальянская угроза исчезла, не оставив после себя причин развивать флот. Фон Пёк не смог справится с возникшими проблемами и перенёс нервный срыв. Он ушёл с поста и был заменён на Макса фон Штернэка, другого героя сражения при Лиссе. Он понимал необходимость переработки традиционной организации флота на фоне внедрения новых достижений науки и техники на флоте. Предложенная им в 1884 году программа строительства флота предусматривала создание крупного боеготового флота, ядром которого должны были стать 15 барбетных броненосцев. Также было начато строительство барбетных броненосцев, 6 900-тонного «Кронпринц Эрхерцог Рудольф» (SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf) и 5 100-тонного «Кронпринцессин Эрцхерцогин Стефани» (SMS Kronprinzessin Erzherzogin Stephanie). Эти корабли стали первыми на флоте, вооружёнными 305-мм орудиями. В первые годы пребывания фон Штернэка в должности он также уделял внимание строительству малых безбронных кораблей. В 1892 году флот получил 53 новых миноносца, 6 эсминцев, 3 лёгких крейсера (1 500-тонные минные «Пантер» (SMS Panther), «Леопард» (SMS Leopard) и «Тигер» (SMS Tiger)) и 2 более тяжёлых (4 000-тонные бронепалубные «Кайзерин Элизабет» (SMS Kaiserin Elisabeth) и «Кайзер Франц Йозеф I» (SMS Kaiser Franz Joseph I)). В 1877-78 годах в немецком Эльбинге (Elbing; совр. Эльблонг / Elbląg в Польше) было построено три торпедных канонерских лодки («Метеор» (SMS Meteor), «Комет» (SMS Komet), «Блиц» (SMS Blitz). А в 1890 году в английском Джарроу (Jarrow) закончили строительство торпедной канонерки «Планет» (SMS Planet). По их образцу в Триесте был построен «Трабант» (SMS Trabant). Фон Штернэк не забывал и про вспомогательные суда. Сначала были построены буксиры «Хиппос» (SMS Hippos) и «Бюффель» (SMS Büffel), минный транспорт «Дромедар» (SMS Dromedar). За ними последовали спасательные суда «Гигант» (SMS Gigant) и «Плуто» (SMS Pluto). В 1890 году был заложен первый минный заградитель, «Заламандер».

Броненосцы «Кронпринц Эрхерцог Рудольф», «Кронпринцессин Эрцхерцогин Стефани», «Кайзер Франц Йозеф I» и минный крейсер «Тигер» прибывают на манёвры в немецкий Киль, 1890 год


Броненосцы «Кронпринц Эрхерцог Рудольф», «Кронпринцессин Эрцхерцогин Стефани», «Кайзер Франц Йозеф I» и минный крейсер «Тигер» прибывают на манёвры в немецкий Киль, 1890 год

Император Франц Иосиф I и флот

В 1869 году император Франц Иосиф совершил путешествие на винтовом корвете «Вирибус Унитис» (SMS Viribus Unitis, не путать с более поздним одноимённым линкором) на открытие Суэцкого канала. Название кораблю было дано в честь его личного девиза. Попутно он заодно воспользовался возможностью нанести официальный визит турецкому султану. Он также посетил святые места в Иерусалиме (в числе прочих, австрийский император носил титул Короля иерусалимского), где он остановился в Австрийском странноприимном доме. Из-за плотного графика 14 ноября император, несмотря на штормовую погоду, должен был прибыть на императорскую яхту «Грайф» (SMS Greif) на весельной лодке. Он добрался до яхты с большим трудом, промокший до нитки и сильно замёрзший. После этого император стал относиться к флоту очень неоднозначно.

7 апреля 1871 года в Вене скончался Вильгельм фон Тегетхофф. Он был похоронен с большими почестями на кладбище «Мацляйнсдорф» в Вене. Император Франц Иосиф I на церемонии не присутствовал. 31 октября 1872 года фон Тегетхофф был перезахоронен в Граце на кладбище «Санкт-Леонард».

Другие операции с участием флота

В последующие годы флот занимался главным образом научными экспедициями. Однако Балканы постоянно становились источником дипломатических и военных конфликтов. В 1868 году был принят новый закон о воинской повинности, который вводил многолетнюю воинскую службу для всех военнообязанных. Население региона Кривошие, близ Каттаро (совр. Черногория), выступило против данного плана, что впоследствии вылилось в боевые столкновения между восставшими и армейскими частями, которых поддерживал в бою флот.

В 1878 году по инициативе немецкого канцлера Отто фон Бисмарка (Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen) состоялся Берлинский конгресс, на котором была достигнута договоренность о разделе Турции. Австро-Венгрии было разрешено оккупировать Боснию и Герцеговину.

В 1882 году произошло новое восстание в Кривошие. В его подавлении также принял участие флот, в том числе канонерская лодка «Наутилус» (SMS Nautilus). В 1908 году в ходе аннексии Боснии снова произошло восстание в районе Каттаро, к подавлению которого был привлечен флот.

Австро-венгерская экспедиция к Северному полюсу

Австро-венгерские корабли и служащие флота также приняли участие в исследовании Арктики. В ходе экспедиции, продлившейся с 1872 по 1874 годы была открыта Земля Франца Иосифа.

Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт


Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт

В 1870 году австрийский художник-пейзажист Юлиус Пайер (Julius Johannes Ludovicus Payer) принимал участие в неудавшейся научной экспедиции Северогерманского союза. По её итогам и под впечатлением картографа и географа Августа Петермана (August Heinrich Petermann) подготовил план аналогичной экспедиции под австрийским началом.

13 июля 1872 года из Тромсё (Tromsø) стартовала Австро-венгерская полярная экспедиция на исследовательском судне «Адмирал Тегетхофф» (S/X Admiral Tegetthoff, построено в Бремерхафене по спецзаказу) под командованием кайзерегерс-оберлейтенанта Юлиуса Пайера и линиеншиффс-лейтенанта Карла Вейпрехта (Carl (Karl) Georg Ludwig Wilhelm Weyprecht). Экспедицию патронировали эрцгерцог Райнер Фердинанд Австрийский (Rainer Ferdinand Maria Johann Evangelist Franz Ignaz von Österreich, куратор академии наук) и граф Иоганн Непомук Вильчек (Johann Nepomuk Joseph Maria Graf Wilczek) от Военно-морской секции. В конце августа судно было затёрто во льдах к северу от о. Новая Земля, откуда она дрейфовала к ранее неизвестным полярным районам. Именно в ходе этого дрейфа исследователи открыли архипелаг, названный в честь императора Франца Иосифа I. В мае 1874 года Пайер принял решение бросить затёртый во льдах корабль и попытаться вернуться на сушу на санях и шлюпках. 14 августа 1874 года экспедиция достигла открытого моря и 3 сентября наконец-то ступила на материковые владения России.

Команда оставляет затёртого во льдах «Адмирала Тегеттхоффа»


Команда оставляет затёртого во льдах «Адмирала Тегеттхоффа»

Экспедиция вернулась в 1874 году. Во время рискованной и опасной экспедиции, в ходе которой исследовательское судно пришлось оставить, погиб один человек, механик Отто Криш (Otto Krisch; Ота Кршиж / Ota František Kříž). Открытый экспедицией архипелаг, которому было присвоено название «Земля Франца Иосифа», впоследствии отошёл России. На карты были нанесены названия «мыс Вена», «мыс Тегетхофф», «остров кронпринца Рудольфа», «остров Вильчека» и др.

«Зриньи» в восточной Азии

Винтовой корвет «Зриньи» строился на верфи «Стабилименто Текнико Триестино» (Stabilimento Tecnico Triestino, STT) в 1869-1871 годах. Спущен на воду 10 апреля 1870 года. (Одноимённый линкор был спущен на воду на этой же верфи 12 апреля 1910 года).

В 1890-91 годах в ходе одного плавания корвет «Зриньи» под командованием корветтен-капитана Владимира Книттеля (Wladimir Khittel) совершил поход в Восточную Азию. Маршрут плавания проходил через Аден (Aden / عدن), Сингапур и Шанхай и вверх по р. Янцзы до Нанкина (Nanjing / 南京市) и Ханькоу (Hankou / 汉口市). В ходе плавания были сделаны зарисовки и составлены карты реки Янцзы, описаны укрепления поселения на обеих берегах реки. Эти работы окажутся очень кстати несколькими годами позднее, во время подавления Боксёрского восстания.

Океанские экспедиции

Ещё в 1880-х годах восточная часть Средиземного моря была малоисследованным регионом. После четырёх ежегодных экспедиций австрийского флота на транспортном пароходе «Пола» в 1890-93 годах эта акватория стала одной из наилучше исследованных в мире. На 417 заранее определённых стоянках, где корабль бросал якорь, собирались данные о топографических, физических, химических и биологических условиях.

Транспортный пароход «Пола»


Транспортный пароход «Пола»

В 1894 году была проведена дополнительная двухмесячная экспедиция на Адриатике, параллельно с которой проходила экспедиция парохода «Таурус» (SMS Taurus) в Мраморное море под командованием химика Конрада Наттерера (Konrad Natterer). В числе полученного научного материала оказалась первая глубоководная рыба, выловленная в Адриатическом море.

В 1895-96 и 1897-98 годах были проведены две экспедиции в северной и южной частях Красного моря. Главной научной целью было изучение фауны. Также проводились масштабные исследования в области метеорологии, геодезии, геологии, ботаники, химии и физики. Помимо морских глубин также проводились исследования побережья соответствующих стран.

Результаты экспедиций «Полы» оказались очень богатыми и имеющими высокую ценность для науки. В Австрии и других странах вышли описания многих до той поры неизвестных видов животных, которые были опубликованы в «Юбилейных сборниках Императорской академии наук в Вене».

28 июля 1891 года была определена самая глубокая на то время точка в Средиземном море (на глубине 4 404 м). По запросу президиума Императорской академии наук ей было присвоено название «Бездна Полы» (Pola-Tiefe).

На рубеже веков

1890-1900

Униформа матросов и офицеров, 1890-е годы


Униформа матросов и офицеров, 1890-е годы

Герман фон Шпаун


Герман фон Шпаун

На флоте остро не хватало эскадренных броненосцев. Поскольку ограниченный бюджет не позволял строить новые корабли, Тегетхофф решил вопрос посредством модернизации казематного броненосца. В 1891 и 1893 годах в строй вошли два крупных крейсера, «Кайзерин Элизабет» и «Кайзер Франц Йозеф I» на замену броненосцам. В 1892 и 1893 годах на воду спустили ещё и два монитора, «Кёрёш» (SMS Körös) и «Самош» (SMS Szamos). В 1893 году ценой больших политических усилий был спущен на воду первый современный и крупный броненосный крейсер «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия» (SMS Kaiserin und Königin Maria Theresia). В 1893 году фон Штернэк получил заём в 1,5 млн крон на строительство трёх новых броненосцев береговой обороны, получивших наименования «Вин» (SMS Wien), «Монарх» (SMS Monarch) и «Будапешт» (SMS Budapest). Из них трёх «Будапешт» первым в истории получил водотрубный котёл. Больше при фон Штернэке броненосцев не строилось. Однако это обстоятельство в какой-то мере компенсировали спущенные на воду в 1897-98 годах бронепалубные крейсеры «Цента» (SMS Zenta), «Асперн» (SMS Aspern) и «Сигетвар» (SMS Szigetvár), а также броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» (SMS Kaiser Karl VI.), сошедший со стапелей в 1895 году. В 1895 году на церемонии ввода в эксплуатацию Кильского канала Австро-Венгрию представляли три крейсера. Кроме того, в то же время строились миноносцы серии «Шпербер» (Sperber) и «Эльстер» (Elster). В 1892 и 1896 годах в строй вошли две торпедные канонерки «Зателлит» (SMS Satellit) и «Магнет» (SMS Magnet). 8 декабря 1897 года фон Штернэк скоропостижно скончался. Под его началом было построено шесть броненосцев, начато строительство одного, а также получено добро от парламента на строительство ещё трёх. Новым главнокомандующим флотом стал барон Герман фон Шпаун (Hermann Freiherr von Spaun), который два месяца до этого был заместителем фон Штернэка. После вступления в должность фон Шпаун представил крайне амбициозную программу. Согласно программе к 1908 году планировалось создать флот из 12 линкоров, 12 крейсеров и 72 миноносца, а все корабли, построенные до 1890 года, должны были списать с флота.

Броненосный крейсер «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия»


Броненосный крейсер «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия»

Корабли у причала военно-морской базы в Поле, ок. 1890 года


Корабли у причала военно-морской базы в Поле, ок. 1890 года

Миноносец «Вараздинер» (SMS Warasdiner)


Миноносец «Вараздинер» (SMS Warasdiner)

Критское восстание

В конце 1896 года на острове Крит вспыхнуло восстание, и 21 января 1897 года на остров для освобождения его от турецкого владычества и объединения с Грецией высадилась греческая армия. Европейские державы, включая Австро-Венгрию, вмешались и провозгласили международный протекторат на Крите. Австрийские корабли патрулировали воды Крита для блокады военно-морских сил Турции. Крит пребывал в таком подвешенном дипломатическом статусе вплоть до 1913 года, когда он наконец был передан Греции.

1900-1914

В результате растущего интереса в 1900 году парламентарии проголосовали за выделение необходимых средств на строительство ещё одного 7 400-тонного броненосного крейсера («Санкт-Георг» (SMS Sankt Georg)). В 1900-04 годах в строй вошли эскадренные броненосцы типа «Хабсбург» (Habsburg-Klasse) («Хабсбург», «Арпад» (SMS Árpád), «Бабенберг» (SMS Babenberg), подобных которым ранее не строилось – их водоизмещение составляло 8 300 т. В 1902-04 годах было построено два речных монитора, «Темеш» (SMS Temes) и «Бодрог» (SMS Bodrog). В 1904 году флот получил экстренный заём на 121,5 млн для достройки уже строившихся эскадренных броненосцев типа «Эрцхерцог Карл» (Erzherzog Karl-Klasse). Однако в том же году министр финансов распорядился вычесть эту сумму из годового бюджета флота. Узнав об этом фон Шпаун в октябре 1904 года подал в отставку. Несмотря на просьбы императора, он не смог смириться с данным несправедливым требованием. Данный поступок возымел такое сильное действие на Франца Иосифа I, что следующий крупный корабль был назван в честь фон Шпауна. Им стал первый быстроходный крейсер – «Адмирал Шпаун» (SMS Admiral Spaun). На должность главнокомандующего флотом и начальника военно-морской секции назначили заместителя фон Шпауна, графа Рудольфа фон Монтекуколли (Rudolf Graf von Montecuccoli).

Форма и знаки различия австро-венгерского флота. Объяснение рисунков к таблице австро-венгерского флота: 1 - военный флаг и гюйс. 2 - адмиральский флаг. 3 - вице-адмиральский флаг. 4 - контр-адмиральский флаг. 5 - Императорский штандарт. 6 - коммерческий флаг. 7 и 8 - офицеры. 9, 10, 11 - нижние чины. Шитье на рукавах: 12 - мичман. 13 - лейтенант. 14 - капитан-лейтенант. 15 - капитан 2-го ранга. 16 - капитан 1-го ранга. 17 - контр-адмирал. 18 - вице-адмирал. Фуражки: 20 - обер-офицер. 21 - штаб-офицер. 22 - адмирал. 23 - матрос. 24 - унтер-офицер. 25 - боцман (кондуктор). Вышитые значки на рукавах: 26 - матрос первой статьи. 27 - наводчик. 28 - пулемётчик. 29 - комендор (артил. унтер-офицер). 30 - минёр (минный унтер-офицер). 31 - рулевой. 32 - стрелок унтер-офицерского звания. 33 - машинный унтер-офицер. 34 - боцманмать. 35 - боцман (кондуктор). 36 - старший боцман (кондуктор). 37 - десять лет сверхсрочной службы.


Форма и знаки различия австро-венгерского флота.
Объяснение рисунков к таблице австро-венгерского флота: 1 — военный флаг и гюйс. 2 — адмиральский флаг. 3 — вице-адмиральский флаг. 4 — контр-адмиральский флаг. 5 — Императорский штандарт. 6 — коммерческий флаг. 7 и 8 — офицеры. 9, 10, 11 — нижние чины. Шитье на рукавах: 12 — мичман. 13 — лейтенант. 14 — капитан-лейтенант. 15 — капитан 2-го ранга. 16 — капитан 1-го ранга. 17 — контр-адмирал. 18 — вице-адмирал. Фуражки: 20 — обер-офицер. 21 — штаб-офицер. 22 — адмирал. 23 — матрос. 24 — унтер-офицер. 25 — боцман (кондуктор). Вышитые значки на рукавах: 26 — матрос первой статьи. 27 — наводчик. 28 — пулемётчик. 29 — комендор (артил. унтер-офицер). 30 — минёр (минный унтер-офицер). 31 — рулевой. 32 — стрелок унтер-офицерского звания. 33 — машинный унтер-офицер. 34 — боцманмать. 35 — боцман (кондуктор). 36 — старший боцман (кондуктор). 37 — десять лет сверхсрочной службы.

В 1905 году фон Монтекуколли представил свою программу строительства флота. По его плану флот должен был насчитывать 13 эскадренных броненосцев, 12 крейсеров, 18 эсминцев, 82 миноносца и 6 подводных лодок. Принятие новой программы почти совпало с изменением в военно-морских вооружениях. После ввода в строй британского линкора «Дредноут» (HMS Dreadnought) началось массовое строительство новых кораблей, что сделало имевшиеся на австро-венгерском флоте небольшие и слабо вооружённые линкоры-додредноуты устаревшими. Некоторые корабелы предложили строить новые корабли, но фон Монтекуколли и консерваторы выступили против.

Рудольф фон Монтекуколли


Рудольф фон Монтекуколли

В конечном итоге, в качестве временной меры были построены три полудредноута («Эрцхерцог Франц Фердинанд» (SMS Erzherzog Franz Ferdinand), «Радецки» и «Зриньи»), вооружённые разнокалиберной артиллерией (305-мм и 240-мм орудия). В 1908 году главком флота представил план на 16 линкоров, 12 крейсеров, 24 эсминца, 72 миноносца и 12 подводных лодок. В 1910-11 годам итало-австро-венгерские отношения совсем испортились. Более никто не верил, что удастся воссоздать Тройственный союз, распущенный в 1912 году. Однако Итало-турецкая война 1911-12 годов и последовавшие за ней события на Балканах снова столкнули две страны вместе. В октябре 1912 года фон Монтекуколли заявил «Мы – средиземноморская держава». Из этого заявления явствует насколько сильна была идея морской державы в австрийской части Двуединой монархии.

Антон Гаус


Антон Гаус

В феврале 1913 года престарелый фон Монтекуколли был заменён на Антона Гауса (Anton Johann Haus). Гаусу, в отличие от его предшественника, достался гораздо более современный флот. Ещё фон Монтекуколли планировал строительство двух новых дредноутов. А весной 1913 года, под давлением эрцгерцога Франца Фердинанда, Гаус предложил строительство четырёх кораблей, ещё более мощных. На момент начала войны австро-венгерский флот уже имел три дредноута, а четвёртый строился. После возобновления тройственного союза в 1900 году в Риме было выдвинуто предложение подписать австро-германо-итальянскую морскую конвенцию. В 1913 году была достигнута договорённость, что в возможной войне с Францией объединённый итало-австрийский флот будет действовать из Мессины.

Боксёрское восстание

На момент начала Боксёрского восстания (1899-1901 годы) в Китае в апреле 1900 года Австро-Венгрия была представлена бронепалубным крейсером «Цента», который в это время находился в Китае. Таким образом лоскутная империя принимала участия в событиях с самого их начала. Кроме того, направленные на защиту посольства в Пекине офицеры и матросы принимали участие в боевых действиях. Во время Боксёрского восстания в Австро-Венгрия была членом Альянса восьми держав. В качестве члена альянса Австрия направила два учебных корабля и крейсеры «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия», «Кайзерин Элизабет» и «Асперн», а также бронепалубный крейсер «Цента» с ротой морской пехоты к побережью северного Китая в апреле 1900 года. Они базировались на находившийся в российской концессии Порт-Артур.

Крейсер «Цента» в Поле по возвращении из Китая, 1 октября 1901 года


Крейсер «Цента» в Поле по возвращении из Китая, 1 октября 1901 года

В июне они помогли удержать железную дорогу в Тяньцзине (Tiānjīn / 天津), а также обстреляли несколько вооружённых джонок на реке Хайхэ в районе Тунчжоу. Они также приняли участие в захвате крепостей Дагу, прикрывавших подходы к Тяньцзиню, а также абордаже и захвате четырёх китайских эсминцев силами британского капитана Роджера Киза (Roger John Brownlow Keyes) с эсминца «Фейм» (HMS Fame). За время восстания австрийские силы понесли лишь небольшие потери.

После восстания один крейсер стал постоянно базироваться на Китайскую станцию, а отделение морской пехоты было развёрнуто при посольстве в Пекине.

Морские пехотинцы из охраны австрийского посольства в Пекине


Морские пехотинцы из охраны австрийского посольства в Пекине

Линиеншиффс-лейтенант Георг Людвиг фон Трапп (Georg Ludwig Ritter von Trapp), служивший во время Первой мировой войны командиром подводной лодки, и увековеченный в мюзикле «Звуки музыки» после Второй мировой войны, был награждён за храбрость во время службы на крейсере «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия» во время Восстания.

Черногория

Во время Первой Балканской войны Австро-Венгрия присоединилась к Германии, Франции, Великобритании и Италии в блокаде приморского города Бар в Черногории.

Европейская гонка морских вооружений

В числе факторов, приведших к началу Первой мировой войны, была гонка морских вооружений между Великобританией и Германией. Германия развивала свою военно-морскую инфраструктуру, включая строительство новых сухих доков и расширение Кильского канала с целью сделать его проходимым для более крупных кораблей. Однако это была не единственная в то время гонка морских вооружений. Царская Россия, по итогам поражения в Русско-японской войне, также вела строительство нового современного флота. Австро-Венгрия и Италия вели свою гонку за доминирование на Адриатическом море. Императорский и королевский военно-морской флот в то время имел видного покровителя в лице эрцгерцога Франца Фердинанда (Erzherzog Franz Ferdinand Carl Ludwig Joseph Maria von Österreich-Este). Как и другие горячие поклонники флота до него, Франц Фердинанд сам живо интересовался флотом и энергично отстаивал интересы флота.

Эпоха дредноутов

В 1906 году Великобритания приняла на вооружение линкор «Дредноут». Этот корабль был настолько совершенным, что по некоторым заявлениям мгновенно сделал все более ранние линкоры устаревшими, хотя британцы и другие страны продолжали использовать додредноуты.

Сборка первой башни 305-мм орудий для линкора «Вирибус Унитис» на заводе «Шкода», Пилзен, 1909-1910 годы


Сборка первой башни 305-мм орудий для линкора «Вирибус Унитис» на заводе «Шкода», Пилзен, 1909-1910 годы

Австро-венгерские кораблестроители, осознавая неизбежное превосходство всех проектов дредноутов с крупнокалиберной артиллерией, представили свой проект военно-морской секции имперского военного министерства в Вене. 5 октября 1908 года было заказало строительство собственного дредноута. Заказ получила верфь «Стабилименто Текнико Триестино». Вооружение делал завод «Шкода» (Skodawerke AG) в Пилзене (Pilsen; совр. Пльзень / Plzeň в Чехии). В 1910 году бюджет флота был существенно увеличен для проведения масштабной модернизации уже имевшихся кораблей и строительства новых дредноутов. Линкоры «Тегетхофф» (SMS Tegetthoff) и «Вирибус Унитис» были спущены на воду в Триесте, соответственно, 24 июня 1911 года и 21 марта 1912 года в присутствии эрцгерцога Франца Фердинанда под народное ликование. Вслед за ними последовали «Принц Ойген» (SMS Prinz Eugen) и «Сент-Иштван» (SMS Szent István). Данные линкоры были построены гораздо позже многих более ранних британских и немецких дредноутов, а потому по ряду показателей отличались более совершенной конструкцией, особенно в сравнении с французскими и итальянскими образцами. Они строились уже с радиорубками и зенитным вооружением. По некоторым заявления, это были первые в мире линкоры, вооружённые носовыми торпедными аппаратами.

Макет в разрезе линкора «Вирибус Унитис" экспозиции Музея военной истории в Вене.


Макет в разрезе линкора «Вирибус Унитис» экспозиции Музея военной истории в Вене.

Линкор «Вирибус Унитис» во главе 1-й эскадры линкоров (1. k.u.k. Schlachtschiffgeschwader).


Линкор «Вирибус Унитис» во главе 1-й эскадры линкоров (1. k.u.k. Schlachtschiffgeschwader).

Спуск на воду линкора «Сент-Иштван» на верфи «Данубиус-Верфт» (Danubius-Werft) в Фиуме, 17 января 1914 года


Спуск на воду линкора «Сент-Иштван» на верфи «Данубиус-Верфт» (Danubius-Werft) в Фиуме, 17 января 1914 года

Линкор «Тегетхофф» на испытаниях, 1913 год


Линкор «Тегетхофф» на испытаниях, 1913 год

22-28 мая 1914 г. «Тегетхофф» вместе с «Вирибус Унитис» участвовали в визите на базу британского Средиземноморского флота на Мальте.

Первая мировая война

Во время Первой мировой флот хоть и принял участие в отдельных боестолкновениях, но до вступления в войну Италии в основном стоял на главной базе в Поле. После объявления войны Италией сам факт его существования связывал итальянский и французский флоты на Средиземном море вплоть до самого конца боевых действий.

Австро-венгерские линкоры на стоянке в Поле, 1915 год


Австро-венгерские линкоры на стоянке в Поле, 1915 год

Присутствие флотов трёх стран Антанты на Средиземном море сильно затрудняло координацию их действий и выработку общей доктрины. Средиземноморье было разделено на 11 зон, из которых британцы отвечали за четыре, французы за четыре, итальянцы за три. Различия в командной структуре, национальная гордость и языковой барьер тоже вносили свой вклад в недостаток слаженности в применении морских сил, в результате чего атаки немецких и австрийских подлодок на торговые суда сильно активизировались.

1914

Во второй половине июля 1914 года командование австро-венгерского флота признало возможность начала конфликта с Сербией. После убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены австро-венгерский флот почтил их память, организовав церемонию публичного прощания на борту линкора «Вирибус Унитис». Началась мобилизация. Подразделения 2-й тяжёлой дивизии (2. Schwere Division) были направлены на крайнюю южную базу в Каттаро. 24 июля с базы вышли быстроходный крейсер «Адмирал Шпаун», эсминцы «Ускоке» (SMS Uskoke), «Улан» (SMS Ulan) и «Штрайтер» (SMS Streiter), миноносцы SMS 61T, SMS 66F и SMS 68F, а также гидросамолёты E18, E20 и E21. Командование флота призвало к ускоренному строительству кораблей. Как результат, 1 и 29 августа соответственно в строй были введены лёгкие крейсеры «Зайда» (SMS Saida) и «Хельголанд». 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В результате мобилизации численность личного состава флота достигла 33 736 чел. Находившимся за границей кораблям, крейсеру «Сигетвар» и пароходу «Таурус», было приказано взять курс домой.

Первые выстрелы Первой мировой войны дала Дунайская флотилия. В самую ночь объявления войны, в 02:20 мониторы «Темеш», «Бодрог» и «Самош» начали обстрел Белграда. 5 августа также была объявлена Черногории. Объекты в пределах досягаемости черногорских артиллерийских батарей надлежало эвакуировать. 8 августа, в первый день морской войны против Черногории, отряд в составе крейсеров «Сигетвар» и «Цента», эсминца «Ускоке» и миноносца 64F обстреляли радиостанцию в Баре и близлежащую железнодорожную инфраструктуру.

Австрийский флот блокировал Черногорию. Блокаду попеременно осуществляли крейсеры «Сигетвар» и «Цента», эсминцы «Ускоке», «Улан», «Штрайтер» и миноносцы 64F, 68F, 72F. 12 августа Великобритания и Франция объявили войну Австро-Венгрии. Возникла угроза появления на Адриатическом море флотов великих держав. 16 августа «Цента» и «Улан» несли дежурство, когда на горизонте появились клубы дыма. Австро-венгерские корабли взяли курс в сторону Каттаро, но только быстроходный «Улан» смог уйти на базу в Каттарский (ныне — Которский) залив. Крейсер «Цента» остался один-на-один с флотилией из 11 французских кораблей и 8 британских. Французский флагман, линкор «Курбэ» (Courbet), призвал корабль сдаться, но фрегаттен-капитан Пауль Пахнер (Paul Pachner) в ответ поднял боевой флаг. Завязался неравный бой. Вражеские силы атаковали с дальней дистанции, при этом орудия «Центы» били только на 10 км. Один из попавших в крейсер снарядов обездвижил его, и корабль начал тонуть. Погибло 173 человека. Один из выживших за пять часов вплавь добрался до Черногории, где был взят в плен. Из 320 человек команды выжило 120. Они попали в плен в Черногории, откуда были освобождены в 1916 году.

На территории Черногории находилась гора Ловчен, которая возвышалась на Каттаро, и с которой можно было следить за активностью австрийских сухопутных и морских сил, а также обстреливать их территорию. Данные позиции были расширены французскими артбатареями. С 9 августа по 22 октября крейсеры «Кайзер Карл VI», «Кайзер Франц Йозеф I», «Сигетвар» и «Радецки» обстреливали батареи на Ловчене и смогли их подавить.

29 ноября французская подлодка «Кюньо» (Cugnot, Q76) под командованием капитан-лейтенанта Дюбуа ворвалась в Каттарский залив. Её немедленно обнаружили два корабля и начали обстрел, заставив подлодку уйти. Подлодке «Кюри» (Curie, Q 87) под командованием капитан-лейтенанта Джона О’Берна (John Joseph Gabriel O’Byrne) повезло меньше – она напоролась на заградительную сеть и застряла в ней. Её заметили и атаковали торпедная канонерка «Магнет» и миноносец SMS Tb 63T.

Бронепалубный крейсер «Кайзерин Элизабет» начало войны застало в Циндао (Tsingtao / Qingdao / 青岛市, главный порт немецкой колонии Цзяо-Чжоу). Он перешёл под командование немецкого генерал-губернатора. На эту колонию предъявила права Япония, которая объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Поскольку немецкие корабли, в том числе знаменитый крейсер «Эмден» (SMS Emden) вышли в море, защищать колонию остались австрийский корабль и немецкая канонерская лодка. Циндао капитулировал после двух месяцев осады. Чтобы крейсер не достался противнику в ночь на 2 ноября 1914 года команда «Кайзерин Элизабет» затопила свой корабль. Немецкие и австрийские защитники колонии оставались в японском плену до 1920 года.

1915

Французы не оставляли попыток прорваться к черногорским портам. Были отправлены пароходы и парусники, гружёные оружием и припасами. При штиле парусники тянула на буксире черногорская вооружённая паровая яхта «Румия» (Румија). В ночь с 1 на 2 марта отряд во главе с эсминцами «Чикош» (SMS Csikós), «Улан» и «Штрайтер» выдвинулись на перехват «Румии». Бой для австрийцев оказался успешным. Миноносец SMS 57T потопил яхту одной торпедой.

Линиеншиффс-лейтенант фон Трапп на мостике подлодки U-5, 1915 год


Линиеншиффс-лейтенант фон Трапп на мостике подлодки U-5, 1915 год

26 апреля в 00:10 подводная лодка SM U-5 (командир — линиеншиффс-лейтенант Георг Людвиг фон Трапп) торпедировала французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» (Léon Gambetta), который затонул за 9 минут. На дно с кораблём ушли 574 человека, включая контр-адмирала Виктора-Батистена Сенеса (Victor-Baptistin Senès). 2 мая крейсер «Новара» и эсминец «Триглав» (SMS Triglav) буксировали немецкие подлодки SM UB-7 и SM UB-8 в Ионическое море. «Триглав» противников не встретил, однако «Новара» благодаря своей быстроходности прорвался через заслон из двух французских эсминцев. В это же время на политическом фронте произошли большие изменения. 4 мая Италия вышла из Тройственного союза с Центральными державами. 23 мая 1915 года, в день Святой Троицы, в 15:50, герцог Джузеппе Аварна (Giuseppe Avarna di Gualtieri), итальянский посол в Австро-Венгрии, передал официальную декларацию Королевства Италия. В ней король заявлял «…с завтрашнего дня Италия находится в состоянии войны с Австро-Венгрией».

В связи с изменением баланса сил неудивительно, что австро-венгерский флот списали со счетов – численно он заметно уступал итальянскому. Не забываем также о британском и французском флотах. Объявление войны не стало неожиданностью для адмирала Гауса и его штаба. В ночь объявления войны из Полы вышел разведывательный отряд во главе с «Зайдой», за которым час спустя вышли другие корабли. В их числе был эскадренный броненосец «Хабсбург» с адмиралом Антоном Гаусом на борту. Эсминцы «Чикош» и «Велебит» (SMS Velebit) прорвались в гавань Анконы. В это время «Хабсбург» обстрелял береговые батареи и железнодорожную станцию, «Бабенберг» — трансформаторную подстанцию, «Арпад» — три казармы и газгольдеры. «Эрцхерцог Фердинанд Макс» сосредоточил огонь на северных казармах, радостанции и системах военно-морской сигнализации; «Эрцхерцог Фридрих» (SMS Erzherzog Friedrich) – на южных казармах и заводских строениях, а «Эрцхерцог Карл» (SMS Erzherzog Karl) – на береговых батареях и третьих казармах. Эта атака стала шоком для итальянцев. Город оказался отрезанным от внешнего мира и не смог вовремя подать сигнал. В ту же ночь австро-венгерский флот нанёс атаки ещё в пяти местах. Другими целями стали Римини (Rimini), Вьесте (Vieste), Манфредония (Manfredonia), Барлетта (Barletta), а также мосты и железнодорожные сооружения на побережье. В силу своего расположения города в лагуне Венецию атаковали с воздуха. Бомбы попали в городской Арсенал и вызвали пожар. Итальянский флот был застигнут врасплох и не смог дать достойного отпора. Австрийские же корабли отошли без потерь.

Обстрел Анконы, 24 мая 1915 года


Обстрел Анконы, 24 мая 1915 года

28 мая произошло неприятное событие. Австрийская подводная лодка SM U-12 торпедировала греческий пароход «Виргиния», шедший без огней. Правительство выплатило компенсацию нейтральной стране. 17 июня соединение во главе с крейсером «Санкт-Георг» атаковало порт Римини. В это же время «Сигетвар» обстрелял военные цели в Фано (Fano) и Пезаро (Pesaro). 10 июля итальянцы, во главе с французским эсминцем «Биссон» (Bisson, BS), захватили архипелаг Пелагоза (Палагружа, ныне в составе Хорватии). 17 июля итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» (Giuseppe Garibaldi) и менее крупные корабли атаковали «Рагузу». Их обнаружила и атаковала подлодка SM U-4. Линиеншифс-лейтенант Рудольф Зингуле (Rudolf Wilhelm Singule) поразил крейсер торпедой, когда тот шёл на полном ходу. Итальянский корабль затонул за три минуты.

После того, как Италии не удалось в течение следующих месяцев не удалось нанести ответный удар за данное поражение (дирижабль «Читта ди Феррара» (Cittá di Ferrara) сбила морская авиация, дирижабль «Читта ди Ези» (Cittá di Jesi) сбили, флагманский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» потопила подводная лодка) Италия и Франция более не проводила никаких операций с помощью крупных кораблей.

7 августа подлодка SM U-12 подорвалась на мине в порту Венеции. 13 августа французский эсминец «Биссон» потопил субмарину SM U-3. 4 ноября Папа Римский Бенедикт XV (Benedictus PP. XV) выразил протест против бомбардировок Венеции, в которых пострадали ценные памятники. В своём ответе адмирал Гаус написал: «По этой причине надо будет вообще отказаться от атак на Италию».

В том же году французская подводная лодка «Кюри», которая в 1914 году застряла в заградительной сети, была принята в состав австрийского флота под наименованием SM U-14. После двухмесячного наступления была разгромлена Сербия. Однако командование Антанты стремилось эвакуировать остатки сербской армии. Единственным вариантом была эвакуация по морю. Помешать эвакуации было поручено флоту. После разгрома сербских сил король с большей частью своей армии отступил в Албанию для последующей эвакуации оттуда по морю. В свою очередь, австро-венгерский флот начал атаки против албанских портов. В ночь с 4 на 5 декабря была произведена атака силами группы «Новары». Всего оказалось потоплено 4 грузовых парохода, 10 крупных парусников и 5 транспортов. По возвращении на базу австрийцы обстреляли из артиллерийских орудий французскую подводную лодку «Френель» (Fresnel, Q65), которая была вынуждена выброситься на мель.

Сражение при Дурресе

28 декабря началось первое крупное морское сражение Первой мировой на Средиземном море, которое вошло в историю как Первое сражение при Дурресе (Durrës). Крейсер «Хельголанд» во главе группы из нескольких эсминцев отбыли к данному албанскому порту. Эсминец «Лика» (SMS Lika) вошёл в гавань, но в сильном тумане не обнаружил двух вражеских эсминцев, однако потопил грузовой пароход и парусник. Береговые батареи открыли огонь по эсминцу, который отклонился от курса влево. Затем он налетел на минное поле и подорвался на мине, но ход сохранил. После чего корабль налетел на вторую мину. Стремясь избежать столкновения «Триглав» также налетел на мину. «Триглава» взял на буксир эсминец «Балатон» (SMS Balaton). Но через 6 миль «Триглав» пришлось оставить из-за появившихся неподалёку вражеских кораблей. «Хельголанд» передал донесение в Каттаро, где разводили пары «Кайзер Карл VI», «Будапешт», «Новара» и «Амперн». В 13:30 подошёл вражеский флот: британский лёгкий крейсер «Дартмут» (HMS Dartmouth) и итальянский бронепалубный «Кварто» (Quarto), а также пять французских эсминцев. Первые залпы прозвучали примерно в 14:00. «Хельголанд» получил несколько попаданий. Однако австрийские корабли всё же смогли уйти на базу.

1916

Несмотря на поражение Сербии Черногория продолжала сражаться. Батареи над Каттарским заливом доставляли много неприятностей австрийским кораблям. Генеральный штаб распорядился провести атаку с земли и моря. 8 января крейсеры «Асперн», «Будапешт» и «Кайзер Карл VI» заняли огневые позиции. На следующий день началось наступление. Наибольшую опасность представляли батареи на Ловчене, однако ни один корабль не пострадал. Армия захватила столицу страны Цетине (Цетиње), и король Никола I Петрович (Никола I Петровић Његош) был вынужден капитулировать. 25 февраля австро-венгерская армия захватила Дуррес, благодаря чему у флота появилась ещё одна база. 18 марта подводная лодка SM U-6 потопила французский эсминец «Реноден» (Renaudin, RD). В тот же день французская подводная лодка «Ампер» (Ampère, Q68) торпедировала плавучий госпиталь «Электра» (Elektra), несмотря на наличие соответствующей маркировки на борту. Неприятель тем более не щадил грузовые суда. Так итальянцы с помощью своих новых торпедных катеров потопили несколько австро-венгерских транспортов. 23 июня австрийская подлодка SM U-15 потопила итальянский вспомогательный крейсер «Читта ди Мессина» (Cittá di Messina) и французский эсминец «Фурш» (Fourche). 8 июля крейсер «Новара» под командованием линиеншиффс-капитана Миклоша Хорти (Horthy Miklós) вошёл в пролив Отранто, где потопил два патрульных парохода. 26 сентября в пролив также совершил рейд эсминец «Шарфшютце» (SMS Scharfschütze). Его жертвы, французские эсминцы «Коммандан Ривьер» (Commandant Rivière) и «Каск» (Casque) получили тяжёлые повреждения. 15 сентября австрийский гидросамолёт L-135 повредил бомбами французскую субмарину «Фуко» (Foucault, Q70) и принудил команду покинуть лодку и затопить её.

Французская субмарина «Фуко» тонет


Французская субмарина «Фуко» тонет

1917

В январе 1917 года австро-венгерские и немецкие министры иностранных дел и командующие флотом объявили о начале неограниченной подводной войны в ответ на перевозку Антантой военных грузов на судах, замаскированных под суда нейтральных стран.

Максимилиан Ньегован


Максимилиан Ньегован

Вскоре после принятия данного решения (8 февраля 1917 года) скончался австрийский гросс-адмирал Антон Гаус. Со смертью Гауса 17 февраля император Карл I (Karl I.) лишился одного из самых верных своих людей. На похоронах в Поле присутствовало множество крупных военных чинов, начиная с самого императора. В 1925 году его останки были эксгумированы и перезахоронены на Хюттельдорфском кладбище в Вене. Его преемником стал хорват адмирал Максимилиан Ньегован (Maksimilijan (Maximilian) Njegovan). В его планы входил прорыв блокады пролива Отранто.

На протяжении 1917 года Адриатическое море имело ключевое значение для атак подводных лодок на судоходство в Средиземном море. Каттаро, располагавшийся в 225 км от узкого пролива Отранто, являлся главной базой подплава, откуда проецировались практически все угрозы для судоходства на Средиземноморье.

Британские дрифтеры выходят на патрулирование с базы в Таранто, 1917


Британские дрифтеры выходят на патрулирование с базы в Таранто, 1917

Но это была трудновыполнимая задача. Сформированное Антантой Отрантское подвижное заграждение насчитывало до 120 морских дрифтеров, использовавшихся для развёртывания и патрулирования противолодочных сетей, а также 30 морских охотников, вооружённых глубинными бомбами. В районе действовали 49 кораблей в составе 7 соединений, которые тянули стальные сети длиной свыше 900 м и глубиной до 40 м. Сам конвой имел длину в 8 км. Оно должно было заблокировать подводным лодкам выход из Каттаро. Но не смогло: с момента его развёртывания в 1916 году в него попали всего две подлодки (австрийская SM U-6 и немецкая SM UB-44) из сотен прошедших. Утром с 1 на 2 апреля через пролив успешно прошла подводная лодка SM U-27. Так же успешно проскользнула подлодка SM U-29, которая вела охоту в районе Мальты.

Тем не менее, заграждение не давало австро-венгерским силам свободно выходить из Адриатического моря без столкновения с силами блокады. Данный факт, а также нараставшая по мере войны нехватка снабжения (особенно углём) и угроза мин ограничивали действия австро-венгерского флота обстрелом итальянского и черногорского побережий.

Данных скромных успехов было недостаточно для поддержания состояния войны, поэтому командование флота приказало прорвать морскую блокаду. 28 апреля 1917 года на трёхсторонней конференции на Корфу обсуждалась более активная стратегия действий на Адриатике, но итальянцы отказались рассматривать какие-либо операции с применением крупных кораблей ввиду мощи австро-венгерского флота. Британцы и французы не горели желанием в одиночку биться с Австро-Венгрией, особенно в крупных сражениях. Однако австрийцы сами не сидели сложа руки и прямо во время конференции они готовили атаку на заграждение в проливе Отранто. Для атаки были выбраны три самых совершенных корабля: крейсеры «Новара», «Хельголанд» и «Зайда». Им в помощь были выделены эсминцы «Чепель» и «Балатон». Командование итальянского флота было в курсе планировавшейся операции, поскольку у итальянской разведки имелась агентура в том числе в австро-венгерском адмиралтействе. С учётом данных разведки оборона пролива была усилена несколькими кораблями. Австрийские корабли вышли в море 14 мая. Первой жертвой стал грузовой конвой. Потопив эсминец и пару судов конвоя два австрийских эсминца, отправились на соединение с тремя австрийскими крейсерами для безопасного отхода и соединения. Однако затем, примерно в 20 милях от запланированной точки атаки, их самих атаковали с севера. Атаку начали два британских крейсера и пять итальянских эсминцев, открыв огонь с дистанции 12 км.

Хорти на борту «Новары» во время боя в проливе Отранто, 1917 года


Хорти на борту «Новары» во время боя в проливе Отранто, 1917 года

Третий бой в Отранто начался в 09:28. Две стороны находились на удалении 8 км друг от друга, когда начали обстрел друг друга. Ввиду ограниченной дальнобойности австро-венгерских кораблей, вооружённых 100-мм орудиями, Хорти решил идти на сближение с противником. Для этого он решил поставить дымовую завесу, впервые на Средиземноморье. В 09:38 они вышли из завесы в 4,5 км от сил Антанты. Завязалась артиллерийская дуэль, из которой оппоненты Хорти решили выйти для восстановления оптимальной для них дистанции в 8 км. Корабли Антанты были вооружены орудиями калибром 152 мм. Крейсер «Хельголанд» получил первое серьёзное повреждение в 09:50. В 10:10 снаряд попал в орудийную установку «Новары», в результате чего погиб первый помощник, корветтен-капитан Роберт Субориц (Róbert Szuborits). Хорти получил ранения от шрапнели в пяти местах и временно лишился слуха на одно ухо (проблемы со слухом у него оставались до конца жизни). Он продолжал руководить сражением, пока не потерял сознание от кровопотери и шока. Командование принял лейтенант Станислаус Витковски (Stanislaus Witkowsky).

Раненый Хорти на борту «Новары»


Раненый Хорти на борту «Новары»

Когда Хорти пришёл в сознание он вернулся к командованию и передал управление «Новарой» Витковскому. В ходе сражения австро-венгерские крейсеры продолжили движение на северо-запад. Казалось, что они смогли подойти близко к шедшему к ним подкреплениям, когда в 10:30 «Новара» получила ещё одно тяжёлое попадание. Сразу же вышла из строя половина котлов, в результате чего в 10:55 крейсер потерял ход, оказавшись в уязвимом положении. Однако флот Антанты внезапно прекратил огонь и (на час раньше запланированного) подготовился к встрече австро-венгерского подкрепления во главе с крейсером «Санкт-Георг». Один из итальянских эсминцев бросился в атаку на «Новару», но был отброшен плотным огнём артиллерии. «Новару» взяли на буксир, и сражение вроде бы закончилось. Но тогда Антанта получила неожиданную подмогу, в результате чего численность её группировки дошла до трёх крейсеров и восьми эсминцев, получив численное превосходство. В 11:35 они снова атаковали, возобновилась артиллерийская дуэль, но никаких результатов она не принесла. После этого они даже не пытались атаковать австро-венгерский флот, который получил новые силы. В 12:07 они взяли курс на Бриндизи (Brindisi). Преследовавшая их немецкая подлодка SM UC-25 топедировала британский лёгкий крейсер «Дартмут», а также потопила французский эсминец «Бутефё» (Boutefeu), который бросился на подмогу. За эту громкую победу Миклош Хорти был награждён Большим крестом Военного ордена Марии Терезии.

Повреждённый крейсер «Новара» после боя в проливе Отранто, 15 мая 1917 года


Повреждённый крейсер «Новара» после боя в проливе Отранто, 15 мая 1917 года

После снятия морской блокады подводные лодки смогли ходить без помех. С 9 июня по 19 октября 16 разных кораблей были направлены на охоту за австрийскими подлодками. Однако флот также понёс потери. 16 мая SM U-5 подорвалась на мине. Поскольку Антанта потихоньку восстанавливала морскую блокаду пролива, то, когда 18 октября «Хельголанд» с эскортом вышел в море, он не встретил вражеских кораблей.

Некоторые корабли флота также приняли участие в сухопутных сражениях. 24 октября началась битва при Капоретто (она же 12-я битва при Изонцо). Итальянские позиции были прорваны на участке между горой Ромбон и селом Ауцца (Auzza; совр Авче / Avče в Словении), итальянцев оттеснили до позиций на реке Пьяве. 16 ноября броненосцы «Вин» и «Будапешт» вступили в бой с береговыми батареями в Кортеллаццо (Cortellazzo). Эти два корабля представляли большую угрозу для итальянского фронта, поэтому итальянское командование в Венеции приказало потопить их. 9 декабря к порту Триеста незаметно подошли два итальянских торпедных катера и выпустили торпеды. «Вин» получил два попадания торпед и затонул за 5 минут. Погибло около 40 человек. «Будапешт» же никаких повреждений не получил.

В октябре 1917 года миноносец SMS TB.IX перешёл на сторону Италии. Перед этим офицеры и немецкоговорящие члены команды были обезоружены.

1918

Начало 1918 года для австро-венгерского подплава выдалось удачным. 1 января подлодка SM U-40 пустила на дно британский пароход «Сэндон-Холл» (SS Sandon Hall) в районе Мальты. А 22 января подлодка SM U-27 потопила итальянский пароход «Андреа Коста» (SS Andrea Costa). Данные потери сподвигли руководство Антанты провести в Риме конференцию. 8-9 февраля было принято решение возобновить блокаду пролива Отранто. Тем временем на австро-венгерском флоте вспыхнуло матросское восстание, т.н. Восстание матросов в Каттаро.

В январе 1918 года по Австро-Венгрии, как и незадолго до этого по Германии, под влиянием Октябрьской революции и мирных переговоров в Брест-Литовке прокатилась большая волна забастовок. Широкие круги рабочих увидели в чрезмерных требованиях немецкого Высшего командования армии (Oberste Heeresleitung, OHL) попытку навязать мир силой. Рабочие выступали за мир без аннексий. Данная волна докатилась и до портовых рабочих и матросов в Поле. В конечном итоге матросы в Каттаро также решили присоединиться к протестам. 1 февраля 1918 года на кораблях, стоявших на базе в Каттарском заливе вспыхнуло восстание. Команды кораблей начали поднимать красные знамена, разоружать часть офицеров и мешать им осуществлять командные полномочия. К нему присоединились матросы до 40 кораблей и судов. Моряки сформировали корабельные комитеты, а также центральный комитет на флагмане — крейсере «Санкт-Георг». Восставшие требовали лучшего обращения и окончания войны. Однако, к тому моменту, как дошла эта новость, забастовки уже прекратились. Матросы запланировали на февраль акцию, которая должна была послужить толчком к всеобщему восстанию.

Крейсер «Санкт-Георг»


Крейсер «Санкт-Георг»

Но восстание не вышло за пределы базы. В течение трёх дней прибыла верная правительству эскадра. Совместно с береговой артиллерией эскадра выпустила несколько снарядов по восставшим кораблям, а затем бросила против них части морской пехоты. Во главе проправительственных сил был поставлен вице-адмирал Карл Зайдензахер (Karl Seidensacher). По итогам восстания 800 матросов было арестовано, несколько десятков отдано под трибунал, четверо казнено, включая предводителя восстания чеха Франца (Франтишека) Раша (František Rasch). С учётом большой численности команд на военных кораблях того времени, данное восстание очевидно поддержали немногие.

Австрийский историк Рихард Плашка (Richard Georg Plaschka) пришёл к выводу, что акции в Каттаро были спланированы как революционная демонстрация.

Однако без последствий восстание не прошло. Император Карл I снял с должности адмирала Максимилиана Ньегована и назначил вместо него Миклоша Хорти. Адмирал Рейнхард Шеер (Carl Friedrich Heinrich Reinhard Scheer), главнокомандующий немецким флотом, так прокомментировал новость о данной замене: «Наконец у нас появился правильный человек!».

С марта по начало лета (до момента установления блокады) подводные лодки потопили 6 вражеских судов. Но флот также понёс потери. 16 апреля эсминец «Штрайтер» столкнулся с пароходом «Петка» (Petka) и затонул. Летом в проливе Отранто были развёрнуты 40 британских эсминцев, 76 вооружённых рыболовных тральщиков, 26 британских эскадр морских охотников и американская противолодочная эскадра. Воодушевлённый прошлогодним успехом Хорти вознамерился прорвать морскую блокаду. Он планировал развернуть линкоры в дополнение к крейсерам и другим кораблям. В их числе был новейший линкор «Сент-Иштван».

Итальянский торпедный катер MAS-15


Итальянский торпедный катер MAS-15

Флот вышел в море 8 июня. Хорти лично командовал атакой с борта линкора «Вирибус Унитис». 9 июня с базы в Анконе вышли два итальянских торпедных катера, одним из которых, MAS-15, командовал Луиджи Риццо (Luigi Rizzo), который годом ранее потопил стоявший якоре австрийский броненосец «Вин». Они уже взяли курс на базу из патрулирования, когда заметили на горизонте клубы дыма. Катера подошли к крупнейшему кораблю, линкору «Сент-Иштван», который уже снизил скорость из-за проблем с силовой установкой, на расстояние 300 м, выпустили торпеды и ушли. Команда активно пыталась спасти «Сент-Иштван», получивший пробоину ниже ватерлинии, а другой линкор, «Тегеттхофф», взял корабль на буксир и тянул его пока не подоспел буксир. На торпедированном линкоре делали всё возможное для изоляции и герметизации повреждённых отсеков. Однако помпы перестали справляться с напором воды, и команда была вынуждена покинуть сильно накренившийся линкор. На «Тегеттхоффе» сигнал СОС приняли только утром. В 06:10 «Сент-Иштван» перевернулся на борт и затонул, унеся с собой на дно 89 членов команды. С борта систершипа была сделана киносъёмка гибели. 10 июня было объявлено в Италии Днём военно-морского флота. В 1939 году Бенито Муссолини объявил данный день официальным государственным праздником. Несмотря на данный провал, когда 2 октября корабли Антанты атаковали албанский порт Дуррес австрийская подводная лодка SM U-31 успешно торпедировала британйский лёгкий крейсер «Вэймут» (HMS Weymouth). Австрийская торпеда основательно разворотила нос корабля, но корабль всё же остался на плаву. После торпедного попадания силы Антанты прекратили обстрел и взяли повреждённый крейсер на буксир, благодаря чему портовую инфраструктуру удалось сохранить.

Линкор «Сент-Иштван» тонет в результате торпедного попадания, 10 июня 1918 года.


Линкор «Сент-Иштван» тонет в результате торпедного попадания, 10 июня 1918 года.

Центральные державы проигрывали войну. Чтобы не сдавать флот победителям, австрийский император Карл I решил передать весь военно-морской и торговый флот Австро-Венгрии, вместе с его портами, арсеналами и береговыми укреплениями новообразованному Государству словенцев, хорватов и сербов. 31 октября 1918 года адмирал Хорти по приказу императора передал австро-венгерский флот Народному вече словенцев, хорватов и сербов. В качестве последнего жеста он произвёл Миклоша Хорти в вице-адмиралы. Хорти принял делегацию Антанты на борту «Вирибус Унитис». Церемония была недолгой: на кораблях была проведена последняя церемония спуска красно-бело-красного военно-морского флага под аккопанемент национального гимна, после чего команды сошли с кораблей на берег. На базе был поднят флаг Государства словенцев, хорватов и сербов. В Каттарском заливе флаг торжественно сменили 1 ноября. Надежда императора на вхождение новосозданного югославянского государства в федерацию во главе с Габсбургами не оправдалась.

Государство СХС было официально провозглашено 29 октября 1918 года, но не было признано другими странами. Были направлены дипломатические ноты правительствам Франции, Великобритании, Италии, США и России о том, что Государство СХС не находится в состоянии войны ни с кем из них, и что Народное вече словенцев, хорватов и сербов приняло командование над всем австро-венгерским флотом. Ответа не последовало, ход боевых действий никак не изменился. 29 октября Австрия запросила перемирие. 4 ноября, после нескольких дней переговоров и обмена подписями, перемирие вступило в силу.

Янко Вукович-Подкапельский


Янко Вукович-Подкапельский

Командование флотом принял бывший австро-венгерский линиеншиффс-капитан Янко Вукович-Подкапельский (Janko Mihovil Aleksandar pl. Vuković Podkapelski), произведённый югославским Народным вече в контр-адмиралы. Флагманом остался линкор «Вирибус Унитис», капитаном которого некогда был Вукович. Переименование корабля в «Югославию» (Jugoslavija), о котором часто пишут в литературе, в действительности не состоялось.

Раффаэле Паолуччи

Раффаэле Паолуччи

Раффаэле Россетти

Раффаэле Россетти

Итальянская управляемая торпеда «Миньятта»


Итальянская управляемая торпеда «Миньятта»

1 ноября 1918 года два итальянских моряка, Раффаэле Паолуччи (Raffaele Paolucci) и Раффаэле Россетти (Raffaele Rossetti) на управляемой торпеде «Миньятта» (Mignatta) пробрались на военно-морскую базу в Поле. С помощью магнитных мин они потопили линкор «Вирибус Унитис». В ходе атаки был также подорван австрийский пароход «Вин» (Wien). Контр-адмирал Янко Вукович-Подкапельский погиб в порту Полы спустя всего 12 часов вместе со своим кораблём и сотнями членов команды.

«Вирибус Унитис» тонет в гавани Полы, 1 ноября 1918 года


«Вирибус Унитис» тонет в гавани Полы, 1 ноября 1918 года

Французский флот реквизировал новый линкор «Принц Ойген», который был отведён во Францию и позднее расстрелян на учениях в Атлантике качестве мишени.

Дислокация Средиземноморского флота

23 марта 1919 года отдельные корабли и подводные лодки, находившиеся в Поле и Каттаро, были переведены в Венецию. Там 25 марта они приняли участие в параде победы, после чего поставлены на якорь для демонстрации притязаний на владение.

Корабли в гавани Полы, конец 1918 - начало 1919 года


Корабли в гавани Полы, конец 1918 — начало 1919 года

По факту торпедные катера и миноносцы и другие корабли распределили следующим образом:

Великобритания:

  1. броненосцы «Хабсбург», «Арпад», «Бабенберг» — пущены на слом в 1922-23 годах
  2. эскадренные броненосцы «Эрцхерцог Фридрих», «Эрцхерцог Фердинанд Макс» — пущены на слом в 1921 году
  3. броненосцы береговой обороны «Монарх», «Будапешт» — пущены на слом в 1921 году
  4. крейсеры «Кайзер Карл VI», «Санкт-Георг», «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия», «Адмирал Шпаун», «Асперн», «Сигетвар» — пущены на слом в 1921-23 годах в Неаполе, Таранто, Эльбе и Венеции
  5. минные крейсеры «Пантер», «Леопард» — пущены на слом в 1921 году

Италия:

  1. линкор «Тегетхофф» — пущен на слом в 1924-25 годах. Корабельная рында (вторая, стальная) впоследствии была передана на немецкий тяжёлый крейсер «Принц Ойген» (Prinz Eugen), который принимал участие во Второй мировой войне. В 1973 году рында была возвращена в Австрию и помещена в Бармхерцигенкирху в Граце.
  2. линкоры «Радецки», «Зриньи» — в ноябре 1920 года переданы американцами Италии, пущены на слом, соответственно, в 1926 и 1921 годах.
  3. линкор «Эрцхерцог Франц Фердинанд» — пущен на слом в 1921 году
  4. крейсеры «Хельголанд», «Зайда» — 11 марта 1937 года выведены из состава флота, пущены на слом
  5. минные крейсеры, торпедные канонерки, миноносцы и эсминцы «Зара», «Спалато», «Себенико», «Метеор», «Блиц», «Комет», «Планет», «Трабант», «Магнет», «Шарфшютце», «Ускоке», «Турул», «Чикош», «Велебит», «Динара» (SMS Dinara), «Хусар» (SMS Huszár), «Вараздинер» (SMS Warasdiner) — пущены на слом в 1921 году
  6. эсминцы «Татра» (SMS Tátra), «Балатон» — 5 июля 1923 года списаны, пущены на слом
  7. эсминцы «Чепель» (SMS Csepel), «Орьен» (SMS Orjen) — 1 мая 1937 года списаны, пущены на слом
  8. эсминцы «Триглав», «Лика», «Ужок» (SMS Uzsok) — 5 января 1939 года списаны, пущены на слом

Франция:

  1. тяжёлый крейсер «Принц Ойген» — в 1922 году расстрелян в качестве мишени на стрельбах
  2. эскадренный броненосец «Эрцхерцог Карл» — в плохую погоду затонул при буксировке в районе Бизерты (Bizerte / بنزرت); в 1921 году разделан на месте
  3. лёгкий крейсер «Новара» — в 1942 году продан на слов
  4. канонерская лодка «Зателлит», эсминцы «Пандур» (SMS Pandur), «Река» (SMS Réka) — пущены на слом в 1921 году, эсминец «Дукла» (SMS Dukla) — 5 октября 1936 года продан на слом.

Прочие прибрежные и морские миноносцы, подводные лодки (в числе которых SM U-14, на французском флоте — «Кюри») а также другие большие и малые корабли и суда.

  • Греция: эсминец «Улан» — пущен на слом в 1932 году
  • Югославия: прибрежные и морские миноносцы, а также другие большие и малые корабли и суда
  • Румыния: прибрежные и морские миноносцы
  • Португалия: прибрежные и морские миноносцы

Проблемы флота

Большую часть периода своего существования в Австрии (впоследствии — Австро-Венгрии) ВМФ не был в политическом или финансовом приоритете у властей империи.

Морская мощь никогда не считалась основным в фактором в определении внешней политики Австрии. Кроме того, публика была мало знакома с флотом, и последний не пользовался широкой поддержкой и популярностью в народе. Такие мероприятия, как дни открытых дверей и военно-морские клубы не могли ничего поделать с настроениями о том, что флот это нечто «дорогое, но очень далёкое». Другим важным моментом было то, что бюджет флота большую часть времени определяло военное министерство, где ведущие позиции принадлежали армии (за вычетом периода перед сражением при Лиссе).

Надлежащее внимание публики и финансирование флот получал в те три коротких периода, когда он пользовался протекцией члена монаршей семьи. Эрцгерцоги Фридрих, Фердинанд Максимилиан и Франц Фердинанд каждый проявляли повышенный интерес к флоту, имели высокий флотский чин и энергично отстаивали интересы ВМФ. Однако ни один из них не прожил достаточно долго: Фридрих скончался молодым, Фердинанд Максимилиан отбыл из Австрии и короновался императором Мексики, а Франца Фердинанда убили ещё до восшествия на престол.

Проблемы флота усугублялись наличием десяти этнических групп, каждая из которых составляла более 5% населения Австро-Венгрии. Офицеры должны были владеть как минимум четырьмя языками, которые были в ходу в империи. Немцы и чехи обычно служили связистами и механиками, венгров брали в комендоры, а хорваты и итальянцы становились матросами или кочегарами. Данная пестрота национальностей и языков создавала трудности в коммуникации.

Другой проблемой был меньший тоннаж австрийских линкоров в сравнении с кораблями других европейских стран.

Австро-венгерское соглашение 1867 года было призвано успокоить политическое недовольство в стране путём создания двуединой монархии, в рамках которой император Австрии также являлся королём Венгрии. Данное конституционное преобразование также отразилось в названии флота, который именовался императорско-королевским (kaiserlich und königliche Kriegsmarine, сокр. K. u K. Kriegsmarine).

Источник — https://vk.com/@marineproof-istoriya-voenno-morskih-sil-avstro-vengrii-ch-2-avstro-ven

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account