В числе авиационной техники, закупленной в Германии весной 1940 г., были два средних бомбардировщика Do-215. После сборки одну из машин на Центральном аэродроме столицы приняли представители НИИ ВВС и 9 мая перегнали в «Чкаловскую» для проведения летных испытаний. Ведущими по машине назначили инженера Н. С. Куликова, летчика А. К. Долгова и штурмана Соколова.
Do-215 представлял собой цельнометаллический высокоплан классической схемы. Алюминиевые сплавы, электрон и высококачественные стали являлись основными конструкционными материалами самолета.
схемы Do 215
Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на крыле располагались закрылки и зависающие элероны. Оперение было двухкилевым, с регулируемым в полете углом установки стабилизатора. С целью уменьшения нагрузок на командные органы управления на рулях направления устанавливались триммеры, а на элеронах и руле высоты — флетнеры.
Двухколесное шасси убиралось вместе с хвостовым колесом.
хвостовое оперение и шасси Do 215
Экипаж, размещавшийся в общей кабине, состоял из четырех человек: летчика, штурмана и двух стрелков, один из которых выполнял также обязанности радиста.
кабина экипажа Do 215
Оборонялся самолет тремя пулеметами MG-15 калибра 7,92 мм с кольцевыми прицелами. Причем одним из них, установленным в носу, пользовались и штурман и летчик. В последнем случае пулемет закреплялся неподвижно. Два других пулемета защищали заднюю верхнюю и нижнюю полусферы. Суммарный боекомплект состоял из 2250 патронов.
оборонительное вооружение Do 215
Максимальная бомбовая нагрузка самолета не превышала 1000 кг. Механический привод открытия бомболюка был довольно надежный, но в случае срыва бомбы с замка створки могли открыться под ее тяжестью. Штурман осуществлял бомбометание с помощью прицела «Лотте-7-А», а летчик — посредством визира «Кюви-2».
Два двигателя DB-601-Аа с флюгерными воздушными винтами VDM развивали взлетную мощность 1175 л. с. при номинальной равной 1045 л. с, а на границе высотности 3700 метров — 1100 л.с.
Два основных центропланных бензобака вмещали 1500 литров, а дополнительный, который находился в фюзеляже — 900 литров.
Самолет был укомплектован радиостанцией FuG-10а, радиополукомпасом EZ-3, аппаратурой «слепой» посадки и автопилотом «SAM».
В ходе испытаний Do-215 в НИИ ВВС, проходивших с 10 по 20 мая 1940 г., выявилось практически полное несоответствие характеристик рекламных с полученными в реальных условиях при полетном весе 8620 кг. Достаточно сказать, что максимальная скорость у земли оказалась меньше на 30 км/ч, а на высоте 4500 метров — на 50 км/ч. Время набора высоты 3000м было 6,2 минуты вместо заявленных 5,2.
По мнению летчиков, самолет оказался прост в пилотировании, обладал отличным обзором, а оборудование для «слепых» и ночных полетов позволяло эксплуатировать его в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Винтомоторная группа работала отлично. Особой похвалы заслужили флюгерные воздушные винты — на наших самолетах они отсутствовали. Перевод винта во флюгерное положение в случае остановки одного мотора давал прибавку в скорости около 20 км/ч по сравнению с авторотирующим винтом и допускал полет на высотах до 2000 метров. При пользовании триммером руля поворота нагрузка на ногу снималась полностью, обеспечивая полет на одном моторе с брошенным ножным управлением. При этом самолет легко выполнял развороты в обе стороны с креном 15-20 градусов.
винто-моторная группа Do 215
Испытатели отмечали надежную работу системы уборки и выпуска щитков и шасси. А что касается сосредоточения всего экипажа вместе, то это позволяло осуществлять непосредственную связь друг с другом и гарантировало взаимопомощь в трудную минуту.
Устойчивость машины относительно трех осей на всех режимах горизонтального полета, набора высоты и планирования была отличная.
Самолет допускал виражи с креном до 60 градусов. На высоте 1400 метров на выполнение правого виража затрачивалось 33 секунды, что почти в два раза больше, чем у истребителя. Посадка на Do-215 была простой: он хорошо садился на три точки и сохранял направление движения на пробеге.
Do 215
Застекленный нос способствовал превосходному обзору вперед, вниз, в стороны и назад.
В отчете по летным испытаниям отмечалось:
«При наличии хорошего обзора и совместном расположении всего экипажа противник может быть быстро обнаружен и весь состав экипажа извещен моментально».
Воздушные бои бомбардировщика с истребителями И-16 и И-153, проведенные в ходе испытании показали, что
«использование оружия передней огневой точки возможно при атаках только спереди прямо по курсу или сверху под углом не более 20°, а также спереди справа и спереди, справа, слева под углами не более 15-20°. Невозможна стрельба при атаках спереди снизу…
Взаимодействие огня при атаках в передней полусфере передней и задней огневых точек самолета невозможно. При выходе истребителя из атаки к хвосту самолета До-215 возможна кратковременная стрельба из верхней задней или люковой установки.
Использование оружия верхней, задней и люковой огневых точек возможно при всех атаках в задней полусфере. Однако обстрел ограничен…
При атаках одиночного До-215 наиболее уязвимыми и необороняемыми секторами являются:
а) спереди полностью левый нижний сектор и справа сверху и снизу под углами более 20°;
б) сзади непосредственно под
хвостом от стабилизатора и ниже до 25-30°.В указанных секторах атакующий истребитель не может быть обстрелян ни одной из стрелковых установок.
Благодаря размещению летчика в передней кабине и в непосредственной близости от штурмана, наличию отличного обзора вперед и специального визира условия наводки самолета на цель для бомбометания отличные.
Выполнение штурманских задач обеспечено наличием хорошего аэронавигационного оборудования.Самолет До-215 с успехом может выполнять разведывательные задачи, как визуальным способом, так и с применением аэрофотосъемки».
источник: Николай КРУГЛОВ "Бомбардировщик Do 215" САМОЛЕТЫ МИРА № 2 март — апрель, 1998