Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение тем «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше» и «Из Англии в Австралию: дальше уже некуда. Большие воздушные гонки 1934 года».

В марте 1933 года известный австралийский филантроп сэр МакФерсон Робертсон (Sir MacPherson Robertson), желая отметить столетие со дня основания штата Виктория, выставил £15000 в качестве призового фонда для 12300-мильной (19790,7 км) воздушной гонки из Англии в Австралию. В то время самолеты с необходимыми скоростью и дальностью были, главным образом, американскими, и Comet был прямым результатом решения совета директоров de Havilland, что,несмотря на финансовые потери для компании, победителем гонки должен быть британец. Их готовность построить гоночные самолеты со скоростью 200 миль/ч (321,8 км/ч) и номинальной стоимостью £5000 каждый получила широкую огласку в австралийской и британской прессе. Однако объявление также предусматривало, что заказы должны быть размещены в феврале 1934 года. Предложение было принято, и лишь за девять месяцев до начала гонки прямо с чертежной доски Джимом и Эми Моллисонами (Jim and Amy Mollison), автогонщиком Бернардом Рубином (Bernard Rubin) и управляющим гостиницей Гросвернор-Хаус (Grosvenor House Hotel) Э.О. Эдвардсом (A. O. Edwards) были заказаны три самолета.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

схемы D.H.88 Comet

Успех зависел от умения конструктора объединить доступные эксплуатационные характеристики с высокой крейсерской коростью и большой дальностью, и эти требования были блестяще реалованы применением тонкого крыла, щелевых закрылков, винтов переменного шага и убирающегося вручную шасси. Экипаж из двух человек, необходимый при полетах на длинные дистанции, сидел в кабинах тандемом (такой вариант компоновки был выбран для уменьшения лобового сопротивления). Для повышения надежности самолет был оснащен специальными гоночными двигателями Gipsy Six R, имевшими высокую степень сжатия, низкое сопротивление и развивавшими на взлете по 230 л.с. каждый.

Comet-ы были построены в глубокой тайне в Стэг-Лэйне (Stag Lane) и после пробной сборки компоненты были отправлены по дороге в Хэтфилд для окончательной сборки и для испытаний. Даже владельцам не разрешалось видеть их, но компания de Havilland сдержала слово, и первый Comet, пранадлежавший Моллисону G-ACSP, 8 сентября 1934 года, всего за шесть недель до начала гонки, под управлением Х.С. Броуда (H. S. Broad) взлетел в Хэтфилде, неся на себе обозначение E-1.

Именно тогда выяснилось, что самолет был небольшим двухмоторным низкопланом с деревянной работающей обшивкой, имевший изящное трапециевидное крыло с профилем поперечного сечения R.A.F. 34; с целью получения тонкого и жеского свободнонесущено крыла последнее по методу Э.Э Хэгга (A. E. Hagg) послойно обшивалось еловыми пластинами. Три больших топливных бака, расположенные в фюзеляже впереди экипажа, обеспечивали самолету максимальную дальность в 2925 миль (4706,33 км) при скорости 220 миль/ч (353,98 км/ч) и с использованием двухпозиционных винтов Ratier, установленых для получения оптимальных взлетных характеристик. Винты автоматически переключались на большой шаг при скорости 150 миль/ч (241,35 км/ч), на которой диск обтекателя втулки винта был вынужден отойти назад, освобождая 80 фунтов (36,288 кг) внутреннее давление воздуха; возвращение к мелкому шагу можно было выполнить только на земле при помощи велосипедного насоса.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

Каждый Comet имел отличительные гоночные цвета: G-ACSP "Black Magic" Моллисона был черным и золотым, принадлежавший Бернарду Рубину и пилотируемый Оуэном Кэткартом-Джонсом (Owen Cathcart-Jones) и Кеном Уоллером (Ken Waller) G-ACSR был зеленым, пилотируемый К.У.Э. Скоттом (C. W. A. Scott) и Томом Кэмпбеллом Блэком (Tom Campbell Black) G-ACSS, метко названный " Гросвенор-Хаус",был алым и белым. После интенсивных летных испытаний, проверок расхода топлива и подготовки экипажей все три самолета Comet были зарегистрированы 14 октября в Милденхолле (Mildenhall), но 18 октября Кэткарт-Джонс во время посадки после испытательного полета на G-ACSR повредил его по причине частично невыпущенного шасси. Основной ущерб был нанесен обтекателю шасси и винту Ratier, но последний был выпрямлен Fairey Aviation Co. Ltd., и после фанатичных ремонтных работ самолет поднялся в воздух за 12 часов до старта.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

Моллисоны стартуют в австралийской гонке, Миддлхол, 20 октября 1934 года

Ставшая бессмертной гонка МакФерсона стартовала на рассвете 20 октября 1934 года и к концу первого дня Скотт и Блэк на G-ACSP "Black Magic" Моллисона покрыли 2530 миль (4070,77 км) до Багдада. Моллисоны сделали это без остановок, тогда как G-ACSS заправился на авиабазе Королевских ВВС в Киркуке, а Кэткарт-Джонс и Джонс заблудились, совершив вынужденную посадку в Персидской пустыне в 240 милях (386,16 км) от Дизфуля (Dizful). Тем не менее они настигли Моллисонов в Аллахабаде, где G-ACSP "Black Magic" сошел с гонки после повреждения двигателей коммерческим автомобильным бензином. К этому времени Скотт и Блэк были далеко за пределами Сингапура и лишь сверхчеловеческие усилия по преодолению усталости позволили им опередить принадлежавший K.L.M. Douglas DC-2 и прибыть первыми в Мельбурн, выиграв приз и затратив при этом 70 часов 54 минуты 18 секунд.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

фотография победителей гонки МакФерсона

Кэткарт-Джонс и Уоллер прибыли четвертыми, затратив 108 часов 13 минут 30 секунд, собрав снимавших финиширующие самолеты кинохроникеров и фотографов для прессы, после чего вылетел обратно в Англию. Они прибыли в Лимпн (Lympne) 2 ноября через 13 дней 6 часов 43 минуты после вылета из Миддлхолла, установив новый рекорд полета туда и обратно. С подходящим именем "Reine Astrid" этот же самолет под управлением Кена Уоллера и Мориса Франшомма (Maurice Franchomme) 20 декабря вылетел из Эвера, Брюссель, с грузом рождественской почты для Конго. Они вернулись из Леопольдовиля 28 декабря, закончив 8000 мильный (12872 км) полёт туда и обратно, после чего самолет был возвращен в Хэтфилд для капитального ремонта и продажи французскому правительству, присвоившему машине номер граданской регистрации F-ANPY.

5 июля 1935 года во время доставки самолета из Кройдона в Ле-Бурже Х.С. Броуд уменьшив время полета между столицами до величины меньше часа и установил новый рекорд в 52 минуты. Comet был приобретен для проведения экспериментальных работ в рамках подготовки к планируемой высокоскоростной южноатлантической авиапочтовой службы. Прославленный дальними перелетами французский пилот Жан Мермоз в сопровождении радиста Жими (Gimie) 1-2 августа 1935 года на F-ANPY выполнил ставший рекордным пробный полет из Парижа в Дакар. В ходе этого полета он покрыл 1420 миль (2285 км) до Касабланки за 7 часов 22 минуты, а оставшиеся 1570 миль (2526 км) на следующий день за 8 часов 19 минут при средней скорости 193 миль/ч (310,5 км/ч). 29-30 августа на обратном пути Мермоз увеличил скорость, подняв до 208,5 миль/ч (335,48 км/ч). При однодневном полете из Парижа в Алжир и обратно с полетным временем 8 часов 38 минут средняя скорость составила 201,3 миль/ч (323,89 км/ч).

Для оказания помощи в этих полетах по заказу французского правительства был построен четвертый Comet F-ANPZ, оснащенный винтами переменного шага D.H./Hamilton, почтовым отделением в носу и не имевший посадочной фары. Это был первый самолет с планером, двигателями и воздушными винтами de Havilland, построенный и доставленный из Кройдона в ле-Бурже за 59 минут.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

купленный французским правительством Comet F-ANPY покидает Кройдон для перелета в Ле-Бурже, 5 июля 1935 года (The "Aeroplane") 

Правительство Португалии были подобные идеи относительно перевозки почты и приобрело "Black Magic" для планируемого пробного полета из Лиссабона в Рио-де-Жанейро. Переименованный в "Salazar" ("Салазар") 25 февраля 1935 года под управлением сеньора Карлоса Блека (Senor Carlos Bleck) и лейтенанта Коста Маседо (Lt. Costa Macedo) самолет был переправлен из Хэтфилда в Лиссабон, безостановочно пролетев 1010 миль (1625,09 км) за 6 часов 5 минут. Повторный полет был сделан в сентябре, и в 1937 году Маседо снова перелетел в Хэтфилд для проведения капитального ремонта, после чего в июле того же года совершил выдающийся обратный полет в Лиссабон, затратив на его выполнение 5 часов 17 минут.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

первый D.H.88 Comet "Salazar", заводской номер 1994, с португальскими опознавательными знаками и номером гражданской регистрации CS-AAJ

Пятый и последний Comet, G-ADEF "Boomerang", был построен по заказу Сирила Нильсонса (Cyril Nicholson), который запланировали серию попыток побития основных рекордов дальности. 8 августа 1935 года на первом этапе попытки побития рекорда полета до Кейптауна самолет, пилотируемый Томом Кэмпбеллом Блэком и Дж.К. МакАртуром (J. C. McArthur), установил рекорд беспосадочного полета на маршруте Хатфилд-Каир, покрыв 2240 миль (3604,16 км) за 11 часов 18 минут. Из-за проблем с маслом от перелета в Кейптаун было решено отказаться, и машина возвратилась из Каира в Англию, совершив за 12 часов 15 минут беспосадочный перелет и установив новый рекорд полета в оба конца.

7 сентября 1935 года "Boomerang" был заявлен для участия в гонках на королевский кубок, в которых он выступил неудачно. Спустя две недели во время второй попытки побития рекорда в полете до Кейптауна, но 22 сентября над Суданом из-за проблем с воздушным винтом экипаж был вынужден покинуть самолет на парашютах.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

Comet "Boomerang" Тома Кэмпбелла-Блэка в Хэтфилде на гонках на кубок короля, 7 сентября 1935 года (W. K. Kilsby)

Официальный интерес к Comet привел к закупке Министерством авиации "Гросвенор-Хауса". Машина была отправлена обратно в Мельбурн для испытаний, во время которых были для замены поврежденных во время аварии воздухозаборников были установлены увеличенные. Авария произошла 30 августа 1935 года, когда не удалось зафиксировать шасси в выпущенном положении. Самолет с этими изменениями получил номер военной регистрации K5084 и 27 июня 1936 года был представлен на хэндонском показе Королевских ВВС. Однако 2 сентября 1936 года во время посадочных испытаний с общим весом 5000 фунтов (2268 кг) шасси повредилось снова и самолет был выставлен для утилизации в качестве металлолома.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

знаменитый победитель гонок МакРобертсона, заводской номер 1996, в окраске Королевских ВВС с военным номером K5084

Забвение было предотвращено Ф.Э. Тэскером (F. E. Tasker), для которого этот знаменитый самолет был восстановлен компанией Essex Aero Ltd. из Грейвсенда (Gravesend); на самолет были установлены двигатели Gipsy Six второй серии, вращавшие винты изменяемого шага D.H./Hamilton. Окрашенный в бледно-голубой и переименованный в "The Orphan", G-ACSS, пилотируемый Э.Э. Клаустоном (A. E. Clouston) и Джорджем Нельсоном (George Nelson) в 1937 году занял четвертое место в гонке Марсель-Дамаск-Париж. 11 сентября Кен Уоллер занял 12 место на состоявшихся в Хэтфилде гонках королевского кубка.

В те дни реклама играла важную роль в финансировании рекордных полетов, и поэтому когда 14 ноября Клаустон и миссис Кирби Грин (Mrs. Kirby Green) вылетели из Кройдона в Кейптаун для побития рекорда полета в оба конца, самолет-ветеран был переименован в "The Burberry". Экипаж установил новый рекорд, затратив на полет туда и обратно 15 дней 17 часов. 6 февраля 1938 года самолет, получивший еще одно название — "Australian Anniversary", вылетел из Грейвсенда в Австралию, но это  знаменательный полет был прекращен на Кипре после разрушения шасси. Краткосрочный ремонт позволил машине выполнить свой последний исторический полет домой.

С экипажем в составе Клаустона и Виктора Рикеттса (Victor Ricketts) 15 марта G-ACSS вылетел из Грейвсенда и через 80 часов 56 минут прибыл в Сидней, затем пересек море Тасмана и через 7½ часов прибыл в Бленхейм (Blenheim), Новая Зеландия. После остановки на ночь Comet отправился в обратный путь, и когда 26 марта самолет приземлился в Кройдоне, то за 10 дней 21 час 22 минуты было преодолено 26450 миль (42558 км) — мировой рекорд, который не побит до сих пор.

Затем самолет вернулся в Грейвсенд в Essex Aero Ltd., где с него был снят двигатель для установки на "Mew Gull" G-AEXF. После этого машина оставалась под брезентом почти 13 лет, пока студенты технической школы de Havilland (de Havilland Technical School) не привели ее в первоначальный вид "Гросвенор-Хауса" для показа на состоявшемся в 1951 году Фестивале Британии (Festival of Britain). Позднее со все еще одним двигателем исторический самолет, который предоставил так много данных для участвовавшего во Второй Мировой войне D.H.98 Mosquito, хранился в Ливсдене (Leavesden) в выставочном зале de Havilland Engine Co. Ltd.. 30 октября 1965 году он был передан авиационному музею Shuttleworth Collection в Олд-Уордене (Old Warden), где в течение одиннадцати лет (с 1965 по 1976 годы) шел капитальный ремонт машины с приведением в летное состояние.

Гоночный самолет De Havilland D.H.88 Comet. Великобритания

D.H.88 в экспозиции авиационного музея Shuttleworth Collection, 2010 год

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Компания-производитель: de Havilland Aircraft Co. Ltd., аэродром Стэг-Лэйн, Эджвер (Edgware), Миддлсэкс

Силовая установка:

два 230-сильных de Havilland Gipsy Six R
два 205-сильных de Havilland Gipsy Six series II

Размеры:

размах крыла 44 фт 0 дйм (13,41 м)
длина 29 фт 0 дйм (8,84 м)
высота 10 фт 0 дйм (3,05 м)
площадь крыла 212½ фт² (19,74 м²)

Вес:

конструкционный 2930 фнт (1329,048 кг)
общий полетный 5550 фнт (2517,48 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 237 миль/ч (381,333 км/ч)
крейсерская скорость 220 миль/ч (353,98 км/ч)
начальная скороподъемность 900 фт/мин (274,32 м/мин, 4,572 м/с)
потолок 19000 фт (5791,2 м)
дальность 2925 миль (4706,325 км)

Производство:

Заводской номер

Номер

гражданской регистрации

Дата выдачи СЛГ*

Примечания

1994

G-ACSP

09.10.34

«Black Magic»; продан португальскому правительству 03.35 как CS-AAJ "Salazar". Первый полет выполнил как E-1

1995

G-ACSR

12.10.34

первый полет 12.10.34; «Reine Astrid»; продан французскому правительству 04.35 как F-ANPY

1996

G-ACSS

12.10.34

первый полет 09.10.34; «Grosvenor House»; продан Королевским ВВС 06.35 как K5084, восстановлен 06.37, сохранен Shuttleworth Collection

2260**

F-ANPZ

26.06.35

почтовый самолет французского правительства; первый полет выполнил как E-1

2261

G-ADEF

06.08.35

«Boomerang»; первый полет 03.06.35 выполнил как E-3; разбился 22.09.35к югу от Атбара (Atbara), Судан

* — сертификат летной годности
** — первоначально 1999

источник: A.J.Jackson "De Havilland Aircraft since 1909"

P.S. в качестве приложения думаю коллегам будет интересна кинохроника 1934 года с участниками гонки МакФерсона и их самолетами.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account