Содержание:
Печальная РИ (Надо немного, а то Джунгария с её историей малоизвестны)
Основой Джунгарии был северо-запад нынешнего Китая. Здесь со времён Чингисхана расселился народ ойраты — западная ветвь монголов.
Джунгария была довольно воинственным ханством. Оно пыталось захватить весь Казахстан, оспаривала власть России в южной Сибири, воевала с Китаем за господство в Тибете и в собственно Монголии.
В результате Джунгария в пору расцвета занимала огромные территории центральной Евразии. Но расцвет внезапно сменился катастрофой.
В 1745 году умер хан Галдан-Церен. Это был сильный правитель, настоящий государственник, заботившийся о развитии Джунгарии. Но его сын, унаследовавший престол, был озабочен не государственными делами, а пьяным распутством. Составился заговор, его свергли — но междоусобицы и распри за престол продолжились. В 1754 очередной претендент Амурсана бежал в Китай, хотя это был злейший враг Джунгарии.
В 1755 года китайская армия вторглась в Джунгарию. До этого джунгары отражали попытки китайского вторжения. Но сейчас их ханство разделилось само в себе, элита раскололась в борьбе за престол, а простой народ измучен затянувшейся княжеской распрей.
Амурсана рассчитывал с помощью китайцев стать ханом. Но китайцы вообще упразднили ханство, присоединив его земли к Китаю. Осенью 1755 он поднял восстание, призвав восстановить независимое ханство — разумеется, под своей властью. Его мало кто поддержал.
Китайский же император пришёл в ярость. Он приказал не просто покарать бунтовщиков, а уничтожить Джунгарию со всем её населением.
Большая китайская армии снова вторглась в раздраенную Джунгарию и начала уничтожать джунгарские селения (точнее, становища). Такова была китайская политика, геноцид в ней не был необычным приёмом.
Разрозненные отряды ойратов пытались оказать сопротивление. Но китайская армия была многократно больше, лучше оснащена. Истребление джунгаров закончилось в 1759 г, когда китайские войска уничтожили последний очаг жизни западных монголов на этих землях.
Джунгария исчезла, её основное население было уничтожено. На обезлюдевших землях бывшей Джунгарии стали расселяться китайцы, уйгуры, казахи и другие. От неё остались только развалины буддистских монастырей (религией Джунгарии был буддизм)
АИ — Джунгария выживает
Вообще, чтобы выжить, Джунгарии необходимо развитие. Среди прочего — оседание части джунгар на постоянные жилища – с освоением земледельческих занятий. Чтобы не только одно кочевое скотоводство было делом джунгар. Также оседание в городах – с освоением ремёсел и торговли. Это напрашивается сразу на первый взгляд.
И, оказывается (недавно на сайте была статья https://alternathistory.ru/popadanets-xviii-veka-ili-shved-na-sluzhbe-stepnoj-imperii/), в Джунгарии реально это понимали и что-то делалось. Точнее, началось делаться – и даже начало давать некоторые результаты. Осевшие кочевники начали получать урожаи; в Джунгарии наладили своё военное производство – ружей и даже пушек. В Ри эти успехи не успели закрепить. Только принялись эти тенденции в развитии страны, как случились развал, китайское нашествие и геноцид.
Самая простая развилка, выруливающая историю к сохранению Джунгарии: сын Галдан-Церена в 1745 г. оказывается достойным преемником, а не как в Ри. Соответственно, заговор против него неуспешен, последующих многолетних усобиц нет. Может и сам Галдан-Церен умирает позже – и его наследник старше, опытен в военных и вообще гос.делах.
Заманчив более ранний Аи-вариант: успешная для джунгар война с Китаем где-то в 1650-80 гг. Так что бы они помешали консолидации Китая в империю Цин. Соответственно, в 1755 г. соседом джунгар с востока будет не империя, а что-то послабее. Но такой вариант требует больших изменений в Ри. Гораздо больших, чем просто один толковый наследник. Такие изменения, что до натяжек.
Так что остановимся на хорошем преемнике в 1745 г. Он продолжает политику развития. Не профукивает все полимеры, а приумножает. С развитием военного производства увеличиваются военные возможности ханства; с освоением земледелия и городской жизни увеличивается его население.
В общем, от решения внутренних проблем переходим к внешним. Проблемы джунгар, помешавшие им взлететь (а намерение на взлёт у них было):
- Сопротивление казахов. Намерение захватить Казахстан в Ри всё никак не удавалось воплотить. Преимущество у джунгар было, войны шли именно на казахской территории, но вот додавить, не проиграть последнее сражение, джунгары всё не могли.
- Соперничество с Китаем (империя Цин).
(Было ещё соперничество с Россией – но это была где-то из последних проблем).
- Сопротивление восточных монголов — как-то не хотели они с джунгарами (западными монголами) в одно государство (под властью западномонгольских ханов). В Ри китайцы уничтожили джунгар в значительной части руками восточных монголов.
Умеренный вариант
Джунгария просто сумела отбиться от Китая. Без внутреннего раздрая, но напротив, с развитием, это вполне реально. В 18 веке устоять, а потом вроде бы Китай успокоится. В общем, Джунгария просто сохраняется в коренных своих границах (ойратско-уйгурского населения) и к 21 веку.
Галактический вариант
Джунгары осознавали, что им надо, чтобы повторить Чингисхана. Его армия могла и полевые сражения давать и вражеские укрепления брать, имелась для этого нужная техника. У джунгар имелась сильная конница, годная для выигрыша полевых сражений. Но против укреплений ни навыков, ни годной техники не было. В войнах с Китаем сложилась патовая ситуация: джунгары скакали в поле, китайцы же отсиживались в укреплениях, даже в наспех созданных полевых.
Аи Джунгарская армия обзаводится сильной артиллерией, может даже выписывает из Европы специалистов по борьбе с крепостями. Солдаты массово становятся огнестрелками.
Что сделали с Казахстаном писать не буду. А то вдруг нас какие-нибудь казахи читают. Потом джунгары повернулись против Китая. Бьют его армию, берут укрепления. Освобождают от его власти восточных монголов, затем Тибет. Взятие Пекина обязательно (надеюсь, китайцы нас не читают). Затем поход в среднюю Азию, покорение тамошних ханств (нынешних Узбеки-, Таджики-, Кизгиз- и Туркмени- станов). А затем и поход в Индию — за утверждение буддизма на его родине.